(по рассказам "Верую", "Алёша Бесконвойный", "Упорный")

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Людей неинтересных в мире нет…" Урок литературы в 8 классе, посвященный 80-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина.
Advertisements

Василий Макарович Шукшин ( ). Известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист. Как писатель начинал с публикации в 1961 году рассказов в журнале.
Особенности рассказов В.М.Шукшина (на примере рассказа «Верую!" Презентация к уроку литературы в 11 классе учителя МОУ-СОШ 2 р.п.Степное Волгушовой Л.Г.
Василий Макарович Шукшин писатель, актёр, режиссёр, сценарист всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан и автор умер.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг »
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». В.П.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Булгаков Михаил Афанасьевич «Мастер и Маргарита».
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Автор- Табатчикова А., СОШ 25 г. Бийска Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974 гг.)
Л.Н.Толстой Роман «Война и мир» Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н. Prezentacii.com.
Автор-ученица МОУ "СОШ 25" г. Бийска Табатчикова А. Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974 гг.)
Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Проект подготовили ученики 11 класса: Вялова Яна, Шолудько Юлия, Тихтилова Марина.
Василий Макарович Шукшин Страницыбиографии Василий Макарович Шукшин Страницы биографии.
Транксрипт:

(по рассказам "Верую", "Алёша Бесконвойный", "Упорный")

Целью данного реферата является исследовать русский национальный характер в творчестве Василия Макаровича Шукшина и определить, что нового он внёс в понимание русской души на примере рассказов "Верую", "Алёша Бесконвойный", "Упорный".

В ходе работы над рефератом мной были изучены отдельные фрагменты статей В. Быстрова, К.Н. Озеровой, В.В. Филиппова, Е. Вертлиб ", посвящённые творчеству этого писателя.

Помимо этого я прочитала и проанализировала рассказы В. Шукшина "Алёша Бесконвойный", "Упорный", "Верую", так как, мне кажется, что именно в этих рассказах проявилось новаторство В.М. Шукшина в раскрытии понятий "русская душа", "русский национальный характер".

Биографические сведения о В. М. Шукшине Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года. Семья потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его «Гоголь».

К концу войны он пишет небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни, которые, правда в печать не принимали. Позже он подает документы в Институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма.

Василий Шукшин – явление уникальное. Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель.

Василий Макарович Шукшин – может быть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души» русского человека.

Нравственность рассказов В.М. Шукшина. В своей статье "Мне бы только правду рассказать…" В. Быстров пишет, что жизнь для Шукшина воплощение земной мудрости, сложная гармония и дисгармония разных начал, изменчивая стихия, сдвинутое равновесие.

Шукшина интересует главным образом некий «момент» жизни человеческой души. Наглядным подтверждением тому может служить, рассказ «Верую!».

В одной из бесед Шукшин так объяснял свой замысел: «Мне показалось заманчивым... столкнуть некие представления о жизни, совсем разные. И извлечь отсюда что? Вот что: мы получаем очень много пищи, но не успеваем или плохо ее перевариваем, и отсюда сумбур у нас полнейший. Между прочим, отсюда сильнейшая тоска...

Герой Шукшина порой мечется, тоскует, печалится, даже бунтует именно оттого, что бывает не понят людьми, его окружающими... В свое время Шукшин выдвинул заостренную, несколько неожиданную формулу: «Герой нашего времени это всегда «дурачок», в котором наиболее выразительным образом живет его время, правда этого времени». Под «дурачком» здесь подразумевается именно некий чудак, несколько выпадающий из системы «нормальных» житейских представлений, мало наделенный практическим «здравым умом».

К.Н. Озерова в краткой биографии Шукшина отмечает, самобытность языка, на котором изъясняются шукшинские персонажи, именно язык главное средство создания характеров в прозе Шукшина.

«... Правда времени, по Шукшину, наиболее выразительным образом живет в «дурачке», в котором сошлись и гений, и талант, и мыслитель душа... совестливый ум народа. Шукшинский беспокойный «чудик» наследник «лишних людей» Тургенева, Лескова», - это отмечает Е. Вертлиб в работе "Русское – от Загоскина до Шукшина…"

Шукшинский «чудик», по мнению В.В. Филиппова, изложенному в статье "Наука поведения и её отступники", странен и смешон для тех, кто живет прагматически, лицемерно скрывает свою эгоистическую сущность. Его поведение и желание делать добро противостоит массовому равнодушию.

Шукшинские «чудики» люди по-своему энергичные, ищущие. Они стремятся вырваться из привычного круга жизни, открыть новое... С их стремлением к справедливости и правдоискательством им живется нелегко. Часто их гнетет бездуховность окружающей жизни...

Учитывая жанровые особенности, сам писатель разделил свои рассказы на: 1) рассказ-судьбу, 2) рассказ-характер, 3) рассказ-исповедь, 4)рассказ-анекдот.

Анализ рассказов Шукшина. Первый рассказ, который необходимо проанализировать и напрямую связанный с темой моего реферата – "Верую!" (1971 г.), в названии которого выражено кредо героев, итог их поисков смысла жизни. Основная тема, которую поднимает в этом произведении Шукшин – тема трагедии одиночества, непонимания; поиски веры, смысла жизни; судьба незаурядных людей под гнётом пошлой жизни.

Шукшин сочувствует своим героям с «разумной душой». Они разные, порой он иронически оценивает их действия и слова, но всегда сострадает им, их незащищенности, одиночеству, желанию самоутвердиться, жажде взаимопонимания.

В 1973 году В.М. Шукшин пишет рассказ "Алёша Бесконвойный". Уже само название произведения, заключающее в себе прозвище главного героя, указывает на чудаковатость и независимость персонажа. "Его когда-то звали не Алёша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алёшей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость…"

В том же 1973 году Шукшин создаёт и рассказ "Упорный", в название которого – указание на главную черту характера героя. Главная тема этого рассказа – упорство, потребность в творческой жизни, в признании, поиск высшего смысла жизни.

Основные черты русского национального характера по мнению Шукшина. Читая рассказы, мы встретились с разными героями в разных обстоятельствах. Герои эти различаются и по возрасту, и по жизненному опыту, и по отношению к жизни. Что же их объединяет? Только то, что они деревенские жители? Какие черты русского национального характера выделяет в них писатель? Какие из этих черт он ценит и считает главными, определяющими?

У них одинаковое «состояние души, когда человеку остается "или плясать, или уж рвать на груди рубаху и плакать, и скрипеть зубами..."». Это беспокойные «чудики», «дурачки», не похожие на других. Они не поняты людьми, их окружающими. Они чувствуют трагическое одиночество и отгороженность от других людей. Они импульсивны, порывисты, естественны, «недогматики». Это люди-бунтари, правдоискатели. Они нуждаются в свободе. Они противостоят равнодушию, эгоизму окружающих. Они близки миру природы и ценят гармонию мира. Они жаждут признания своей правоты, стремятся самоутвердиться в своей неординарности. Они мечтают о чуде, чуде познания, открытия, понимания смысла жизни. Они неравнодушны к происходящему вокруг.

В рассказах Шукшина "чудики" никогда не встречаются друг с другом. Их мало. Они разные. У каждого свой "пунктик", своя идея: Максим ищет веру, хочет во что бы то ни стало понять, в чём смысл жизни; Алёша Бесконвойный это уже понял и наслаждается гармонией с природой; Моня Квасов мечтает сделать открытие – каждый сосредоточен на себе, своём предназначении, своей непохожести. Люди рядом с ними нужны для того только, чтобы эту непохожесть оттенять. Только попа можно воспринимать как человека близкого Максиму по духу: он тоже отличается от всех, тоже ищет истину, борется, не вписывается в заданные рамки. Все рассказы – это рассказы- характеры.

Про Шукшина можно сказать, что он "писал без грима" – писал честно, не скрывая правды и не подгоняя результат под свои представления.