И.Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г.г. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эпиграф к уроку: ««Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие.
Advertisements

ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для учащихся 8 класса на тему: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 11» Захарьева.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Презентация к уроку (литература, 8 класс) по теме: А.С.Пушкин. "Капитанская дочка"
Урок литературы в 8 классе Падение Белогорской крепости (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Автор Рыжкова Наталья Николаевна, учитель русского.
Вечные проблемы в произведении «Капитанская дочка» Чулкова Ольга 8 а.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Развитие характера главного героя. Гринёв в Белогорской крепости. 2-й урок.
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Критерий сравненияГринёвШвабрин 1.Отношение к семейству капитана Миронова 2.Поведение на поединке 3.Поведение.
Изображение народной войны и ее вождя Цель урока: проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым раскрывает характеры героев, показывает.
ПОДНЯТЬСЯ НАД ЖЕСТОКИМ ВЕКОМ, СОХРАНИВ В СЕБЕ ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И УВАЖЕНИЕ К ЖИВОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ТАКОЙ ВИДЯТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РОМАНА НЕКОТОРЫЕ.
Александр Сергеевич Пушкин Игра по повести «Капитанская дочка»
Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Белогорская крепость в жизни Петра Гринева. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 8–9. Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачёва. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва Урок 6.
Анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент.
Швабрин Проблема Швабрин совершает как бесчестные поступки, так и положительные. Так каков же он, честен или без чести и совести?
Тема: «Портрет Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Контрольный тест по творчеству Пушкина 8 класс. 1 1в. Назовите годы жизни А.С. Пушкина: а) г.г б) г.г в) г.г г) г.г.
Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Транксрипт:

И.Л. Линев. "Портрет Пушкина" г.г. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина. Рисунки С.В.Герасимова

)Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его способностью была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнего. 3)Старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайском халате. 4)Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. 2)Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. 6)Урядник, молодой и статный казак. 7)Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели. 5)Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руках и с трубкой в зубах. Ответы: 1.Бопре 2.Швабрин Алексей Иванович 3.Миронов Иван Кузмич 4.Пугачёв Емельян Иванович 5.Зурин Иван Иванович 6.Максимыч, «молодой и статный казак»

К главе «Сержант гвардии» 1.Почему Гринёв называет свое поведение в первый день самостоятельной жизни поведением мальчишки, вырвавшегося на волю? Каким тоном говорит рассказчик о своем поведении?

К главе «Сержант гвардии» 1.Как сказалось крепостническое воспитание молодого Гринёва на его обращении с Савельичем? 2.Какое впечатление на вас производит Савельич? 3.Что привлекает вас в характере Гринёва, когда вы читаете эпизод в симбирском трактире?

К главе «Вожатый»

Появление «неизвестного человека» в стремительном нарастании снежной бури, несшей смерть путникам, в «мраке и вихоре» бурана… Какое же впечатление оставляет эта сцена? Зачем нужен этот пейзаж с бурей, с «мутным кружением метели»? Что нового в изображении вожатого вы увидели после того как прочитали всю повесть? Согласны ли вы с мнением: Пушкин, дав главе название «Вожатый», хочет сказать, что человек, который вывел путников из бурана, и будет вожаком, вождём, самым главным человеком в восстании? Во время бурана Гринёв слышал, как дорожный разговаривал с хозяином умета... Как бы вы расшифровали этот иносказательный разговор?

К главе «Вожатый» В чём смысл эпиграфа и как он связан с главой «Вожатый»?

К главе «Крепость»

Каковы впечатления от Белогорской крепости, полученные Гринёвым в первые дни его пребывания там? Как кончается первый день Гринёва в крепости? Чем вызвана его тоска? Как расширяются впечатления Гринёв о крепости на второй день пребывания в ней?

К главе «Поединок»

К главе «Любовь»

К главе «Пугачёвщина» 1.Как можно оценить «секретный приказ» оренбургского начальства коменданту Миронову? (гл.VI). 2.Прочитайте главу X и сопоставьте этот приказ с характеристикой генерала Р., данной Пушкиным в этой главе. 3.Подтверждаются ли слова Швабрина о Пугачеве, чье имя только что стало известно в крепости: «Видно, он в самом деле силен»? 4.Какие новые черты капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах? 5.Как в эпизоде с башкирцем можно объяснить жестокость коменданта, обычно столь добродушного и мягкого?

К главе «Приступ» Почему Пушкин избрал для главы «Пугачёвщина» в качестве эпиграфа слова из народной песни? Что хотел сказать Пушкин эпизодом с изувеченным бащкирцем? Зачем Пушкин заставляет читателя заглянуть в глаза попавшего в капкан коменданта человека?

К главе «Приступ» Кто привлекает наше особое внимание? В чём всё-таки слабость мужественного Миронова и в чём сила Пугачёва? Как развивает рассказчик мысль о народном признании Пугачёва? На чьей стороне рассказчик и автор?

К главе «Приступ» «Смелость проявляется по-разному». Как бы вы охарактеризовали смелость Гринева? Ответ подтвердите примерами. Чем отличается первый ответ Гринева Пугачеву по тону и стилю от ответа Ивана Кузмича? Чем вы объясните это отличие?

К главе «Приступ» Как Пугачев пытается убедить Гринева, что он царь Петр III? Проследите его речь, найдите слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что он хочет говорить «по-царски». Найдите примеры, свидетельствующие о том, что Пугачеву все же не удается выдержать «царскую речь».

К главе «Незваный гость» Чем вы объясните то, что Пугачев не настаивал на своей царской роли? Какие новые доводы приводит он, убеждая Гринева идти к нему на службу? Почему Пушкин насытил второе обращение Пугачева к Гринёву пословицами? Как раскрывают личность Пугачева эти пословицы?

К главе «Незваный гость»

К главе «Разлука»

К главе «Осада города»

К главе «Мятежная слобода»

К главе «Сирота»

К главе «Арест»

К главе «Суд»

Гринев видит, что... (пугачёвцы отнюдь «не шайка», а «конные толпы», «множество людей»...); (отлично) владеет (шпагой); возвращается (во вражеский стан); (трижды) вспоминает (страшную виселицу с ее жертвами); не выставляет (свои добродетели...); (Пугачёву) говорит (правду); (перед Пугачёвым) готовился повторить (ответ капитана и Ивана Игнатьевича): гордится (верностью своим принципам, заветам отца..); имеет (достаточно оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника...): не кривит душой; (накануне сражения с пугачёвцами) мечтал (о героическом военном подвиге...): (резко...) осуждает (в себе черты крепостника, воспитанные жизнью в отцовской усадьбе). отказывается (присоединиться к восставшим...); (по-рыцарски) относится (к девушке, которую полюбил...); повествует о том, чему... (сам был свидетелем..); подсмеивается (над своим воспитанием, над самим собой, над всем укладом жизни...); предстает (перед нами накануне грозных исторических событий...); (на дуэли со Швабриным) предстает в (героическом) ореоле; не приукрашивает (свое прошлое); приходит к (более широкому) толкованию (вопросов морали); (Швабрину) прощает (все его оскорбления...); не прощает (оскорбления, нанесенного его любимой женщине...); размышляет (над причинами восстания...); (с легкой иронией) рассказывает (о своем детстве и юношеских похождениях); (ради любимой) рискует (жизнью); (сочувственно) рисует (простоту, честность и героизм Ивана Кузьмича и его супруги...); не роняет своей чести; не скрывает (своих недостатков); следует (своей совести и чести); (до поры до времени) смотрит (на Пугачева глазами смертельного врага); (во что бы то ни стало...) стремится отдать (долг Зурину); (интуитивно) чувствует (значительность происходящего и внутреннюю силу Пугачева...); (в сложных психологических обстоятельствах) выполнил (свой долг); (непредвзято, безотносительно к общественному положению человека...) научился судить (о людях...); (во время штурма) оказался в числе первых (вместе с комендантом и Иваном Игнатьевичем за крепостным валом); остался верен (присяге); остался непоколебимым; (на суде) отказался (рассказывать о роли своей невесты в его историй); перенял (от отца некоторые крепостнические замашки; прямоту, честность...); решил ехать (в логово мятежников, чтобы спасти возлюбленную); (никогда) не унизится (до жестокости...); лишен (самодовольства...); поражен (сметливостью, загадочностью Пугачева); умиротворен (взаимностью Марьи Ивановны...); благороден; правдив; честен; сторонник (просвещения и нравственного прогресса «без потрясений»); участник (событий); человек с чутким сердцем... Образ Гринева (в повести) выполняет (двоякую роль)...; показан (не статически, а в неизменном развитии, в движении...)...

Емельян Пугачев (иногда) верит (сам в свое царское происхождение...); (грубоватой шуткой) выводит (Гринева из тяжелого положения); выражает готовность помочь (Гриневу); (неоднократно) милует (Гринева, Савельича...); ненавидит (двуличие, трусость...); освобождает (Марью Ивановну); (трижды) спасает (Гринева от смерти); (резко) осуждает (Швабрина за обман и беззаконие...); предстает в (сложных душевных...) переживаниях, в предчувствии (надвигающейся гибели...); приглашает (Гринева) присоединиться (к восставшим); прощает (попадью...); (жестоко...) расправляется (с офицерами и Василисой Егоровной); умеет платить (за добро...); щадит (Гринева...); является (центральной...) фигурой (темы...); показан (среди соратников); даровит; добр (к людям из народа...); способен к благородным, великодушным поступкам...; (народный) вождь; (опытный, талантливый...) военачальник; «великий государь»; (грозный) мститель; человек недюжинного природного ума...

Пушкин/автор/писатель верит в то, что... (искренность чувств и рыцарское благородство спасительны...); (не как бесстрастный летописец) воспроизводит (историческое прошлое...); выдвигает (моральную стойкость капитана Миронова, его верность присяге, своему воинскому долгу как достойные человеческие качества...); (в Пугачеве) выделяет (народное начало, его демократичность, внутреннюю силу..,); выступает (против вероломства, лжи, предательства..); (устами Гринева насмешливо, сатирически.) говорит (о людях из правительственного лагеря...); защищает (идею добра...); знает, что... (подлость рождается неспособностью к любви...); не идеализирует (Гринева...); (с сочувствием и восхищением) изображает (Пугачева); называет (русский бунт) «бессмысленным и беспощадным»; (в Пугачеве) отмечает (его лукавство, разбойную удаль, жестокость...): (с большим сочувствием...) относится (к скромным «'Маленьким» людям, бескорыстно ВЫПОЛНЯВШИМ СВОЙ ДОЛГ...); (тесно) переплетает (судьбы своих героев с величайшими историческими катаклизмами); подчеркивает (незаурядность, значительность Пугачева, его широту и одаренность...); (в Пугачеве) показывает (ненависть к помещичье-крепостническому гнету, стихийную силу и историческую ограниченность, свойственные крестьянским массам); показывает, какими... (нравственными качествами должно обладать просвещенное дворянство...); (в повести) сочетает (широту охвата исторических событий с семейной хроникой): так строит повесть, что... (рассказчик оказывается участником и свидетелем событий в обоих борющихся лагерях); (гениально) изобразил (христианское милосердие...); обратил внимание (на некоторые факты, связанные с исторической ограниченностью пугачевщины...); опустил (наиболее жестокие поступки своего героя...); оттенил (гуманность Пугачева как лучшую черту характера); показал (трагизм судьбы Пугачева; маленькие личные слабости Пугачева: напускную важность, желание прихвастнуть, наивное покушение на роскошь ); мудрый человек; человек с глубоким нравственным опытом..

Савельич (к Гриневу) питает (отеческие) чувства; (все более) превращается (из раба) в друга и наперсника (господина...); (самоотверженно...) предан (своим господам); ворчлив; скуповат... Иван Кузмич Миронов/капитан понимает, что... (он смешон в своем китайчатом халате на военных учениях); (вначале, первоначально...) показан (кротким, скромным человеком...); (деятельный, мужественный...) защитник (осажденной крепости...); (добродушный...) отец (семейства); незлобивый человек... Василиса Егоровна Миронова (ласково...) встречает (незнакомого ей человека...); называет (дуэль) «смертоубийством»; осуждает (дуэль...); считает (дуэль) нелепостью, бессмыслицей...; верна (долгу и чувству); гостеприимна; добра; напориста; не простовата; радушна... Швабрин. (на Гринева) возводит (сознательную и чудовищную) клевету; приносит зло (другим); является носителем (всевозможных нравственных) пороков; (на суде) оказался (единственным) обвинителем (Гринева); (прожженный...) дуэлянт...

Марья Ивановна Миронова добивается (освобождения жениха); находит в себе силы (противостоять домоганиям Швабрина...); считает своим долгом (спасти Гринева...); не хочет причинять (боль любимому человеку); не хочет мешать (счастью любимого...); поехала (в Петербург для свидания с царицей...); поняла, почему... (Гринев не хочет оправдываться перед судом...); приобрела стойкий и мужественный характер; (через все испытания) пронесла (светлый ум и голубиную кротость...); решилась поехать (к самой императрице); наделена (силой и энергией цельного чувства); убеждена (в невинности Гринева...); бескорыстна (в любви); (внешне) мила; полна достоинства, благородства, прелести...; самоотверженна; скромна; тверда (в своих убеждениях...); застенчивая, тихая, богобоязненная, скромная... девушка; человек сильной воли...