Фронтовые письма как исторический источник ( 65-летию Победы посвящается…) Работу выполнила ученица 7А класса Тютнева Юлия Муниципальное общеобразовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Напиши мне письмецо ( Фронтовые письма каменцев) Выполнила: ученица 11 класса МБОУ «СОШ 3» Веселова Екатерина Научный руководитель: Кулик Лариса Егоровна.
Advertisements

Фронтовые письма посвящается 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 Работу выполнил ученик 7 а класса, МАОУ Сладковского района Маслянская.
Великая Отечественная война «Помним и чтим наших родных прадедов и дедов». Автор: Урубкова Злата, ученица 7«б» класса, МБОУ «Мужевская СОШ имени Н. В.
УРОК ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РИТОРИКИ МОУ ГИМНАЗИИ 5 Г. МОРОЗОВСКА МАТВЕЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА Урок письма на тему «Письмо ветерану»
Урок письма на тему «Письмо в1941 год». 22 июня 1941 года.
Актуальность Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто пал на полях сражений, кто вернулся, обеспечив нам мирную жизнь. Наш долг- помнить.
Мой прадед Александром Матвеевич Сорокин. Участник ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ гг. Введение.
Музей МОУ СОШ 1 г.Верхнеуральск Материалы, посвященные юбилею Победы.
Война в судьбе моей семьи Номинация «Война в судьбе моей семьи» Авторы: Ионов Александр, 14 лет Кадулин Александр, 13 лет Муниципальное общеобразовательное.
Цели исследовательской деятельности : изучить военное прошлое своей семьи, узнать о подвигах своих родственников на фронтах Великой Отечественной войны.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ТИХООКЕАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Экспозиционный комплекс «ЗАЛ БОЕВОЙ СЛАВЫ»
Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.
Я променяла б все библиотеки, Все в мире томики, томищи и тома За пару только слов о милом человеке, За треугольник маленький письма.
Мои односельчане в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу.
Международный конкурс для детей и педагогов "Великая Победа!" Ученица 2 «Г» класса МБОУ «Средняя школа 16» города Ачинска Пантелеева Варвара.
Научно – практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее- 2011» Исследование фронтовых писем Горохова Михаила Ивановича как отражение судьбы.
Победа моего деда- моя Победа!. Наступит День Победы, Когда придет весна. И дедушка достанет Из шкафа ордена. Мне дедушка расскажет О том, как воевал.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Угловка.
«ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ…» письма с фронта Презентация подготовлена: Бондаренко Марией, Ким Евгенией Руководитель: Басенко Татьяна Владимировна 2009г.
«Невский пятачок» глазами очевидца (из истории обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны) Автор работы: Василенко Алексей ученик 11 А класса.
Транксрипт:

Фронтовые письма как исторический источник ( 65-летию Победы посвящается…) Работу выполнила ученица 7А класса Тютнева Юлия Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» г. Перми

Александр Красильников. Треугольное письмо. Открытки прилетают к нам под праздник, Красивые, ложатся на столе. И вдруг письмо – тремя углами ранит – Солдатское, письмо военных лет. Беру его за пожелтевший угол И молча на ладонь свою кладу. От брата? Нет. От фронтового друга, С которым знал и радость, и беду.

Объектом исследования являются фронтовые письма пермских солдат и офицеров-участников Великой Отечественной войны. Предметом исследования избрана степень полноты, достоверности, а также информационный потенциал фронтовых писем. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1945 гг.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи: Охарактеризовать структуру и состав фронтового письма. Проанализировать особенности внешней формы этих писем как исторического источника. Определить информационные возможности фронтовых писем. Выявить специфику отражения фронтовой повседневности на страницах рассматриваемых писем. Целью исследования является анализ фронтовых писем пермских солдат и офицеров-участников Великой Отечественной войны и определение их ценности как исторического источника.

Источники I группа: фронтовые письма из сборника «Письма с фронта» Составители: Аликина Н.А., Воробьёва С.С., Шеншина И.А. Пермь, Книжное издательство, 1975.

Источники I группа: фронтовые письма из семейного архива Тиуновой В.Г. Шаров Олег Борисович – участник Великой Отечественной войны, начальник химической лаборатории стрелкового батальона, награждён медалью «За оборону Сталинграда»

Источники II группа: нормативные акты, определяющие структуру и функции фронтовых почтовых служб времен Великой Отечественной войны, документы, отражающие деятельность военной цензуры.

Актуальность Солдатские письма - это личное, эмоционально насыщенное свидетельство о войне и ушедшей эпохе, портрет человека в нечеловеческих условиях. История Великой Отечественной войны глазами ее участников – важный исторический источник. Работу по сбору писем с фронта надо продолжать, потому что уходят из жизни хранители солдатских писем.

Структура работы Введение. Глава I. Военная почта во время Великой Отечественной войны. Анализ внешних характеристик фронтового письма. Глава II. Анализ содержания фронтовых писем. §1. Информационные возможности фронтовых писем. §2. Письма как источник по истории фронтовой повседневности. Заключение. Список источников и литературы. Приложения.

Глава I. Военная почта во время Великой Отечественной войны. Анализ внешних характеристик фронтового письма. Почтовая связь была важнейшей формой связи фронта и тыла Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем. Основная переписка шла между родными на фронте и родными в тылу.

Письма Почтовые карточки Письма- треугольники Обычные бумажные письма в конвертах Открытки

Солдатские треугольники Они сворачивались определенным образом и не требовали специального конверта для отправки. Готовое к отправке письмо-треугольник не заклеивалось, т.к. фронтовик знал, что письмо подвергнется цензуре.

Письма, вложенные в конверт тетрадный лист, лист из нотной тетради, амбарной книги, бланка радиограммы или плана здания, обрывок плаката, кусок старой географеской карты, разрезанный лист чистого белого ватмана.

Фронтовые почтовые открытки Встречаются иллюстрированные и неиллюстрированные, самодельные открытки, нарисованные от руки карандашом или акварелью. В качестве иллюстраций использовались: изображения реальных фрагментов войны; советская военная символика; элементы советской военной идеологии (например, «образ великих предков»). Иллюстрации должны были воспитывать у солдат чувства патриотизма и ненависти к врагу.

Письма-карточки Содержали информацию об издательстве, номер заказа, год издания, цену, название типографии. На карточках присутствовала политико-военная символика: ордена, ленты, вечный огонь. Типичным был рисунок: изображение бойца с автоматом, пишущего письмо домой.

Глава II. Анализ содержания фронтовых писем. §1. Информационные возможности фронтовых писем. Все письма с фронта проходили через руки военной цензуры. Главные функции цензуры: пресечение утечки через переписку информации, составляющей военную тайну ( место действия, дислокация частей, их нумерация, фамилии командиров и т.п.); перлюстрация писем и составление обзоров о морально психологическом состоянии и настроении войск.

Письмо Шарова Олега Борисовича, прошедшее цензуру

Содержательная информация писем 1.Сведения о боевых действиях, описания впечатлений фронтовика от боевых операций, оценки военного положения, соотношения сил, оценки боевого духа советских солдат, боевого духа противника и. т. д.

Содержательная информация писем 2.Описание бедствий войны. Это более эмоциональный фактор для солдат картины разрушений были часто невыносимы. Из сборника «Письма с фронта» Без жертв война не бывает, павшие смертью храбрых умерли по–гвардейски, головой вперед, с призывом брать победу с боя. Это, Лизоченька, богатыри, гвардейцы, предпочитавшие смерть в бою, чем жизнь в плену… Автор письма-Королев Георгий Михайлович.

Содержательная информация писем 3.Описание межличностных отношений на фронте, в которых практически не встречаются описания негативных межличностных отношений.

Содержательная информация писем 4. Рефлексивное описание личностного мира фронтовика.

Глава II. Анализ содержания фронтовых писем. §2. Письма как источник по истории фронтовой повседневности. Факты фронтовой повседневности Описание пространства фронтовой повседневности Описание деятельности и занятий фронтовика Описание предметно- вещного мира фронта

Описание фронтового досуга

Описание деятельности и занятий фронтовика

Описание предметно-вещного мира фронта

Ценности, которые можно выделить из анализа писем Общечеловеческая (из суждений авторов об их отношении к мирной жизни )

Ценности, которые можно выделить из анализа писем Общения с покинутой семьей, родителями, друзьями, любимыми.

Ценности, которые можно выделить из анализа писем К руководящему командиру – как ценности взаимопомощи, поддержки, взаимопонимания.

Ценности, которые можно выделить из анализа писем Отношение к противнику, оценка его сил и к войне как антиценностям. Из сборника «Письма с фронта» Мы, лётчики, вспомнили Ленинград и блокаду и теперь даем им понять за страдания Ленинградцев и Беларуссии. Вот ты будешь в Ленинграде и увидишь, что сделали варвары с этим красивым городом. Дают «драпу» фашисты и смазывают пятки, …а мы их догоняем и ещё больше подмазываем, и скоро будет самая большая берлога в Восточной Пруссии в наших руках. Автор письма-Иванов Евгений Нилович.

Заключение. « Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах На бумаге налёт желтизны И протёрты до дыр на изгибах. Эти письма эпохи войны Не обычного требуют чтенья, Тем их краткие строки сильны, Что мы сами их продолжение...» Фронтовые письма являются важным историческим источником для изучения такого знакового события в истории нашего государства как Великая Отечественная война. Они помогают нам понять людей, которые побывали в том страшном времени, рассмотреть их характеры до и после войны. Рассказывают нам картины сражений словами бойца. Эти письма – ценность, которую нельзя терять.