Дидактические основы урока в специальной (коррекционной) школе
Принципы дидактики – основа урока Научности; Научности; Систематичности и последовательности; Систематичности и последовательности; Сознательности и активности; Сознательности и активности; Наглядности; Наглядности; Доступности; Доступности; Индивидуального и дифференцированного подхода; Индивидуального и дифференцированного подхода; Коррекционной направленности; Коррекционной направленности; Практической направленности. Практической направленности.
Принцип научности Заключается в том, что учащимся предлагаются к усвоению прочно установленные в современной науке положения. Заключается в том, что учащимся предлагаются к усвоению прочно установленные в современной науке положения. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не переставая быть научными; Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не переставая быть научными; Уровень и объем знаний, получаемых умственно отсталыми школьниками элементарен; Уровень и объем знаний, получаемых умственно отсталыми школьниками элементарен; Коррекция неточных иногда извращенных представлений и понятий у школьников. Коррекция неточных иногда извращенных представлений и понятий у школьников.
Принцип систематичности и последовательности Предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи; Предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи; Последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически определяет дальнейшую ступень познавательной работы; Последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически определяет дальнейшую ступень познавательной работы; Для умственно отсталых детей свойственно нарушение системности нервно-психической деятельности; Для умственно отсталых детей свойственно нарушение системности нервно-психической деятельности; Восприятие фактов и событий во взаимосвязи; Восприятие фактов и событий во взаимосвязи; Особенностью расположения и изучения материала является так называемое «забегание» вперед (подготовка к формированию того или иного понятия). Особенностью расположения и изучения материала является так называемое «забегание» вперед (подготовка к формированию того или иного понятия).
Принцип сознательности Воспитание у детей прилежного отношения к учебной деятельности; Воспитание у детей прилежного отношения к учебной деятельности; Формирование учебной мотивации; Формирование учебной мотивации; Развитие интереса к учебе; Развитие интереса к учебе; Обеспечение полного понимания учебного материала; Обеспечение полного понимания учебного материала; Формирование умения использовать полученные знания на практике; Формирование умения использовать полученные знания на практике; Формирование умения увязывать учебный материал с пройденным; Формирование умения увязывать учебный материал с пройденным; Развитие самостоятельности и элементов творчества. Развитие самостоятельности и элементов творчества.
Принцип активности Учебный материал должен быть педагогически переработан, упрощен по содержанию и сокращен по числу обобщений и абстракций, объем знаний на уроке должен быть намного меньше, чем в массовой школе; Учебный материал должен быть педагогически переработан, упрощен по содержанию и сокращен по числу обобщений и абстракций, объем знаний на уроке должен быть намного меньше, чем в массовой школе; Изложение материала ведется аналитическим способом с вскрытием причинно-следственных связей, подчеркиванием главного, существенного; Изложение материала ведется аналитическим способом с вскрытием причинно-следственных связей, подчеркиванием главного, существенного; После подачи каждой относительно законченной порции знаний важно проверить насколько сознательно они усвоены; После подачи каждой относительно законченной порции знаний важно проверить насколько сознательно они усвоены; Вести обучение в замедленном темпе; Вести обучение в замедленном темпе; Побуждение учащихся к доказательству верности выводов и подтверждению их своими примерами. Побуждение учащихся к доказательству верности выводов и подтверждению их своими примерами.
Принцип доступности Учитывает уровень подготовки учеников; Учитывает уровень подготовки учеников; Возрастные особенности; Возрастные особенности; Индивидуально-типологические особенности; Индивидуально-типологические особенности; Посильная нагрузка и задания; Посильная нагрузка и задания; Учет противоречия между темпом накопления знаний и темпом формирования умения ими пользоваться; Учет противоречия между темпом накопления знаний и темпом формирования умения ими пользоваться; Использования большого количества разнообразных упражнений и заданий для выработки умений и навыков; Использования большого количества разнообразных упражнений и заданий для выработки умений и навыков; Установление внутрипредметных и межпредметных связей; Установление внутрипредметных и межпредметных связей; Рациональное сочетание слова, наглядности и практических действий учащихся. Рациональное сочетание слова, наглядности и практических действий учащихся.
Принцип прочности Длительность сохранения в памяти и воспроизведение в нужный момент; Длительность сохранения в памяти и воспроизведение в нужный момент; Доминирование у умственно отсталых детей памяти опирающейся на органы (зрение, слух, обоняние, тактильные рецепторы) и эмоции, т.е. образная и эмоциональная; Доминирование у умственно отсталых детей памяти опирающейся на органы (зрение, слух, обоняние, тактильные рецепторы) и эмоции, т.е. образная и эмоциональная; Информация, представленная в вербальной форме, быстро забывается; Информация, представленная в вербальной форме, быстро забывается; Необходимость организованного повторения и выполнения упражнений (многократность повторений); Необходимость организованного повторения и выполнения упражнений (многократность повторений); Вариативность и многократность повторения необходимы для формирования более гибких умений и навыков, для выработки способности переносить полученные знания из одних условий в другие Вариативность и многократность повторения необходимы для формирования более гибких умений и навыков, для выработки способности переносить полученные знания из одних условий в другие
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода Индивидуальный подход понимается как система целенаправленных педагогических действий, учитывающая особенности и возможности развития каждого ученика; Индивидуальный подход понимается как система целенаправленных педагогических действий, учитывающая особенности и возможности развития каждого ученика; Дифференцированный подход – система воздействий учитывающая особенности и возможности развития групп детей; Дифференцированный подход – система воздействий учитывающая особенности и возможности развития групп детей; Фронтальная работа – система воздействий, учитывающая особенности и возможности развития учащихся конкретного класса. Фронтальная работа – система воздействий, учитывающая особенности и возможности развития учащихся конкретного класса.
Принцип наглядности Рассматривается не только как принцип дидактики, но и как незаменимое средство коррекционно- воспитательной работы; Рассматривается не только как принцип дидактики, но и как незаменимое средство коррекционно- воспитательной работы; Обучение восприятию и наблюдению за объектом; Обучение восприятию и наблюдению за объектом; Наглядность – источник знаний; Наглядность – источник знаний; Наглядность источник информации об объекте познания; Наглядность источник информации об объекте познания; Наглядность как средство усвоения информации об окружающем мире; Наглядность как средство усвоения информации об окружающем мире; Роль практических действий с предметами. Роль практических действий с предметами.
Коррекционная направленность обучения Система педагогических воздействий, которая направлена на исправление или ослабление развития умственно отсталых детей; Система педагогических воздействий, которая направлена на исправление или ослабление развития умственно отсталых детей; Коррекционная и учебно-воспитательная работа на уроке – это единый процесс; Коррекционная и учебно-воспитательная работа на уроке – это единый процесс; На учебном материале с помощью специальных приемов учитель решает задачи коррекции; На учебном материале с помощью специальных приемов учитель решает задачи коррекции; Приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, сравнения и др. стимулируют компенсаторные возможности детей; Приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, сравнения и др. стимулируют компенсаторные возможности детей; В результате формируются обобщенные учебные навыки и навыки других видов деятельности (ориентировка в заданиии, планирование предстоящей работы, контроль за проделанной работой и др.); В результате формируются обобщенные учебные навыки и навыки других видов деятельности (ориентировка в заданиии, планирование предстоящей работы, контроль за проделанной работой и др.); Общая и индивидуальная коррекция. Общая и индивидуальная коррекция.
Практическая направленность обучения Поиск практической значимости материала урока; Поиск практической значимости материала урока; Создание практических ситуаций на уроке; Создание практических ситуаций на уроке; Расширение возможности использования знаний в конкретных навыках и умениях. Расширение возможности использования знаний в конкретных навыках и умениях.
Методы обучения в СКШ VIII вида Методы обучения –способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования. Методы обучения –способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования. Приемы – способы деятельности учителя, повышающие эффективность используемых методов. От количества и разнообразия приемов зависит яркость урока, заинтересованность и внимательность учеников. Приемы – способы деятельности учителя, повышающие эффективность используемых методов. От количества и разнообразия приемов зависит яркость урока, заинтересованность и внимательность учеников.
Классификация методов Словесные методы: источник знаний –слово: изложение учителем материала, беседа, работа с книгой. Словесные методы: источник знаний –слово: изложение учителем материала, беседа, работа с книгой. Наглядные методы: источник знаний – образ (наблюдаемые объекты): наблюдение, иллюстрация, демонстрация, использование ТСО. Наглядные методы: источник знаний – образ (наблюдаемые объекты): наблюдение, иллюстрация, демонстрация, использование ТСО. Практические методы: источник знаний – действие: упражнения, лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы. Практические методы: источник знаний – действие: упражнения, лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы.
Классификация приемов Приемы создания ситуативного интереса; Приемы создания ситуативного интереса; Приемы, помогающие осмысливать материал; Приемы, помогающие осмысливать материал; Мнемотехнические приемы (помогают запоминать материал, используются на этапе закрепления) и т.д. Мнемотехнические приемы (помогают запоминать материал, используются на этапе закрепления) и т.д.
Особенности использования методов и приемов в СКШ VIII вида Методы и приемы должны иметь коррекционную направленность; Методы и приемы должны иметь коррекционную направленность; Методов на одну порцию материала используется количественно больше, чем в массовой школе. Обязательным считается сочетание слова, образа и практического действия; Методов на одну порцию материала используется количественно больше, чем в массовой школе. Обязательным считается сочетание слова, образа и практического действия; К методам предъявляются дополнительные требования (изложение короче по времени, деление на четкие смысловые единицы); К методам предъявляются дополнительные требования (изложение короче по времени, деление на четкие смысловые единицы); Иное соотношение методов (на начальном этапе используется больше наглядных и практических методов; Иное соотношение методов (на начальном этапе используется больше наглядных и практических методов; Некоторые методы используются чаще или реже. Некоторые методы используются чаще или реже.
Типы уроков Пропедевтические уроки; Пропедевтические уроки; Уроки формирования новых знаний и умений деятельности; Уроки формирования новых знаний и умений деятельности; Уроки совершенствования знаний и умений; Уроки совершенствования знаний и умений; Уроки коррекции; Уроки коррекции; Уроки систематизации и обобщения знаний, умений и навыков; Уроки систематизации и обобщения знаний, умений и навыков; Контрольно-проверочные уроки; Контрольно-проверочные уроки; Практические уроки; Практические уроки; Комбинированные уроки; Комбинированные уроки; Интегрированные уроки; Интегрированные уроки; Урок учебная экскурссия; Урок учебная экскурссия; Уроки работы над ошибками. Уроки работы над ошибками.
Урок изучения нового материала Организация учащихся; Организация учащихся; Подготовка учащихся к восприятию нового материала; Подготовка учащихся к восприятию нового материала; Изучение нового материала; Изучение нового материала; Первичное закрепление нового материала; Первичное закрепление нового материала; Задание на дом; Задание на дом; Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.
Изучение нового материала Организация восприятия и осмысление нового – психологическая основа; Сложный учебный материал расчленяется на части и замедляется их восприятие; Опора на большое количество анализаторов; Обеспечение руководства почти каждым перцептивным действием учеников; Школьники обучаются анализировать результаты своих восприятий, сравнивать их с образцом.
Осмысливание изучаемого материала Индуктивный путь изложения нового материала (от частного к общему); Индуктивный путь изложения нового материала (от частного к общему); Постепенный перевод от конкретного к абстрактному; Постепенный перевод от конкретного к абстрактному; Постепенный перевод от действий с предметами к действиям в уме; Постепенный перевод от действий с предметами к действиям в уме; Специально организованное обучение мыслительным операциям и стимулирование к их использованию; Специально организованное обучение мыслительным операциям и стимулирование к их использованию; Постоянная помощь в вербализации получнных представлений; Постоянная помощь в вербализации получнных представлений; Активизация мыслительной деятельности. Активизация мыслительной деятельности.
Урок формирования и закрепления знаний и умений Целенаправленность формирования и закрепления учебного материала; Целенаправленность формирования и закрепления учебного материала; Сознательность формирования и закрепления знаний и умений; Сознательность формирования и закрепления знаний и умений; Постоянная работа по предупреждению ошибок учащихся; Постоянная работа по предупреждению ошибок учащихся; Активность при закреплении и формировании знаний и умений; Активность при закреплении и формировании знаний и умений; Дозированность и распределение по времени закрепления. Дозированность и распределение по времени закрепления.
Этапы этого типа урока Организация учащихся; Организация учащихся; Объявление темы и постановка задач; Объявление темы и постановка задач; Воспроизведение необходимых знаний; Воспроизведение необходимых знаний; Практическая работа учащихся по закреплению знаний и умений: Практическая работа учащихся по закреплению знаний и умений: А) выполнение заданий под руководством учителя; Б) самостоятельная работа учащихся. Проверка качества выполненных заданий; Проверка качества выполненных заданий; Задание на дом; Задание на дом; Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.
Урок повторения пройденного Повторение материала в начале года; Повторение материала в начале года; Текущее повторение; Текущее повторение; Обобщающее повторение; Обобщающее повторение; Заключительное повторение. Заключительное повторение.
Урок систематизации и обобщения знаний и умений Организация учащихся; Организация учащихся; Определение темы и постановка задач урока; Определение темы и постановка задач урока; Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильно усвоенного; Воспроизведение знаний по частям, восполнение пробелов, уточнение и коррекция неправильно усвоенного; Приведение в систему воспроизведенных и скоррегированных знаний и умений, их обобщение; Приведение в систему воспроизведенных и скоррегированных знаний и умений, их обобщение; Выполнение практических заданий; Выполнение практических заданий; Подведение итогов урока Подведение итогов урока
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков Тщательное продумывание системы и форм контроля; Тщательное продумывание системы и форм контроля; Фронтальный опрос; Фронтальный опрос; Индивидуальный опрос; Индивидуальный опрос; Уплотненный опрос; Уплотненный опрос; Комментированные упражнения; Комментированные упражнения; Контрольные работы Контрольные работы
Схема анализа урока Общие сведения об уроке Общие сведения об уроке Тема и задачи урока Тема и задачи урока Тип и структура урока Тип и структура урока Анализ урока по этапам: Анализ урока по этапам: Организация учащихся Проверка домашней работы Проверка знаний и умений Изучение нового материала Закрепление полученных знаний и умений Домашнее задание Соблюдение ОПР Итоги урока
Второй вариант анализа урока Тип и место данного урока в системе других по предмету Тип и место данного урока в системе других по предмету Структура урока Структура урока Содержание материала урока Содержание материала урока Реализация дидактических принципов на уроке Реализация дидактических принципов на уроке Методы и приемы, используемые на уроке Методы и приемы, используемые на уроке Развитие и коррекция процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся Развитие и коррекция процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся Учет и оценка знаний и умений учеников Учет и оценка знаний и умений учеников Поведение учащихся на уроке Поведение учащихся на уроке Поведение учителя Поведение учителя Соблюдение ОПР Соблюдение ОПР Выводы и предложения Выводы и предложения
Алгоритм поурочного планирования Ориентировочный этап, Ориентировочный этап, Составление плана-конспекта урока, Составление плана-конспекта урока, Подбор дидактических средств, Подбор дидактических средств, Мысленное проигрывание урока, Мысленное проигрывание урока, Подготовка классной комнаты к уроку, Подготовка классной комнаты к уроку, Анализ проведенного урока по свежим следам. Анализ проведенного урока по свежим следам.
Ориентировочный этап Изучение календарно-тематического плана, учебной программы и учебника, определение места урока в системе учебного предмета, раздела, темы. Изучение календарно-тематического плана, учебной программы и учебника, определение места урока в системе учебного предмета, раздела, темы. Постановка целей и задач. Постановка целей и задач. Знакомство с содержанием конкретной темы. Знакомство с содержанием конкретной темы.
Составление плана-конспекта урока План-конспект – это рабочий документ учителя. План-конспект – это рабочий документ учителя. Включает: общие данные об уроке:предмет, класс, дата, тема; цели; оборудование; ход урока (основные этапы, виды работы на каждом этапе, инструкции и (или) вопросы детям. Включает: общие данные об уроке:предмет, класс, дата, тема; цели; оборудование; ход урока (основные этапы, виды работы на каждом этапе, инструкции и (или) вопросы детям.
Последовательность работы над планом конспектом Записываются задачи; Записываются задачи; Записывается структура урока; Записывается структура урока; Подбираются методы обучения; Подбираются методы обучения; Готовятся или подбираются наглядные пособия или оборудование; Готовятся или подбираются наглядные пособия или оборудование; Способы использования словестных и практических методов в сочетании с наглядностью; Способы использования словестных и практических методов в сочетании с наглядностью; Подбираются приемы специального назначения; Подбираются приемы специального назначения; Проверяется связь между этапами; Проверяется связь между этапами; Проверяется речевая, грамматическая и орфографическая правильность конспекта. Проверяется речевая, грамматическая и орфографическая правильность конспекта.
Мысленное проигрывание урока Ответить на вопросы своей беседы; Ответить на вопросы своей беседы; Выразительно и четко рассказать себе «новый материал», запомнить рассказ; Выразительно и четко рассказать себе «новый материал», запомнить рассказ; Дать себе инструкции к каждому упражнению и выполнить эти упражнения; Дать себе инструкции к каждому упражнению и выполнить эти упражнения; Подумать, как предупредить вопросы детей; Подумать, как предупредить вопросы детей; Проделать все опыты, практические работы, используя материалы и оборудование. Проделать все опыты, практические работы, используя материалы и оборудование.
Подготовка классной комнаты к уроку Оформление доски; Оформление доски; Подготовить наглядные пособия и магниты, скрепки и др. Подготовить наглядные пособия и магниты, скрепки и др. Раздать или подготовить к быстрой раздаче дидактический материал; Раздать или подготовить к быстрой раздаче дидактический материал; Подготовить использование ТСО; Подготовить использование ТСО; Проконтролировать: санитарное состояние класса, готовность справочных пособий, готовность рабочих мест. Проконтролировать: санитарное состояние класса, готовность справочных пособий, готовность рабочих мест.
Примеры общих и конкретных задач Общие задачи Общие задачи Развивать лексическую сторону речи; Развивать лексическую сторону речи; Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Конкретные задачи Учить подбирать синонимы к словам; Учить анализировать образец поделки по плану.