Я-концепция как фактор выбора профессии старшеклассниками разных образовательных учреждений Борисова Елена Александровна, соискатель, кафедра психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем притязаний Выполнила: Колесников И.Ю Руководитель: Замула А.А г.
Advertisements

Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Новосибирский государственный педагогический.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Деформации ценностно - смысловой сферы личности бизнесмена в его профессиональной деятельности Позднякова А. В Магистрант 2- го года. Иванова Н. Л. Профессор.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный.
1.Понятия «концепция», «парадигма», «педагогическая парадигма». Стратегии развития современной начальной школы. Цели и задачи развития современной начальной.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
Презентация к уроку на тему: Ценностные ориентации младшего школьника
Степень интернализации как характеристика индивидуальной религиозности Курсовая работа студента 4 курса Титова Романа Сергеевича Научный руководитель д.пс.н.,
Актуальность выбранной темы определяется тем, что согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Самооценка и уровень притязаний студентов-психологов с различными акцентуациями харатера Выполнила: Володина М.Д. Руководитель: Замула А.А г.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ д.п.н, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических.
Коноводова Ю. А.. Цель работы - выявить возможности самообразования детей и взрослых и описать явление самообразования. Задачи: 1. Провести теоретический.
К.п.н. М.Г. Колесникова; научный руководитель проекта.
Транксрипт:

Я-концепция как фактор выбора профессии старшеклассниками разных образовательных учреждений Борисова Елена Александровна, соискатель, кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет 1

На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы сформулировано следующее ПРОТИВОРЕЧИЕ : – несмотря на многообразие психологических и педагогических условий и факторов, проблема их комплексного влияния на выбор профессии старшеклассниками, к числу которых относят, например, Я-концепцию и среду образовательного учреждения остается еще мало изученной 2

Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему – как наряду с отдельными имеющимися психологическими факторами и педагогическими условиями выбора профессии учитывать роль интегральных факторов и условий, таких как среда образовательного учреждения и психологическое новообразование – Я-концепция, в их взаимосвязи. 3

Цель исследования – выявить и описать роль Я-концепции и среды разных образовательных учреждений в выборе профессии старшеклассниками 4

Предмет: особенности взаимосвязи компонентов Я-концепции с характеристиками выбора профессии старшеклассниками разных образовательных учреждений. Объект: выбор профессии старшеклассниками разных образовательных учреждений.

Задачи 1.Проанализировать и систематизировать научные представления о выборе профессии старшеклассниками в условиях разных образовательных учреждений и о роли Я-концепции, сложившиеся в современной психологии и практике школьного образования. 2.Разработать комплекс методических средств для определения роли Я-концепции в выборе профессии, включая апробацию модифицированных опросников и проверку надежности и валидности авторского опросника. 3.Раскрыть содержательные характеристики выбора профессии старшеклассниками разных образовательных учреждений. 4.Определить взаимосвязи компонентов Я-концепции и характеристик выбора профессии старшеклассниками разных образовательных учреждений. 5.Выявить компоненты Я-концепции, регулирующие выбор профессии старшеклассниками разных образовательных учреждений. 6.Сравнить выраженность и направленность влияния компонентов Я-концепции на выбор профессии старшеклассниками разных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования Влияние компонентов Я-концепции на характеристики выбора профессии обладает как общими для всех образовательных учреждений признаками, так и отличительными, связанными со спецификой среды образовательного учреждения. Предположительно, различия проявляются в своеобразии интегрирующей и прогностической функции Я-концепции. Интеграция компонентов Я- концепции с характеристиками выбора профессии и прогностическая функция Я-концепции наиболее выражена в тех образовательных учреждениях, образовательная среда которых способствует повышению значимости собственного Я не только в усвоении предметных знаний, но и в разрешении жизненных ситуаций. 11

Смысловые аспекты изучения выбора профессии в современных социокультурных условиях (по данным литературы) 6

Выбор профессии – это «…сложноорганизованная деятельность по конструированию оснований и ценностно-смысловых критериев для сопоставления альтернатив, имеющая свою мотивацию и операциональную структуру, которая обладает внутренней динамикой, чувствительностью со стороны объекта и регулируемую со стороны субъекта» (Д.А.Леонтьев, 1998) 5

Для описания особенностей выбора профессии старшеклассниками мы выбрали такие характеристики: когнитивно-эмоциональная составляющая – профессиональная направленность; мотивационная составляющая – мотивация выбора профессии; регулирующая составляющая – статусы профессиональной идентичности, выраженная уровнем готовности в выбору профессии. В качестве внешних факторов, регулирующих выбор профессии, мы рассматривали среду образовательного учреждения. 7

В нашей работе описание Я-концепции предполагало раскрытие структуры и содержания таких ее компонентов, как: Я-образ; самоотношение; смысложизненные ориентации. 8

Методологические предпосылки исследования основывались на положениях субъектно- деятельностного подхода к изучению роли Я-концепции в выборе профессии старшеклассниками, осуществлялось на основании синтеза теоретических положений психологии человека и опиралось на общие принципы объяснения психических феноменов (К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). 9

Теоретические предпосылки исследования Основные положения гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Бернс, С. Р. Пантилеев). Научные работы отечественных и зарубежных ученых, в которых заложены принципы анализа сознания и самосознания, Я и Я-концепции (В. С. Агапов, А. Г. Асмолов, И. В. Барышникова, Р. Бернс, А. А. Бодалев, У. Джеймс, Д. А. Леонтьев, Д. Мид, К. Роджерс, М. Розенберг, А. Г. Спиркин, Р. Уайли, и др.). Отечественные психологические теории, рассматривающие самоотношение как центральное звено саморегуляции (А. И. Липкина, И. И. Чеснокова, В. А. Иванников, В. В. Столин, А. В.Захарова и др.). Исследование также основывалось на работах крупнейших ученых в области психологии и педагогики образования и развития (Н. В. Бордовской, Л. С. Выготского, Л. А. Головей, И. С. Кона, Л. М. Митиной, А. В. Петровского, А. А. Реана, Д. И. Фельдштейна, Э. Эриксона и др.).

Модель исследования 10

Объект эмпирического исследования: 229 старшеклассников в возрасте лет, из них 108 юношей и 121 девушка. Образовательные учреждения: 1.городская общеобразовательная школа (далее Городская школа); 2.Академическая гимназия СПбГУ (далее Академическая гимназия); 3.гимназия с углубленным изучением французского языка (далее Французская гимназия); 4.областная общеобразовательная школа (далее Областная школа). 12

Методики исследования: I. Компоненты Я-концепции 1. Методика «Я-концепция учащихся» Н. Е. Водопьяновой, 2003; 2. Методика - опросник «Самоотношение» В. В. Столина, 2003; 3. Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, II. Показатели выбора профессии 4. Опросник «Типология личности и профессиональная среда» Дж. Голланда (модификация Азбель А. А., 2005); 5. Опросник «Мотивы выбора профессии» (С. Н. Костромина, Е. А. Борисова, 2006); 6. Опросник «Статусы профессиональной идентичности» (А. А Азбель, 2005). III. 7. «Анкета старшеклассника, совершающего выбор профессии» Л. А. Головей, 2006 (модификация Е. А. Борисовой). 13

1. Выбор профессии старшеклассниками проявляется как единство когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов и может быть рассмотрен как сложный, растянутый во времени процесс, детерминированный внешними и внутренними факторами. К внешнему фактору относится образовательное учреждение, обучение в котором отражает включение старшеклассников в определенные общественные институты социализации и обусловливает как общие возрастные, социокультурные тенденции выбора профессии, так и его специфические особенности. 14

15 Типы профессиональной направленности старшеклассников разных образовательных учреждений, полученные в условиях регламентированного выбора

16 Типы профессиональной направленности старшеклассников разных образовательных учреждений в условиях свободного выбора

17 Самостоятельность выбора профессии старшеклассниками разных образовательных учреждений

18 Статусы готовности к выбору профессии старшеклассниками разных образовательных учреждений Статусы готовности к выбору профессии Городская школа Академическая гимназия Французская гимназия Областная школа Среднее Диффузный 3,323,023,392,83 Предрешенный 2,000,861,731,63 Мораторий 11,9014,0412,7910,58 Достигнутый 6,266,626,669,25

К внутренним факторам относятся Я-образ, самоотношение и смысложизненные ориентации, как компоненты Я-концепции школьника. Независимо от образовательного учреждения проявляются содержание и структура таких характеристик Я-концепции, как Я-образ и смысложизненные ориентации. При общем сходстве выраженности ключевых характеристик самоотношения старшеклассников, отражающих общие возрастные тенденции развития учащихся, выявлены специфические различия в уровне сформированности некоторых компонентов самоотношения школьников разных образовательных учреждений. 19

конкретная профессия («врач», «юрист», «банкир», «экскурсовод», «спортивный психолог», «турагент», «переводчик», «повар», «милиционер», «автослесарь», «ученый», «художник» и т.п.); обобщенный профессиональный выбор («специалист», «рабочая какой-либо профессии», «работающая там, где я хочу», «профессиональный работник», «служащий», «руководитель», «рабочий на предприятии», «работающий на фирме», «руководительница» и т.п.); неопределенный профессиональный выбор («где- нибудь буду работать», «работающий», «трудящийся», «найду хорошую работу» и т.п.). 20 Категории образа Я–профессиональное

Вне зависимости от типа образовательного учреждения существуют тесные множественные взаимосвязи самоотношения, смысложизненных ориентаций как компонентов Я-концепции и характеристик выбора профессии. Специфика обучения сказывается на структуре и модальности взаимосвязей показателей Я–концепции и выбора профессии, а также смене системообразующего фактора. Большинство показателей самоотношения старшеклассников положительно взаимосвязаны с мотивацией самоактуализации и альтруистической мотивацией выбора профессии, и отрицательно взаимосвязаны с консервативной. Большинство показателей осмысленности жизни положительно взаимосвязаны со статусом готовности к выбору профессии старшеклассников. 24

Взаимосвязи компонентов Я-концепции с мотивом общение с разными людьми старшеклассников Городской школы 26

Взаимосвязи компонентов Я-концепции с мотивом чувства ответственности старшеклассников Городской школы 26

Взаимосвязи компонентов Я-концепции с мотивом привлекательности старшеклассников Академической гимназии 26

Взаимосвязи компонентов Я-концепции с мотивом творчества старшеклассников Французской гимназии 26

Взаимосвязи компонентов Я-концепции с мотивом творчества старшеклассников Областной школы 26

Интенсивно формирующаяся в подростковом возрасте Я-концепция, являясь системообразующим личностным образованием, осуществляющим регуляцию поведения, играет в выборе профессии школьника мотивирующую роль. Мотивационное влияние самоотношения, а также смысложизненных ориентаций как компонентов Я- концепции на выбор профессии проявляется по-разному в разных образовательных учреждениях. Компоненты Я-концепции учащихся профильных гимназий (самоуважение, ориентация на цели, общая осмысленность жизни, ожидаемое отношение людей) влияют на уровень готовности к выбору профессии. В общеобразовательных школах такие составляющие Я-концепции, как самоинтерес, общая осмысленность жизни, локус-контроля жизнь, влияют на мотивации самоактуализации и альтруистическую. На отдельные мотивы выбора профессии влияют такие компоненты Я-концепции, как: самоуважение, самоуверенность, самоинтерес, самопринятие, самопонимание, самообвинение. 25

Влияние компонентов Я-концепции на готовность к выбору профессии старшеклассниками Академической и Французской гимназий 26

Влияние компонентов Я-концепции на характеристики выбора профессии старшеклассниками Городской школы 27

Влияние компонентов Я-концепции на мотивы выбора профессии страшеклассниками Областной школы 28

Вклад компонентов Я-концепции в прогнозирование характеристик выбора профессии старшеклассниками Городской школы Альтруистическая мотивация = 0,71 (IV) + 0,5 СЖО Мотивация самоактуализации = 1,27 СЖО + 0,66 ЛкЖ Мотив престижа = - 0,54 (III) + 0,47 s3 + 0,43 (IV) Достигнутый статус = 0,54 ЛкЖ III – ожидаемое положительное отношение других людей; IV – самоинтерес; s3 – самопринятие; СЖО – общий показатель осмысленности жизни; ЛкЖ – Локус-контроля жизнь. 29

Спасибо за внимание 30