О проблеме организации самостоятельной работы студентов при реализации образовательных программ на основе ФГОС ВПО. Опыт Оренбургского государственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изменилась структура стандарта ФГОС представляет собой совокупность требований: - К структуре основной образовательной программы; - К условиям реализации.
Advertisements

Анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов МОУ ВПО ЮУПИ «Реализация компетентностного подхода в организации самостоятельной деятельности.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – форма организации теоретического и практического обучения, сущность которой заключается.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный государственный Университет физической.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Школа – ВУЗ: будущее начинается сегодня (дистанционное обучение одаренной молодежи) Ф.Д.Ковалев, зам.начальника управления информатизации УрФУ, к.ф.-м.н.
Транксрипт:

О проблеме организации самостоятельной работы студентов при реализации образовательных программ на основе ФГОС ВПО. Опыт Оренбургского государственного университета ФГОС ВПО. Опыт Оренбургского государственного университета Петухова Татьяна Петровна, проректор по учебно- методической работе i

ФГОС ВПО 7.3 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Причины пристального внимания к проблеме совершенствования самостоятельной работы студентов Разноуровневая входная предметная готовность студентов Различные темп, стиль, характер имеющейся у студентов самостоятельной деятельности Различное ценностное отношение студентов к дисциплине Стремление студентов к индивидуальному структурированию своего личностного времени Необходимость в достижении компетентностно-ориентированного характера самостоятельной работы Формирование готовности студента к самостоятельному проектированию своего индивидуального образовательного маршрута Формирование культуры самообразовательной деятельности студента Поднятие значимости самостоятельной работы среди видов учебной деятельности. Доведение ее статуса до статуса аудиторных занятий (в аспекте отношения субъектов образовательного процесса к СРС)

Мероприятия по совершенствованию самостоятельной работы студентов 1.Проведение анкетирования студентов и преподавателей по текущему состоянию самостоятельной работы студента и ее методического обеспечения 2.Создание временных творческих групп для разработки методического обеспечения самостоятельной работы. 3.Анализ разработанных учебных планов на наличие временного ресурса для творчески ориентированной самостоятельной работы студентов.

Творческие группы Реализация компетентностно-ориентированной IT-самостоятельной работы студентов непрофильных направлений подготовки и специальностей (формирование информационной компетентности) Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы по математике для студентов непрофильных направлений подготовки и специальностей (формирование математической компетентности) Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы по иностранному языку для студентов непрофильных направлений подготовки и специальностей (формирование иноязычной компетентности) Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы студентов направления подготовки « Математика и компьютерные науки » на основе модульного построения учебного плана. Реализация компетентностно-ориентированной самостоятельной работы студентов направления подготовки « Педагогическое образование » (профиль « Русский язык и литература » ; срок обучения – 5 лет) на основе модульного построения учебного плана.

2011 г. – выполнялся проект 3.1.1/13256 «Разработка научно-методического обеспечения асинхронной самостоятельной работы студентов в соответствии с ФГОС ВПО» в рамках аналитической ведомственной целевой программы Развитие научного потенциала высшей школы ( годы)

Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга Задачи анкетирования: проанализировать отношение студентов к самостоятельной работе как виду учебно-познавательной деятельности; выявить содержание и формы самостоятельной работы в вузе, регулярность ее организации; определить наличие и характер методического обеспечения самостоятельной работы студента; проанализировать виды методических разработок, которыми пользуются студенты при выполнении самостоятельных работ; определить характер задач, заданий (ситуаций, проблем), предлагаемых студентам; выявить наличие использования в образовательном процессе творческих проектов в команде, программ самостоятельной работы и пр., позволяющих обучаемым формировать собственный образовательных маршрут.

Участники анкетирования: наименование количество респондентов студентыпреподаватели ОГУ (головной вуз) Орский гуманитарно- технологический институт (филиал в г. Орске) Бузулукский гуманитарно- технологический институт (филиал в г. Бузулуке) Кумертауский филиал ОГУ Акбулакский филиал ОГУ 1016 Бугурусланский филиал ОГУ Всего

Результаты ответов студентов на вопрос «Какие формы аудиторных занятий побуждают Вас к самостоятельному поиску?»

Какой направленности, на Ваш взгляд, должны быть темы учебных дисциплин, выносимых на самостоятельное изучение? 1 – темы, позволяющие выйти на исследовательскую деятельность с возможностью выполнения проектного задания в команде; 2 – темы, ориентированные на повторение и закрепление материала, пройденного на аудиторных занятиях; 3 – темы, направленные на изучение отдельных вопросов, которые не являются важными, обязательными, а больше представляют собой справочную информацию для общего развития; 4 – темы, ориентированные на углубленное (детальное) изучение отдельных вопросов материала, которые в дальнейшем будут востребованы на занятиях по дисциплине; 5 – отдельные практико-ориентированные темы (разделы) с возможностью решения достаточного количества задач и заданий различного уровня сложности. преподаватели

Какой направленности, на Ваш взгляд, должны быть темы учебных дисциплин, выносимых на самостоятельное изучение? 1 – темы, позволяющие выйти на исследовательскую деятельность с возможностью выполнения проектного задания в команде; 2 – темы, ориентированные на повторение и закрепление материала; 3 – темы, направленные на изучение отдельных вопросов, которые не являются важными, обязательными, а больше представляют собой справочную информацию для общего развития; 4 – темы, ориентированные на углубленное (детальное) изучение отдельных вопросов материала; 5 – отдельные практико-ориентированные темы (разделы); 6 – затрудняюсь ответить. студенты

По вопросам какого характера Вы проводите консультации со студентами? преподаватели

Какие формы аудиторной работы для Вас наиболее значимы, интересны? студенты

Какие формы самостоятельной работы для Вас наиболее значимы, интересны? 1 - решение типовых и комплексных задач; 2 - работа с ресурсами библиотеки; 3 - работа в сети Internet; 4 - работа в команде над проектами; 5 - ролевая игра; 6 - работа и участие в проблемных семинарах; 7 - участие в студенческих конференциях и олимпиадах. студенты

Какие задания Вы чаще всего даете студентам для самостоятельной работы? преподаватели

Укажите формы самостоятельной работы, которые хотели бы видеть дополнительно в вузе? выезды на предприятия, экскурсии, практическое применение рассмотренных задач на производстве, посещение мастер-классов, стажировки во время учебы в организациях; проведение научных семинаров в рамках одной группы, семинаров-диспутов, семинаров-дискуссий; активное взаимодействие студентов и преподавателей с использованием сети Internet.

Ваше отношение к объему самостоятельной работы в вузе студенты

Укажите виды методического обеспечения, которые Вы используете в работе со студентами преподаватели

Чем Вы руководствуетесь при выполнении заданий, вынесенных на самостоятельное изучение? студенты

Таблица 1 Время, затрачиваемое студентами на самоподготовку к аудиторным занятиям Вид занятияКол-во студентов (%), затрачивающих время: 0,5 часа 1 час 1,5 – 2 часа чаще не готовлюсь Лекции39,423,916,620,1 Лабораторные работы17,636415,4 Таблица 2. Среднее время работы студентов в течение дня в библиотеке и сети Internet Вид работы Кол-во студентов (%), затрачивающих время: до 1 часа до 3 часов до 5 часов свыше 5 часов затрудня юсь ответить другое Работа в библиотек е 43,711,62,50,925,515,8 Работа в сети Internet 8,933,825,218,78,35,1

Проведенный анализ состояния самостоятельной работы в вузе и методического обеспечения данного процесса позволяет утверждать, что: самостоятельная работа в большинстве своем выполняет функцию закрепления, доучивания, повторения, уточнения материала, т.е. ее статус существенно ниже статуса аудиторных занятий; при использовании гибкого графика самостоятельной работы студентов функция преподавателя в большинстве случаев является поддерживающей, а не координирующей; самостоятельная работа во многих случаях является воспроизводящей; при наличии положительной мотивации к познанию, потребность в регулярной самостоятельной работе, в самообразовании и самоактуализации у студентов не сформирована; существующее методическое обеспечение самостоятельной работы недостаточно ориентировано на предоставление студенту возможности формирования собственного образовательного маршрута.

Асинхронная самостоятельная работа в условиях информационного общества Это вид учебно-познавательной деятельности, состоящий в индивидуальном, распределенном во времени выполнении ими комплекса усложняющихся заданий при консультационно- координирующей помощи преподавателя. Асинхронная самостоятельная работа характеризуется самоорганизацией деятельности студентов в условиях содержательно- смыслового структурирования ими своего личностного времени. Асинхронная самостоятельная работа способствует приобретению обучающимися трех типов опыта деятельности (воспроизводящей, познавательной, творческой) и опыта эмоционально-ценностных отношений. Она ориентирована на развитие самостоятельности в принятии решений, вовлечение студентов в самостоятельную поисковую деятельность.

Определения временного ресурса для асинхронной самостоятельной работы студента по дисциплине: T асинхр = T – t экз – t ауд – t подг - t кр t подг = (K л t л + K лр t лр + K сз t сз + K пз t пз )/36, K л =0; K лр =1; K сз =1; K пз =1

Проектирование асинхронной самостоятельной работы 1.Разрабатывается учебный план в модульном формате, т.е. в виде совокупности образовательных модулей. Компетенции дисциплины модули учебный план 2.Формируется содержание дисциплин модуля с учетом структуры и содержания области знаний, структуры будущей профессиональной деятельности и особенностей регионального рынка труда 3.Формируется самостоятельная работа в целом по модулю (2 части: подготовка к аудиторным практико-ориентированным занятиям и индивидуальная работа)

Научно-методическое обеспечение асинхронной самостоятельной работы ИНВАРИАНТНЫЙ КОМПОНЕНТ модель образовательно-ресурсной среды процессуальная модель асинхронной самостоятельной работы модульная структура компетентностно-ориентированных учебных планов методика конструирования рабочей программы модуля рекомендации по организации АСРС по модулю нормативно-методическое обеспечение АСРС

Научно-методическое обеспечение асинхронной самостоятельной работы ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ: контент для e-learning самоучители комплексы разноуровневых заданий (задач, кейсов, проблем и т.д.) технологические карты программы самостоятельной работы методики конструирования методического обеспечения АСРС по модулю алгоритмы организации асинхронной самостоятельной работы диагностические материалы

СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ