Психология
2 Общие сведения по дисциплине Название Психология Читается для специальностей Социальная работа Важность изучения дисциплины Программа курса «Психология» ставит целью познакомить студентов с современными представлениями о сущности человека, особенностями его психики. Формирование готовности студентов к применению научных психологических знаний в повседневной практике, в том числе в условиях повышенной эмоциональной напряженности. Данный курс призван обеспечить не только хорошие знания будущим специалистам, но и умение использовать их в деятельности и общении, убежденность в преимуществе научно-обоснованной ориентировки в жизненных ситуациях по сравнению с ситуативной, эмоциональной Сфера профессионального использования Специалисту необходимо использовать полученные знания в своей работе с людьми различных социальных характеристик в различных ситуациях, что обеспечивается знаниями студента: системы возрастных, индивидуальных особенностях человека; закономерностей психического развития; социальных и биологических факторов развития; факторов, способствующих личностному развитию; технологии психологической диагностики.
3 Краткое описание дисциплины Программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать: - повышению общей и психолого-педагогической культуры, - формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности, - умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, - самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, - самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей Предметом «Психологии» является внутренний, субъективный мир человека, человек в проявлениях своих индивидных, субъектных, личностных и индивидуальных свойств; в системе его взаимосвязей и отношений с другими людьми. В курсе «Психология» предпринята попытка целостного взгляда на реальность человеческого бытия во всех его измерениях. Для изучения курса предусмотрены лекционные и практические занятия. Смысл практических занятий видится в формировании у студентов умения проецировать психологические знания на познание особенностей собственной личности и индивидуальности, используя при этом разные методы изучения, а также на педагогическую деятельность; каждая тема в той или иной степени затрагивает вопросы педагогического характера, личность учителя, общений с детьми, самообразование.
4 Цели и задачи преподавания дисциплины Цели Программа курса «Психология» ставит целью познакомить студентов с современными представлениями о сущности человека, особенностями его психики. Формирование готовности студентов к применению научных психологических знаний в повседневной практике, в том числе в условиях повышенной эмоциональной напряженности. Данный курс призван обеспечить не только хорошие знания будущим специалистам, но и умение использовать их в деятельности и общении, убежденность в преимуществе научно-обоснованной ориентировки в жизненных ситуациях по сравнению с ситуативной, эмоциональной. Задачи Формирование у студентов понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить все многообразие человеческой реальности. Осмысление понимания духовной и душевной жизни человека, сложностей внутреннего мира человека. Сформировать у студентов интерес к познанию другого человека и самопознанию, стремление к использованию. Этих знаний в будущей педагогической деятельности.
5 Место дисциплины среди смежных дисциплин В комплексе наук о человеке важнейшая роль принадлежит психологии. Какая бы проблема (или ее аспект) из того класса, который относится к изучению человека, ни была взята, ее последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализа того круга явлений, которые принято определять как психические. Эта необходимость отчетливо обнаруживается в общественных науках. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология - это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, закономерности и понятия.
6 Начальные знания Студенты должны обладать навыками работы с научной литературой. Уметь анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию по различным темам. Иметь навык систематизирования знаний, логического обоснования. У студентов должны быть элементарные знания по биологии, физиологии и анатомии человека.
7 Итоговые знания, умения и навыки 1. Овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития. 2. Приобретение опыта анализа проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности. 3. Приобретение опыта учета индивидуально- психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.
8 Содержание лекционного курса Тема 1. История становления психологической науки. Тема 2. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память. Тема 3. Познавательные процессы: внимание, мышление. Тема 4. Психологическая характеристика личности. Тема 5. Индивидуально-типологические особенности личности.
9 Тема 1. История становления психологической науки. Мы познакомимся с историей становления психологии как науки, рассмотрев этапы ее развития. Раскроем суть материалистического, идеалистического понимания сущности психики. Рассмотрим историю формирования различных направлений психологии. Рассмотрим взаимосвязь психологии с другими науками: и гуманитарными, и естественными, и техническими. Ознакомся с предметом и задачами современной психологии, понятием методологии науки. Рассмотрим различные группы методов психологии. Получим представление о развитии психической формы отражения. Ее эволюционного изменения от простейших форм до самых сложных – человекообразных обезьян и человека. Выделим различия в психическом развитии высших животных и человека. рассмотрим головной мозг как основной орган психики, которая является его свойством, а также рассмотрим строение головного мозга.
10 Перечень вопросов по теме 1 Житейская и научная психология. Основные этапы в истории становления психологии. Психология – наука о душе. Взаимоотношения души и тела. Современные взгляды на природу души. Психология – наука о сознании. Психология – наука о поведении. Задачи бихевиоризма. Психология – наука о закономерностях, механизмах и свойствах психики. Строение, задачи, предмет и объект современной психологии. Место психологии в системе наук. Различные направления в психологии: психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая, гештальтпсихология. Современное состояние отечественной психологии. Культурно-историческая теория. Категории отражения и деятельности. Понятие о методе. Специфика научных методов познания. Методы психологии. Психика как свойство живой материи. Понятие отражения. Формы и уровни отражения. Происхождение психики. Эволюция психики животных. Головной мозг и психика. Основные психические процессы. Развитие психики человека в онтогенезе и филогенезе. Условия и движущие силы психического развития. Проблемы биологического и социального в развитии. Развитие как присвоение культурно- исторического опыта.
11 Тема 2. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память Мы познакомимся с психическими познавательными процессами такими, как ощущение и восприятие. Рассмотрим виды ощущений, их познавательную способность, различные виды анализаторов и их свойства. Рассмотрим восприятие с точки зрения активности данного психического познавательного процесса, выделив его свойства, различные виды. Получим представление о психическом познавательном процессе – памяти. Рассмотрим ее физиологические основы, виды, механизмы и процессы: запоминания, сохранения, накопления, воспроизведения, забывания.
12 Перечень вопросов по теме 2 Понятие ощущения. Ощущения как простейшая форма психического отражения. Виды ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность. Понятие восприятия. Восприятие как система перцептивных действий. Функции восприятия в познании. Зависимость восприятия от прошлого опыта и характера деятельности. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Восприятие пространства и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдение и условия его эффективности. Наблюдательность. Развитие ощущений и восприятия в онтогенезе. Понятие памяти. Память как отражение прошлого опыта. Механизмы опыта. Виды памяти. Виды памяти. Мнемонические процессы. Запоминание и действие, кратковременное и долговременное запоминание, оперативное запоминание. Непроизвольное и произвольное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Заучивание и приемы его организации. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и воспоминание. Забывание. Сохранение.
13 Тема 3. Познавательные процессы: внимание, мышление Мы познакомимся с психическим познавательным процессом – вниманием как избирательной активностью и сосредоточенностью психической деятельности. Рассмотрим виды, качества и функции внимания, а также факторы, способствующие привлечению внимания. Познакомимся с психическим познавательным процессом – мышлением как высшей формой познавательной деятельности человека. Рассмотрим различные классификации видов, форм мышления. Раскроем значение мышления в так называемом узком понимании в науке: процесс решения задач и процесс формирования умственных действий.
14 Перечень вопросов по теме 3 Понятие внимания. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Функции внимания. Ориентировочная деятельность и внимание. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Сравнительная характеристика видов внимания. Основные свойства внимания: концентрированность, интенсивность, распределяемость, устойчивость, переключаемость, избирательность, объем. Внешние и внутренние факторы, определяющие внимание. Установка и внимание. Развитие внимания в онтогенезе. Понятие мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Единство мышления и речи. Виды и операции мышления. Понятие и представления. Суждение. Умозаключение. Виды мышления. Репродуктивное и творческое мышление. Рефлексия. Процесс формирования умственных действий. Усвоение понятий. Влияние особенностей личности на мышление. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и интеллект. Развитие мышления в онтогенезе.
15 Тема 4. Психологическая характеристика личности Мы познакомимся с различными понятиями, определяющими человеческое существо такие, как человек, индивид, личность. Рассмотрим особенности развития личности, ее общественные характеристики, а также проблему биологического и социального в ее становлении. Раскроем структуру личности, рассмотрев различные научные взгляды на данную проблему. Дадим характеристику понятиям сознания и самосознания. Мы рассмотрим проблему способностей в психологии как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения данной деятельностью. Рассмотрим общие и специальные способности. Задатки и способности, а также развитие способностей в онтогенезе. Познакомимся с методами диагностики способностей, их качественной и количественной характеристикой.
16 Перечень вопросов по теме 4 Понятие личности. Психологическая структура личности. Различные концепции личности. Направленность личности, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации, личностные смыслы. Самосознание и Я-концепция личности. Структура самосознания. Самооценка и уровень притязаний. Роли, позиции и социальные установки личности в группе. Социализация и развитие личности. Механизмы развития личности. Понятие способностей. Способности как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Структура способностей. Общие и специальные способности творческие. Талант. Задатки и способности. Проблема наследования способностей. Формирование способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Трудолюбие как фактор развития способностей. Способности и задача трудоустройства. Психодиагностика способностей.
17 Тема 5. Индивидуально- типологические особенности личности Мы познакомимся с понятием темперамента как совокупностью индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Рассмотрим физиологические основы темперамента и тип высшей нервной деятельности. Дадим психологическую характеристику типам темперамента, рассмотрим проявление темперамента в личностных свойствах человека. Познакомимся с характером как индивидуальным сочетанием устойчивых психических особенностей человека, с его структурой и типологией. Рассмотрим различные типологии акцентуаций характера, возможности изменения характере в онтогенезе.
18 Перечень во просов по теме 5 Понятие темперамента. Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Современные подходы к характеристике типов темперамента. Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Проблемы изменчивости темперамента в онтогенезе. Изучение свойств темперамента. Понятие о характере. Характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека. Структура характера. Черты характера и отношения личности (к деятельности, к другим людям, к самому себе, к вещам). Характер как программа типичного поведения человека в типичных обстоятельствах. Природа и проявления характера. Характер как психологический склад личности, выраженный в направленности и воле. Многогранность характера. Целостность характера. Характер и темперамент. Формирование характера в онтогенезе. Акцентуации характера.
19 Лабораторный практикум Лабораторная работа 1 (по теме 1). Лабораторная работа 2 (по теме 2). Лабораторная работа 3 (по теме 3). Лабораторная работа 4 (по теме 4). Лабораторная работа 5 (по теме 5).
20 Контрольные мероприятия Предварительный контроль Тест Текущий контроль Зачет Итоговый контроль Экзамен
21 Оценка качества знаний студентов «Зачет» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого увязывается теория с практикой, он показывает знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает решение задачи; который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач. «Не зачет» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с затруднениями выполняет практические работы. Оценка «отлично» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему. Студент должен владеть высоким уровнем психологический диагностики. Методами психокоррекции умениями решать психолого-педагогические проблемы на уровне теоретических задач и психолого-педагогической практики. Оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему его, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который знает только основной программный материал, но не усвоил его деталей, допускает в ответе неточности, недостаточно правильно формулирует основные законы и правила, затрудняется в выполнении практических задач. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с затруднениями выполняет практические работы.
22 Глоссарий Антропоморфизм перенесение Присущих человеку свойств и особенностей на явления природы, например наделение животных человечески-ми способностями и качествами. Бессознательное характеристи-Ка Психологических свойств, процесса и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Зоопсихология отрасль психологии, изучающая развитие психики животных. Инстинкт форма генетически обусловленного поведения. Интеллектуальное поведение тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Навык автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных. Подсознательное совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания. Панпсихизм ошибочная теория, наделяющая психикой всю материю. Психика свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека. Раздражимость свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей. Сознание высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей. Тропизмы изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей. Чувствительность способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.
23 Список литературы Основная Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т 2, М., Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, Грановская Р.М. Психология в примерах. – М. – Немов Р.С. Психология. – Т. 1. – Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995 Рубинштейн С.Л. Избранные психологические произведения. М., Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. – Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, Дополнительная Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное. – М. – Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М. – Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М. – Владос. – Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л. – Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М. – Квинн. В. Прикладная психология. – СПб. – Крыско В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М. – Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. – Общая психология. Учебник для вузов. – Саратов. – Общая психология: Курс лекций./ Сост. Е.И. Рогов. – М. – Овчарова Р.В. Справочная книга практического психолога. – 2-е изд., дораб. – М. – Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. – М. – Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М. – Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М. – Экзамен. – Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2-х т. – М. – Психология. Словарь/ Под обшей ред. А.В. Петровского. – М. – Политиздат. – Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс. – Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара. – Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – Учебное пособие. – М. – Хрестоматия по общей психологии/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. – М Периодическая литература Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. //Вопросы психологии 1991, N 2. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса. //Вопросы психологии 1990, N 4. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход. //Вопросы психологии 1992, N 3-4 Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа. //Человек. 1994, N 5 Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. //Вопросы психологии 1995, 2
24 Internet-ресурсы Вспомогательные электронные ресурсы Электронный учебное пособие «Психология человека» автор Гребнева В.В.
25 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. __________________________ 2. __________________________ 3. __________________________ 4. __________________________ 5. __________________________ 6. __________________________ 7. __________________________ 8. __________________________ 9. __________________________ 10. __________________________ 11. __________________________
26 Методические указания по изучению дисциплины Глава 1 (Тема 1) «История становления психологической науки». Цели и задачи изучения главы (темы): Дать первоначальное представление о психологии как науки. Ознакомить с основными понятиями по дисциплине, различными направлениями в психологии, основными психологическими процессами. Рассмотреть понятие отражения, психики как одной из форм отражения, эволюцию психики животных и человека. Ознакомить с рефлексивной природой психики. Дать представление об условиях и движущих силах развития психики. При изучении главы (темы) необходимо: Внимательно изучить теоретический материал по теме, ответить на все вопросы для самоконтроля и проверить их правильность. В случае неправильного ответа или каких-либо сомнений, необходимо вернуться к теоретическому материалу и найти ответ на поставленный вопрос в тексте лекции. Глава 2 (Тема 2) «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память». Цели и задачи изучения главы (темы): Раскрыть понятие «психический познавательный процесс». Ознакомить с функциями ощущений и восприятия. Дать представление об индивидуальных различиях в восприятии. Ознакомить с познавательным процессом памяти. Дать представление о различных видах и классификациях памяти. Рассмотреть мнемонические приемы запоминания. При изучении главы (темы) необходимо: Внимательно изучить теоретический материал по теме, ответить на все вопросы для самоконтроля и проверить их правильность. В случае неправильного ответа или каких-либо сомнений, необходимо вернуться к теоретическому материалу и найти ответ на поставленный вопрос в тексте лекции. Ознакомиться с представленные иллюзиями. Глава 3 (Тема 3) «Познавательные процессы: внимание, мышление». Ознакомить с познавательным процессом вниманием. Рассмотреть виды, свойства внимания. Ознакомить с высшей формой познавательной деятельности – мышлением. Рассмотреть процесс формирования умственных действий. Дать представление об индивидуальных особенностях мышления При изучении главы (темы) необходимо: Внимательно изучить теоретический материал по теме, ответить на все вопросы для самоконтроля и проверить их правильность. В случае неправильного ответа или каких-либо сомнений, необходимо вернуться к теоретическому материалу и найти ответ на поставленный вопрос в тексте лекции. Глава 4 (Тема 4) «Психологическая характеристика личности». Цели и задачи изучения главы (темы): Ознакомить с психологической структурой личности. Дать понятие о механизмах развития личности. Дать представление об индивидуальных особенностях личности. Ознакомить с понятием способности. Рассмотреть виды способностей, задатки, талант. При изучении главы (темы) необходимо: Внимательно изучить теоретический материал по теме, ответить на все вопросы для самоконтроля и проверить их правильность. В случае неправильного ответа или каких-либо сомнений, необходимо вернуться к теоретическому материалу и найти ответ на поставленный вопрос в тексте лекции. Глава 5 (Тема 5) «Индивидуально-типологические особенности личности» Цели и задачи изучения главы (темы): Дать понятие типа высшей нервной деятельности. Ознакомить с типами темперамента. Рассмотреть проблему изменчивости темперамента в онтогенезе. Определить содержание понятия характера, дать анализ его структуры. Ознакомить с проявлениями характера. Дать представление об акцентуациях характера. При изучении главы (темы) необходимо: Внимательно изучить теоретический материал по теме, ответить на все вопросы для самоконтроля и проверить их правильность. В случае неправильного ответа или каких-либо сомнений, необходимо вернуться к теоретическому материалу и найти ответ на поставленный вопрос в тексте лекции.
Психология (Возрастная психология) Представление дисциплины
28 Общие сведения по дисциплине Название Возрастная психология Читается для специальностей Социальная работа Важность изучения дисциплины Знание студентами возрастных закономерностей психического развития человека способствует саморазвитию и осмыслению будущей профессиональной деятельности. Сфера профессионального использования Знания могут быть использованы при подготовке не только будущих социальных работников, но и других специалистов, которые работают с детьми.
29 Краткое описание дисциплины Курс посвящен изучению зарубежных и отечественных теорий, в области детской (возрастной) психологии. Изложение материала опирается на несколько основных принципов. Это, прежде всего, принцип историзма, который позволяет нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные периоды времени. Второй принцип, положенный в основу программы, связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического развития ребенка. Третий принцип касается анализа развития основных аспектов человеческой жизни - эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта.
30 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний и умений анализировать факты детского развития; на примере анализа наиболее крупных научных теорий видеть нерешенные проблемы детской (возрастной) психологии. Задачами курса является: - познакомить студентов с основными направлениями развития знания о закономерностях психического развития человека; - сформировать знания и умения анализировать факты детского развития; - сформировать знания о возрастной периодизации психического развития человека; - сформировать знания о психологических особенностях развития ребенка в разных возрастах.
31 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов антропологии, общей психологии и анатомии ЦНС. В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для дисциплины основы психосоциальной работы с семьей
32 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основ философии, логики, физиологии ВНД, и сравнительной психологии.
33 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о диагностике возрастного развития; о возрастных и жизненных кризисах и пути их преодоления. В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: об основных психологических теориях развития в современной психологии; о предпосылках и условиях психического развития; о взаимосвязи психического развития, деятельности и общения. В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: в определении уровня личностного и познавательного развития; диагностики условий психического развития ребенка.
34 Содержание лекционного курса Тема 6. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Тема 7. РАННЕЕ ДЕТСТВО (0-3 года). Тема 8. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-7 лет). Тема 9. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-13 лет). Тема 10. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (13-16 лет). Тема 11. ВЗРОСЛОСТЬ.
35 Тема 6. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Первая тема курса является вводной в проблематику возрастной психологии. В данной теме освящаются следующие вопросы: Исторический анализ понятия "детство". Факты из области этнографии, искусства и литературы, свидетельствующие об историческом возникновении периодов детства. Детство как предмет науки. Историческое изменение предмета науки о ребенка - переход от феноменологии к причинному объяснению явления развития. Основные понятия детской психологии: развитие и рост, типы развития, специфика развития ребенка. Стратегии и методы исследования детского развития. Наблюдение и его роль. Виды наблюдения: родительские дневники, принципы объективного наблюдения. Основные формы констатирующего эксперимента: продольные и поперечные срезы, "психология жизненного пути". Варианты формирующего эксперимента: метод планомерного формирования умственных действий, развитие психики у слепоглухонемых детей. Проблема развивающего образования.
36 Тема 7. РАННЕЕ ДЕТСТВО (0-3 года). Вторая тема курса посвящена рассмотрению вопросов касающихся развития ребенка в раннем детстве. Кризис новорожденности. Младенческий возраст. Социальная ситуация развития. Задача развития в младенческом возрасте. Ведущий тип деятельности - эмоционально-непосредственное общение. Синдром дефицита общения (Н.М. Щелованов). М.И. Лисина о функции и формах общения в младенческом возрасте. Основные психологические новообразования возраста - ходьба, первое слово, предметные манипуляции. Характеристика автономной речи ребенка. Кризис одного года. Ранний возраст. Социальная ситуация развития. Задача развития в раннем возрасте. Ведущий тип деятельности - орудийно-предметная. Развитие общения. Возникновение сюжетно-отобразительной игры. Основные психологические новообразования раннего возраста. Феномен "Я сам". Кризис трех лет.
37 Тема 8. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-7 лет). В данной теме Вы познакомитесь с особенностями развития в дошкольном возрасте. Социальная ситуация развития. Задача развития в дошкольном возрасте. Ведущий тип деятельности - сюжетно-ролевая игра. Виды игр. Теории игры. Закономерности развития игры. Роль игры для психического развития ребенка. Изобразительная деятельность и ее значение для психического развития ребенка. Восприятие сказки. Элементарный труд. Развитие общения. Учение. Основные психологические достижения ребенка дошкольного возраста. Первое рождение личности. Возникновение личного сознания. Кризис семи лет. Симптом потери непосредственности. Проблема готовности ребенка к школьному обучению.
38 Тема 9. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-13 лет). В данной теме рассматриваются особенности детского развития в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст. Социальная ситуация развития. Задача развития в младшем школьном возрасте. Ведущий тип деятельности - учебная деятельность. Теории учения: ассоциативно- рефлекторная и деятельностная. Предмет учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Динамика учебной деятельности. Диагностика сформированности учебной деятельности. Основные психологические новообразования младшего школьника в системе развивающего обучения. Обучением и психическое развитие. Взаимосвязь учебной деятельности с другими видами деятельности (игра, труд общение). Кризис среднего школьного возраста.
39 Тема 10. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (13-16 лет). В данной теме рассматриваются вопросы касающиеся особенностей развития детей в подростковом возрасте. Подростковый кризис. Отрочество. Влияние исторического времени. Классические исследования кризиса подросткового возраста. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Г.А. Цукерман). Социальная ситуация развития. Задача возраста. Ведущий тип деятельности. Основные психологические новообразования возраста - самосознание, самооценка, самоопределение. Переход к взрослости. Нерешенные проблемы онтогенеза психики ребенка.
40 Тема 11. ВЗРОСЛОСТЬ. В данной теме рассматриваются вопросы касающиеся развития личности в зрелом возрасте. Психологические особенности взрослого человека (ранняя взрослость от 20 до 40 лет). Изменения в психологии взрослого в период средней взрослости (от 40 до 60 лет). Кризис середины жизни. Изменения в психической жизни человека в период поздней зрелости (с 60 лет).
41 Лабораторный практикум Лабораторная работа 1 (по теме 7). ____________. Лабораторная работа 2 (по теме 7). ___________. Лабораторная работа 3 (по теме 8). ____________. Лабораторная работа 4 (по теме 8). ____________. …
42 Контрольные мероприятия Предварительный контроль Тест Текущий контроль Тест Итоговый контроль Тест
43 Глоссарий Термин 1 – Антропогенез - эволюционное происхождение и развитие человека. Термин 2 – Близнецовый метод - сравнение психологических особенностей монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Термин 3 – Ведущая деятельность - деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии развития ребенка. Термин 4 – Детство - этап онтогенетического развития индивида от рождения до полной социальной и психологической зрелости. Термин 5 – Зона ближайшего развития - понятие Л.С. Выготского, - расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого).
44 Список литературы Основная Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., С Кле М. Психология подростка. М., Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1996. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., Дополнительная Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. М., Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.
45 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. Детство как социально-исторический феномен. 2. Причины возникновения детской психологии как науки. 3. Историческое изменение предмета детской (возрастной) психологии. 4. Понятие "развитие" и его критерии применительно к развитию психики ребенка. 5. Типы развития. Специфика психического развития ребенка. 6. Стратегии, методы и методики исследования психического развития ребенка. 7. Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования. 8. Закономерности развития ребенка, выявленные в разных психологических учениях. 9. Проблема наследственности и среды в развитии ребенка (критический анализ). 10. Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных.