Общие требования к структурным компонентам основной образовательной программы начального общего образования Дворцова Наталия Борисовна, к.п.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Advertisements

LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
РАЗРАБОТКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОУ С.А. Веревко, методист кафедры управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
ФГОС НОО Родительское собрание МОУ Саккуловская СОШ 2011.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) О фициальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного.
Принцип построения Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками как общественный договор.
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Работу выполнили: Юханова Е.Н., учитель русского языка МОУ СОШ 4 Акименко В.И., учитель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Введены в действие с 1 сентября 2011 года.
. Разработка основ образовательной программы образовательного учреждения с учетом требований федеральных образовательных стандартов и специфики образовательного.
Основная образовательная программа ОУ как основа реализации ФГОС начального общего образования Презентация учителя начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Билибино.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Транксрипт:

Общие требования к структурным компонентам основной образовательной программы начального общего образования Дворцова Наталия Борисовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики ГАОУ ДПО «Сар ИПКиПРО»

Цель: изучить требования, предъявляемые федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к структурным компонентам (разделам) основной образовательной программы начального общего образования.

Реперная точкаЗнаюИнтересуюсьУже научился Правило «трех Т» включает… ФГОС НОО направлен на… Что определяет ООП НОО… В основе ФГОС лежит… Какие основные разделы включает ООП НОО… Основные требования к условиям реализации ООП НОО… «Портрет выпускника НШ включает такие личностные характеристики как… Личностные результаты освоения ООП НОО должны отражать… (укажите наиболее важные по Вашему мнению) Метапредметные результаты освоения ООП НОО должны отражать…(укажите наиболее важные по Вашему мнению) Применяем технологии формирующего оценивания Стратегия: стратегия выявления опыта и потребностей Методика: использование графического планировщика З – И – У Приложение 1

Раздел 1. Пояснительная записка цель – описание особенностей и специфики ОУ и, вытекающих из них особенностей и специфики ООП, в части целей и задач, содержания, условий реализации, планируемых результатов образовательной деятельности и т.п.

Раздел 1. Пояснительная записка Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса отражает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения, учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования. конкретизирует цели реализации ООП с учетом потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения участников образовательного процесса. Содержательное наполнение

1. Тип и вид ОУ. 2. Специфика и особенности ОУ. 3. Цели и задачи, реализуемые в ООП ОУ. 4. Стратегические характеристики ООП ОУ. 5. Адресность ООП ОУ (контингент обучающихся, возраст, состояние здоровья и т.д.). 6. Структура ООП ОУ: - Содержание, технологии, специфику работы с одаренными детьми. - Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раздел 1. Пояснительная записка

- Направления, виды и формы реализации внеурочной деятельности младших школьников. 10. Условия реализации ООП ОУ. 11. Социокультурные особенности территориального расположения ОУ. 12. Устав и иные документы, регламентирующие образовательную деятельность в ОУ, права и обязанности участников образовательного процесса. Раздел 1. Пояснительная записка

Как правильно? Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ 00» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы НОО на основе ПООП НОО. Основная образовательная программа образовательного учреждения (далее - Образовательная программа) разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года 373.

Как правильно? Содержанием основной образовательной программы начального общего образования предусмотрено освоение региональной программы по ОБЖ и регионального курса «Основы здорового образа жизни», выделенных в качестве приоритетных направлений в Саратовской области. Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Как правильно? Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Миссия начальной школы: -Становление основ гражданственности и мировоззрения обучающихся; -Формирование основного умения учиться и способность к организации своей деятельности; -Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; -Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Как правильно? Гимназия 00, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, знакомит обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса при поступлении в Гимназию с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Гимназии; Лицей 00, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса уточняет и конкретизирует общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов. передает специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Содержательное наполнение

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО предполагают выделение базового уровня («Выпускник научится») повышенного уровня («Выпускник получит возможность научиться»)

любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Портрет выпускника начальной школы Шаг 1: знакомимся с текстом документа

Портрет выпускника начальной школы Шаг 1: знакомимся с текстом документа Характеристика к портрету выпускника начальной школы Формы проявления данной характеристики (виды деятельности и поступки школьника, свидетельствующие о наличии данного качества) Педагогические технологии, методы и приемы формирования (на конкретных примерах) Любящий свой народ, свой край и свою Родину… Уважающий и принимающий ценности семьи и общества… Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Приложение 2.

Портрет выпускника начальной школы Шаг 1: знакомимся с текстом документа Приложение 3.

Портрет выпускника начальной школы Шаг 1: знакомимся с текстом документа Приложение 4.

Портрет выпускника начальной школы Шаг 1: знакомимся с текстом документа Приложение 5.

Актуальные вопросы: Должны ли планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО быть зафиксированными в поурочном и календарно-тематическом планировании?

Технологическая карта урока Этап урока Деятельность учащегося Деятельность учителя Планируемые результаты деятельности

Календарно-тематический план Тема урока Ученик научится Ученик получит возможность научится Планируемые результаты деятельности

Актуальные вопросы: В каких ещё документах фиксируются планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО?

Раздел 3. Учебный план начального общего образования Базисный учебный план начального общего образования, разработанный на федеральном уровне в соответствии с требованиями Стандарта, и Примерная основная образовательная программа для начальной школы, в тексте которой он опубликован, имеют статус рекомендательных, не являются нормативными документами! Следовательно, не могут служить нормативными основаниями для его прямого использования.

Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса определяет состав обязательных предметных областей для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию ОУ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки. Раздел 3. Учебный план начального общего образования Содержательное наполнение

а) учебный план начального общего образования – как раздел ООП на 4 года, б) учебный план начального общего образования – как инструмент реализации ООП в текущем учебном году на 1 год. Важно! Продолжает действовать учебный план в рамках реализации ГОС-2004 года. В ОУ могут разрабатываться два* различных учебных плана. Раздел 3. Учебный план начального общего образования

Пояснительная записка к перспективному учебному плану начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа 00» 1. Общие положения Перспективный учебный план начального общего образования МОУ «СОШ 00» является нормативным документом, определяющим максимальный объм учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время (аудиторную нагрузку), отводимое на освоение содержания образования, по классам, учебным предметам по классам и параллелям.

1.2. Нормативно-правовую основу разработки учебного плана МОУ «СОШ 00» составляют: … 1.3. Для реализации различных интересов, индивидуальных потребностей обучающихся по направлениям образования и развития личности на основе результатов изучения и диагностики запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) организуется внеурочная деятельность …

2. Учебный план начального общего образования При разработке перспективного учебного плана учтены цели и задачи деятельности МОУ «СОШ 00», сформулированные в годовом Плане работы ОУ, программе развития ОУ Перспективный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса Обязательная часть перспективного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть перспективного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; …

2.4. Часть перспективного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса24, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; … 2.5. Для развития потенциала одарнных и талантливых детей с участием обучающихся и их родителей (законных представителей) разработаны индивидуальные учебные планы (приложение к учебному плану). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

2.6. Перспективный учебный план МОУ «СОШ 00» имеет следующие особенности: … 2.7. Внеурочная деятельность МОУ «СОШ 00» организуется по направлениям … в соответствии с диагностикой обучающихся и их родителей (законных представителей), а также спецификой ОУ.

3. Сетка часов перспективного учебного плана начального общего образования МОУ «СОШ 00» Приложение к перспективному учебному плану начального общего образования МОУ «СОШ 00» Внеурочная деятельность.

Учебный план начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа 00» на учебный год 1. Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа 00» на учебный год 2. Учебный план начального общего образования МОУ «СОШ 00». 3. Сетка часов учебного плана начального общего образования МОУ «СОШ 00» на учебный год. 4. Приложение к учебному плану начального общего образования МОУ «СОШ 00». Внеурочная деятельность.

Направления внеурочной деятельности, реализуемые в ОУ Саратовской области спортивно–оздоровительное 97,5% духовно-нравственное 78,6% общеинтеллектуальное 77,5% общекультурное 76,0% социальное 67,3% 33

Направления внеурочной деятельности, реализуемые в ОУ Художественно-эстетическое Проектно-исследовательское Научно-познавательное Военно-патриотическое Проблемно-ценностное общение, досугово- развлекательная деятельность Социальное творчество

Раздел 4. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО 1) описание ценностных ориентиров содержания образования; 2) взаимосвязь УУД и содержания учебных предметов; 3) характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; 4) описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного* к начальному общему образованию.

Раздел 4. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени НОО, описывает связь УУД с содержанием учебных предметов, обеспечивает преемственность программы формирования УУД при переходе от дошкольного к НОО. уточняет характеристики формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Содержательное наполнение

Как правильно? В Программе формирования универсальных учебных действий конкретизируются требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Как правильно? Выпускник получит возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; плавать, в том числе спортивными способами; выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).

Раздел 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; определяет структуру программ отдельных учебных предметов, курсов. определяет (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса. Содержательное наполнение

Раздел 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов не целесообразна механическая перепечатка авторских программ по всем предметам/курсам, ОУ вправе: самостоятельно составлять рабочие программы по предметам начального образования на основе имеющихся авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию, выбирать учебники и пособия к ним. П.16, 23 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»

Программы начального общего образования «Начальная школа XXI века» 63,7% «Школа 2100» 18,5% образовательная система Л.В. Занкова 7,2% «Перспективная начальная школа» 6,6% «Гармония» 4,5% «Планета знаний» 4,2% образовательная система Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова 0,5% 41

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Важно! Примерная программа ДНРиВ обучающихся (как раздел ПООП НОО) носит рекомендательный характер. Направления, виды и формы реализации деятельности в рамках ДНРиВ рассматриваются также как примерные, рекомендательные. Конкретное содержание ДНРиВ в ОУ (параллели, классе) осуществляется с учетом особенностей и специфики ОУ, особенностей контингента обучающихся, запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает ДНРиВ обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе ОУ, семьи и других институтов общества, содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. интегрирует традиции и особенности воспитательной системы ОУ, формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает муниципальную и школьную специфику. Содержательное наполнение

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО «Цель и задачи ДНРиВ обучающихся на ступени начального общего образования» «Ценностные установки ДНРиВ российских школьников», в основном воспроизводят цели, задачи и ценностные установки развития и воспитания современного российского школьника, с ориентацией их на начальную школу.

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся «Основные направления и ценностные основы ДНРиВ обучающихся начальной школы» раскрываются базовые национальные ценности по основным направлениям ДНРиВ младших школьников. «Содержание ДНРиВ обучающихся на ступени начального общего образования» раскрывается содержание работы по этим направлениям.

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по ДНРиВ младших школьников» формулируются основные принципы и формы совместной воспитательной деятельности семьи, школы и общественности. «Планируемые результаты ДНРиВ обучающихся на ступени начального общего образования» формулируются ценностные отношения, знания, социальный опыт, сформированные у младших школьников по каждому из направлений ДНРиВ.

Раздел 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, содержит базовую модель организации работы ОУ по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. расширяет и дополняет базовую модель организации работы ОУ по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни. Содержательное наполнение

Раздел 8. Программа коррекционной работы Международная конвенция о праве инвалидов на образование Конвенция о правах инвалидов (извлечения) Конституция РФ (извлечения) Закон РФ «Об образовании» (извлечения) ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181-ФЗ (извлечение) Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о ПМПК» от Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от (извлечения) Иные нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, регламентирующие обучение детей- инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Направления коррекционной работы в ОУ: Интегрированное образование. Профилактика школьной неуспеваемости, школьной и социальной дезадаптации. Раздел 8. Программа коррекционной работы

Интегрированное образование (нарушение развития детей с ОВЗ): С нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. С нарушением зрения: слепые и слабовидящие. С тяжелыми нарушениями речи. С нарушениями опорно-двигательного аппарата. С задержкой психического развития. С умственной отсталостью. С нарушениями аутистического спектра. Раздел 8. Программа коррекционной работы

Интегрированное образование (особенности развития детей с ОВЗ): замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности. Раздел 8. Программа коррекционной работы

Профилактика школьной неуспеваемости, школьной и социальной дезадаптации (психологические особенности детей): не имеют выраженных отклонений в развитии; интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме; низкая работоспособность, повышенная утомляемость и отвлекаемость; импульсивность; гиперактивность: низкий уровень произвольности психических функций и деятельности; несформированность учебной мотивации и познавательных интересов; трудности регуляции и планирования собственной деятельности; проявления девиаций в поведении. Раздел 8. Программа коррекционной работы

Педагогические условия коррекционной работы: Создание условий по охране и укреплению здоровья детей группы риска. Формирование мотивационной готовности к обучению. Развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь и др.). Развитие и совершенствование процессов произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия. Совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы. Коррекция детско-родительских отношений. Формирование адекватных форм взаимодействия «ребенок- ребенок», «ребенок – взрослый». Реализация индивидуального подхода в процессе обучения. Раздел 8. Программа коррекционной работы

Раздел 9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО формулирование основных направлений и целей оценочной деятельности ОУ; ориентация образовательного процесса на достижение каждым обучающимся планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования; обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения Программы (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования); представление своей системы оценки образовательных достижений младших школьников (оценка динамики учебных достижений обучающихся.

Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности ОУ, позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки, обеспечивает оценку планируемых результатов освоения ООП в части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержательное наполнение

Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО Важно! Осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся – компетенция ОУ, система контроля и оценки разрабатывается ОУ самостоятельно, закрепляется локальным актом. При разработке данного раздела отдельные позиции системы оценивания могут прописываться без конкретизации. Первостепенно – определение целей и задач используемых видов оценивания, подбор и разработка адекватного целям инструментария оценивания.