Теоретические поиски в гуманитарном знании в 1920-е гг. Автор – Е.А. Долгова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Advertisements

Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Развитие социологии в России.. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского. Субъективная.
Воспитание как педагогический процесс.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Максим Максимович Ковалевский (27 августа 1851 русский учёный, историк, юрист, социолог эволюционистского направления и общественный деятель, один из.
Предпосылки и условия развития социологии Выполнил: Молчанов Антон, КЭФ 2-7.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Презентация магистерской работы Прицева Дмитрия Александровича Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В.И. Меньковский.
Структурные элементы политической науки. Политика – это сфера человеческой жизнедеятельности, которая связана с отношениями между отдельными людьми (которых.
2015 Выполнили: студенты гр.3 НМ 51 Абросимова Е.С. Буреева М.С. Еменекова А. ФУНКЦИИ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ НАУКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Институт.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Николай Иванович Кареев ( ) – теоретик и методолог Автор – Е.А. Долгова.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
Транксрипт:

Теоретические поиски в гуманитарном знании в 1920-е гг. Автор – Е.А. Долгова

«Жизнь движется двумя основными потоками мотивов – продолжающею развитие традициею, перерождающею его идеею; в нормальном взаимодействии между обоими началами – залог внутреннего успеха всякого серьезного дела» И.М. Гревс

В 1920-е гг. процессы растущей профессионализации и становления системы общественных и гуманитарных наук были сопряжены с противоречиями внешнего и внутреннего порядка.

Социально-исторические факторы Внешнеполитические I Мировая война I Мировая война Международная изоляция СССР после Брестского мира Международная изоляция СССР после Брестского мираВнутриполитические Революция 1917 г. Революция 1917 г. Гражданская война и экономический кризис периода «военного коммунизма» Гражданская война и экономический кризис периода «военного коммунизма»

Влияние социально-исторических факторов Разрыв международного научного сообщества, научная изоляция СССР Разрыв международного научного сообщества, научная изоляция СССР Реорганизация системы высшего образования Реорганизация системы высшего образования Гетерогенные изменения в научном сообществе Гетерогенные изменения в научном сообществе Экономические и бытовые трудности жизни ученых, обеспечения науки Экономические и бытовые трудности жизни ученых, обеспечения науки

Историографические факторы Методологический кризис: кризис дисциплинарных оснований гуманитарных наук. Методологический кризис: кризис дисциплинарных оснований гуманитарных наук. Утверждение монометодологического подхода (марксизма). Утверждение монометодологического подхода (марксизма).

Методологический кризис: кризис дисциплинарных оснований гуманитарных наук

Посылка: критическое переосмысление исходных принципов первоначального позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля «Попытки основать социологию непосредственно на биологии, минуя психологию, то есть понять общество как своеобразный организм, имеющий и структуру, подобную строению индивидуального организма, или понять его как коллектив, в котором все сводится к законам биологии вида, были порождением той эпохи в истории естествознания, когда биология доминировала над другими его областями и задавала и тон наукам о человеке».

Историографические подходы к тенденциям развития исторической науки в 1920-е «Наряду с позитивистским образом науки оформляется другой, ориентированный на процесс исследовательского творчества активно познающей личности» (В.П. Корзун) «Наряду с позитивистским образом науки оформляется другой, ориентированный на процесс исследовательского творчества активно познающей личности» (В.П. Корзун) «Открыв для себя социологию, сферу производства и хозяйственной жизни», историки обратились к поискам «нового метода историко-культурного синтеза» (Л.П. Ястребицкая) «Открыв для себя социологию, сферу производства и хозяйственной жизни», историки обратились к поискам «нового метода историко-культурного синтеза» (Л.П. Ястребицкая) «В российской исторической мысли конца XIX – начала XX вв. сложилось направление «раннего культурологизма» (В.Д. Жигунин, Г.П. Мягков) «В российской исторической мысли конца XIX – начала XX вв. сложилось направление «раннего культурологизма» (В.Д. Жигунин, Г.П. Мягков)

Интеллектуальный круг До 1917 г.: М.М. Ковалевский М.М. Ковалевский Н.И. Кареев Н.И. Кареев А.С. Лаппо- Данилевский А.С. Лаппо- Данилевский П.А. Сорокин П.А. Сорокин К.М. Тахтарев К.М. Тахтарев В.М. Бехтерев В.М. Бехтерев В.А. Вагнер В.А. Вагнер Н.Д. Кондратьев Н.Д. Кондратьев 1920-е гг.: Н.И. Кареев Н.И. Кареев П.А. Сорокин П.А. Сорокин К.М. Тахтарев К.М. Тахтарев В.М. Бехтерев В.М. Бехтерев

Важную роль в формировании гуманитарного знания играли представители исторической науки диктовали механизм формулирования знания; его задачи и предмет исследования диктовали механизм формулирования знания; его задачи и предмет исследования предложили новый принцип построения научного исследования – идею открытого, не ограниченного никакими дисциплинарными рамками, взаимопроникающего и взаимодействующего гуманитарного знания. предложили новый принцип построения научного исследования – идею открытого, не ограниченного никакими дисциплинарными рамками, взаимопроникающего и взаимодействующего гуманитарного знания.

Предложенная концепция « К аждая частная идея утрачивает жизненный характер свой …тогда, когда вырывается из того мира мысли, в котором она живет сама, составляя часть великаго целого. Нет единичных общественных идей, которые не примыкали бы к цельному общественному миросозерцанию, в свою очередь, связанному с миросозерцанием моральным, предполагающим далее известное общее мировоззрение» (Н.И. Кареев)

Содержание концепции Попытка обосновать синтез гуманитарного знания: взаимодействия и взаимовлияния подходов и методов истории, социологии, психологии. Попытка обосновать синтез гуманитарного знания: взаимодействия и взаимовлияния подходов и методов истории, социологии, психологии. В основу положены 3 компонента: личность, общество и их история, - «три понятия, сблизившие между собой отдельные социальные науки и придавшие им действительно гуманитарный характер» (Н.И. Кареев) В основу положены 3 компонента: личность, общество и их история, - «три понятия, сблизившие между собой отдельные социальные науки и придавшие им действительно гуманитарный характер» (Н.И. Кареев)

Реализация концепции на практике: научно-образовательные проекты гг. До 1917 г.: Русская высшая школа общественных наук в Париже ( гг.) Русская высшая школа общественных наук в Париже ( гг.) Кафедра социологии Психологического института В.М. Бехтерева ( гг.) Кафедра социологии Психологического института В.М. Бехтерева ( гг.) После 1917г. Русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского ( (3) гг.). Русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского ( (3) гг.).

Реализация концепции: научно-исследовательская деятельность ученых До 1917 г. Работы Н.И. Кареева, Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, М.М. Ковалевского, А.С. Лаппо- Данилевского А.С. Лаппо- Данилевского После 1917 г. Работы Н.И. Кареева, Н.И. Кареева, С.Л. Франка, С.Л. Франка, П.А. Сорокина П.А. Сорокина В.М. Бехтерева В.М. Бехтерева

1920-е гг.: 2 подхода к решению теоретических вопросов исторической науки стремление построить методологию истории по образцу методологии естественных наук. стремление построить методологию истории по образцу методологии естественных наук. интерес к уникальным историческим событиям и историческим личностям, субъективизм и психологизм интерес к уникальным историческим событиям и историческим личностям, субъективизм и психологизм

В основе - естественные науки / бихевиоризм П.А. Сорокин «Общая система социологии» (1920) П.А. Сорокин «Общая система социологии» (1920) В.М. Бехтерев. Работы по коллективной рефлексологии е. В.М. Бехтерев. Работы по коллективной рефлексологии е. В основе – психология / личность Кареев Н.И. «Основы русской социологии» е. Кареев Н.И. «Основы русской социологии» е. Кареев Н.И. «Общая методология гуманитарных наук» е гг. Кареев Н.И. «Общая методология гуманитарных наук» е гг.

Утверждение монометодологического подхода (марксизма)

Марксизм в 1920-е гг. Как особый исследовательский метод выход из методологического кризиса: дисциплинарных оснований в разных областях гуманитарного знания выход из методологического кризиса: дисциплинарных оснований в разных областях гуманитарного знания Как специфическая социально- политическая идеология выбор стратегии исследовательского поведения, вид социально- политической мимикрии в целях сохранения себя как исследователей выбор стратегии исследовательского поведения, вид социально- политической мимикрии в целях сохранения себя как исследователей

Марксизм (базисные элементы) Представления о закономерной смене капитализма новым бесклассовым строем путем глубокой революционной трансформации Представления о закономерной смене капитализма новым бесклассовым строем путем глубокой революционной трансформации Установка на материалистический анализ, видение мира в его системности и диалектически противоречивой динамике Установка на материалистический анализ, видение мира в его системности и диалектически противоречивой динамике Классовый подход и примат экономического начала Классовый подход и примат экономического начала Интерес к истории массовых движений и экономическим конфликтам против «юридического фетишизма» государственной школы. Интерес к истории массовых движений и экономическим конфликтам против «юридического фетишизма» государственной школы.

Общенаучная тенденция 1920-х гг. Соединение марксистских принципов с традиционным интеллектуальным наследием: идеологизированные установки марксизма были жестко увязаны с определенными схемами дореволюционной гуманитаристики.

«Академический марксизм»? «Марксизм виделся и как наиболее перспективный подход, и как выход из дисциплинарного или методологического кризиса» «Марксизм виделся и как наиболее перспективный подход, и как выход из дисциплинарного или методологического кризиса» (А.Н. Дмитриев)

«На прежних позициях после 1917 г. остались только безнадежные академические засушины. Красный поток размыл и обнажил такие геологические глубины, которые не снились даже и марксистам: одни испугались этих глубин и полезли на старый берег…друге увидели перед собой материк такой глубины и твердости, что самые «смелые» их вчерашнего дня показались им детским лепетом». М.Н. Покровский

Литература Дорошенко Н.М. Философия и методология истории в России (конец XIX - начало XX века): учебное пособие. СПб., Дорошенко Н.М. Философия и методология истории в России (конец XIX - начало XX века): учебное пособие. СПб., Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже XIX – XX века (анализ отечественных историографических концепций). Омск, Екатеринбург, Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже XIX – XX века (анализ отечественных историографических концепций). Омск, Екатеринбург, Рамазанов С.П. Кризис в российской историографии начала XX века. Волгоград, В 2 тт. Рамазанов С.П. Кризис в российской историографии начала XX века. Волгоград, В 2 тт.