Дидактические основы урока в специальной (коррекционной) школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Advertisements

Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
БАЛАБАНОВА ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА педагог дополнительного образования ГБОУ Центр детского (юношеского) технического творчества Колпинского района Санкт-Петербурга.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
С ОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовила Москвитина Л.А.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Учитель живёт до тех Учитель живёт до тех пор пока учится: пор пока учится: как только он перестаёт как только он перестаёт учиться, в нём умирает учиться,
Методы обучения в коррекционной школе. (по Е.Д. Худенко) М.А. Расулова ГОУ СО «Берёзовская СКШИ»
Методы обучения в коррекционной школе. (по Е.Д. Худенко) М.А. Расулова ГОУ СО «Берёзовская СКШИ»
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Современный урок в коррекционной школе КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Шишканова Снежана Егоровна.
Классификация и структура типов уроков теоретического обучения и методов обучения.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
Урок - основная форма организации текущей учебной работы Подготовила: преподаватель ГБПОУ ВО «Бутурлиновский педагогический техникум» О.А.Герасименко.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Транксрипт:

Дидактические основы урока в специальной (коррекционной) школе

Принципы дидактики – основа урока Научности; Научности; Систематичности и последовательности; Систематичности и последовательности; Сознательности и активности; Сознательности и активности; Наглядности; Наглядности; Доступности; Доступности; Индивидуального и дифференцированного подхода; Индивидуального и дифференцированного подхода; Коррекционной направленности; Коррекционной направленности; Практической направленности. Практической направленности.

Принцип научности Заключается в том, что учащимся предлагаются к усвоению прочно установленные в современной науке положения. Заключается в том, что учащимся предлагаются к усвоению прочно установленные в современной науке положения. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не переставая быть научными; Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не переставая быть научными; Уровень и объем знаний, получаемых умственно отсталыми школьниками элементарен; Уровень и объем знаний, получаемых умственно отсталыми школьниками элементарен; Коррекция неточных иногда извращенных представлений и понятий у школьников. Коррекция неточных иногда извращенных представлений и понятий у школьников.

Принцип систематичности и последовательности Предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи; Предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи; Последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически определяет дальнейшую ступень познавательной работы; Последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически определяет дальнейшую ступень познавательной работы; Для умственно отсталых детей свойственно нарушение системности нервно-психической деятельности; Для умственно отсталых детей свойственно нарушение системности нервно-психической деятельности; Восприятие фактов и событий во взаимосвязи; Восприятие фактов и событий во взаимосвязи; Особенностью расположения и изучения материала является так называемое «забегание» вперед (подготовка к формированию того или иного понятия). Особенностью расположения и изучения материала является так называемое «забегание» вперед (подготовка к формированию того или иного понятия).

Принцип сознательности Воспитание у детей прилежного отношения к учебной деятельности; Воспитание у детей прилежного отношения к учебной деятельности; Формирование учебной мотивации; Формирование учебной мотивации; Развитие интереса к учебе; Развитие интереса к учебе; Обеспечение полного понимания учебного материала; Обеспечение полного понимания учебного материала; Формирование умения использовать полученные знания на практике; Формирование умения использовать полученные знания на практике; Формирование умения увязывать учебный материал с пройденным; Формирование умения увязывать учебный материал с пройденным; Развитие самостоятельности и элементов творчества. Развитие самостоятельности и элементов творчества.

Принцип активности Учебный материал должен быть педагогически переработан, упрощен по содержанию и сокращен по числу обобщений и абстракций, объем знаний на уроке должен быть намного меньше, чем в массовой школе; Учебный материал должен быть педагогически переработан, упрощен по содержанию и сокращен по числу обобщений и абстракций, объем знаний на уроке должен быть намного меньше, чем в массовой школе; Изложение материала ведется аналитическим способом с вскрытием причинно-следственных связей, подчеркиванием главного, существенного; Изложение материала ведется аналитическим способом с вскрытием причинно-следственных связей, подчеркиванием главного, существенного; После подачи каждой относительно законченной порции знаний важно проверить насколько сознательно они усвоены; После подачи каждой относительно законченной порции знаний важно проверить насколько сознательно они усвоены; Вести обучение в замедленном темпе; Вести обучение в замедленном темпе; Побуждение учащихся к доказательству верности выводов и подтверждению их своими примерами. Побуждение учащихся к доказательству верности выводов и подтверждению их своими примерами.

Принцип доступности Учитывает уровень подготовки учеников; Учитывает уровень подготовки учеников; Возрастные особенности; Возрастные особенности; Индивидуально-типологические особенности; Индивидуально-типологические особенности; Посильная нагрузка и задания; Посильная нагрузка и задания; Учет противоречия между темпом накопления знаний и темпом формирования умения ими пользоваться; Учет противоречия между темпом накопления знаний и темпом формирования умения ими пользоваться; Использования большого количества разнообразных упражнений и заданий для выработки умений и навыков; Использования большого количества разнообразных упражнений и заданий для выработки умений и навыков; Установление внутрипредметных и межпредметных связей; Установление внутрипредметных и межпредметных связей; Рациональное сочетание слова, наглядности и практических действий учащихся. Рациональное сочетание слова, наглядности и практических действий учащихся.

Принцип прочности Длительность сохранения в памяти и воспроизведение в нужный момент; Длительность сохранения в памяти и воспроизведение в нужный момент; Доминирование у умственно отсталых детей памяти опирающейся на органы (зрение, слух, обоняние, тактильные рецепторы) и эмоции, т.е. образная и эмоциональная; Доминирование у умственно отсталых детей памяти опирающейся на органы (зрение, слух, обоняние, тактильные рецепторы) и эмоции, т.е. образная и эмоциональная; Информация, представленная в вербальной форме, быстро забывается; Информация, представленная в вербальной форме, быстро забывается; Необходимость организованного повторения и выполнения упражнений (многократность повторений); Необходимость организованного повторения и выполнения упражнений (многократность повторений); Вариативность и многократность повторения необходимы для формирования более гибких умений и навыков, для выработки способности переносить полученные знания из одних условий в другие Вариативность и многократность повторения необходимы для формирования более гибких умений и навыков, для выработки способности переносить полученные знания из одних условий в другие

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода Индивидуальный подход понимается как система целенаправленных педагогических действий, учитывающая особенности и возможности развития каждого ученика; Индивидуальный подход понимается как система целенаправленных педагогических действий, учитывающая особенности и возможности развития каждого ученика; Дифференцированный подход – система воздействий учитывающая особенности и возможности развития групп детей; Дифференцированный подход – система воздействий учитывающая особенности и возможности развития групп детей; Фронтальная работа – система воздействий, учитывающая особенности и возможности развития учащихся конкретного класса. Фронтальная работа – система воздействий, учитывающая особенности и возможности развития учащихся конкретного класса.

Принцип наглядности Рассматривается не только как принцип дидактики, но и как незаменимое средство коррекционно- воспитательной работы; Рассматривается не только как принцип дидактики, но и как незаменимое средство коррекционно- воспитательной работы; Обучение восприятию и наблюдению за объектом; Обучение восприятию и наблюдению за объектом; Наглядность – источник знаний; Наглядность – источник знаний; Наглядность источник информации об объекте познания; Наглядность источник информации об объекте познания; Наглядность как средство усвоения информации об окружающем мире; Наглядность как средство усвоения информации об окружающем мире; Роль практических действий с предметами. Роль практических действий с предметами.

Коррекционная направленность обучения Система педагогических воздействий, которая направлена на исправление или ослабление развития умственно отсталых детей; Система педагогических воздействий, которая направлена на исправление или ослабление развития умственно отсталых детей; Коррекционная и учебно-воспитательная работа на уроке – это единый процесс; Коррекционная и учебно-воспитательная работа на уроке – это единый процесс; На учебном материале с помощью специальных приемов учитель решает задачи коррекции; На учебном материале с помощью специальных приемов учитель решает задачи коррекции; Приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, сравнения и др. стимулируют компенсаторные возможности детей; Приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, сравнения и др. стимулируют компенсаторные возможности детей; В результате формируются обобщенные учебные навыки и навыки других видов деятельности (ориентировка в заданиии, планирование предстоящей работы, контроль за проделанной работой и др.); В результате формируются обобщенные учебные навыки и навыки других видов деятельности (ориентировка в заданиии, планирование предстоящей работы, контроль за проделанной работой и др.); Общая и индивидуальная коррекция. Общая и индивидуальная коррекция.

Практическая направленность обучения Поиск практической значимости материала урока; Поиск практической значимости материала урока; Создание практических ситуаций на уроке; Создание практических ситуаций на уроке; Расширение возможности использования знаний в конкретных навыках и умениях. Расширение возможности использования знаний в конкретных навыках и умениях.

Методы обучения в СКШ VIII вида Методы обучения –способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования. Методы обучения –способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования. Приемы – способы деятельности учителя, повышающие эффективность используемых методов. От количества и разнообразия приемов зависит яркость урока, заинтересованность и внимательность учеников. Приемы – способы деятельности учителя, повышающие эффективность используемых методов. От количества и разнообразия приемов зависит яркость урока, заинтересованность и внимательность учеников.

Классификация методов Словесные методы: источник знаний –слово: изложение учителем материала, беседа, работа с книгой. Словесные методы: источник знаний –слово: изложение учителем материала, беседа, работа с книгой. Наглядные методы: источник знаний – образ (наблюдаемые объекты): наблюдение, иллюстрация, демонстрация, использование ТСО. Наглядные методы: источник знаний – образ (наблюдаемые объекты): наблюдение, иллюстрация, демонстрация, использование ТСО. Практические методы: источник знаний – действие: упражнения, лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы. Практические методы: источник знаний – действие: упражнения, лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы.

Классификация приемов Приемы создания ситуативного интереса; Приемы создания ситуативного интереса; Приемы, помогающие осмысливать материал; Приемы, помогающие осмысливать материал; Мнемотехнические приемы (помогают запоминать материал, используются на этапе закрепления) и т.д. Мнемотехнические приемы (помогают запоминать материал, используются на этапе закрепления) и т.д.

Особенности использования методов и приемов в СКШ VIII вида Методы и приемы должны иметь коррекционную направленность; Методы и приемы должны иметь коррекционную направленность; Методов на одну порцию материала используется количественно больше, чем в массовой школе. Обязательным считается сочетание слова, образа и практического действия; Методов на одну порцию материала используется количественно больше, чем в массовой школе. Обязательным считается сочетание слова, образа и практического действия; К методам предъявляются дополнительные требования (изложение короче по времени, деление на четкие смысловые единицы); К методам предъявляются дополнительные требования (изложение короче по времени, деление на четкие смысловые единицы); Иное соотношение методов (на начальном этапе используется больше наглядных и практических методов; Иное соотношение методов (на начальном этапе используется больше наглядных и практических методов; Некоторые методы используются чаще или реже. Некоторые методы используются чаще или реже.

Типы уроков Пропедевтические уроки; Пропедевтические уроки; Уроки формирования новых знаний и умений деятельности; Уроки формирования новых знаний и умений деятельности; Уроки совершенствования знаний и умений; Уроки совершенствования знаний и умений; Уроки коррекции; Уроки коррекции; Уроки систематизации и обобщения знаний, умений и навыков; Уроки систематизации и обобщения знаний, умений и навыков; Контрольно-проверочные уроки; Контрольно-проверочные уроки; Практические уроки; Практические уроки; Комбинированные уроки; Комбинированные уроки; Интегрированные уроки; Интегрированные уроки; Урок учебная экскурссия; Урок учебная экскурссия; Уроки работы над ошибками. Уроки работы над ошибками.

Урок изучения нового материала Организация учащихся; Организация учащихся; Подготовка учащихся к восприятию нового материала; Подготовка учащихся к восприятию нового материала; Изучение нового материала; Изучение нового материала; Первичное закрепление нового материала; Первичное закрепление нового материала; Задание на дом; Задание на дом; Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.

Изучение нового материала Организация восприятия и осмысление нового – психологическая основа; Сложный учебный материал расчленяется на части и замедляется их восприятие; Опора на большое количество анализаторов; Обеспечение руководства почти каждым перцептивным действием учеников; Школьники обучаются анализировать результаты своих восприятий, сравнивать их с образцом.

Осмысливание изучаемого материала Индуктивный путь изложения нового материала (от частного к общему); Индуктивный путь изложения нового материала (от частного к общему); Постепенный перевод от конкретного к абстрактному; Постепенный перевод от конкретного к абстрактному; Постепенный перевод от действий с предметами к действиям в уме; Постепенный перевод от действий с предметами к действиям в уме; Специально организованное обучение мыслительным операциям и стимулирование к их использованию; Специально организованное обучение мыслительным операциям и стимулирование к их использованию; Постоянная помощь в вербализации получнных представлений; Постоянная помощь в вербализации получнных представлений; Активизация мыслительной деятельности. Активизация мыслительной деятельности.

Урок формирования и закрепления знаний и умений Целенаправленность формирования и закрепления учебного материала; Целенаправленность формирования и закрепления учебного материала; Сознательность формирования и закрепления знаний и умений; Сознательность формирования и закрепления знаний и умений; Постоянная работа по предупреждению ошибок учащихся; Постоянная работа по предупреждению ошибок учащихся; Активность при закреплении и формировании знаний и умений; Активность при закреплении и формировании знаний и умений; Дозированность и распределение по времени закрепления. Дозированность и распределение по времени закрепления.

Этапы этого типа урока Организация учащихся; Организация учащихся; Объявление темы и постановка задач; Объявление темы и постановка задач; Воспроизведение необходимых знаний; Воспроизведение необходимых знаний; Практическая работа учащихся по закреплению знаний и умений: Практическая работа учащихся по закреплению знаний и умений: А) выполнение заданий под руководством учителя; Б) самостоятельная работа учащихся. Проверка качества выполненных заданий; Проверка качества выполненных заданий; Задание на дом; Задание на дом; Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.

Урок повторения пройденного Повторение материала в начале года; Повторение материала в начале года; Текущее повторение; Текущее повторение; Обобщающее повторение; Обобщающее повторение; Заключительное повторение. Заключительное повторение.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений Организация учащихся; Организация учащихся; Определение темы и постановка задач урока; Определение темы и постановка задач урока; Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильно усвоенного; Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильно усвоенного; Приведение в систему воспроизведенных и скоррегированных знаний и умений, их обобщение; Приведение в систему воспроизведенных и скоррегированных знаний и умений, их обобщение; Выполнение практических заданий; Выполнение практических заданий; Подведение итогов урока Подведение итогов урока

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков Тщательное продумывание системы и форм контроля; Тщательное продумывание системы и форм контроля; Фронтальный опрос; Фронтальный опрос; Индивидуальный опрос; Индивидуальный опрос; Уплотненный опрос; Уплотненный опрос; Комментированные упражнения; Комментированные упражнения; Контрольные работы Контрольные работы

Схема анализа урока Общие сведения об уроке Общие сведения об уроке Тема и задачи урока Тема и задачи урока Тип и структура урока Тип и структура урока Анализ урока по этапам: Анализ урока по этапам: Организация учащихся Проверка домашней работы Проверка знаний и умений Изучение нового материала Закрепление полученных знаний и умений Домашнее задание Соблюдение ОПР Итоги урока

Второй вариант анализа урока Тип и место данного урока в системе других по предмету Тип и место данного урока в системе других по предмету Структура урока Структура урока Содержание материала урока Содержание материала урока Реализация дидактических принципов на уроке Реализация дидактических принципов на уроке Методы и приемы, используемые на уроке Методы и приемы, используемые на уроке Развитие и коррекция процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся Развитие и коррекция процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся Учет и оценка знаний и умений учеников Учет и оценка знаний и умений учеников Поведение учащихся на уроке Поведение учащихся на уроке Поведение учителя Поведение учителя Соблюдение ОПР Соблюдение ОПР Выводы и предложения Выводы и предложения

Алгоритм поурочного планирования Ориентировочный этап, Ориентировочный этап, Составление плана-конспекта урока, Составление плана-конспекта урока, Подбор дидактических средств, Подбор дидактических средств, Мысленное проигрывание урока, Мысленное проигрывание урока, Подготовка классной комнаты к уроку, Подготовка классной комнаты к уроку, Анализ проведенного урока по свежим следам. Анализ проведенного урока по свежим следам.

Ориентировочный этап Изучение календарно-тематического плана, учебной программы и учебника, определение места урока в системе учебного предмета, раздела, темы. Изучение календарно-тематического плана, учебной программы и учебника, определение места урока в системе учебного предмета, раздела, темы. Постановка целей и задач. Постановка целей и задач. Знакомство с содержанием конкретной темы. Знакомство с содержанием конкретной темы.

Составление плана-конспекта урока План-конспект – это рабочий документ учителя. План-конспект – это рабочий документ учителя. Включает: общие данные об уроке:предмет, класс, дата, тема; цели; оборудование; ход урока (основные этапы, виды работы на каждом этапе, инструкции и (или) вопросы детям. Включает: общие данные об уроке:предмет, класс, дата, тема; цели; оборудование; ход урока (основные этапы, виды работы на каждом этапе, инструкции и (или) вопросы детям.

Последовательность работы над планом конспектом Записываются задачи; Записываются задачи; Записывается структура урока; Записывается структура урока; Подбираются методы обучения; Подбираются методы обучения; Готовятся или подбираются наглядные пособия или оборудование; Готовятся или подбираются наглядные пособия или оборудование; Способы использования словестных и практических методов в сочетании с наглядностью; Способы использования словестных и практических методов в сочетании с наглядностью; Подбираются приемы специального назначения; Подбираются приемы специального назначения; Проверяется связь между этапами; Проверяется связь между этапами; Проверяется речевая, грамматическая и орфографическая правильность конспекта. Проверяется речевая, грамматическая и орфографическая правильность конспекта.

Мысленное проигрывание урока Ответить на вопросы своей беседы; Ответить на вопросы своей беседы; Выразительно и четко рассказать себе «новый материал», запомнить рассказ; Выразительно и четко рассказать себе «новый материал», запомнить рассказ; Дать себе инструкции к каждому упражнению и выполнить эти упражнения; Дать себе инструкции к каждому упражнению и выполнить эти упражнения; Подумать, как предупредить вопросы детей; Подумать, как предупредить вопросы детей; Проделать все опыты, практические работы, используя материалы и оборудование. Проделать все опыты, практические работы, используя материалы и оборудование.

Подготовка классной комнаты к уроку Оформление доски; Оформление доски; Подготовить наглядные пособия и магниты, скрепки и др. Подготовить наглядные пособия и магниты, скрепки и др. Раздать или подготовить к быстрой раздаче дидактический материал; Раздать или подготовить к быстрой раздаче дидактический материал; Подготовить использование ТСО; Подготовить использование ТСО; Проконтролировать: санитарное состояние класса, готовность справочных пособий, готовность рабочих мест. Проконтролировать: санитарное состояние класса, готовность справочных пособий, готовность рабочих мест.

Примеры общих и конкретных задач Общие задачи Общие задачи Развивать лексическую сторону речи; Развивать лексическую сторону речи; Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Конкретные задачи Учить подбирать синонимы к словам; Учить анализировать образец поделки по плану.