Использование компьютерного мультимедийного оборудования в целях реализации современных технологий в преподавании литературы
Цели: Формирование у учащихся умений работать с информацией Развитие коммуникативных способностей Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения
Технология дидактических многомерных инструментов
Дубровский в Кистеневской роще К1 Природа К3 Поведение К2 Душевное состояние
К1 Природа К3 Поведение К2 Душевное состояние
К1 ПриродаК3 Поведение К2 Душевное состояние
Анализ текстов художественных произведений
План анализа стихотворения для начинающих исследователей Определите, какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства лирического героя (вложенные в него автором) на протяжении стихотворения, если да - благодаря каким словам мы об этом догадываемся. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
Особенности композиции стихотворения: Какая строка становится толчком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо). В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение. Роль звуков в стихотворении. Цвет стихотворения, (запахи, звуки, ощущения). Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
Категория пространства (реального и астрального). Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату? Литературное направление, если можно определить. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон). Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада). Мое восприятие этого стихотворения. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.
Цели: Предоставление учащимся возможности выбора форм и методов работы
Разноуровневые задания Тесты Варианты домашнего задания Создание проектов
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА И А. А. ФЕТА Задание 1. Сравните стихотворения Ф. И. Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла…» и А. А. Фета «Еще майская ночь». Какое чувство вызывает ночь в каждом из этих стихотворений? Каковы «земные приметы» ночи у Фета? Есть ли такого рода приметы у ночи Тютчева? С чем это связано?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА И А. А. ФЕТА Задание 2 Сравните стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна» и А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…». Какие жизненные реалии отражены в этих стихотворениях? Как использованы их образы в стихотворениях поэтов? Мысль или чувство рождают они прежде всего? Какую мысль? Какое чувство?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА И А. А. ФЕТА Задание 3 Известно, что поэзия Фета стоит на «трех китах». Это Красота, Любовь и Песня. Вспомните систему поэтических координат мироощущения Тютчева (основная антитеза – день и ночь), найдите философские эквиваленты трем основным понятиям в лирике Фета. Обратитесь к стихотворениям.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА И А. А. ФЕТА Тютчев Ф. И. Silentium! Осенний вечер «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» «Душа моя – Элизиум теней…» День и ночь Фет А. А «Как беден наш язык!..» «Осень» («Как грустны сумрачные дни…» «Шепот, робкое дыханье…» «В полуночной тени бессонницы моей…» «Еще майская ночь…»
Цели: Предоставление учащимся возможности использования дополнительного материала Формирование личности человека «информационного пространства»
Интернет-ресурсы Электронные ресурсы кабинета по литературе Электронная библиотека
Виртуальные экскурсии – Всероссийский музей А. С. Пушкина – музей А. А. Ахматовой – Литературный музей Орловской области
Электронные ресурсы кабинета русского языка и литературы Русская литература от Нестора до Маяковского Хрестоматия школьника (уникальная библиотека текстов) Хрестоматия по русской литературе Русская драматургия от Сумарокова до Хармса Русская поэзия 17 – 20 веков Библиотека мировой литературы Библиотека русской классики
Цели: Использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока
Составление презентаций Объяснение нового материала Контроль Оценка различных видов деятельности Просмотр видеосюжетов
Иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова
«На севере диком…» «И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета как ризой она…» И.И. Шишкин г.
В создании образа участвуют слова, контрастные по значению, описывающие один объект? оксюморон (от греч. – остроумно-глупое) антитеза (от греч. – противоположение) данет Антитеза и оксюморон
Определите вид изобразительных средств Пышное природы увяданье Убогая роскошь наряда То была незаметная, мирная война Жар холодных чисел Звонкая тишина
МОГУЩЕСТВО РАЗУМА БЕСПРЕДЕЛЬНО