Раннее вмешательство в детстве как первый шаг к инклюзивному образованию Елена Кожевникова Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, Российская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нет разлуке ребенка с родителями ! Механизмы профилактики и помощи семье, имеющей детей с нарушениями развития Е.В. Кожевникова Санкт-Петербургский Институт.
Advertisements

Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями – Российская Федерация Джоанна Роджерс, ЮНИСЕФ 27–29 сентября 2011 года.
МОДУЛЬ 1 Организация и процесс формирования и реализации программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение доступности приоритетных.
Оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Министерство здравоохранения Республики Татарстан Долгосрочная целевая программа «Раннее вмешательство по сопровождению детей раннего возраста с нарушениями.
Каждый ребёнок уникален! Есипова Татьяна Павловна, председатель ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ»
Стажировочная площадка на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» «Распространение современных.
Игрушкина Татьяна, специальный педагог, руководитель отдела по работе с семьями СПб ИРАВ Современные подходы к построению программ раннего вмешательства.
Комплексное сопровождение семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе общественной организации Есипова Татьяна Павловна,
Профилактика детской инвалидности и социального сиротства детей с ВПР: вклад неправительственных организаций в междисциплинарный подход к оказанию медико-
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ИНВАЛИДОВ В ВУЗАХ» 2014 год. Ростов-на-Дону г.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
ЛЕВИТСКАЯ АЛИНА АФАКОЕВНА Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки.
Проект «Образовательные услуги детям с ОВЗ» на г.г. Проект «Образовательные услуги детям с ОВЗ» на г.г.
Что такое инклюзивное образование?. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
Комплексный прием специалистов в системе оказания помощи ребенку раннего возраста с множественными тяжелыми нарушениями развития Педагог-психолог, заместитель.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Консультационные центры в системе образования Костромской области Организация и функционирование регионального и муниципальных консультационных центров.
Ц ЕНТР Р АННЕГО В МЕШАТЕЛЬСТВА ГАУЗ «Г ОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ 2» СОЛОНГОСОЛОНГО.
Транксрипт:

Раннее вмешательство в детстве как первый шаг к инклюзивному образованию Елена Кожевникова Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, Российская Федерация

КПР, ЗАМЕЧАНИЕ ОБЩЕГО ПОРЯДКА 7 (2005 год) Осуществление прав ребенка в раннем детстве Дети младшего возраста должны быть признаны в качестве активных членов семей, общин и общества в целом со своими собственными проблемами, интересами и взглядами. Дети с умственными и физическими недостатками (статья 23). Дети младшего возраста никогда не должны помещаться в специализированные учреждения только лишь на основании их неполноценности. Первоочередной задачей является обеспечение равных возможностей для их полноценного участия в образовании и жизни общины… Неполноценные дети младшего возраста имеют право на соответствующую помощь специалистов, в том числе на помощь их родителям… С детьми-инвалидами следует всегда обращаться, уважая их достоинство и поощряя их самостоятельность.

Раннее вмешательство в детстве – научные основы Ранний опыт и умственное развитие, чувствительные периоды, пластичность мозга Взаимоотношения в раннем возрасте, теория привязанности Взаимодействие и общение (коммуникация в отличие отформирования условных рефлексов) Раннее когнитивное развитие – ученый в колыбели Ребенок в качестве субъекта самореализации в отличие от пассивного объекта заботы

Примеры Чувствительные периоды – младенцы с потерей слуха Пластичность мозга – младенцы с поражением мозга Взаимоотношения в раннем возрасте – младенцы в домах ребенка (пагубное воздействие в связи с помещением в специализированные учреждения в раннем возрасте)

Цели раннего вмешательства Для мира в целом: нормализовать жизнь ребенка и семьи помочь родителям создать оптимальные условия для развития и воспитания младенца/ребенка младшего возраста Конкретно для России: предотвратить помещение в специализированные учреждения младенцев и детей младшего возраста

Основные элементы программ раннего вмешательства Коллективная работа междисциплинарной группы с семьями и детьми Оказание психологической поддержки семьям Оказание информационной и юридической поддержки семьям Социальная интеграция семей и детей Переход в дошкольные учреждения Поддержка инклюзивного дошкольного образования Переход в школу

Программы социализации и инклюзии

Преимущества раннего вмешательства для: Младенцев и детей младшего возраста с ограниченными возможностями Родителей и членов семей детей младшего возраста с ограниченными возможностями Нормально развивающихся детей младшего возраста Родителей нормально развивающихся детей младшего возраста Воспитателей и персонала обычных дошкольных учреждений Детских неврологов и педиатров Государственных и региональных бюджетов Общества в целом

Различия при Методологии РВ Нормализация жизни ребенка и семьи В центре внимания – семья Родители как партнеры Ребенок как личность В основе программы – сильные стороны ребенка и семьи Дефектологическом подходе Излечение или исправление дефектов и приведение в норму ребенка В центре внимания – ребенок В родителях видят помеху или пациентов Подход к ребенку через призму категории/вида дефекта В основе программы – слабые стороны ребенка

Проблемы перехода от дефектологического подхода к методологии РВ: Сильная традиция медицинской модели в отношении ограниченных возможностей, убежденность в том, что медицинский диагноз полностью предопределяет развитие Традиция разделять детей на обучаемых и необучаемых и на группы с высоким и низким уровнем реабилитационного потенциала Убежденность в том, что помочь детям могут только профессионалы, отсутствие уважения и доверия к возможностям семьи Узкая специализация услуг по реабилитационному и коррективному обучению в зависимости от диагноза ребенка Недостаток знаний в отношении развития и воспитания детей младшего возраста и методов физиотерапии, трудотерапии, а также альтернативных и дополнительных форм коммуникации

Родильные дома (скрининги) pp Детские больницы (кувез и т. п.) Детские поликлиники (скрининги) Специализированные медицинские центры: медико-генетические аудиологические офтальмологические Центры реабилитации Службы раннего вмешательства (НПО, системы здраво- охранения, образования, социальной защиты) Обычные дошкольные учреждения (скрининги) Специальные дошкольные учреждения Общественные центры

Службы РВ – дошкольные учреждения – школы Из опыта Минска, Беларусь М., 10-летняя девочка с синдромом Дауна, учится в 3-м классе общеобразовательной школы, по русскому языку является одной из лучших среди одноклассников, в возрасте с 1 до 3 лет посещала центр РВ, с 3 до 7 лет – инклюзивное дошкольное учреждение. Е. и Д., 8-летние сестры-близнецы, родившиеся недоношен- ными, этой осенью пойдут в школу. Е. имеет дефекты зрения и слуха (ей имплантирована улитка внутреннего уха), а также легкие нарушения моторики. Д. страдает корковым параличом, эпилептическими припадками и ослабленным зрением. Обе могут самостоятельно передвигаться, разговаривать, читать, писать и считать. Первые месяцы жизни они провели в больнице, с 10 месяцев – в центре РВ, с 4,5 лет – в дошкольном учреждении.

Как найти общий язык между Семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями Экспертами в области медицины и социальной защиты Педагогико-медико-психологической комиссией Службами раннего вмешательства Обычными дошкольными и школьными учреждениями Системой специального образования Службами здравоохранения Социальными службами Местным сообществом Может быть – при посредстве Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП)?

ИРВ как центр знаний по вопросам раннего вмешательства Оказание поддержки региональным и муниципальным органам власти при разработке программ РВ Подготовка междисциплинарных групп по РВ Подготовка специалистов в области физиотерапии, трудотерапии, коммуникации в раннем возрасте, альтернативных и дополнительных форм коммуникации, специального обучения детей младшего возраста, психического здоровья младенцев, методов оценки (развития, зрения, слуха младенцев и детей младшего возраста), работы с семьями, инклюзивного дошкольного образования и т. д.