Современный урок : цели, методы обучения, формы контроля Зав. учебной частью ГБОУ ТКМ 25 Бородина И. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Advertisements

Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Самоанализ урока. Требования к уроку 1. Научность. 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью,
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Анализ современного урока В помощь учителю
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Методы и средства обучения.
Учитель начальных классов Ткаченко Элеонора Константиновна.
Требования к современному уроку Знание системы принципов дидактики- обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Транксрипт:

Современный урок : цели, методы обучения, формы контроля Зав. учебной частью ГБОУ ТКМ 25 Бородина И. Н

Некоторые исходные теоретические позиции, лежащие в основе осуществления урока За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем даёт более 25 тыс. уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики. Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тыс. уроков.

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции В. А. Сухомлинский

Только на уроке можно увидеть : - каковы отношения учителя и учащихся ; - глубоко или поверхностно он знает свой предмет ; - как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников ; - кто он : примитивный информатор или организатор процесса учения детей ; - обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки ; - умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 1. Точное ( с творческим подходом ) выполнение программно - методических требований к уроку ; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, видение особенностей каждого урока. 2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся ; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях. 3. Продумывание и решение в единстве задач образования ( формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию ); воспитания ( формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития ); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально - волевой сферы школьников ; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока. 5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения ; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников ; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени. 6. Обеспечение практической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно - поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения ; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся. 8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. 9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке ; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания. 11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя. 12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно - технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения ( учебников, наглядных пособий, ИКТ и т. д.). 13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся ; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий ; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается. 15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов. 16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке ( и в системе уроков ) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

Основные типы уроков : 1. Урок изучения нового - традиционный ( комбинированный ), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Методы : : лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т. д. 2. Урок закрепления ( совершенствования ) знаний - а ) урок лабораторная работа ; б ) урок практических работ ; в ) урок экскурсия ; г ) урок семинар. 3. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол, комбинированный тип урока и т. д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, письменный опрос смотр знаний, диктанты, изложения, устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, групповой ), зачетная практическая ( лабораторная ) работа и т. д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями умениями и навыками. После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно - познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

Учитель, не заботящийся о закреплении знаний, - это возница, который во всю погоняет лошадь, забыв при этом увязать кладь на повозке, он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что всё рассыпал по дороге, и его поездка была по меньшей мере бесполезной. К. Д. Ушинский

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель ? Цель - это предполагаемый, заранее планируемый ( мысленно или вербально ) результат деятельности по преобразованию какого - либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Цель носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов : познавательного, развивающего и воспитывающего.

Метод обучения это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения ( дидактическими методами ) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. Прием это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Классификация методов по типу ( характеру ) познавательной деятельности ( И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин ). Объяснительно - иллюстративный ( информационно - рецептивный ) – учитель сообщает информацию в готовом виде разными путями, используя демонстрацию, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её. ; Репродуктивный – способствует усвоению знаний ( на основе заучивания ), умений и навыков ( через систему упражнений ). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу ;

Методы проблемного обучения : проблемное изложение - вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а учащиеся следят за ходом мысли учителя, размышляют, и сами включаются в атмосферу научно - доказательного поискового решения ; частично - поисковый ( эвристический ) – используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем ; исследовательский – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Методы стимулирования и мотивации : - Методы стимулирования интереса к учению ( познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных ситуаций ); - Методы стимулирования долга и ответственности ( убеждения, предъявление требований, поощрения, порицания ) Методы контроля и самоконтроля : - устного контроля, и самоконтроля ( индивидуальный опрос, устная проверка знаний ); - письменного контроля и самоконтроля ( контрольные работы, письменные зачёты, программированный контроль, письменный самоконтроль ); - методы лабораторно – практического контроля.

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО - ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ 1. интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения ; 2. повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания ; 3. подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения ; 4. сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров ; 5. демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов ; 6. предъявление учащимся готового плана в ходе изложения ; 7. предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла ; 8. инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т. п. ); 9. намек - подсказка, содержащая готовую информацию.

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ 1. задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач ; 2. задание учащимся на проговаривание про себя используемых правил, определений в процессе решения задач ; 3. задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач ; 4. задание учащимся на воспроизведение наизусть ( правила, закона и т. д.); 5. задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем ; 6. задание учащимся на раскодирование алгоритма ; 7. организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора ; 8. задание учащимся на описание какого - либо объекта по образцу ; 9. задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т. д.; 10. наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ 1. контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения ; 2. предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения ( метод Плацебо ), доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов ; 3. раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем ; 4. обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений ; 5. членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты ; 6. фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач ; 7. интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса ; 8. установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения ; 9. риторические вопросы учителя в ходе изложения ; 10. предъявление учащимся конфликтного примера.

Основные принципы отбора методов : 1. Соответствие принципам обучения. 2. Соответствие учебному содержанию. 3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа. 4. Учет реальных возможностей учащихся. 5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения. 6. Соответствие уровню методической подготовки учителей. 7. Учет индивидуальных возможностей и склонностей учителя.

Пирамида методов обучения - % запоминания материала при применении метода по данным исследования, проведенного российскими учеными Чтение – 10% Слушание – 20% Слушание со зрительной опорой – около – 30% Обсуждение – % Применение на практике – 70-80% Обучение других – 80-90% Принцип « Научи других тому, что изучаешь сам !» лежит в основе самого эффективного метода.

САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока : степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР ( реального результата ). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.