Организационно-правовые основы образовательной деятельности в высшем учебном заведении Горбатова М.К. к.ю.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

Единый государственный экзамен Скорогонова Светлана Алексеевна, начальник отдела контроля качества образования Гособрнадзора Пермского края.
Министерство образования и науки Республики Татарстан Нормативное правовое обеспечение ЕГЭ и ЕРЭ.
Профессиональное образование по Федеральному Закону от 21 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Условия перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Установление уровней высшего профессионального образования. Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Бичарева Ольга Николаевна, ученый секретарь, канд. биол. наук 02 октября 2014 г.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ПРИЕМ – 2010 Соколова Татьяна Владимировна ответственный секретарь Центральной приемной комиссии.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Нормативные изменения в подготовке аспирантов, докторантов, соискателей Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Е.В. Лаптева.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
Транксрипт:

Организационно-правовые основы образовательной деятельности в высшем учебном заведении Горбатова М.К. к.ю.н., доцент

Нормативная основа Закон РФ от 10 июля 1992 г «Об образовании» Федеральный закон 125 от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Система образования РФ: элементы преемственные образовательные программы различных уровня и направленности Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования сеть реализующих их образовательных учреждений и научных организаций органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации объединения юридических лиц, общественных и государственно- общественных объединений, осуществляющие деятельность в области образования

Многообразие видов и форм образовательных программ Ступени обучения Бакалавр Магистр Сроки обучения Формы обучения Виды обучения Уровни программ Способы реализации Нормативные Сокращенные Очная Заочная Параллельное Основное Элитные Стандартные Стационарные Дистанционные Специалист

Принципы государственной политики в области образования гуманистический характер образования единство федерального культурного и образовательного пространства общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях свобода и плюрализм в образовании демократический, государственно- общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений

Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования Равные возможности для получения образования общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) Статья 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N "Об образовании» ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ - начального общего, - основного общего, - среднего (полного) общего, - начального профессионального, - среднего профессионального и - высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС утверждаются не реже одного раза в десять лет. Разработка и утверждение ФГОС осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ Замена института государственных образовательных стандартов, состоящих из трех компонентов: федерального, регионального (национально-регионального) и компонента образовательного учреждения на институт "федеральный государственный образовательный стандарт". Но при сохранении участия в формировании основных образовательных программ органов управления образованием, образовательных учреждений и самих обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты: основные задачи 1) обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) способствовать преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные требования устанавливаются К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования. К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Образовательные стандарты и требования, устанавливаемые вузами самостоятельно Федеральные государственные высшие учебные заведения, перечень которых утверждается указом Президента РФ, федеральные университеты, университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Но они не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов!

Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов». Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Министерство образования и науки РФ обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 23 б - «Юриспруденция» Квалификация (степень)Бакалавр Профессиональный цикл = зачетная единица Итоговая государственная аттестация = 12 Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах) 4 года240

федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 23 б - «Юриспруденция» Квалификация (степень) Бакалавр по направлению подготовки 23 м - «Юриспруденция» Квалификация (степень) магистр Бакалаврмагистр Нормативый срок освоения ООП, включая последипломный отпуск 4 года2 года Трудоемкость (в зачетных единицах) Профессиональный цикл (в зач.единицах) Итоговая аттестация (в зач.единицах) 126

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К основным профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); 4) послевузовского профессионального образования.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Уровни высшего профессионального образования Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням: бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр», «магистр», «специалист». Перечень программ подготовки специалистов, будет устанавливаться Правительством РФ.

Уровни высшего профессионального образования требования к приему на каждый из уровней ВПО: Специалитет, бакалавриат: по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена. Магистратура: Конкурсный отбор среди лиц, успешно завершивших обучение по программам бакалавриата. Аспирантура: Доступ имеют только лица, имеющие квалификацию "магистр" или квалификацию "специалист"

Бакалавриат 4 года Подготовка специалистов 5 лет Магистратура 2 года Аспирантура Конкурсный отбор Подготовка специалистов среднего профессионального образования Подготовка по программам среднего (полного) общего образования ЕГЭЕГЭ Конкурсный отбор Схема многоуровневой подготовки (с )

Бакалавриат не менее 4 лет Подготовка дипломированных специалистов не менее 5 лет Аспирантура Докторантура Магистратура не менее 6 лет Высшее профессиональное образованиеПослевузовское проф. образов-е Схема многоуровневой подготовки (до )

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) ЕГЭ – это совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования. Цель введения ЕГЭ – создание новых механизмов контроля качества образования. Результаты ЕГЭ отражаются в свидетельстве о результатах ЕГЭ, которое выдается всем лицам, сдававшим ЕГЭ государственным органом субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, и в нем проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в рамках ЕГЭ. срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ до 31 декабря года, следующего за годом его получения 22

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) Устанавливался переходный период до 1 января 2009 года В 2007 году ЕГЭ проводился в порядке, установленном Правительством РФ для проведения эксперимента по введению ЕГЭ в отдельных субъектов РФ. В 2008 году ЕГЭ проводился в субъектах РФ по общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании представлений органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере образования. В Нижегородской области проводился ЕГЭ по русскому языку. 23

Прием в высшее учебное заведение Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утв.приказом Министерства образования и науки от г. 442 (далее – Порядок приема в вузы) Новые правила приема в вузы будут действовать постоянно, начиная с 2010 года. Изменения по сравнению с 2009 годом Вместо трех этапов зачисления установлено два: С 30 июля по 5 августа и с 5 по 10 августа. Введено ограничение на количество подаваемых заявлений в вузы можно будет пробовать поступить лишь в пять вузов по трем направлениям подготовки (специальностям) в каждом из них.

Приказ Минобрнауки РФ от N 481 "О внесении изменений в Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 442" Лица, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 года, могут поступать на очные, очно-заочные (вечерние) и заочные отделения вузов для обучения по программа бакалавриата и программам подготовки специалиста без сдачи ЕГЭ - по результатам вступительных испытаний, проводимых вузами самостоятельно. Ранее данная категория лиц могла поступать в вуз только для обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам. 25

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; для получения квалификации (степени) "магистр" - два года. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также по решению ученого совета вуза для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, допускается получение высшего профессионального образования по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.

Программы подготовки специалистов Постановление Правительства РФ от N 1136 "Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» (с изменениями от N 765) перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", содержит 107 позиций, в частности, "Фундаментальная математика и механика", "Картография и геоинформатика", "Управление персоналом".

Прикладной бакалавриат Постановление Правительства РФ от "О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» Проведение эксперимента в 2009 – 2014 гг. Программа прикладного бакалавриата – экспериментальная основная профессиональная образовательная программа с нормативным сроком освоения 4 года, обеспечивающая профессиональную практико-ориентированную подготовку. В эксперименте будут участвовать не более 30 федеральных государственных образовательных учреждений, прошедших конкурсный отбор в порядке и на основании критериев, определяемых Минобрнауки РФ. Образовательные учреждения, желающие участвовать в эксперименте, разрабатывают совместно с работодателями программы прикладного бакалавриата по специальностям, в отношении которых они имеют лицензии и свидетельства о госаккредитации. 28

Прикладной бакалавриат Прием на программы прикладного бакалавриата осуществляется однократно в 2010 г. на очную форму за счет средств федерального бюджета. По завершении первых двух лет реализации программ Рособразование проводит контроль качества образования. Выпускники, завершившие освоение программы прикладного бакалавриата, проходят государственную (итоговую) аттестацию. Им выдаются дипломы бакалавра. В случае установления в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, неудовлетворительного качества образования реализация программы прикладного бакалавриата будет прекращена, а обучавшиеся по ней студенты переведены на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего профессионального образования по соответствующей специальности или направлению подготовки. 29

Прикладной бакалавриат Приказ Минобрнауки от N 423 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 667» утверждены: перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются в период эксперимента основные профессиональные образовательные программы прикладного бакалавриата; порядок и критерии конкурсного отбора федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте.

Постановление Правительства РФ от N 483 "О внесении изменения в пункт 6 Положения о проведении в годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования" Изначально планировалось, что в эксперименте будут участвовать не более 30 федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, прошедших конкурсный отбор. Теперь число возможных участников эксперимента увеличено до

Освоение программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также по решению ученого совета вуза в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, допускается получение высшего профессионального образования по таким программам. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N1725 Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.

Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования: по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.

Формы освоения образовательных программ Статья 10. Закона об образовании в образовательном учреждении: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; иные формы: семейное образование, самообразование, экстернат.

Формы освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат.

Формы освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования Статья 6. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» В зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Формы освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования Бюджетная П. 4 ст. 2 Закона о высшем образовании: Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных вузах, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Внебюджетная П.2 ст. 29 Закона о высшем образовании: Вуз вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органом исполнительной власти или исполнительно- распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которого этот вуз находится.

Организация образовательного процесса в высшем учебном заведении по основным образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с расписанием занятий и образовательной программой.

Учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом. Учебный год состоит из двух учебных семестров, каждый из которых завершается сессионным периодом. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не меньше 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

Учебные занятия в вузе Виды: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательские работы, практика, курсовые работы. Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах минут.

Итоговая аттестация Итоговая государственная аттестация выпускников вузов - комплекс завершающих обучение по основной образовательной программе итоговых аттестационных испытаний с целью определения уровня подготовки выпускника университета к выполнению профессиональных задач и соответствие его подготовки требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155

Виды итоговых испытаний защита выпускной квалификационной работы; государственный экзамен. Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника и утверждается Минобразованием России.

Виды государственных экзаменов - Итоговый экзамен по отдельной дисциплине – вид государственного экзамена, который должен дать возможность определить уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной программой, и охватывать содержание данной дисциплины, установленное соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. – Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (специальности) – вид государственного экзамена, который должен, наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывать требования к выпускнику, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом по данной специальности (направлению подготовки).

Защита выпускной квалификационной работы Выпускная квалификационная работа – теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области получаемой специальности, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи, делать обобщения и практические выводы. Формы выпускных квалификационных работ соответствуют определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр - бакалаврская работа; для квалификации "дипломированный специалист" - дипломная работа (проект); для квалификации (степени) магистр - магистерская диссертация.

Документы о высшем профессиональном образовании Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования. Виды документов об уровнях высшего профессионального образования: диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра.

Порядок выдачи и форма документов о высшем образовании Вуз, имеющий государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования с официальной символикой РФ. Форма документа государственного образца утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2005 г. N 65,

Выпускнику вуза и обучающемуся, выбывшему до окончания вуза, из личного дела выдается документ об образовании, на основании которого он был зачислен в вуз. Заверенная копия документа остается в личном деле. Все прочие документы (выписки из приказов о зачислении, об окончании или выбытии, зачетная книжка, студенческий билет и др.) остаются для хранения в личном деле.