Ключевые компетентности обучающихся и их формирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. образовательные системы во многом ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов;
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность.
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
ЧАЙКИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА, учитель истории и обществознания МОУ-средней общеобразовательной школы 2 г.Тавды.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания.
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
Компетентностный подход в образовании (А. В. Хуторской) Кривенко Я. В.
Проект новых стандартов: компетентностный подход.
«Ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями» (Л.С.
Формирование ключевых компетенций Щепанцова Е.И., учитель английского языка МБОУ Нижнеингашская СОШ1 2014г. ФГОС.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
Тема педсовета: Компетентностный подход в образовании: задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО Цели: Осознание.
К вопросу о формировании ключевых компетенций младших школьников Учитель начальных классов МОУ «СОШ 27 с углубленным изучением отдельных предметов» Филимон.
Формирование ключевых компетенций на уроках географии Жукова Ольга Владимировна Учитель географии МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» 2011.
Транксрипт:

Ключевые компетентности обучающихся и их формирование

В обобщающем отчете экспертов Всемирного банка «Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития», составленном в 2003 г. по материалам исследований в 27 странах региона Европы и Центральной Азии (в том числе России), указывается, что образовательные системы этих стран во многом по-прежнему ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов; они слабо реагируют на «сигналы» рынка труда; потребители образовательных услуг этих стран не требуют от государства качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании неэффективно

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.

Эти качества получили название «ключевых компетенций» и подробно обсуждались на симпозиуме Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы» в Берне в 1996 году

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Содержание образования делится на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей), предметное (для каждого учебного предмета).

Иерархия компетенций: 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

В основе данного перечня ключевых образовательных компетенций положены главные цели общего образования, структурное представление социального опыта и опыта личности, а также основные виды деятельности ученика, позволяющие ему овладевать социальным опытом: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетентности и компетентность личного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

В России переход на компетентностно- ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г.

В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности

Под компетенцией мыслится результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели

Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога

Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата

Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий

Введение понятия компетенций в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:

- извлекать главное из прочитанного или прослушанного, - точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме, - сотрудничать с другими при выполнении общего задания, - планировать свои действия, оценивать полученный результат, - предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии, - самоорганизовываться и т.д.

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом

формирование ключевых компетенций через активные формы обучения

Социальная компетенция Сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье) Способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений Является ведущей физкультура, биология, история, обществознание, технология, экономика

Коммуникативная компетенция Сфера общения Владение устным и письменным общением Русский язык, иностранный язык, литература

Информационная компетенция Сфера информации Владение новыми технологиями, способность оценивать информацию Все предметы

Учебно- познавательная компетенция Сфера науки, искусства Способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками Физика, химия, география, биология, математика, искусство

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Берегите ваши глазки: большие и маленькие, голубые и зеленые, карие и серые … Они нам очень нужны в течение всей нашей жизни!

«Стрельба глазами». Отводить глаза до упора влево и вправо (8-10 раз)

«Мотылек». Быстро и легко моргать глазами. Это расслабляющее движение выполнять после каждого упражнения

«Совёнок». Вращать глазами по часовой стрелке, рисуя на стене максимально возможный круг. То же, против часовой стрелки

Педагогические компетенции В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определена основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкуретно-способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворения потребностей личности в получении соответствующего образования

В научно-методической литературе - политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; - компетенции, качающиеся жизни в обществе, признанные препятствовать распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий; - компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни; - компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости; - компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

Существуют различные подходы к определению компетентности специалиста. Так, например, Н.Ф. Талызина, считает, что он должен соответствовать трем составным частям: качеством, знаниям, умениям. В их число входят: - качества: выражающие отношения к работе, трудолюбия, внимания, творческий подход; Характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность; Умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность; Административно-организаторские: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их; Характеризующие отношение к людям: честность, воспитанность; Характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование. - знания: профессиональные по своей специальности, общая культура, информированность о профессиональной деятельности; - умения: решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать работе, планировать деятельности. Этот перечень может пополняться или сокращаться в зависимости от вида деятельности.

Административно-организаторские: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их; Характеризующие отношение к людям: честность, воспитанность; Характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование. - знания: профессиональные по своей специальности, общая культура, информированность о профессиональной деятельности; - умения: решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать работе, планировать деятельности. Этот перечень может пополняться или сокращаться в зависимости от вида деятельности.

Компетенции (Н.В. Кузьмина) - специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины; - методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся; - психолого-педагогичксая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых; - рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

Компетенции (В.Ю. Кричевский) функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать»; интеллектуальная, она выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей; ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией; социальная - предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: Работа в методических объединениях, творческих группах; Исследовательская деятельность; Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; Различные формы педагогической поддержки; Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; Трансляция собственного педагогического опыта; Использование ИКТ и др.

Курбатова Т.В. «Формирование ключевых компетенций учащихся 4-х классов на этапе перехода в основную школу»

Гафарова Е.В. «Воспитание традициями»

Смирнов А.И. «Формирование речевых компетенций обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы»

Куц А.Б., Хомовская Г.С. «Практикоориентированная направленность в изучении предметов естественнонаучного цикла с целью формирования ключевых компетенций обучающихся»

Нешумова Н.Г., Головлева О.А. «Формирование компетенции обучающихся в сфере здоровья и здорового образа жизни»

Жукова Л.В., Пешехонцева Н.П., Филина И.Е. «Формирование ключевых компетенций через различные виды урочной и внеурочной деятельности»

Баскакова Е.В. «Социализация личности ребенка в системе гимназического и профильного образования»