Универсальные учебные действия Программа формирования универсальных учебных действий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ три группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ.
Проектирование программы развития УУД Заместитель директора Мирзаянова Надежда Борисовна МБОУ « Очерская СОШ 3»
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе»
Формирование универсальных учебных действий. Основа Стандарта системно-деятельностный подход, который предполагает: системно-деятельностный подход, который.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТА Руководитель МО учителей начальных классов Никитина Т. Н.
Школьник должен стать личностью, способной к самосовершенствованию и саморазвитию, обладающей исторической культурой и культурой межличностного общения.
Цель: -подготовка к взрослой жизни (учить учиться, добывать знания самостоятельно)
Системно-деятельностный подход в обучении как фактор успешной реализации ФГОС нового поколения Педагогический совет в МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе» РОМАНОВА Л.С. РОМАНОВА Л.С.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Транксрипт:

Универсальные учебные действия Программа формирования универсальных учебных действий

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные учебные действия это система действий учащегося, обеспечивающая: - культурную идентичность, - социальную компетентность, - толерантность, - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности

Задание1: Определите в чем отличие универсальных учебных действий и общеучебных умений и навыков Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины: Учебно-управленческие умения – общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. Учебно-информационные умения - общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Учебно-логические умения – общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

Функции универсальных учебных действий 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности - готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, - формирование гражданской идентичности и толерантности, - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обучения - формирование целостной картины мира; - формирование компетентностей в любой предметной области познания - усвоение знаний, умений и навыков;

Основания выделения УУД Цели и результаты общего образования Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка) Этапы процесса усвоения Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные

Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Сформированность УУД определяет эффективность учебно- воспитательного процесса и его результаты

От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию УУД

Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе Учитель знаетУчитель умеет - важность формирования УУД школьников; - сущность и виды универсальных умений; - педагогические приемы и способы их формирования - отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД; - использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД; - привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УУД

Задачи формирования УУД 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, их содержания и свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся

Задачи формирования УУД 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении

Задачи формирования УУД 3. Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия, - от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции

Задачи формирования УУД 4. Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования.

Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно- образовательную среду. УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности

Технологии развития универсальных учебных действий Учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД; Различные типы задач; Исследовательская и проектная деятельность

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования задача начальной школы «учить ученика учиться» задача основной школы «учить ученика учиться в общении» Задача должна быть трансформирована

Условия и средства формирования универсальных учебных действий Учебное сотрудничество Совместная деятельность Разновозрастное сотрудничество Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества Дискуссия Тренинги Общий приём доказательства Рефлексия Педагогическое общение

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения ООП ООО. дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, программ внеурочной деятельности

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода

Программа должна содержать: 1) цели и задачи, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта; 2) описание понятий, функций, состава и характеристик УУД и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью;

Программа должна содержать: 3) типовые задачи применения УУД; 4) описание особенностей реализации основных направлений учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

Программа должна содержать: 5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ- компетенций; 6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

Программа должна содержать: 7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;

Программа должна содержать: 8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; 9) описание условий, обеспечивающих развитие УУД;

Программа должна содержать: 10) систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию УУД; 11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Задание 2: Выделите учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД.

Задание 3: Отнесите представленные планируемые результаты к одному из видов универсальных учебных действий – личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

Задание 3: Отнесите представленные планируемые результаты к одному из видов универсальных учебных действий – личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; работать с метафорами понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Задание 4: Выберите из представленных планируемых результатов, то, что формируете в соответствии с действующими стандартами. Отметьте те позиции, которые являются новыми.