Адаптация школьников к обучению в 1 классе
Актуальность проблемы адаптации ребенка к школе заключается в том, что изменяется социальная ситуация развития ребенка. Ему необходимо приобрести новые социальные и коммуникативные умения, нужные для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующие ролевые отношения с педагогами. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Школьная адаптация - это первоначальный этап пребывания в школе, привыкание ребенка к новым условиям и требованиям без негативным последствий для психического и физического здоровья ребенка. Школьная дезадаптация утрата ребенком учебной мотивации, низкая успеваемость, конфликтность в общении с учителями и сверстниками, склонность к асоциальному поведению, низкая самооценка, доминирование негативного эмоционального напряжения.
Низкий уровень адаптации. (14%) Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; преобладает подавленное настроение; наблюдаются серьезные нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментами, отрывочно; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при длительных паузах для отдыха; поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет. Легче переносят период поступления в школу: здоровые дети; дети, соблюдавшие режим дня; дети, раннее посещавшие детский сад.
Средний уровень адаптации. (Адаптация в течение полугода, 30%) Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ; сосредоточен и внимателен при выполнении учебных заданий, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда); дружит со многими одноклассниками.
Высокий уровень адаптации. (Адаптация в течение 1-2 месяцев, 56%) Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе (всегда готовится ко всем урокам); занимает в классе благоприятное статусное положение.
Особенности поведения учителей, которые могут выступать источниками невротизации (эмоциональных расстройств) младшего школьника. Это прежде всего: Аффективность - неестественная возбудимость, повышенная раздражительность, высокая тональность высказанного в адрес ребенка неудовольствия (она создает эффект хаоса, общего возбуждения, нетерпимости).
Тревожность - не спокойствие, паника по любому поводу, стремление к чрезмерной опеке, не отпускать ребенка из своего поля зрения создают атмосферу нетерпимости; Доминантность - намерение сохранить дистанцию между взрослым и ребенком, чрезмерная забота о собственной высоте, настойчивость на собственной точке зрения, категоричность суждений, приказной тон общения, домогательство покорности ребенка, ориентация на жесткую дисциплину, навязывание детям готовых планов и решений, ограничение самостоятельности, непринятие проявлений инициативы и творчества, использование репрессивных способов влияния на ребенка, физические наказания, лишение возможности усомниться, неустанный контроль;
Гиперсоциальность - злоупотребление чрезмерно правильными, оторванными от реалий жизни наставлениями, которые нивелируют индивидуальный опыт детей, оставляют невостребованными собственные жизненные впечатления, схематизируют, упрощают общую картину мира, лишают ее многозначности и неоднозначности; как следствие - формализм в ' отношениях, недостаток доверия и искренности, утрата ребенком непосредственности проявления чувств;
Ориентация на внешнее - реагирование, в основном, на внешнее проявление поведения ребенка, материализованные результаты его труда, поступки, действия, словесные суждения при дефиците внимания к внутренним усилиям, внутренней позиции, желаниям, намерениям, ценностям, идеалам, мечтаниям, жизненным планам, миру переживаний ребенка. Поддержка взрослого - важнейший гарант гармоничного вхождения ребенка в школьную жизнь!
Подготовка детей к школе
Адаптация учащихся 1 классов
Если дети живут с критикой, они учатся осуждать. Если дети живут со страхом, они учатся бояться. Если дети живут с враждебностью, они учатся драться. Если дети живут в жалости, они учатся жалеть себя. Если дети живут с насмешками, они учатся быть трусливыми. Если дети живут с завистью, они учатся неверию. Если дети живут со стыдом, они учатся чувствовать себя виноватыми. Если дети живут с поощрением, они учатся терпению. Если дети живут с похвалой, они учатся благодарности. Дети учатся тому, чему их учат
Если дети живут с признанием, они учатся любить. Если дети живут с одобрением, они учатся любить себя. Если дети живут в понимании, они учатся целенаправленности. Если детей учат делиться, они учатся быть щедрыми. Если дети живут в честности, они учатся быть правдивыми. Если дети живут в справедл ивости, они учатся быть справедливыми. Если дети живут в добре и вежливости, они учатся уважать. Если дети живут в безопасности, они учатся верить в себя и доверять тем, кто рядом с ним. Если дети живут в дружелюбности, они учатся понимать, что мир прекрасен.