ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО ГОСУДАРСТВЕННОЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО.
Кафедра педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Образовательные программы многоуровневой подготовки.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УНИВЕРСИТЕТА, РЕАЛИЗУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ООП ВПО), РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Транксрипт:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ (технологического университета)

Расхождение между задаваемыми системой образования целями реальными потребностями студентов, выпускников, работающих специалистов, работодателей и общества

Учение как способ существования человека Главной задачей современного образования, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых американского ученого М.Н. Ноулза, стало «производство компетентных людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

Миссия ОУ подготовка компетентного выпускника – путь в новое социально-профессиональное пространство подготовка компетентного выпускника – путь в новое социально-профессиональное пространство

Основные исходные данные для проектирования ООП: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП, реализующих ФГОСВПО: Общая постановка задач ФГОС ВПО как новый комплекс требований, которые должны быть реализованы в проектируемых вузовских ООП ФГОС ВПО как новый комплекс требований, которые должны быть реализованы в проектируемых вузовских ООП Действующие ООП (под ГОС ВПО второго поколения) как «аккумуляторы» накопленного вузами академического опыта и культуры организации высшего образования в конкретных областях Действующие ООП (под ГОС ВПО второго поколения) как «аккумуляторы» накопленного вузами академического опыта и культуры организации высшего образования в конкретных областях

Требования к ООП (Б,М,С) Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации

ЭЛЕМЕНТЫ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ ДВУХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ изменение нормы качества образования связано с наметившейся тенденцией смещения акцентов в системе высшей школы с позиции фундаментализма к прагматической практике, что предполагает представить практике, что предполагает представить ФГОС ВПО – ПрООП ВПО –ООП ВПО как инструменты, балансирующие между традиционным как инструменты, балансирующие между традиционным (фундаментальным) и компетентностным (прагматическим) подходами Прагматичное образование ФГОС ВПО – ПрООП ВПО –ООП ВПО Фундаментальное образование

Перенастройка рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик на новый результат образования Взаимосвязь рабочих программ между собой (междисциплинарность) с системообразующими компонентами ООП: КМВ КО УП содержанием УД

Перенастройка – описание результатов образования на «языке компетенций результаты образования - цели результаты образования – оценивание результаты образования – задачи результаты образования – компетенции Электронное приложение 2

это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) Результат образования

«Перенастройка» рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик как ориентация на результат образования обеспечивают согласованность программ облегчают проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи акцентируют связь между преподаванием, обучением и оцениванием помогают разработчикам точно определять их ключевые цели фокусируют внимание на достижениях студентов, а не преподавателей фокусируют внимание на достижениях студентов, а не преподавателей

Последовательность стратегий преподавателей и студентов по поводу результатов обучения и их оцениванием Стратегия преподавателя (преподавание) задачи желаемые результаты образования обучающая деятельность оценивание Стратегия студента (обучение): оценивание учебная деятельность результаты образования Для преподавателя оценивание находится в конце последовательности этапов преподавание- обучение Для студентов оценивание находится в начале последовательности этапов преподавание-обучение

результаты образования – цели Цель представляет собой общую формулировку учебных намерений преподавателя, (что преподаватель планирует охватить в блоке обучения и какое общее содержание и направленность программ он описывает) результаты образования – задачи Результаты образования по сравнению с задачами являются более точными, простыми и понятными (результаты образования представляются конкретными формулировками учебных намерений, дающими конкретную информацию о том, что планируется достичь преподаванием ) результаты образования – компетенции межпредметный характер компетенции позволяет считать ее формирование как процесс (компетенция - «динамическая комбинация способностей и позиций…» ) результаты образования – оценивание (оценка результатов образования связана с деятельность преподавателя, задача которого состоит в обеспечении соответствия методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования) Перенастройка - описание результатов образования на языке компетенций

Принципы проектирования Электронное приложение 1 Модульность Технологизация Студентоцентрированность Преемственность

Технологии становятся формой бытия науки, целью которой является не только и не столько генерирование знаний, сколько порождение технологий как универсального способа бытия знания Технологизация как организационно- управленческая норма проектирования образовательного процесса

Первоначально идея технологий формировалась в инженерии, тем не менее, прямой перенос логики инженерных технологий, построенных в пространстве бессубъектных отношений, в социальные, в т.ч. педагогические науки, невозможен из-за субъективных в них отношений (S-S и субъектно-ценностные отношения)

В педагогике, являющейся открытой системой, происходит трансформация знания в поведенческую диспозицию и стратегию действия. Ориентация на педагогические технологии означает переход от академической (знаниевой) парадигмы к деятельностной.

Простота должна быть сконструирована. Но чтобы что-то сконструировать, нужно точно знать, с чем Вы имеете дело и что Вы хотите достичь Э. де БОНО

"Педагогическое проектирование" Проектирование - это деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются "оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально- педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности" [В.Слободчиков, Терминологический словарь Ин-та педагог. инноваций РАО].

Общие структуры (макеты) рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик (с рекомендациями по содержанию их проектирования) За основу взят «Макет основной образовательной программы бакалавриата и рекомендации по проектированию нормативно-методических документов, ее составляющих» из работы, выполненной по заказу Минобрнауки РФ на базе Московского государственного горного университета в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России (П. 2.1.)

компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик разработка результатов образования проектирование средств и процедур оценки проектирование содержания и технологий образования

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛЯМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК конкрентны Правильная формулировка целей начинается с глагола неопределенной формы: анализировать, преобразовывать, применять, варьировать, модифицировать, систематизировать, принимать решения, владеть («уметь», «обладать», (способностью), знать, (стремиться «использовать», «учитывать», «обосновывать», «стремиться» (к совершенствованию), выражать и т.д. измеримыдостижимы определены во времени 1

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль) логическая и содержательно- методическая взаимосвязь с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками) требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее 2

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1) Знать : _____________________________ (номер/индекс компетенции[1]) [1] 2) Уметь: _____________________________ (номер/индекс компетенции) 3) Владеть: _____________________________ (номер/индекс компетенции) [Примечание: В данном пункте рабочей программы дисциплины (модуля) рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника (пример см. прил. 2, п.3). Для каждого ожидаемого результата образования должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией (или несколькими компетенциями) (на уровне знания, умения, владения). Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП] [1][1] Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП, Раздел 3. / См.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, – С [1] 3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) стр.17 п/п Раздел Раздел дисциплины СеместрНеделясеместра Виды учебной работы, ключая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточно й аттестации (по семестрам) В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно- исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

4 Темы, разделы дисциплины Количество часов Компетенции n…n…n…n…Σ общее количество компетенций Раздел 1 Тема 1 Тема 2 и т.д. Итого Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ В СОЧЕТАНИИ С ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА ИМЕЮТ ПРАВО «ВЫБИРАТЬ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТВЕЧАЮЩИЕ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА» ВСТРЕЧИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МАСТЕР-КЛАССЫ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ 5 [Примечание: Один из подходов к выбору и разработке образовательных технологий, обеспечивающих результаты образования в форме компетенций, дан в Электронном приложении 9.]

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины 6

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И ПР. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля) могут быть использованы мультимедийные средства; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; при необходимости – средства мониторинга и т.д. 8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА Область профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Компетенции выпускника, формируемые КО ООП по разным направления подготовки Виды и задачи профессиональной деятельности общекультурныеПрофессиональные (ОПК, СПК) СЛКОНКИКСЛК 1,2.. ОНК 1,2… ИК 1.2… ПСКn… РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВИДЕ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА Р Е З У Л Ь Т А Т Ы О Б Р А З О В А Н И Я

Модель спирального развития образовательного процесса, реализующего компетентностную модель выпускника Будущая профессиональная деятельность Учебная и производственная практика

К о н т а к т н а я и н ф о р м а ц и я Адрес: , Россия, Москва, Измайловское шоссе, д. 4 (м. «Семеновская») Телефоны: (495) , Факс: (495) www:rc.edu.ru ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ (технологического университета)