Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Проектирование уровневых образовательных программ Бавина П.А.к.пед.н., доцент,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Транксрипт:

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Проектирование уровневых образовательных программ Бавина П.А.к.пед.н., доцент, менеджер системы менеджмента качества (EQM), заместитеь декана по магистерским ОП htth://manag.herzen.spb.ru

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА команды управления проектированием ООП … Координатор работ Декан факультета Зам. Декана по учебной работе Науч. рук. проекта по напр. подг. М 1 – Б 1 Зав. Каф. и(или) руководитель ООП Науч. рук. проекта по напр. подг. М 2 – Б2 Зав. Каф. и(или) руководитель ООП Науч. рук. проекта по напр. подг. М n – Бn Зав. Каф. и (или) руководитель ООП Мод уль1 … Проектный коллектив 1 Мод уль 2 Мод уль n Группа управления проектом 1 Мод уль 1 … Проектный коллектив 2 Мод уль 2 Мод уль n Группа управления проектом 2 Мод уль 1 … Проектный коллектив n Мод уль 2 Мод уль n Группа управления проектом N «Держатель» Профессорско-преподавательский состав кафедры \ факультета \ университета

Процесс управления проектированием образовательной программы Принятие решения о проектировании ООП Обучение команды «координаторов» Управление анализом требований ФГОС ВПО командой Управление разработкой структурно- логической схемы учебного процесса Управление разработкой модульного учебного плана Согласование учебного плана с УМУ университета Разработка технического задания руководителям модулей Назначение руководителей учебных модулей Управление подбором исполнителей учебных модулей Управление разработкой учебных модулей, практик, ИГА и др. Экспертиза и согласование разработанных материалов внутри факультета Передача пакета документов по ООП в УМУ университета для утверждения Формирование пакета учебно- методической документации по ООП Реализация ООП в новых ФГОС ВПО Формирование команды «координатров»

Методологические основы современного подхода для проектирования ООП Ориентация на обучаемого Ориентация на результат Гибкость и сопоставимость Продолжительность обучения: образование в течение жизни Ориентация на преподавателя Ориентация на содержание Уникальность Образование на всю жизнь 4

Результаты SWOT анализа ФГОС ВПО ФГОС ВПО - это комплексная обобщенная социальная норма федерального (общестранового) уровня и «рамочного» типа (но достаточно «жесткого» для совокупности основных регламентированных параметров ВПО) по отношению к содержательным и организационным параметрам ВПО для отдельного направления подготовки (предметной области ВПО), уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО ОБЕСПЕЧИТЬ: 1.единство общероссийского пространства высшего образования; 2.социально-необходимое качество высшего образования на всей территории РФ; 3.основу для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; 4.признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

Результаты SWOT анализа ООП ООП - это комплексная развернутая (рабочая) социальная норма институционального (вузовского) уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным параметрам ВПО для отдельного направления подготовки (предметной области ВПО), уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО ОБЕСПЕЧИТЬ: 1. уровневость образования (бакалавр-магситр)

Результаты SWOT анализа ООП 2.Переход к использованию кредитных систем (систем зачетных единиц) в определении трудоемкости ООП, реализующих ФГОС ВПО; освоение ECTS в роли многоцелевого инструментария (отражение одной из ведущих тенденций болонских реформ). 3.Возрастание социальной ответственности систем высшего образования в целом и коллектива каждого вуза за личностное развитие студентов, раскрытие их интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, формирование готовностей к активной профессиональной и социальной деятельностей по окончании вузов. 4.Возрастание междисциплинарности и трансдисциплинарности в проектируемых ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО. 5.Достижение сбалансированностей между когнитивным (познавательным) освоением учебных дисциплин и овладением практическими навыками в сфере коммуникаций, творческого и критического анализа; существенное усиление креативной направленности образовательного процесса.

Результаты SWOT анализа ООП 6.Использование принципов модульной организации проектируемых ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО. 7.Усиление направленности на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они, с точки зрения компетентностного подхода, обязаны продемонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий. 8.Увеличение степеней свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий. 9.Расширение автономии и академических свобод вузов в разработке ООП ВПО, особенно, в «отборе» содержания образования и образовательных технологий, наряду с усилением подотчетности вузов и их ответственности за качество образования. 10.Формирование устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда (как обязательные технологии при проектировании ФГО СВО и ООП). 11.Возрастание ответственности преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности.

Разработчик ООП обязан соблюдать: 1.сроки и трудоемкость освоения ООП (120 или 240 зач.ед.; 60 – в год); 2.структура ООП: учебные циклы (УЦ в бакалавриате шесть: Б.1- гуманитарный, социальный и экономический цикл, Б.2- математический и естественнонаучный цикл, Б.3- профессиональный цикл, Б.4- физическая культура, Б.5- учебная и производственная практика, Б.6- итоговая государственная аттестация) (§ 6.1.); 3.каждый цикл имеет две части: базовую (обязательную) и вариативную (профильная) устанавливаемую вузом (§ 6.2.); 4.обязательные для изучение учебные дисциплины базовой части учебного цикла (§ 6.3.); 5.трудоемкость УЦ ООП выраженная в зачетных единицах (1 зач.ед.= 36 час.); 6.удельный вес занятий проводимый (§ 7.3.): в интерактивной форме (определяется в % «не менее» к объему всех аудиторных занятий); в виде лекции (определяется в % «не более» к объему всех аудиторных занятий);

Разработчик ООП обязан соблюдать: 7.общий объем трудоемкости дисциплины не менее 2 зач. ед. (исключение для дисциплин по выбору обучающихся) (§ 7.4); 8.для дисциплин общий объем трудоемкости которых 4 и более зач.ед. обязательным является выставление оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») (§ 7.4); 9.обязательным является наличие дисциплин по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно Б.1,Б.2 и Б.3 (§ 7.5); 10.максимальный объем учебной нагрузки в неделю, объем факультативных занятий (§ 7.6) и максимальный объем аудиторной нагрузки в неделю(§ 7.7); 11.общий объем каникулярного времени (7-10 нед.)(§ 7.9);

Деятельность студента Образовательная деятельность в рамках образовательной программы Инновационная деятельность Воспитательн ая деятельность Научно- образовательн ая деятельность

Зоны интеграции Зоны-условия продуктивной интеграции Пассивные зоны интеграции Активные зоны интеграции Выбор и утверждение руководителя образовательной программы Анализ требований потребителя образовательных услуг к образовательной программе Прием обучающихся Осуществление PR- компании Организация установочной конференции Оценка удовлетворенности потребителя Формирование учебных модулей вариативных и инвариантных дисциплин Разработка методического сопровождения Организация теоретического и практического обучения Организация промежуточной и итоговой аттестации Разработка программы улучшения процесса

Зоны интеграции Пассивные зоны интеграции – устанавливают требования к интеграции, предъявляемые факультетом, кафедрой, обеспечивают мониторинг и контроль процесса интеграции в процессе проектирования и реализации образовательной программы, а также обеспечивают информирование потребителя образовательных услуг о результатах интегрированной научно-образовательной, воспитательной и инновационной деятельности. Активные зоны интеграции – непосредственно отражают интеграционные процессы

Модели интеграции Н-ОВИ ИВ ВИ В И

Согласование и утверждение плана и программы НОВИ на совете факультета Идентификация зон возможной интеграции в реализации образовательных программ Выбор и согласование модели интеграции НОВИ в образовательной программе Разработка перспективного плана и программы интеграции НОВИ Определение требований к результатам интеграции НОВИ Реализация плана и программы интеграции НОВИ в проектировании и реализации образовательных программ Оценка результатов интеграции НОВИ в реализации образовательных программ, включая оценку удовлетворенности потребителя Разработка программы улучшения интеграции НОВИ на факультете Информирование ППС о реализации плана и программы интеграции НОВИ на факультете нетда Принятие решения об интеграции НОВИ на факультете, кафедре

Принятие решения об интеграции НОВИ на факультете Выбор и утверждении проектной группы (команды) Управление обучением проектной группы инструментам интеграции НОВИ Управление исследованием требований потребителя к результатам интеграции НОВИ Управление реализацией интеграции НОВИ Управление информированием обучением и вовлечением ППС факультета в интеграцию НОВИ Управление разработкой плана и программы интеграции НОВИ Оценка результативности процесса интеграции НОВИ Управление разработкой программы улучшения

Этапы проектирования образовательной программы: I этапописание идеи программы со ссылкой на требования конкурентной среды и свой потенциал; формулирование концепции ООП с указанием основных потребителей; определение компетенций (результатов обучения), запрашиваемых потенциальными корпоративными заказчиками; формулирование I этап - описание идеи программы со ссылкой на требования конкурентной среды и свой потенциал; формулирование концепции ООП с указанием основных потребителей; определение компетенций (результатов обучения), запрашиваемых потенциальными корпоративными заказчиками; формулирование целей ООП. II этап II этап – использование декларированных в ФГОС ВПО компетенций для формулирования «своих» профильных компетенций (результатов обучения); оценка кредитной стоимости результатов обучения и их распределение. III этап III этап – формирование структуры программы с указанием взаимосвязи результатов обучения и модулей/дисциплин циклов программы IV этап IV этап – формирование учебного плана с указанием кредитной стоимости составных частей (циклы, модули, дисциплины, практики и ВКР) и распределением часов по семестрам.

Идентификация уровней подготовки диагностика ситуации «Что случилось?» «Что произошло?» ПРОБЛЕМАТИ ЗАЦИЯ Выбор из ряда выявленных на этапе диагностики наиболее актуальной проблемы для решения cбор имеющихся альтернатив по решению проблемы оценка каждой альтернативы с точки зрения: 1 результата 2 экономической эффективности; 3 последствий; 4 организационных и кадровых рисков выбор и обоснование управленческого решения по ситуации БАКАЛАВРИАТ МАГИСТРАТУРА

Инициирование разработки (проектирования) образовательного продукта Назначение руководителя образовательной программы Организация изучения образовательного стандарта Управление разработкой перечня готовностей выпускника Экспертиза и утверждение перечня готовностей выпускника в управляющем органе Управление формированием учебных модулей Утверждение учебного плана Управление разработкой методического сопровождения Рецензирование образовательной программы внешними экспертами Формирование пакета документов к образовательной программе Экспертиза и утверждение методического сопровождения Решение управляющего органа об открытии образовательной программы нет да нет да нет да Организация изучения требований потребителя

Матрица ответственности Процессный шаг Руководитель ОУ (декан) Руководитель Оп Предметно- методическая комиссия ППСТехнический секретарь Организация изучения требований потребителя ОО, ИУУ Управление разработкой перечня готовностей выпускника ОО, ИУУ Экспертиза и утверждение перечня готовностей выпускника ОУИУ

Регламенты Положение (рабочая инструкция) о инициации разработки образовательной программы; Положение о выборе и назначении руководителя образовательной программы (с утвержденным перечнем функций) Положение о маркетинге требований потребителя образовательных услуг; Положение о «модели выпускника» ОП Положение о внутренней экспертизе и работе экспертной группы; Положение (требования) о методическом сопровождении; Требования (положение) к документированному оформлению образовательной программы; Положение о внешней экспертизе (с указанием критериев рецензирования, субъектов рецензирования и т.д.)

Индикаторы качества проектирования ОП Востребованность образовательной программы на рынке образовательных услуг (показатели спроса в период вступительных испытаний или в установленные сроки набора обучающихся); Своевременность согласования и утверждения проекта ОП; Вовлеченность персонала ОУ в подготовку проекта ОП.

Кто формулирует требования к ОП? государство, которое формирует свои требования в значениях государственных интересов; родители (семьи), которые ориентируются на перспективные рынки труда, на образование своих детей как семейный инвестиционный проект; учащиеся, которые реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с успешной социализацией; свой вызов к школе обращают работодатели и их профессиональные объединения, которые через требования к персоналу начинают формировать требования и к выпускнику школы. Не удовлетворяясь качеством образования, общего и профессионального, они начинают создавать корпоративные образовательные институты.

Требования к образованию в РФ Два уровня образования (бакалавр, магистр) Модульная система Кредитные единицы (адекватная система зачетов) Мобильность Толерантность Взаимное признание дипломов Замена квалификаций на компетенции

требования к уровню качества образовательной услуги требования к педагогической деятельности требования к воспитательной деятельности требования к управленческой деятельности Вотребованность Компетенций выпускника и диплома на рынке труда Достаточность предлагаемых в программе компетенций для профессиональной деятельности Содействие в трудоустройстве Компетентность Преподавателя в предмете Обеспечение методической и другой литературы и материалов Развитая инфраструктура Практико ориентированность Предоставление возможности индивидуального образовательного маршрута Обеспечение самостоятельности в обучении Общение «как со взрослым» Межпредметные связи и преемственность курсов Возможность досуга внутри образовательного учреждения (студии, спортивные комплексы и т.д.) Развитие целеустремленности, ответственности Воспитание общей культуры Ориентация на тенденции рынка труда и требования бизнеса Мотивация преподавателей к качественному труду Управление сбоями (организационными, кадровыми) – Формирование и поддержание имиджа образовательного учреждения Проведение мониторинга качества образования

Показатели качества ОП Качество процесса Качество выпускника Качество содержания

Качество процесса Качество учебного плана Качество расписания Качество инфраструктуры Качество менеджмента

Качество содержания Качество интеграции научно- образовательной, воспитательной деятельности; Качество образовательной среды образовательной программы Качество учебно-методического и научного сопровождения Качество преподавательского состава, реализующего образовательную программу; Качество применяемых в образовательной программе учебных форм, методов и технологий научно- образовательной и воспитательной деятельности; Качество взаимодействия с сетевыми партнерами (работодателем, другими вузами и т.д.)

Качество выпускника Качество общекультурных и профессиональных компетенций выпускника на «выходе» из процесса обучения Качество трудоустройства выпускника на рынке труда Качество мотивации обучающихся к процессу обучения, включая показатели социальной активности (участие в конкурсах, олимпиадах, грантах, конференциях и т.д.)

Функции ОП прогностическая функция ( ОП задает предполагаемый конечный результат обучения, эта функция является главной); функция оперативного изменения ОП (тщательная структуризация материала ОП на основе ее целей обеспечивает возможность внесения изменений в ОП непосредственно в процессе обучения без утраты целостности последнего); функция целеполагания (цели ОП определяют все основные компоненты курса);

Функции ОП информационная функция ( ОП представляет в сжатой форме информацию общего характера, которая формирует представление о ней); организационно-методическая функция ( ОП содержит информацию об основных организационных формах учебного процесса и особенностях методики); контрольная и диагностическая функция ( ОП включает средства проверки степени достижения учащимся заявленных целей курса); оценочная функцию ( ОП содержит в концентрированной форме всю информацию, которая может быть использована для предварительной, текущей и итоговой оценки, что важно для анализа качества образовательной программы в целом и прогнозирования качества образования).

Построение компетентностной модели ООП на основе процессного подхода Вход Идентификация требуемых компетенций в результате освоения ООП Идентификация Учебных модулей ООП с позиции их направленности на компетенции Идентификация учебных дисциплин др. видов деятельности студента по каждому модулю Разработка учебно-методического сопровождения модуля Разработка форм ИГА, направленных на оценку уровня сформированности компетенций Выход Оценка направленности ООП на формирование требуемых компетенций (привлечение работодателей. опросы студентов, аудит качества)

МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (НАПРАВЛЕНИЕ) ПРОФИЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОП) Способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4); Свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения (ОК-5); Обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6). Управлять организациями, подразделениями группами сотрудников, проектами, сетями (ПК-1) Разрабатывать корпоративную стратегию (ПК- 2) в области управления человеческими ресурсами организации; Умение использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (в области управления человеческими ресурсами организации) (ПК-3) разрабатывать программу развития персонала спортивного клуба Управлять спортивными проектами Оценивать эффективность спортивных мероприятий Формировать позитивный имидж спортивного клуба Управлять селекционной деятельностью

1 год обучения М.1. научно- исследовательский (ОК) 54 аудит. час М.2.2. Управление спортивной организацией 54 аудит. час М.2.1 Экономика в спорте 54 аудит. час Практика 2 год обучения Практика М.2.3. Стратегический менеджмент в спорте 54 аудит. час М.2.3. Проектный менеджмент в спорте 54 аудит. час М.2.4. Маркетинг, PR, и реклама в спорте 54 аудит. час 3 год обучения М.2.5. Управление человеческими ресурсами 54 аудит. час Практика ИГА Защита диссертации Примечание: Желтый фон – учебные модули Синий – практика Красный – ИГА

ФПАГМЕНТ УЧЕБНОГО ПЛАНА М.1 Общенаучный цикл15 Вариативная часть15 М.1.1ОК - 1,3,4,6 Методологические основы менеджмента в спротивной сфере 43 М.1.2ОК - 1,3,4,6 Научные исследования в спорте 33+ М.1.5ПК - 3,6 ДКВ 22+ М.2 Профессиональный цикл55 Базовая (общепрофессиональная) часть18 М.2.1ПК - 6 Управленческая экономика 43 М.2.2ПК - 5,8,10 Методы исследований в менеджменте 33+ М.2.3ПК - 7 Современный стратегический анализ 4 М.2.4ПК - 3 Корпоративные финансы 3 3 М.2.5ПК - 1,4 Теория организации и организационное поведение 4 3 Вариативная часть37 М.2.8 Модуль "Проектный менеджмент в спорте" 11 М ПК - 1,4 Управление спортивным проектом 3 М ПК - 1,4 Организация, обеспечение и проведение спортивных соревнований 3 М ПК - 1,4 ДКВ 2 М.2.9 Модуль "Маркетинг и PR в управлении спортивным клубом" 10 М ОК - 5, ПК - 1,6 PR и управление отношениями с СМИ 3 М ПК - 1,6 Маркетинговые технологии в управлении спортивной организацией 2 М ОК - 5, ПК - 1,6 ДКВ 2

Программа ДПО Модуль С ( согласно требованиям программы ) 500 часов (72 Модуль А + 72 модуль В часы модуля С ) Модуль А 72 часа Модуль В 72 часа

Схема проекта программ ДПО Уровень А (базовый) 72 часа + 72 часа Уровень В (специальны й) 144 часа часов Уровень С (переподготовка ) 500 часов (Уровень А +Уровень В + практикумы + курсовые проекты + практики и стажировки + подготовка и защита выпускной работы)

нет Перевод коррекционной процедуры в статус постоянной Оценка состояния процесса (процессного шага) да Внедрение коррекционных процедур в процесс управления образовательной программой Экспертиза и утверждение коррекционных процедур нет Требования к процессному шагу Разработка коррекционны х процедур Идентификация возможного (реального) риска процессного шага Аудит результативности процесса управления образовательной программы в соответствии с требованиями к процессным шагам Оценка влияния возможного (реального) риска на реализацию всех процессных шагов подпроцессов Идентификация возможных (реальных) причин возникновения риска

Задание Разработайте процесс проектирования Государственной Аттестации (бакалавриат \ магистратура) Нарисуйте технологическую карту процесса. Разработайте матрицу ответственности. Определите риски.