И.А. Петранцова – заместитель начальника Департамента образования Вологодской области Переход на федеральные государственные образовательные стандарты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
Advertisements

1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании 2-3 февраля 2010 г. Москва.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
1 Особенности формирования федеральных перечней учебников на учебный год декабрь 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
ФГОС НОО Родительское собрание МОУ Саккуловская СОШ 2011.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З « 6 » __октября ____2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании май 2010 года г. Москва.
1 Начало обновления стандартов общего образования: что делать? Москва, февраль 2010.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Михайлов Андрей Петрович, начальник отдела развития общего образования.
Транксрипт:

И.А. Петранцова – заместитель начальника Департамента образования Вологодской области Переход на федеральные государственные образовательные стандарты как направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

2 Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в: Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы Федеральной целевой программе развития образования Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Плане действий по модернизации общего образования на годы (утвержденной роспоряжением Российской Федерации 7 сентября 2010г р)

3 Приоритеты образовательной политики в области Долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Вологодской области на годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от Основные направления модернизации образования в Вологодской области на годы, утвержденные постановлением Правительства Вологодской области от Стратегия развития образования Вологодской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной постановлением Губернатора Вологодской области от

4 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Новая школа - это медиатека и библиотека, высокотехнологичное учебное оборудование, широкополосный Интернет, грамотные учебники и интерактивные учебные пособия, условия для занятий спортом и творчеством.

5 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ Основные направления инициативы «Наша новая школа»

6 Переход на новые стандарты - 1 От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

7 Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Переход на новые стандарты - 2

8 В школе должны быть созданы кадровые, материально- технические, финансовые, учебно-методические, информационные условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"). При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности. Переход на новые стандарты - 3

9 Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, будут введены мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности, профессии. Переход на новые стандарты - 4

10 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) Внесены изменения в ФГОС начального общего образования приказом Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2010 года 1241 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 года 19707) 2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года 19644) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – подготовлен проект Состояние разработки и утверждения стандартов

11 новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно - деятельностный подход) Основные характеристики нового стандарта

12 Зафиксированы требования к : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) результатам Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы

13 Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности Требования к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования

14 Структура примерной основной образовательной программы 1.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 3.Базисный учебный план начального общего образования. 4.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. 5.Программы отдельных учебных предметов, курсов. 6.Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 7.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 8.Используемые понятия, обозначения и сокращения.

15 Внеурочная деятельность ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Познавательная Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Игровая ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность

16 ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Любящий свой народ, свой край и свою Родину. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

17 Организация образовательного процесса Формы организации образовательного процесса, возможно чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Составление нелинейного расписания с уроками, внеучебными занятиями, проектной деятельностью и т.п. является функцией образовательного учреждения.

18 Предмет итоговой оценки достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования, К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося, индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе мониторинговых исследований. результаты в учебной и внеучебной деятельности м.б. представлены в портфолио, в ходе защиты творческих, проектных и исследовательских работ.

19 кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда) Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы

20 Повышение квалификации руководителей В период с октября по декабрь 2010 года прошли повышение квалификации: руководители МОУО 27 муниципальных районов и городских округов (за исключением Вологодского района) руководители образовательных учреждений 22 районов из 28 планируемых (75 % от общего количества планируемых) К 15 мая 2011 года пройдут повышение квалификации руководители ОУ всех 28 районов (100 % от планируемого количества)

21 Информация о количестве учителей образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по новым ФГОС НОО в муниципальных районах / городских округах Вологодской области на 16 февраля 2011 года Наименование муниципального района / городского округа Количество сотрудников образовательных учреждений, прошедших в 2009/2010 уч.г. повышение квалификации для работы по новым ФГОС НОО (учителя / преподаватели, ведущие учебные часы) Бабаевский район 17 Бабушкинский район 14 Белозерский район 11 Вашкинский район 9 Великоустюгский район 1 Верховажский район 0 Вожегодский район 4 Вологодский район 23 Вытегорский район 21 город Вологда 60 город Череповец 25 Грязовецкий район 31 Кадуйский район 1 Кирилловский район 0 Кичменгско-Городецкий район 30

22 Информация о количестве учителей образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по новым ФГОС НОО в муниципальных районах / городских округах Вологодской области на 16 февраля 2011 года Наименование муниципального района / городского округа Количество сотрудников образовательных учреждений, прошедших в 2009/2010 уч.г. повышение квалификации для работы по новым ФГОС НОО (учителя / преподаватели, ведущие учебные часы) Междуреченский район 2 Никольский район 0 Нюксенский район 3 Сокольский район 11 Сямженский район 0 Тарногский район 1 Тотемский район 2 Усть-Кубинский район 0 Устюженский район 0 Харовский район 4 Чагодощенский район 0 Череповецкий район 3 Шекснинский район 0 Образовательные учреждения, подведомственные Департаменту образования области (ГОУ) 15 Общий итог 313

23 1.В Вологодском, Сокольском, Грязовецком, Бабаевском, Бабушкинском, Вашкинском, Белозерском районах прошли обучение около 100% учителей, планирующих работать по УМК «Перспективная начальная школа». 2.К июню 2011 планируется обучить: 100% руководителей ОУ всех МОУО более 800 учителей (100%), которые будут работать в 1-ых классах по ФГОС НОО в 2011\2012 учебном году ИТОГИ:

24 Создание материально-технических условий для введения новых образовательных стандартов РАЗРАБОТАНЫ нормативы подушевого финансирования общеобразовательных учреждений в условиях введения ФГОС (утверждены законом области от 14 декабря 2010 года 2433-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»). ПРЕДУСМОТРЕНО: приобретение учебного оборудования в размере тыс. рублей (субвенции годов на обеспечение образовательного процесса) поддержка образовательных учреждений, внедряющих инновационные проекты в рамках регионального конкурса приоритетного национального проекта «Образование» – 25 грантов по 1000 тыс. рублей (в 2011 году тыс. рублей) приобретение компьютерного оборудования и электронных образовательных ресурсов на сумму 9700,0 тыс. рублей (за счет средств долгосрочной целевой программы «Информатизация Вологодской области на годы»)

25 Безопасный доступ учащихся к сети Интернет В структуре государственного учреждения Вологодской области «Центр информатизации и оценки качества образования» создан региональный узел контентной фильтрации: снижение затрат образовательных учреждений на оплату Интернет-трафика; увеличение скорости доступа к сети Интернет. Для оплаты доступа к сети Интернет из областного бюджета в 2010 году выделено 17,1 млн. рублей.

26 Нормативная база, обеспечивающая переход на новые образовательные стандарты на региональном уровне примерная основная общеобразовательная программа в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей (утверждена приказом Департамента образования области от 19 августа 2010 года 1409) нормативы подушевого финансирования, утвержденные законом области от 14 декабря 2010 года 2433-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» план-график введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в образовательные учреждения Вологодской области (утвержден приказом Департамента образования области 11 марта 2010 года 354) медиа-план по информированию общественности о подготовке и порядке введения ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Департамента образования области от 21 октября 2010 года 1809) план-график курсов повышения квалификации учителей начальных классов и руководителей образовательных учреждений на учебный год (утвержден приказом Департамента образования области от 2 декабря )

27 Инструктивно-методические материалы, обеспечивающие переход на новые образовательные стандарты примерный договор с родителями о предоставлении общего образования общеобразовательными учреждениями новая редакция должностной инструкции учителя начальных классов инструктивно-методические материалы по организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей при реализации основной образовательной программы начального общего образования Положение о системе контроля и оценки образовательных результатов в связи с реализацией ФГОС начального общего образования контрольно-измерительные материалы для интегрированной комплексной контрольной работы для обучающихся 4 классов проект контрольно-измерительных материалов для интегрированной комплексной контрольной работы для обучающихся 1 классов

28 -разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения; -приведение нормативной базы образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения; -определение списока учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; Критерии готовности ОУ к введению стандарта

29 - определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); - разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; -осуществление повышения квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); - обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иные условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Критерии готовности ОУ к введению стандарта

30 - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности уч.год уч.год 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС Введение федерального государственного стандарта общего образования

И.А. Петранцова – заместитель начальника Департамента образования Вологодской области Переход на федеральные государственные образовательные стандарты как направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»