«ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УНИВЕРСИТЕТА на ФГОСы» Доклад проректора по учебной работе проф. А.А. Кузьмина Ученый совет 28.05.2010 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Организация образовательного процесса на ФВЗО доклад декана факультета вечерне-заочного обучения Ю.Е. Ежова.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Особенности ФГОС и мероприятия по их реализации в СтГМА Вышковский Н.П. Начальник учебно-методического управления Учебно-методический семинар
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 12 апреля 2010 г. « П роектирование образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области «Образование и педагогика» (бакалавриат.
О внесении изменений в законодательство в области образования.
Транксрипт:

«ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УНИВЕРСИТЕТА на ФГОСы» Доклад проректора по учебной работе проф. А.А. Кузьмина Ученый совет

ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИЗНАНИЯ ВУЗОВ 1992 год – лицензирование, аттестация, аккредитация (разнесены во времени); 2000 год – комплексная оценка деятельности вуза (лицензирование, аттестация, аккредитация единовременно ); 2007 год – лицензирование, государственная аккредитация (аттестация и аккредитация); 2010 год – «бессрочное» лицензирование, государственная аккредитация. 2

Государственное признание СПГУВК Свидетельство о государственной аккредитации действительно по 02 ноября 2012 г. Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки действительна по 15 сентября 2012 г. С 1 января 2011 г., когда будет осуществлен переход на ФГОС, университет может осуществлять образовательную деятельность на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до сентября 2012 года. 3

: Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются : Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров (приказ Минобрнауки России от ). Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов (приказ Минобрнауки России от ). Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов. Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и специалистов. 4

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов. Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов. Приказ Минобрнауки России о соответствии направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня. Приказ от 25 января 2010 г. N 63 Приказ Минобрнауки России о соответствии направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня. Приказ от 25 января 2010 г. N 63 Должны быть подготовлены: Должны быть подготовлены: Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов. 5

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Финансирование образовательных программ ВПО Финансирование образовательных программ ВПО Должны быть определены: Должны быть определены: Федеральные нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений (по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося). Порядки финансирования программ бакалавров, магистров и специалистов. Объемы финансирования высших учебных заведений. 6

УТВЕРЖДЕНЫ ФГОС Направления бакалавриатаСпециальностиМагистратура 8012 Природообустройство и водопользование Электроэнергетика и электротехника Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры Строительство Туризм 7

Направления бакалавриата СпециальностиМагистратура Прикладная информатика Технология транспортных процессов Информационная безопасность Информационные системы и технологии Менеджмент Культурология Реклама и связи с общественостью УТВЕРЖДЕНЫ ФГОС 8

ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ФГОСОКСО Лицензия до 2012 Строительство Гидротехническое строительство да Природо- обустройство и водопользование Комплексное использование и охрана водных ресурсов да 9

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ФГОСОКСОЛицензия до 2012 Реклама и связи с общественностью Рекламада КультурологияКультурология (Б)да Культурология (С) Туризм да 10

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФГОСОКСОЛицензия до 2012 Прикладная математика и информатика да Информационная безопасность Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем да Информационные системы и технологии да 11

ФАКУЛЬТЕТ ПОРТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ ФГОСОКСОЛицензия до 2012 Электроэнергетика и электротехника Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов да Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов да 12

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ФГОСОКСОЛицензия до 2012 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры Кораблестроениеда Судовые энергетические установки Эксплуатация судовых энергетических установок да Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики да 13

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ФГОСОКСО Лицензия до 2012 г. ЭкономикаЭкономика (Б)да Финансы и кредитда Налоги и налогообложениеда Бухгалтерский учет, анализ и аудитда 14

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВФГОСОКСО Лицензия до 2012 г. Менеджмент Менеджмент (Б)да Экономика и управление на предприятии (по отраслям)да Антикризисное управлениеда Государственное и муниципальное управлениеда Менеджмент организациида 15

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ФГОСОКСО Лицензия до 2012 г. Технология транспортных процессов Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)ДА Прикладная информатика Прикладная информатика (по областям)ДА 16

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ФГОСОКСО Лицензия до 2012 г. ЮриспруденцияЮриспруденцияда СУДОВОДИТЕЛЬСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ СудовождениеСудовождениеда 17

МАГИСТРАТУРА ФГОСОКСОЛицензия Прикладная математика и информатика нет ЮриспруденцияЮриспруденциянет КультурологияКультурологияда ТуризмТуризмнет 18

МАГИСТРАТУРА ФГОСОКСОЛицензия ЭкономикаЭкономиканет МенеджментМенеджментда Государственное и муниципальное управление 19

МАГИСТРАТУРА ФГОСОКСОЛицензия Электроэнергетика и электротехника Электроэнергетиканет Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры Кораблестроение и океанотехниканет Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов Эксплуатация транспортных средствнет 20

МАГИСТРАТУРА ФГОСОКСОЛицензия Технология транспортных процессов Эксплуатация транспортных средствнет Строительство нет Природообустройство и водопользование Природообустройствонет 21

БакалавриатСпециальностиМагистратура в году в СПГУВК будет осуществляться подготовка 4202 в году в СПГУВК будет осуществляться подготовка

БакалавриатСпециальностиМагистратура На данный момент утверждены ФГОС 8012 Требуется получение лицензии

ОТЛИЧИЯ ГОС второго поколения ОТ ФГОС ГОС 2ФГОС МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КВАЛИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ Циклы ГСЭ, ЕН, ОПД, СДЦиклы ГСЭ, ЕН, ПРОФ ДЕЛЕНИЕ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ДЕЛЕНИЕ НА БАЗОВУЮ И ВАРИАТИВНУЮ ЧАСТИ ТРУДОЕМКОСТЬ В ЧАСАХТРУДОЕМКОСТЬ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ СОДЕРЖАНИЕ В ВИДЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ СОДЕРЖАНИЕ В ВИДЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЗнУмНав СВОБОДА ВУЗОВ -30% СВОБОДА ВУЗОВ -50% Одобрения РАБОТОДАТЕЛЕЙ не требуется Одобрение РАБОТОДАТЕЛЕЙ требуется 2424

СТРУКТУРА ГОС 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ СТРУКТУРА ФГОС 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТРИЕНТА 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5. СРОКИ ОСВОЕНИЕЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАББОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА СТРУКТУРА СТАНДАРТОВ 2525

Утвержденные ФГОС имеют ряд существенных отличий по сравнению с ГОС второго поколения В основу формирования ООП заложен компетентностный подход, сформулированы общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник. Предварительный анализ общекультурных компетенций показывает: часть из них являются общими для реализуемых ООП. Это можно будет использовать для рациональной организации учебного процесса. 2626

СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Учебные циклы: гуманитарный, социальный и экономический циклы; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; Разделы: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно- исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 2727

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП БАКАЛАВРИАТА учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практик, календарный учебный график; методические материалы по реализации образовательной технологии. 2828

ООП должна обеспечиваться учебно- методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. 2929

компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий. Активные и интерактивные формы занятий 30

Лекции - не более 40 % аудиторных занятий. Трудоемкость освоение ООП оценивается в зачетных единицах. Нормативный срок, общая трудоемкость ООП (в зачетных единицах) составляет 240 зач.ед. Общая трудоемкость дисциплины – не менее 2 зачетных единиц (72 часов), кроме дисциплин по выбору обучающихся. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц (108 часов), должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») - экзамен. 31

ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 32

ОБЪЕМ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ на примере специальности Комплексное использование и охрана водных ресурсов 33

Информационное обеспечение ООП Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе (ЭБС), содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам. Возможность одновременного индивидуального доступа к ЭБС не менее чем для 25% обучающихся. ЭБС должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. 34

Укомплектованность библиотечного фонда Фонд основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданным за последние 10 лет (для дисциплин базовой части цикла ГСЭ - за последние 5 лет), - не менее 25 экземпляров изданий на каждые 100 обучающихся. (печатные и/или электронные издания) Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. 35

При использовании электронных изданий университет должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет. Должна быть обеспечена доступность не менее 10 % обучающихся к сетям типа Интернет. Университет должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. 36

Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения[1]. [1] [1] Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г (Со­брание законодательства Российской Федерации, 1996, 3, ст. 150; 2002, 26, ст. 2517; 2004, 30, ст. 3086; 35, ст. 3607; 2005, 1, ст. 25; 2007, 17, ст. 1932; 44, ст. 5280) [1] 3737

Материально-техническая база Лаборатории по дисциплинам базовой части: –Математике; –Информатике; –Физике; –Химии; –Экологии; –Теоретической механике; –Сопротивлению материалов; –Метрологии, сертификации и стандартизации; –Электротехнике, электронике и автоматизации; –Материаловедению и технологии конструкционных материалов; –другие. 3838

Материально-техническая база Специальные оборудованные кабинеты для проведения практических занятий: по иностранному языку, русскому языку, экономике отрасли, менеджменту,маркетингу и т.д. 3939

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ООП БАКАЛАВРИАТА создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. оценивание обучающимися содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 40

Единый подход при проектировании ООП университета нового поколения Закрепить в университете единое закрепление трудоемкости циклов и разделов для всех ООП (технического) бакалавриата. Согласовать перечень дисциплин, входящих в базовую и вариативную части циклов ГСЭ,ЕН и ПЦ, трудоемкость этих дисциплин, а также единые требования, к результатам освоения дисциплин, входящих в базовую часть циклов. Учебно-методические задачи: 41

Определить общее для всех количество реализуемых курсовых проектов (работ). Создать рабочие группы по разработке содержания (рабочих программ) дисциплин базовых частей циклов ГСЭ и ЕН, обеспечиваемых общими кафедрами (математики, иностранных языков, физики, химии и т.д.) для обеспечения спотачивания групп, разработки единых Фондов оценочных средств, использованию в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения. 42

Организационные задачи: Разработать план перехода на ФГОС. Методическому совету и совету по информатизации включить в планы работы вопросы, связанные с подготовкой к внедрению ФГОС, и реализации требований ФГОС к ООП. Деканам факультетов создать комиссии по обследованию материально-технического обеспечения факультетов в соответствии с требованиями п ФГОС реализуемых ООП. 43

Организационные задачи: Организовать взаимодействие с Электронно- библиотечными системами. Проанализировать состав и качество используемого программного обеспечения и компьютерной базы. Организовать приобретение соответствующих программных продуктов и оборудования. При формировании перспективного и ежегодных планов закупок оборудования руководствоваться требованиями ФГОС факультетов. 44

Деканам факультетов организовать разработку ООП, реализуемых факультетом. Методическим комиссиям факультетов провести анализ библиотечного фонда. Сформировать перечни основной и дополнительной литературы по дисциплинам кафедр с учетом требований и нормативов ФГОС ООП. Организационные задачи: 45

При разработке УМК дисциплин заведующим кафедрами организовать разработку фондов оценочных средств. УМУ разработать новые требования к макетам и содержанию УМК. Организовать и провести повышение квалификации ППС университета по использованию в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения. Планово-финансовой службе университета провести подсчет и анализ финансирования реализации всех основных образовательных программ в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения. Организационные задачи: 46

УСПЕХОВ В РАБОТЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 47