2004 СЕМИНАР В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Практические занятия в высшей школе. 2 Семинарские занятия в высшей школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.
Advertisements

Семинар, как форма обучения.. Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности.
Тема 3 Формы учебного процесса.. В вузе функционируют следующие организационные формы обучения: - лекции, - практические занятия, - их разновидности –
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Семинар – практикум Первомайский район Составитель: Мансурова В.А.
1. Сущность понятия «лабораторное занятие». Задачи лабораторного занятия в высшей школе. 2. Особенности подготовки студентов к лабораторному занятию.
Формы занятий в школе ( традиционный подход ). ФГОС НОО Организация детей в учебной и внеурочной деятельности.
Личностно- ориентированный подход в обучении Галина АлександровнаГусева- заместитель директора ДЮЦ по УМР www. Detskiy– Sport.narod.ru E- mail:
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Докладчик: Зам. директора по УМР И.Ю.Фадеева. Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования.
Кондратенко Елена Валентиновна, кафедра педагогики Кондратенко Е.В.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Урок - семинар как эффективная форма обучения старшеклассников при подготовке к ЕГЭ. ". Из опыта работы учителя истории МБОУ СОШ 10 с.Суворовского Усть-Лабинского.
Открытый урок на открытом уроке педагог показывает, демонстрирует свой позитивный опыт, реализацию методической концепции, применение методического приема.
Структура практикума по дисциплине «Методика профессионального обучения» Выполнил: Ст-т группы ИП133-2 Т.А. Кайдалова Руководитель: Е.Е. Савченко 1.
Наличие конкретной цели Наличие конкретного задания Четкая форма выражения результата самостоятельной работы Определение формы проверки самостоятельной.
Активные формы и методы учебной деятельности. Дисциплина:Английский язык Дисциплина:Английский язык Преподаватель:Сазонова С.В.
Транксрипт:

2004 СЕМИНАР В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Практические занятия в высшей школе. 2 Семинарские занятия в высшей школе.

3 Семинары в высшей школе. Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия (ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Цель ПЗ. Они призваны углублять, расширять, детализировать полученные на лекциях в обобщенной форме знания. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверять знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. План ПЗ является общим для всех преподавателей кафедры и обсуждается на заседании кафедры. Методика может быть различной. Зависит от авторской индивидуальности.

4 Семинар в в-ш Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа. Структура ПЗ: Вступление преподавателя Ответы на вопросы студентов по неясному материалу. Практическая часть как плановая. Заключительное слово преподавателя. Разнообразие занятий вытекает из практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты. Цель ПЗ должна быть ясной не только преподавателю, но и студентам. Студенты должны постоянно ощущать нарастание сложности материала.

5 Семинар в ВШ Сложность заданий ведет к положительным эмоциям от переживания собственного успеха в учении. Напряженная творческая работа, поиски правильных и точных решений. Индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Студенты должны получить возможность Раскрыть и проявить свои способности, свой личный потенциал. При разработке занятия преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Семинар как форма имеет давнюю историю, восходящую к античности. Семинар от лат. «семинариум» - рассадник. Проводились в древнегреческих и древнеримских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключения учителя. С 17 века эта форма используется в Западной Европе.

6 Семинар в В\Ш С 19 века – в российских университетах. СЗ носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого. Семинар развивался, реагируя на задачи ВШ. Современный семинар – один из основных видов практических занятий в вузе. Предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Средство развития у студентов культуры научного мышления. Главная цель СЗ – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На СЗ решаются следующие педагогические задачи: Развитие творческого профессионального мышления, Познавательная мотивация,

7 Семинар в ВШ. Профессиональное использование знаний в учебных условиях: овладение языком соответствующей науки,навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения. В ходе СЗ преподаватель решает частные задачи: Повторение и закрепление знаний, Контроль, Педагогическое общение. В современной ВШ наиболее распространены СЗ трех типов: Просеминар, Собственно семинар. Спецсеминар.

8 Семинар в ВШ. Просеминар – занятие, готовящее к семинару. Проводится на первом курсе. Цель – ознакомление со спецификой С\Р, с литературой, с первоисточниками, методикой работы над ними. Как отобрать материал, творчески его переработать. Как подготовить реферат. В ВШ практикуется 3 типа СЗ: 1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанного с ним. 2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы. 3. Семинар исследовательского типа по частным проблемам науки для углубленной разработки.

9 Семинар в ВШ. Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану, б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участников семинара. Эти формы не противопоставляются, они перетекают друг в друга. Семинар – всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Создание творческой работы, ориентация на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации. Учет индивидуальных особенностей студентов: неуверенным в себе – частные, облегченные вопросы (ощущение успеха).

10 Семинар в ВШ В организации СЗ реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Раскрытие и обоснование различных точек зрения у студентов. Контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов. СПЕЦСЕМИНАР. На старших курсах. Определенная научная проблема. Успех зависит от опыта ведущего. Авторитетность специалиста. Характер научной школы. Групповая форма проведения. Семинар как взаимодействие и общение участников. Традиционная форма (групповая) Взаимодействие преподавателя со всей группой. Студенты демонстрируют индивидуальные знания. Общение отсутствует. Нет сотрудничества. Нет личностного включения в учебную деятельность. Студенты имеют возможность не высказываться.

11 Семинар в ВШ Поиски адекватных форм привели к коллективной организации СЗ по принципу «круглого стола». Сотрудничество и активность. Каждый заинтересован в достижении общей цели. Семинар – дискуссия – диалогическое общение участников. Необходимое условие – личные знания. Критерии оценки СЗ: Целенаправленность, Планирование (выделение главных вопросов), Организация СЗ. Умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ ответов и выступлений. Стиль проведения СЗ: оживленный, постановка острых вопросов или вялый, не возбуждающий эмоций.

12 Семинар в ВШ. Отношения «преподаватель – студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные. Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами, или наоборот, повышенный тон, опора на лидеров, оставляя пассивными других студентов. Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие, нет замечаний. Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут. Лабораторные работы. От лат. «лабор» - труд. Специфика в зависимости от предмета. Упражнения. Основа – пример, который разбирался в лекции Способность к осмыслению и запоминанию.