ФГОС начального общего образования и дополнительное образование детей
ФГОС начального общего образования включает в себя требования К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (в дополнительной образовательной программе – раздел «Прогнозируемые результаты и способы их проверки) К структуре образовательной программы начального общего образования (Требования Минобрнауки РФ «Примерные требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ»)
ФГОС начального общего образования включает в себя требования К условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, материально-техническим и иным условиям (Требования Минобрнауки РФ «Примерные требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ») Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
Стандарт направлен на обеспечение: Равных возможностей получения качественного начального общего образования (в системе дополнительного образования нет отбора, принимаются все желающие) Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся…, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества (в дополнительных образовательных программах заложены воспитательные задачи, формирующие духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения)
Стандарт направлен на обеспечение: Сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ…овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа РФ (в дополнительном образовании – программы культурологической, художественно- эстетической направленности, формирующие у обучающихся систему знаний об истории своей страны, своего народа, клубы исторической реконструкции, национальные клубы)
ФГОС начального общего образования включают в себя требования Единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений (интеграция основного и дополнительного образования); … демократизации образования и всей образовательной деятельности (принцип демократичности дополнительного образования, предоставление свободы права выбора творческого объединения; педагог - друг, соратник, наставник. В объединения принимаются все желающие, без предварительного отбора)
Стандарт направлен на обеспечение: условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы…в том числе обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся, в особенности…одарённых детей и детей с ОВЗ (разработан ряд программ для детей с ОВЗ, в том числе программа «Дом без одиночества» ДЮЦ «Союз», возможность инклюзивного и дистанционного обучения)
Системно-деятельностный подход Стандарта второго поколения Воспитание и развитие качеств личности, отвечающей требованиям информационного общества…задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества (в дополнительном образовании - программы культурологической, научно- технической,социально-педагогической направленности, фестивали национальных культур)
Системно-деятельностный подход Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования (социальные проекты, движение доброхотов) Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания путём их достижения (в дополнительном образовании - личностно-ориентированный подход в обучении)
Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности (взаимодействие осуществляется и в образовательной деятельности – хореографические и инструментальные ансамбли, туристические походы, и во внеурочной деятельности – культурно- досуговые мероприятия) Системно-деятельностный подход
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся (реализация воспитательных задач программы); Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль, оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся В дополнительном образовании – мониторинг личностного роста обучающихся, выполнение контрольных нормативов
Портрет выпускника Любит свой народ, свой край, свою Родину (реализация триединой задачи образования в дополнительной образовательной программе) Уважает и принимает ценности семьи и общества (осуществление тесного взаимодействия с родителями, в ряде учреждений – работа социально- психологической службы, во ДТДиМ – реализация программы «Зеленоградская семья») Любознательный, активно и заинтересованно познаёт мир Владеет основами умения учиться Доброжелательный, умеющий слушать Выполняет правила здорового образа жизни (программы физкультурно-спортивной направленности, программы по хореографии, музыке, вокалу)
Требования к результатам освоения образовательной программы НОО Личностные (способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, ценностно-смысловые установки обучающегося) Метапредметные (УУД – познавательные, регулятивные, коммуникативные) Предметные (опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания)
Личностные результаты отражают Формирование основ российской гражданской идентичности Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Формирование установки на здоровый образ жизни
Метапредметные результаты Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха
Метапредметные результаты Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач Готовность слушать собеседника и вести диалог Определение общей цели и путей её достижения Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности
Итоговая оценка освоения обучающимися программы Предмет итоговой оценки – достижение предметных и метапредметных результатов программы Две составляющие – промежуточная и итоговая аттестация обучающихся Результаты индивидуальных достижений обучающихся (не подлежащие итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы): Ценностные ориентации обучающихся Индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, гуманизм, толерантность Осуществляется в ходе мониторинговых исследований Результаты освоения предметных результатов программы прописывает педагог
Дополнительная образовательная программа Примерная структура дополнительной образовательной программы, разрабатываемой с учётом требований ФГОС НОО представлена на информационном пространстве методиста, раздел «ФГОС НОО и дополнительное образование детей»
Информационное пространство методиста
Внеурочная деятельность Направления: - Спортивно-оздоровительное - Духовно-нравственное - Социальное - Общеинтеллектуальное - Общекультурное
Духовно-нравственное направление Основа программы – ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Пробуждение в детях желание заботиться о своём здоровье Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных особенностей Становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО Закрепление основных направлений и целей оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры, состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы Ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся
Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов НОО Осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО
Интеграция основного и дополнительного образования Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!