Вузовские основные образовательные программы бакалавриата на основе ФГОС-3: принципы разработки и реализации Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Разработка основной образовательной программы по ФГОС ВПО По материалам методических семинаров, выступлений разработчиков ФГОС ВПО, представителей УМО.
О ПРИНЯТИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ УГАЭС НА гг.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН на основе Федеральных государственных.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Транксрипт:

Вузовские основные образовательные программы бакалавриата на основе ФГОС-3: принципы разработки и реализации Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Вузовские основные образовательные программы бакалавриата на основе ФГОС-3: принципы разработки и реализации Казанский ( Приволжский ) федеральный университет октябрь 2010 г.

Схема реализации ФГОС-3: Реализация ФГОС : ФГОС по направлению подготовки ВПО ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки ( единая или для каждого из профилей ), создается базовыми вузами - разработчиками ФГОС, имеет рекомендательный характер ВУЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по конкретному профилю подготовки, разрабатывается вузом / факультетом аккредитуется отдельно

Определение ПООП: Статья 5 п. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и основных образовательных программ послевузовского профессионального образования ( для обучающихся в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре ), включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ).

Отказ от утверждения ПООП: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10 ноября 2009 г ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона « О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт - Петербургском государственном университете » Статья 2 Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » следующие изменения : 8) подпункт 3 пункта 3 статьи 24 признать утратившим силу. Статья 3 п. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании »: К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования, относятся : 3) разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно - наглядных пособий ;

Определение ООП: Статья 9 п. 6.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-I « Об образовании » Статья 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Разновидности ООП: Из Типового положения о вузе ( от 14 февраля 2008 г.) 34. Программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки ( специальностям ) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.

Порядок создания ООП: ФГОС ВПО ( бакалавриат ), п.7.1 Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Порядок создания ООП: Из Типового положения о вузе ( от 14 февраля 2008 г.) 39. Основная образовательная программа … разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер.

Что такое профиль подготовки? ПРОФИЛИ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БЫВШИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВПО ( ПО ОКСО ) Например : Биология Физиология Антропология Генетика Зоология Биофизика Ботаника Биохимия Микробиология в рамках нового направления « Биология » БЫВШИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВПО ( ПО ОКСО ) Например : Отечественная филология Зарубежная филология в рамках направления « Филология »

О профилях во ФГОС бакалавра п.7.1. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. п.6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую ( обязательную ) часть и вариативную ( профильную ), устанавливаемую вузом. Вариативная ( профильная ) часть дает возможность расширения и ( или ) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых ( обязательных ) дисциплин ( модулей ), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и ( или ) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

Структура ООП: титульный лист ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Министерства образования и науки Российской Федерации _____________________ государственный университет Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки _____________________________________________________________________________ ( указывается код и наименование направления подготовки ) Профиль подготовки _____________________________________________________________________________ ( указывается наименование профиля подготовки ) Квалификация ( степень ) ________________ 200__ ( город )

Нормативные документы для разработки вузовской ООП: Федеральные законы Российской Федерации : « Об образовании » ( от 10 июля 1992 года ) и « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » ( от 22 августа 1996 года 125- ФЗ ); Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования ( высшем учебном заведении ), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года 71 ; Федеральный государственный образовательный стандарт ( ФГОС ) по направлению подготовки высшего профессионального образования ( ВПО ) ( бакалавриат ), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ; Нормативно - методические документы Минобрнауки России, регулирующие порядок организации образовательного процесса ; Примерная основная образовательная программа ( ПООП ВПО ) по направлению подготовки ; Устав университета и иные нормативные документы вузовского уровня

Структура ООП: разделы Общие положения Цель ( миссия ) ООП Срок освоения ООП Трудоемкость ООП Требования к абитуриенту. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности выпускника Объекты профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности выпускника Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Структура ООП: разделы Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО. ( детализируются компетенции, имеющиеся во ФГОС ) 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП Годовой календарный учебный график Учебный план Рабочие программы учебных курсов Программы учебной и производственной практик. 5. Ресурсное обеспечение ООП Кадровое обеспечение Учебно - методическое и информационное обеспечение Материально - техническое обеспечение.

Структура ООП: разделы Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально - личностных компетенций выпускников. Ср. П ФГОС бакалавра : При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников ( например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно - деятельностного характера ). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально - воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Структура ООП: разделы Нормативно - методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата Текущая и промежуточная аттестация. 1. Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств. 2. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ( тесты, вопросы и задания для контрольных работ и коллоквиумов, тематика докладов, эссе, рефератов, программы экзаменов и т. п.). 3. Методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисциплинам ( модулям ) ООП. 4. Методические рекомендации для преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам ( модулям ) ООП ( в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ / проектов и т. п.) и практикам. 5. Программы проведения практических, активных и интерактивных занятий по дисциплинам учебного плана.

Структура ООП: раздел Требования к итоговой государственной аттестации. 1. Требования к выпускной квалификационной работе. 2. Требования к итоговому государственному экзамену. 3. Примерный перечень тем ВКР. 4. Программа итогового государственного экзамена.

Алгоритм разработки ООП. 1. Определение социального заказа и требований работодателей к выпускниками предполагаемого профиля подготовки ( при отсутствии соответствующих профессиональных стандартов ). 2. Формулировка цели ( миссии ) программы и результатов обучения по ней : какой конкретный « продукт » предполагается получить по окончании обучения ; к каким видам деятельности и к решению каких профессиональных задач будет подготовлен выпускник, какие профессиональные действия и на каком уровне он будет способен совершать. 4. Формулировка компетенций ( общекультурных и профессиональных ), которые должны быть сформированы у студента в процессе обучения ( в том числе профильных, дополняющих ФГОС ). 5. Соотнесение формируемых в процессе подготовки компетенций с необходимым набором изучаемых дисциплин и практик и разработка матрицы соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП.

Структура матрицы Ком - петен - ции Дисциплины цикла Б.1 Назв. Назв. Назв. Дисциплины цикла Б.2 Назв. Назв. Назв. Дисциплины цикла Б.3… Назв. Назв. Назв. ОК -1 + ОК -2… ++++ ПК ПК ПК -3… ++++

Алгоритм разработки ООП. 6. Составление учебного плана на основе ФГОС ( базовая часть ) и ПООП ( вариативная часть ). Определение объема дисциплин, практик, ИГА в зачетных единицах, составление перечней курсов по выбору. 7. Определение форм отчетности с учетом их сбалансированности по семестрам. 8. Построение календарного учебного графика : определение вида, объема и сроков проведения учебных и производственных практик ; последовательности реализации ООП по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы. 9. Создание программ учебных дисциплин и практик в компетентностном формате 10. Формулирование требований к кадровому, материально - техническому и информационному обеспечению образовательного процесса. 11. Разработка образовательных технологий и оценочных средств.

При разработке вузовской ООП подготовки бакалавра необходимо учесть: Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 39. Организация образовательного процесса в высшем учебном заведении по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

При разработке вузовской ООП подготовки бакалавра необходимо учесть: Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 39. Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: Общая трудоемкость одного учебного года 60 з.е.; 1 з.е. соответствует 36 ак. часам (ФГОС); Максимальный объем учебных занятий не может составлять более 54 академических часов в неделю. Количество аудиторной недельной нагрузки не более 27 ак. часов (для разных направлений подготовки м.быть разным); Максимальный объем аудиторных занятий в неделю у магистров (в среднем за весь период обучения) 14 ак. часов. В указанный объем не входят занятия по физкультуре; Суммарное количество в учебном году зачетов – не более 12, экзаменов - не более 10 (из типового положения о вузе); Одна неделя практики соответствует 1.5 з.е.; Общая трудоемкость дисциплины не м.быть меньше 2 з.е. (за исключ. дисц. по выбору). По дисциплинам более 3 з.е. должна выставляться ОЦЕНКА (из ФГОС);

При составлении учебного плана подготовки бакалавров в ООП вуза необходимо учесть: Не менее одной трети вариативной части суммарно по трем циклам д.быть дисциплины по выбору студента (из ФГОС). В учебном процессе должно предусматриваться широкое использование активных (трениниги, деловые игры) и интерактивных (компьютерные симуляции и др.) форм обучения: 30% ауд. занятий у бакалавров, 40% - у магистров. В рамках учебных курсов должны предусматриваться встречи с российскими и зарубежными работодателями, мастер-классы экспертов. В учебных программах дисциплин (модулей) результаты обучения должны увязываться с приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В целях обеспечения успешности формирования профессиональных компетентностей образовательная программа должна отвечать не только требованию структурированности включенного в нее учебного материала, но и его связности или интегративности. При определении варианта последовательного, а также возможности параллельного изучения дисциплин должны учитываться виды связей между единицами включенных в них знаний, установление которых важно для формирования у студента компетентностей по видам деятельности и готовности выпускника к трудовой деятельности в целом. Связность содержания программы может быть обеспечена не только за счет помощью определенного структурирования изучаемых дисциплин, но и с помощью специальных форм работы со студентами (практик, стажировок, курсов и т.д.), выполняющих функцию интеграции содержания образования.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Программой должны быть предусмотрены такие формы и методы работы со студентами, в которых усвоение учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения на практике, например через стажировки, практики, полевые занятия, разработку и реализацию проектов, погружение студентов в предметную, в том числе языковую, среду и др. Образовательная программа должна быть ориентирована на повышение роли самостоятельной работы студентов. Она должна включать исследовательскую и проектировочную работу студентов в совместных с преподавателями группах, обеспечивая ее проблемно- ориентированный характер.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Образовательная программа должна создать условия для максимального приближения системы оценивания и контроля студентов к условиям их будущей профессиональной практики. Помимо преподавателей, в качестве внешних экспертов должны более активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели, читающие смежные дисциплины, важные для приобретения компетентности. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами защит проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертная оценку групп студентов, преподавателей и работодателей и другие инновационные методы контроля и оценки. Новая система контроля должна позволить студенту иметь более объективную оценку учебной деятельности, адекватную условиям будущей практики.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Разработка структуры и содержания программ высшего профессионального образования, обеспечивающих выпускнику возможность быть эффективным и мобильным субъектом трудовой деятельности, требует совместной работы большого коллектива преподавателей. Процесс проектирования обуславливает создание различных групп для решения, возникающих на его этапах задач, связанных с интеграцией блоков дисциплин, выделением взаимосвязей образовательной и профессиональной подготовки и др. Поэтому для успешной его реализации в создаваемые группы должны входить специалисты, владеющие общей методологией развития образовательных систем, а также специалисты в разных областях предметного знания (гуманитарного, естественно-научного и т.п.).

Вузовские основные образовательные программы бакалавриата на основе ФГОС-3: принципы разработки и реализации Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Вузовские основные образовательные программы бакалавриата на основе ФГОС-3: принципы разработки и реализации Казанский ( Приволжский ) федеральный университет октябрь 2010 г.