Перспективы введения федеральных государственных образовательных стандартов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Advertisements

О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
Психологические особенности подросткового возраста.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования Начальное общее образование НОВОМОСКОВСК АВТОР: ДИРЕКТОР МОУ «САВИНСКАЯ.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
О подготовке к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Введены в действие с 1 сентября 2011 года.
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
Транксрипт:

Перспективы введения федеральных государственных образовательных стандартов

Нормативные правовые акты, регулирующие введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) Закон РФ «Об образовании» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от , зарегистрирован Минюстом России , рег Цели и задачи введения новых ФГОС Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования; Создание единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования; Формирование оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом.

Требования стандарта К структуре основной образовательной программы К результатам К условиям

Федеральный Государственный образовательный стандарт Примерная основная образовательная программа Основная образовательная программа школы: Основная образовательная программа начального образования Основная программа основного (общего) образования Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования

Основная образовательная программа – является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Особенности основной образовательной программы школы Целостный документ Объединяет и согласуется с другими документами, определяющими развитие образовательной среды школы Создаётся коллективом каждой школы с привлечением органов общественного управления на основе ФГОС и примерной образовательной программы

Основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного (общего). среднего (полного) образования; базисный учебный план образовательного учреждения; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного (общего). среднего (полного) образования; базисный учебный план образовательного учреждения; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Требования к структуре основной образовательной программы школы Начальное образованиеОсновное общее образование Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 40% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.

Примерный учебный план общеобразовательных учреждений Тюменской области, участвующих в апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в учебном году I класс Учебные предметы ( 20 часов в неделю) Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Музыка ИЗО Труд Физическая культура Внеурочная деятельность – до 10 часов в неделю (в форме кружков, секций, студий, экскурсий и др.) Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность

Учебный план основного (общего) образования Обязательные предметные области Филология Общественно-научные предметы Математика и информатика Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Внеурочная деятельность – до 10 часов в неделю (в форме кружков, секций, студий, экскурсий и др.) Духовно-нравственное Физкультурно-спортивное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Учебные курсы, формируемые участниками образовательного процесса Курсы, направленные на расширение знаний по предметам Этнокультурные курсы и др. Профориентационные курсы Курсы по самопознанию и саморазвитию Основы духовно-нравственной культуры народов России

как обязательный предмет учебного плана Результаты: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Результаты: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Структура программ отдельных учебных предметов Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Вариант учебного плана образовательного учреждения на этапе 5-6 классов Обязательная часть (учебная деятельность в урочной форме) Филология (русский язык, литература, иностранный язык) Общественно-научные дисциплины (всеобщая история, обществознание) Математика и информатика (математика) Естественно-научные предметы (природоведение) Искусство (изобразительное искусство, музыка) Технология (технический, обслуживающий труд) Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (Физическая культура и ОБЖ) Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Классная рефлексия Экскурсионная работа Спортивная деятельность Клубная работа Художественное и театральное творчество Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса (внеурочные формы учебной деятельности Элективные курсы Учебные практики Индивидуальные и групповые консультации и мастерские Проектная и исследовательская деятельность. Образовательные предметные и интегративные курсы Социальная практика Основы духовно-нравственной культуры народов России

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени общего образования Основные направленияОсновные результаты направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, по профессиональной ориентации обучающихся, по здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда. формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм безопасного поведения с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Механизмы реализации воспитательной составляющей ФГОС: развитие предметно-кружковой и проектно-исследовательской работы в школе, осуществляемой педагогами-предметниками разработка и осуществление совместно с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования, общественных организаций программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное проектирование, коллективные акции и др. интеграция ресурсов общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности: на договорной основе по проведению учреждениями дополнительного образования занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям на своей базе или базе школ в рамках муниципального задания, за счёт выделения функционала педагогов дополнительного образования, обеспечивающих реализацию школами широкого спектра программ внеурочной деятельности, в том числе на основе сетевого взаимодействия школ.

Программа коррекционной работы Основные результаты создание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)

Требования стандарта К структуре основной образовательной программы К результатам К условиям

Требования к результатам как реализация принципа преемственности образования Начальная школаОсновная школа Личностные результаты личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; Метапредметные результаты метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной образовательной траектории; Предметные результаты предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. «Портрет выпускника начальной школы»

Требования к условиям реализации Кадровые Финансовые Материально- технические Психолого- педагогические Информационно -методические Цель – создание современной информационно-образовательной среды укомплектованность; уровень квалификации, непрерывность профессионального развития комплексное взаимодействие в целях восполнения недостающих кадровых ресурсов; оказание постоянной информационно-методической поддержки педагогам по введению ФГОС мониторинг результатов образовательного процесса и эффективности инноваций соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса соблюдение своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; обеспечение архитектурной доступности (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения). в автономном/бюджетном учреждении финансирование осуществляется на основе задания учредителя по оказанию образовательных услуг; в казенном учреждении учредитель обеспечивает финансирование деятельности на основе распределения бюджетных ассигнований по смете с учетом объемов доходов от приносящей доход деятельности преемственность содержания и форм организации; учет специфики возрастного психофизического развития; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; вариативность направлений, уровней и форм психолого-педагогического сопровождения. комплекс информационных образовательных ресурсов; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса ; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения ; ИКТ-компетентность сотрудников ОУ; достаточный информационно-библиотечный фонд учебной и дополнительной литературы; доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернет.

Основные критерии готовности школы к переходу на новые ФГОС разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС; приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов. разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС; приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов.

Риски введения новых ФГОС Недооценка роли переходного периода Предметоцентризм, недооценка деятельности по достижению метапредметных и личностных результатов Недостаточное развитие механизмов сетевого взаимодействия образовательных учреждений Отсутствие практики комплексного («командного») повышения квалификации Неготовность педагогов к реализации широкого спектра видов учебной и внеучебной деятельности с классом, группой, отдельными учащимися Отсутствие проработанного комплексного инструментария оценки компетентностных (метапредметных, личностных) достижений учащихся Низкий уровень участия общественности в формировании образовательного процесса