Мониторинг работы угольной отрасли Донецкой области в 2010 году 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2013 год и плановый период до 2015 года.
Advertisements

Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Презентация к совещанию в облгосадминистрации по вопросу обсуждения текущей ситуации в реальном секторе экономики Донецкой области
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
"Российский рынок труда в новых экономических и демографических условиях" Сухотина Ксения Анатольевна, Развитие Бизнес – Систем.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-декабре 2009.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-Кавказского федерального округа в январе- марте 2010 года.
1 О ходе выполнения программ управления издержками РАО «ЕЭС России»
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
Тема 2. Финансирование организаций социальной сферы.
Параметры областного бюджета Тверской области на 2010 год.
«Об итогах социально-экономического развития Лысьвенского муниципального района за 2011 год и о перспективах развития на 2012 год» ФЦБ «Экономическое развитие»
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Анализ кадрового потенциала, оплаты труда и материально - технической базы учреждений культуры и искусства С.Ю. Горбарец – Начальник Управления заработной.
Транксрипт:

Мониторинг работы угольной отрасли Донецкой области в 2010 году 1

Мониторинг работы угольной отрасли в 2010 году - Добыча угля, рейтинг предприятий по добыче угля - Динамика ввода и выбытия очистных забоев - Рейтинг предприятий по себестоимости 1 тонны угля - Себестоимость и цена 1 тонны угля - Производительность труда и среднемесячная заработная плата - Бюджетное финансирование угольной отрасли - Шахтостроительный комплекс - Рейтинг городов по поступлению доходов в местные бюджеты - Социальная сфера - Кадры -Обеспечение бытовым топливом - Шахты III группы - Ликвидирующиеся предприятия - Экологическая ситуация - Инновации в угольной промышленности - Итоговая оценка результатов работы отрасли - Ключевые проблемы и стратегия решения 2

В 2010 г. угледобывающими предприятиями области добыто 32,1 млн. т. угля, что на 306 тыс. т. больше чем в 2009 году Рост (снижение) добычи в сравнении с 2009 г., % всего - 17,6 всего – 14,5 кокс – 7,4 энергетика – 10,2 энергетика – 5,6 кокс – 8,9 Негосударственные предприятия Государственные предприятия Количество действующих угледобывающих предприятий всего 66 Негосударственные предприятия прирастили добычу на 4,7 %; Государственные предприятия снизили уровень добычи на 1,9 %; Основные факторы снижения добычи: - отсутствие методики формирования цен на угольную продукцию, ручное распределение бюджетного финансирования; - невыполнение плана ввода новых лав вследствие недостаточного финансирования; - высокая аварийность на машинах, механизмах и стацоборудовании; - отсутствие мотивации для повышения производительности труда (падение более чем на 2,8 %) всего кокс энергетика всего кокс энергетика

Годовой объем добычи угля по области находится в пределах от 20 тысяч до 4,7 миллионов тонн Наибольший уровень добычи имеют предприятия негосударственного сектора (ш/у «Покровское», ш.«Комсомолец Донбасса»), которые не получают дотации. Частный капитал является более эффективным собственником, чем государство. При отсутствии господдержки он вынужден рассчитывать только на себя – рационально использовать трудовые и материальные ресурсы. Негосударственные предприятия тыс. тонн ГП «Артемуголь» (4 шахты) ГП «Макеевуголь» (5 шахт и 2 ш/у) ГП «ДУЭК» (9 шахт) ОАО «Комсомолец Донбасса» ГП «Добропольеуголь» (5 шахт) ПАО «Ш/у «Покровское» ГП «УК «Краснолиманская» ПАО «Ш/у «Донбасс» (2 шахты) АП «Шахта «Засядько» ГП «Селидовуголь» (4 шахты) ООО «Краснолиманская» ОДО «Шахта «Белозерская» ЗАО «Шахта «Ждановская» ГП«Красноармейскуголь» (4 шахты) ГП «Шахтерскантрацит» (2 шахты и 1 ш/у) ГП «Ш/у «Южнодонбасское 1» ГП «Орджоникидзеуголь» (6 шахт) ГП «Торезантрацит» (3 шахты и 1 ш/у) ГП «Дзержинскуголь» (4 шахты) ГП «Снежноеантрацит» (2 шахты) ОДО «Ш/у «Чапаева» (3 шахты) ОДО «Шахта «Новодзержинская» ГП «Шахта «Путиловская» Государственные предприятия 4

Количество забоевКоличество комплексно- механизированных забоев Выбытие забоевВвод забоев Отсутствие финансирования на техническое переоснащение в достаточных объемах привело к снижению количества действующих очистных забоев. Динамика ввода, выбытия и количество действующих забоев по предприятиям Донецкой области Среднесуточная нагрузка на лаву, т/сут Динамика добычи угля по области, млн. тонн Комплексно-механизированных забоев Всех забоев Основной причиной падения угледобычи является невыполнение плана ввода новых лав Количество действующих забоев за последние 5 лет уменьшилось со 186 до 133 единиц Несмотря на увеличение среднесуточной нагрузки на 63 т/сут, объем добычи снизился на 4 млн. тонн 5

Средств от реализации и господдержки недостаточно на покрытие затрат от производства Себестоимость 1 тонны колеблется от 400 до 2000 грн. В тоже время, ГП «Добропольеуголь» и ГП «УК «Краснолиманская» работают без господдержки и имеют высокий уровень добычи и наименьшую себестоимость среди госпредприятий. При этом затраты на производство на этих предприятиях полностью компенсируются поступлениями от реализации. 2153,3 1396,9 1136,1 1059,91063,51058,6 951, ,81511,7 1727,8 1531,3 1884,1 ГП «Артемуголь» ГП «Дзержинскуголь» ГП «Снежноеантрацит» ГП «Шахта «Путиловская» ГП «Красноармейск- уголь» ГП «Орджоникидзе- уголь» ГП «ДУЭК» ГП «Торезантрацит» ГП «Селидовуголь» ГП «Ш/у «Южнодонбасское 1» ОАО «Ш/у «Донбасс» ГП «Макеевуголь» ГП «Шахтерск- антрацит» Средства от реализации 1 тонны, грн.Дотация на 1 тонну, грн.Убытки предприятия от производства 1 тонны, грн. 6

Продолжает увеличиваться разрыв между ценою и себестоимостью угольной продукции. Сегодня эта разница составляет 426,2 грн., из них: 202,9 грн. возмещаются бюджетными средствами, 223,3 грн. – остаются не возмещенными. В течении 5 лет темпы роста себестоимости превысили темпы роста цены на 143 % При этом в структуре себестоимости 1 тонны затраты на выплату зарплаты составили 50 % 7

В отрасли не соблюдается основной принцип производства: темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы По области производительность труда снизилась на 3,6 % Среднемесячная зарплата выросла на 19,1 % Среднемесячная заработная плата 1 трудящегося на угледобывающих предприятиях всех форм собственности Среднемесячная заработная плата 1 трудящегося на государственных предприятиях грн. т/мес. Производительность труда 1 рабочего по добыче на государственном предприятии Производительность труда 1 рабочего по добыче на угледобывающих предприятиях всех форм собственности 8

Господдержка на себестоимость В течении года финансирование отрасли было сокращено на 32 % в связи с сокращением расходной части бюджета. Полностью исключено финансирование проектов по: -повышению безопасности труда; -техническому переоснащению и обновлению оборудования шахт; -передаче объектов соцсферы в коммунальную собственность. В 2010 году отрасль финансировалась из Госбюджета и стабилизационного фонда, наполнение которого осуществлялось в основном за счет поступлений от приватизации Средства Государственного Бюджета 675,4 млн. грн. 392,5 млн. грн.142,7 млн. грн.140 млн. грн. Реструктуризация угольной промышленности Горноспасательные мероприятия на угледобывающих предприятиях Погашение задолженности за потребленную в прошлых периодах государственными угледобывающими предприятиями электроэнергию Средства Стабилизационного фонда 4030,2 млн. грн. 3544,1 млн. грн.142,8 млн. грн.343,3 млн. грн. Финансирование инвестиционных проектов по строительству объектов Реструктуризация угольной промышленности 9

Отсутствие капитальных вложений не позволяет обеспечить необходимое развитие отрасли За 5 лет бюджетное финансирование увеличено практически в 2 раза. При этом финансирование капитального строительства и технического переоснащения снижено в 4 раза Бюджетное финансирование, всего Господдержка на себестоимость Господдержка на капитальное строительство и техническое переоснащение млн. грн. 10

Критическое состояние шахтостроительного комплекса связано с общим ухудшением ситуации в угледобывающей отрасли Объемы выполненных работ, млн. грн год 2010 год Кредиторская и дебиторская задолженность, млн. грн. Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность Сумма кредиторской задолженности превышает дебиторскую в 2,9 раза В 2010 году объем выполненных работ снижен на 15 % 11 Программой Минуглепрома по реформированию угольной отрасли было предусмотрено создание ПО «Укршахтострой» на базе ОАО ГХК «Спецшахтобурение». В состав вновь созданного объединения планировалось включить наиболее перспективные шахтоуглестроительные предприятия.

В 2010 году поступления доходов общего и специальных фондов в местные бюджеты шахтерских городов составили – млн. грн. Доля предприятий угольного сектора в общем объеме поступлений – 21 % В городах, угольные предприятия которых являются бюджетообразующими, доля их отчислений в местные бюджеты составляет от 40 до 80% % Снижение подоходного налога для подземных рабочих с 15 до 10 % привело к уменьшению объема поступлений в местные бюджеты на 3,7 % от запланированного. В ходе процесса реформирования и реструктуризации угольной отрасли необходимо учитывать источники наполнения местных бюджетов с целью предотвращения развития депрессивных процессов в малых шахтерских городах. 12

На балансе угледобывающих предприятий области находится 211 объектов социальной инфраструктуры. Ежегодно на их содержание предприятиями расходуется - 187,4 млн. грн. Ежегодные убытки – 106,1 млн. грн. По данным предприятий планируется передать в коммунальную собственность 131 объект Государственным бюджетом на 2011 год средства на передачу социальной сферы не предусмотрены. На содержание 131 объекта в год необходимо - 129,6 млн. грн На передачу этих объектов необходимо - 331,9 млн. грн. Структура объектов, находящихся на балансе угледобывающих предприятий - Пансионаты - Базы отдыха - Оздоровительные детские учреждения 211 -Жилой фонд -Котельные и сети -Детские сады -Дворцы культуры 13

Результаты работы отрасли приводят к снижению численности работающих. Динамика изменений численности за последние 4 года констатирует снижение на 8 %. Динамика изменения численности работников на предприятиях угольной отрасли, тыс. чел. Доля пенсионеров в общей численности работающих в отрасли Сохраняется проблема нехватки рабочих основных профессий (ГРОЗ, проходчик) и подготовки (ротации) рабочих кадров и их эффективного использования на государственных предприятиях. Динамика текучести и укомплектованности кадрами на угледобывающих предприятиях, % С учетом льготного стажа шахтеры могут уйти на пенсию с 40 лет. Средний возраст работающих 42 года 25 % - пенсионеры 75 % УкомплектованностьТекучесть 14

Подготовку специалистов для угледобывающей отрасли в области осуществляет 31 учебное заведение, из которых: ІІІ-ІV уровня аккредитации (университет, институт) – 2 І-ІІ уровня аккредитации (техникумы, колледжи, училища) – 29 Университет, институт Техникумы, колледжи Профтехучилища Подготовлено– 346 специалистов, из них 202 за бюджетные средства Закрепляемость на производстве 80% Стоимость обучения одного специалиста от 30 до 73 тыс. грн. Подготовлено– 853 специалистов, из них 491 за бюджетные средства Стоимость обучения одного специалиста от 10 до 16 тыс. грн. Стоимость обучения одного специалиста от 10 до 42 тыс. грн. Закрепляемость на производстве 77% Закрепляемость на производстве 52% Подготовлено– 1149 специалистов, из них 649 за бюджетные средства В 2010 году: Чем ниже уровень аккредитации учебного заведения, тем меньше закрепляемость выпускников на горных предприятиях, и, как следствие, неэффективное использование бюджетных средств. Приоритетным направлением подготовки рабочих кадров горных профессий должно стать обучение в Отраслевых центрах (учебно-курсовых комбинатах) по ступенчатой форме обучения: подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Преимущества: - ступенчатая форма обучения; - связь с производством; - оптимизация затрат на подготовку специалиста. 15

Численность углеполучателей предприятий отрасли на составляет 126,9 тыс. человек. Потребность в бытовом топливе на 2010 год – 690,9 тыс. тонн. В 2010 году вывезено 632,2 тыс. тонн или 91,5 % от годового задания. Единственным методом цивилизованного отношения к обеспечению бытовым топливом является переход к монетизации льгот и унификация объема предоставляемых льгот Монетизация процесса обеспечения бытовым топливом позволит решить следующие проблемные вопросы: - обеспечение качественным углем; - своевременное и полное обеспечение топливом; - снижение нагрузки на госбюджет; - исключение коррупционной составляющей. План Факт тыс. тонн 91,5 % 97,7 % 72,8 % 43,3 % 16

Распределение шахт ІІІ группы по городам области и периоду пребывания в стадии подготовки к ликвидации По состоянию на в стадии подготовки к ликвидации находятся 9 шахт области. Срок нахождения шахт в ІІІ группе – от 3 до 8 лет. Перечень шахт ІІІ группы, которые передаются на ликвидацию в 2011 году не определен. Бюджетное финансирование шахт ІІІ группы в 2010 году составило 386,6 млн. грн. С 1998 года на содержание шахт ІІІ группы из бюджета потрачено 1,7 млрд. грн. 1 шахта 2 шахты 4 шахты Макеевка Селидово Снежное Горловка Донецк Года Статус шахт ІІІ группы и сроки их нахождения в стадии подготовки к ликвидации законодательством не определены. 17

Массовое закрытие шахт области началось в 1996 году. За 15 лет передано на ликвидацию 64 шахты, ликвидировано 8 шахт. Проектная стоимость ликвидационных работ на составляет 5,1 млрд. грн., с начала процесса ликвидации израсходовано 3,4 млрд. грн. Передача шахт области на ликвидацию по годам Основные статьи расходов ликвидационных работ – содержание шахт в период ликвидации (63,5 % от программы) и обеспечение бытовым топливом (32 %). Большая часть выделяемых бюджетных средств расходуется на работы, не связанные с ликвидацией горных предприятий. Программа закрытия не имеет граничного срока и объемов финансирования. Распределение ликвидирующихся шахт по регионам области В стадии ликвидации на находится 56 предприятий, в том числе 54 шахты и 2 ЦОФ. В 2010 году на ликвидацию не передано ни одной шахты. 64 Ликвидировано Передано на ликвидацию Добропольско- Селидовский регион Центральный регион Донецко- Макеевский регион Восточный регион 18

Одним из условий решения экологических проблем региона является принятие Закона Украины «О ликвидации горных предприятий и последствий их производственной деятельности» и определение уровня ответственности органов власти всех уровней за экологические последствия. Закрытие шахт должно не увеличивать, а уменьшать экологическую нагрузку на окружающую среду. В результате многолетней эксплуатации угольных месторождений возникли необратимые процессы, решения которых выходят за рамки отдельного региона и отрасли. Ситуация усугубляется несостоятельностью концепции закрытия шахт, которая не решает экологические проблемы. Из общего объема израсходованных средств с начала ликвидации затраты на экологию составили 2%. В 2010 году основная часть выделенных средств направлена на работы, не связанные с ликвидацией. 63,5 % 32 % 1,5 % 3 % Фактически отсутствует Программа реабилитации шахтерских регионов от последствий многолетней производственной деятельности и закрытия шахт. Распределение средств по статьям затрат, выделенных в 2010 году 19

Внедрение на шахтах области системы комплексной безопасности (СКБ)» Разработчики Разработчики: ГП «Донгипроуглемаш», СП «Шахта имени А.И.Гаевого», ГП «Артемуголь». Подготовлено 3 инвестиционных проекта, с инновационной составляющей Цель: Цель: обеспечение комплексной безопасности на предприятиях угольной промышленности. Результат: Результат: повышение уровня безопасности, оперативности и информативности о техногенных и экологических факторах Цель: Цель: техническое переоснащение лавы с использованием современного оборудования струговой выемки угля и механизированного крепления. Техническое переоснащение 11 восточной лавы К2 Разработчики: Разработчики: ГП «Донгипроуглемаш», ОАО «Шахтоуправление «Донбасс». Результат: Результат: увеличение объема угледобычи, снижение зольность и себестоимость, улучшение качество угля Техническое переоснащение лавы 131-2, гор м Разработчики Разработчики: МАКНИИ, ОАО "Автоматгормаш" им. В.А. Антипова". Цель: Цель: переоснащение лавы с использованием современного оборудования щитовой выемки угля Результат: Результат: увеличение объема угледобычи, снижение зольность и себестоимость, улучшение качество угля Инновационные технологии способны создать мощный импульс для дальнейшего развития угольной отрасли, обеспечив экономически эффективное производство. 20

Смещение зон активного газовыделения По мере роста гидростатического давления воды активизируется метановыделение. В условиях затопления шахт, через геологические нарушения, метан выходит на застроенных территориях. Увеличение сейсмоактивности территорий Вода в 2 раза увеличивает силу землетрясений. При 3-х бальном землетрясении, зафиксированном в Донбассе, на поверхности его сила может достичь 6-ти балов, что приведет к разрушению зданий. Активизация деформаций земной поверхности Опасность застройки подработанных территорий. Угроза целостности и разрушения жилых и производственных зданий, транспортных магистралей, инженерных коммуникаций. Вследствие отсутствия комплексного подхода к решению экологических проблем, на территории региона имеют место следующие негативные явления. Подтопление территорий, сброс неочищенных вод 99% шахтных вод сбрасываются загрязненными, вследствие чего происходит заиливание и засоление поверхностных водотоков, подтопление территорий, ухудшение качества воды в колодцах. Негативное влияние породных отвалов Из 600 породных отвалов более 160 горящие. Рекультивация отвалов практически не ведется. Отвалы стали местами стихийных свалок. 21

Добыча32,1 млн. тонн, что соответствует уровню прошлого года. Ввод лавУменьшение на 3 лавы. Тенденция 5 лет – снижение на 53 единицы. Реализация и господдержка Средств от реализации и господдержки недостаточно на покрытие затрат от производства. Убытки от производства 1 тонны составили от 46 до 681 грн. Себестоимость и ценаТемпы роста себестоимости превышают темпы роста цены. Тенденция 5 лет – на 143 %. Производительность труда и зарплата Увеличение заработной платы не сопровождается ростом производительности труда. Снижение производительности–3,6%, Рост зарплаты – 19,1 %. ФинансированиеОтсутствие необходимых капитальных вложений не позволяет отрасли развиваться. Тенденция 5 лет – снижение в 4 раза. Шахтостроительный комплекс Снижение объемов выполненных работ на 15 %. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской практически в 3 раза. Местные бюджетыВ шахтерских городах доля отчислений составляет от 40 до 80 %. Социальная сфераГосударственным бюджетом на 2011 год средства на передачу не предусмотрены. КадрыНехватка рабочих основных профессий. Укомплектованность – 98 %. Бытовое топливоВ зависимости от статуса предприятия, население области обеспечено топливом от 40 до 100 %. Закрытие шахтПрограмма закрытия шахт профинансирована на 72 %. ЭкологияФинансирование природоохранных мероприятий в рамках Программы закрытия шахт составило 1,5%. Оценка результатов работы отрасли: 22

Ключевые проблемы и стратегия решения Проблема Необходимые действия Перспективы Финансовая несбалансированность отрасли Формирование цен на угольную продукцию на основе баланса спроса и предложения Финансовое оздоровление отрасли Финансирование тех перевооружения по остаточному принципу Поддержка тех переоснащения на уровне, необходимом для достижения финансовой сбалансированности Увеличение среднесуточной нагрузки и добычи угля Высокий уровень травматизмаОбеспечение стандартов безопасности труда Снижение уровня смертности и травматизма Отсутствие квалифицированных кадров Внедрение системы мотивации, в том числе в формирование заработной платы. Привлечение в отрасль молодых специалистов Энергозатратность отраслиВнедрение механизмов энергосбережения Повышение энергоэффективности Недостаток инвестиционных средств Создание условий для привлечения инвесторов Снижение нагрузки на госбюджет Отсутствие унифицированного подхода к обеспечению бытовым углем Монетизация льготДостижение социальной справедливости Наличие на балансе предприятий объектов социальной сферы Выделение субвенций местным бюджетам для реализации механизма передачи Создание условий к приватизации Программа закрытия шахт не имеет граничного срока и объемов финансирования Принятие Закона «О ликвидации горных предприятий и последствий их производственной деятельности» Использование высвободившихся средств для развития отрасли Негативные экологические явления в результате деятельности и закрытия шахт Разработка концепции экологической защиты региона Стабилизация экологической ситуации 23

Карта проблем угольной отрасли Донецкой области Отсутствие мотивации для повышения производительности труда Отсутствие методики формирования цен на угольную продукцию, ручное распределение бюджетного финансирования Несовершенство нормативной базы Отсутствие достаточного количества квалифицированных работников горных специальностей Энергозатратность отрасли Ценовая диспропорция между ценой на угольную продукцию и ценами на оборудование и услуги Наличие на балансе угледобывающих предприятий объектов социальной инфраструктуры Сроки нахождения шахт в стадии ликвидации значительно превышают проектные Отсутствие концепции экологической защиты региона Финансирование техперевооружения по остаточному принципу Невыполнение в полном объеме положений Горного Закона Украины, регулирующих обеспечение бытовым топливом Финансовая несбалансированность