«Сохранение психического и физического здоровья школьников» Панова Н. В., научный руководитель ГОУ СОШ 314 Фрунзенского района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «СОШ 49» г. Барнаула. «Сохранение психического и физического здоровья школьников»
Advertisements

Социальная компетентность. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт.
Социальная компетентность Педагогический совет. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и.
Инновационные педагогические технологии: Здоровьесберегающие технологии. Выполнила: учитель физики Светлакова В.А.
{ Единственная красота, которую я знаю - это здоровье. (Генрих Гейне) Для детей и подростков тема о здоровье должна быть привлекательной и актуальной.
Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и школьников. Консультация для родителей Панова Н.В., доцент, психолог высшей категории.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
Создание условий для сохранения психического здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии на уроке подготовила учитель начальных классов школы27 Хасанова Гульназ Загитовна.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических.
« Детский суицид. Причины и профилактика. ». Суицид – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное. Каждый суицид активно выражает не.
Интегрированное обучение с сюжетным построением учебных занятий как средство повышения учебной мотивации в начальной школе Романова Татьяна Ивановна учитель.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
! меняется его место в системе общественных отношений; меняется весь уклад его жизни; возрастает психоэмоциональная нагрузка; На смену беззаботным играм.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье – первая и важнейшая потребность человека, определяющая.
Транксрипт:

«Сохранение психического и физического здоровья школьников» Панова Н. В., научный руководитель ГОУ СОШ 314 Фрунзенского района

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов» «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов» Всемирная организация Всемирная организация здравоохранения здравоохранения Основные понятия

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ (ВОЗ) Экология 20 % Уровень медицинского обслуживания 10 % Генетика 10 % ОБРАЗ ЖИЗНИ 60 %

Факторы риска в деятельности педагога Фактор условий- все, что подлежит гигиеническому нормированию Фактор условий- все, что подлежит гигиеническому нормированию Фактор нагрузки (учебной): в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года. Фактор нагрузки (учебной): в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года. Фактор взаимоотношений Фактор взаимоотношений

Критерии психического и физического здоровья Отсутствие заболеваний Отсутствие заболеваний Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту) Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту) Положительное эмоциональное состояние Положительное эмоциональное состояние Отсутствие вредных привычек Отсутствие вредных привычек

Факторы, влияющие на состояние психического здоровья школьников Генетические Генетические Гигиенические Гигиенические Экономические Экономические Социальные Социальные Эмоциональные Эмоциональные

Главное дело воспитания в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи для него значимые… которые он считает своими, в решение которых включается» С.Л.Рубинштейн.

Объективный анализ социальной ситуации ( гг.) «Национальный план действий в интересах детей» (2005) Объективный анализ социальной ситуации ( гг.) «Национальный план действий в интересах детей» (2005) «Сегодня российская семья выглядит просто удручающе»: из 41 млн. - семьи с одним ребенком составляют 34%, с двумя детьми - 15%, а многодетные - и вовсе 2,7%. Почти 50% семей вообще не имеют детей. Таким образом, российская семья стала традиционно считаться однодетной. «Сегодня российская семья выглядит просто удручающе»: из 41 млн. - семьи с одним ребенком составляют 34%, с двумя детьми - 15%, а многодетные - и вовсе 2,7%. Почти 50% семей вообще не имеют детей. Таким образом, российская семья стала традиционно считаться однодетной. Вне брака рождается более 400 тыс. детей –это почти треть всех детей, рожденных за год, а «каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье». Вне брака рождается более 400 тыс. детей –это почти треть всех детей, рожденных за год, а «каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье». В российских семьях еще не изжиты жестокость, насилие, пренебрежение элементарными потребностями ребенка. В 2004 г. около полмиллиона родителей были привлечены к административной ответственности за ненадлежащее воспитание своих детей, а 65 тыс. российских детей и вовсе были отобраны у матерей и отцов, с условием лишения их родительских прав. Депутат ГосДумы РФ Екатерина Лахова

Семья сегодня – это естественная социальная среда жизнеобеспечения детей. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) признает «Важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей. При этом современная позиция состоит в ответственности перед ребенком.

БРАКИ И РАЗВОДЫ БРАКИ И РАЗВОДЫ (Госкомстат, 2008)ГодыТысяч На 1000 человек населения браков разводо в браковразводов ,2396,610,13, ,6580,710,64, ,9559,98,93, ,2665,97,34, ,3627,76,24, ,6763,56,95, ,8853,67,15, ,8798,87,65, ,7635,86,84, ,4604,97,54, ,6640,87,84,5

Кризис в семье

Прогрессивный опыт медико- социальной помощи семье «Телефон доверия». «Телефон доверия». «Дистанционное Интернет- консультирование» Не более 7-8 информационных сайтов, порталов) «Дистанционное Интернет- консультирование» Не более 7-8 информационных сайтов, порталов)

Деятельность кл. руководителя по формированию духовно-нравственного здоровья Классный руководитель Создание Психологического здоровья Социализация учащихся Физическое здоровье Преемственность этапов детского развития Педагогическая поддержка Мотивация обучения Индивидуально- личностный подход Здоровьесозидающая нравственная среда Создание атмосферы познавательного комфорта Создание условий для обретения каждым учеником смысла учения и жизни

Факторы, разрушающие здоровье детей Поза во время учебного процесса Поза во время учебного процесса Обедненные природные стимулы учебной среды Обедненные природные стимулы учебной среды Вербальный принцип построения учебного процесса Вербальный принцип построения учебного процесса Несовершенные методики преподавания Несовершенные методики преподавания

Основные понятия Дидактогения – психическая травма, источник которой - процесс обучения в школе, психическое расстройство, возникающее под влиянием психоэмоционального дистресса: неврозы, другие психогенные заболевания. Дидактогения – психическая травма, источник которой - процесс обучения в школе, психическое расстройство, возникающее под влиянием психоэмоционального дистресса: неврозы, другие психогенные заболевания.

Основные понятия Неврозы – вид психогенных реакций (тревожные опасения, навязчивости, истерические проявления и др.) Неврозы – вид психогенных реакций (тревожные опасения, навязчивости, истерические проявления и др.) Неврастения – повышенная физическая и психическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, чрезмерная возбудимость Неврастения – повышенная физическая и психическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, чрезмерная возбудимость

Основные понятия Невроз навязчивых состояний – навязчивые мысли, идеи, представления, страхи, влечения, действия. Невроз навязчивых состояний – навязчивые мысли, идеи, представления, страхи, влечения, действия. Истерия – двигательные и сенсорные расстройства, имитирующие соматические и неврологические заболевания (параличи, тик и др.) Истерия – двигательные и сенсорные расстройства, имитирующие соматические и неврологические заболевания (параличи, тик и др.)

Расстройства настроения [аффективные расстройства] Общие характеристики Общие характеристики Основной симптом в данном случае это расстройство настроения. Другими словами несоответствующий, экстремально широкий или ограниченный репертуар проявления чувств. Например, чрезмерная плаксивость в течении длительного времени или резкий прилив энергии когда время спать рассматривается как расстройство настроения. Сюда относятся: Основной симптом в данном случае это расстройство настроения. Другими словами несоответствующий, экстремально широкий или ограниченный репертуар проявления чувств. Например, чрезмерная плаксивость в течении длительного времени или резкий прилив энергии когда время спать рассматривается как расстройство настроения. Сюда относятся: Депрессия Депрессия Биполярное расстройство Биполярное расстройство

Депрессия Исследования показывают, что депрессия вызвана как биологическими, так и социальными факторами. Родственники людей с депрессивным заболеванием наиболее вероятно переживают депрессию. С другой стороны такие факторы как болезнь, стресс, проблемы на работе, и т.д. могут также вызвать депрессию. Исследования показывают, что депрессия вызвана как биологическими, так и социальными факторами. Родственники людей с депрессивным заболеванием наиболее вероятно переживают депрессию. С другой стороны такие факторы как болезнь, стресс, проблемы на работе, и т.д. могут также вызвать депрессию. Симптомы: Симптомы: Депрессивное настроение Депрессивное настроение Пониженный интерес ко всему Пониженный интерес ко всему Нарушение во сне Нарушение во сне Потеря энергии Потеря энергии Проблемы с концентрацией внимания Проблемы с концентрацией внимания Мысли о суициде Мысли о суициде

Диссоциирующие расстройства Общие характеристики Общие характеристики Основной симптом это сбой в сознании, памяти, идентичности и восприятии. Другими словами одна из этих сфер выходит из строя и вызывает значительные нарушения функционирования. Основной симптом это сбой в сознании, памяти, идентичности и восприятии. Другими словами одна из этих сфер выходит из строя и вызывает значительные нарушения функционирования. Сюда примеру входят: Сюда примеру входят: Диссоциативная амнезия Диссоциативная амнезия Деперсонализация Деперсонализация

Импульсивные расстройства (проблема контроля) Общие характеристики Общие характеристики Заболевания этой группы характеризуются проблемой контроля импульсов, несмотря на негативные последствия. Например, некоторые ученики не могут остановится когда играют в азартные игры (gambling), некоторые воруют или агрессивно ведут себя по отношению к другим и себе. Пример – Клептомания, gambling Заболевания этой группы характеризуются проблемой контроля импульсов, несмотря на негативные последствия. Например, некоторые ученики не могут остановится когда играют в азартные игры (gambling), некоторые воруют или агрессивно ведут себя по отношению к другим и себе. Пример – Клептомания, gambling

Расстройства Сна (расстройства связанные с количеством и качеством сна, и ненормальным поведенческими и физиологическими процессами во время сна – диссомния, гиперсомния) (расстройства связанные с количеством и качеством сна, и ненормальным поведенческими и физиологическими процессами во время сна – диссомния, гиперсомния) Психопатические состояния (включая шизофрению) Психопатические состояния (включая шизофрению) (психозы, иллюзии и галлюцинации) (психозы, иллюзии и галлюцинации) Сексуальный заболевания и дисфункции Сексуальный заболевания и дисфункции (ненормальное сексуальное функционирование, болезненные ощущение) (ненормальное сексуальное функционирование, болезненные ощущение) Соматоформические заболевания Соматоформические заболевания (симптомы связанные с неподтвержденным медицинским состоянием) (симптомы связанные с неподтвержденным медицинским состоянием) Злоупотребление алкоголем/наркотиками Злоупотребление алкоголем/наркотиками (злоупотребление и зависимость) (злоупотребление и зависимость)

Заболевания личности Общие характеристики Общие характеристики Это психические заболевания симптомы которых наблюдаются в следующих сферах: Это психические заболевания симптомы которых наблюдаются в следующих сферах: Мысли (восприятие мира, себя и окружающих) Мысли (восприятие мира, себя и окружающих) Эмоции (соответствие, интенсивность и эмоциональное функционирование) Эмоции (соответствие, интенсивность и эмоциональное функционирование) Общение (отношения с оокружающими) Общение (отношения с оокружающими) Контроль импульсивного поведения Контроль импульсивного поведения Пример: Пример: Антисоциальное заболевание личности Антисоциальное заболевание личности Нарцистическое заболевание личности Нарцистическое заболевание личности Симптомы: Неадекватное восприятие себя Симптомы: Неадекватное восприятие себя Ощущение собственного превосходства над другими Ощущение собственного превосходства над другими Требование приятия и любви от других в экстремальной форме Требование приятия и любви от других в экстремальной форме

изменения в аппетите и сне изменения в аппетите и сне плаксивость плаксивость плохая концентрация плохая концентрация ничего не доставляет удовольствия ничего не доставляет удовольствия алкоголизм/наркомания- злоупотребление алкоголизм/наркомания- злоупотребление плохой уход за гигиеной плохой уход за гигиеной ощущение ненужности, беспомощности и безнадежности ощущение ненужности, беспомощности и безнадежности Рискованное поведение или резкое изменение в поведении Рискованное поведение или резкое изменение в поведении страх наказания со стороны родителей или учителей страх наказания со стороны родителей или учителей Депрессивные симптомы

Ситуации, предрасполагающие к возникновению пограничных расстройств у школьников Неспособность справиться с учебной нагрузкой Неспособность справиться с учебной нагрузкой Негативное отношение педагога Негативное отношение педагога Смена школьного коллектива Смена школьного коллектива Непринятие детским коллективом Непринятие детским коллективом Чрезмерная умственная нагрузка Чрезмерная умственная нагрузка

Виды воспитательных психотравмирующих воздействий Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституционным и половым особенностям Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституционным и половым особенностям Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей Непоследовательность воспитания. Его неровность Непоследовательность воспитания. Его неровность Неустойчивость в обращении с детьми. Неустойчивость в обращении с детьми.

Физиологическая цена учебной нагрузки у учащихся Показатели Дефицит сна Время прогулок меньше физиологической нормы Дополнительная статическая нагрузка (гиподинамия) Повышенный уровень невротизма Сильное и выраженное утомление Жалобы на усталость, головную боль и др. к концу дня, недели Неблагоприятные сдвиги АД в конце недели 50,775,434,547,831,228,840,0

Критерии сохранения здоровья учеников на уроке Отсутствие усталости у детей и учителя Отсутствие усталости у детей и учителя Положительный эмоциональный настрой Положительный эмоциональный настрой Удовлетворение от сделанной работы Удовлетворение от сделанной работы Желание продолжать работу Желание продолжать работу

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» Л.Н.Толстой.

Социальное здоровье Подходы к формированию социального здоровья через формирование социальных компетентностей: Подходы к формированию социального здоровья через формирование социальных компетентностей: Личностно-деятельный подход. Личностно-деятельный подход. Ситуационно-проблемный подход. Ситуационно-проблемный подход. Задачный подход. Задачный подход.

Социальная компетентность: Способность брать на себя ответственность; Способность брать на себя ответственность; Участвовать в современном принятии решений; Участвовать в современном принятии решений; Регулировать конфликты ненасильственным путём; Регулировать конфликты ненасильственным путём; Участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и др. Участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и др. Способность учиться всю жизнь как основа профессиональной компетентности, а также успешности в личной и общественной жизни. Способность учиться всю жизнь как основа профессиональной компетентности, а также успешности в личной и общественной жизни.

Социальная компетентность основывается на реализации потребности личности в: Самоактуализации; Самоактуализации; Повышении уровня профессионального мастерства; Повышении уровня профессионального мастерства; Удовлетворении эстетических, культурных, познавательных запросов; Удовлетворении эстетических, культурных, познавательных запросов; Любви, уважении, признании; Любви, уважении, признании; Усвоении культурных норм; Усвоении культурных норм; Сохранении самооценки; Сохранении самооценки; Удовлетворении физиологических и бытовых потребностей; Удовлетворении физиологических и бытовых потребностей; Безопасности. Безопасности.

Схема деятельности учителя по нравственному развитию, социальной компетентности ученика. Структура нравственных и творческих качеств личности. Сущность работы учителя. Созидательная направленность личности. Развитие у обучающихся интереса и интеллектуальных умений, необходимых для творческой деятельности. Регулярное выполнение не только учебных, но и тех заданий, которые имеют практическое значение. Создание ситуации переживания детьми чувства успеха.

Личная и общественная полезная деятельность. Обучение детей видеть практическую необходимость полезной деятельности и владеть способами выполнения её с учётом требования «не навреди всем» живым организмам и полезным для человека техническим и культурным объектам. Видение вариативности достижения цели Работа над умениями детей планировать свою жизненную карьеру и видеть варианты реализации плана (путём создания системы заданий, требующих поиска вариантов решения и использования различных способов их выполнения)

Выполнение личных обязательств. Планомерность и самоконтроль своей деятельности. Систематическое с 1 класса обучение детей планировать свою деятельность и выбирать приёмы выполнения плана. Постепенный переход к самостоятельному планированию выполнения заданий в течении дня, недели и в конечном итоге на рубеже 9 класса овладение умением планировать свою жизненную карьеру. Обучение планированию – это прежде всего обучение реальной самооценке своих способностей, оценке результатов своей работы на основе предложенных критериев, создание таких критериев самостоятельно и решение проблемы соотношения желаний и возможностей (каждый человек должен знать, что он может и чего не может реально выполнить. Это позволяет ему выполнять обещанное и не обещать того, чего не может выполнить). Обучение планированию – это прежде всего обучение реальной самооценке своих способностей, оценке результатов своей работы на основе предложенных критериев, создание таких критериев самостоятельно и решение проблемы соотношения желаний и возможностей (каждый человек должен знать, что он может и чего не может реально выполнить. Это позволяет ему выполнять обещанное и не обещать того, чего не может выполнить).

Признание и поддержка альтернативной полезной деятельности. Обучение детей умению сравнивать результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определить соотношение затраченного времени и полученных результатов, а также сложность выбранного пути. Критерии эффективности любой деятельности следующие: высокий результат, относительная простота выполнения, минимальная затрата времени, материалов. Конструктивность критического анализа Создание условий для развития у детей умения критиковать конструктивно идею, а не её автора. Для этого важно: знание предмета критики, владение современными методами познания и категориями логики; способность увидеть положительное, новое в критикуемой идее и предложить пути исправления ошибки, помочь автору критикуемой идеи исправить ошибки.

Умение поставить творческую достойную цель и подчинить свою деятельность её достижению. Применение на уроках и внеучебных занятиях материалов, содержащих сведения о современных нерешённых проблемах науки, техники, искусства, общества. Воспитание у детей умений разделять темы уроков на вопросы, которые нужно изучить, объяснить значимость нового материала для себя. Воспитание у учащихся умения более высокого уровня – находить проблемы (в том числе и нерешённые) в научно-популярной литературе. Высокая работоспособность. Обучение приёмам интеллектуальной деятельности (дополнение, изменение, самостоятельное исправление ошибок, доказательство, опровержение, выделение правил из фактологической информации, выбор информации по правилам, составление научной картотеки, умение работать в группе, парами, индивидуально).

Владение методами решения проблем. Использование специальных методов творческой деятельности и обучения им детей: метод «мозгового штурма», контрольных вопросов, морфологический анализ, системный анализ процессов и событий, приёмы решения противоречий. Защита личных убеждений. Обучение школьников умениям анализировать и сравнивать информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать результаты своих исследований. Обучение школьников умениям анализировать и сравнивать информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать результаты своих исследований.

Способы: СаморазвитиеСамопознание СамореализацияСамоопределение Адаптация в обществе