1 1 1 Комитет РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям Организация корпоративного обучения персонала в крупных российских компаниях: лучшие практики и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Научно – образовательный кластер КНИТУ: организация наставничества в дуальном образовании.
Advertisements

«Ресурсный Центр ЧЭАЗ» Совместный проект Чебоксарского электроаппаратного завода и Чебоксарского электромеханического колледжа.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Опыт трехстороннего взаимодействия ГОУ СПО «КИТ», ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК», НОУ «РЦПП «ЕВРАЗ-Сибирь» по реализации дуального обучения Корнеев Е.П., председатель.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
0 Мониторинг потребностей экономики Санкт-Петербурга в трудовых ресурсах Санкт-Петербург 2009.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
Транксрипт:

1 1 1 Комитет РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям Организация корпоративного обучения персонала в крупных российских компаниях: лучшие практики и направления развития

2 22 Материал подготовлен на основе данных и предложений по организации корпоративного обучения персонала, представленных : Госкорпорацией «Росатом» ЗАО «Управляющая компания «ВЫСО» ОАО «Аэрофлот» ОАО «Банк ВТБ» ОАО «Концерн Росэнергоатом» ОАО «ЛУКОЙЛ» ОАО «НЛМК» ОАО «Полюс Золото» ОАО «РЖД» ОООР «БУМПРОМ» ООО «УГМК-ХОЛДИНГ» ОООР в дорожном хозяйстве РОР «РОСБЫТСОЮЗ» РОР текстильной и легкой промышленности

3 33 I. К орпоративное обучение весомый фактор формирования кадрового обеспечения экономики и развития системы профессионального образования Работодатели на собственной учебной базе (корпоративные университеты, учебные центры, т.п.) ежегодно осуществляют переподготовку и обучение до 50% персонала (более 3 млн. чел.) в целях: перехода к новым технологиям, внедрения новой техники, адаптации и ротации кадров, допуска к рабочему месту и др. Крупные компании на постоянной основе содействуют: целевая подготовка и поддержка перспективных студентов, организация практики, преподавательская деятельность специалистов предприятия, развитие учебно-методической и материально-технической базы обучения, взаимодействие в части научных разработок, поддержка студенческой и научной деятельности – научных работ, конференций и т.д. формирование «заказа» в соответствии с прогнозами предприятий, через ресурсные центры поставка техники и оборудования для обучения, организация практики, подготовка и привлечение преподавателей и т.д. реализация целевых интернет – проектов для детей и старшеклассников, финансирование дополнительных специальных дисциплин в школах, проведение специальных викторин, олимпиад, организация экскурсий школьников на предприятия и т.д РАЗВИТИЮ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ РАЗВИТИЮ НПО И СПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

4 44 II. Принципы корпоративного обучения персонала, реализуемые крупными компаниями Корпоративное обучение – инструмент решения задач бизнеса. Непрерывное обучение: обучение работника должно осуществляться каждый раз, когда возникает или ожидается возникновение несоответствия его профессиональных или квалификационных качеств требованиям рабочего места или изменяющимся условиям работы. Инвестирование в лучших работников: в приоритетном порядке обучаются руководители и сотрудники, обеспечивающие эффективное выполнение актуальных задач бизнеса Индивидуальное обучения: программа обучения должна быть необходимой и достаточной для устранения вышеназванного несоответствия применительно к каждому работнику. Опережающее обучения: обучение работника должно быть организовано до того, как появится необходимость в практическом использовании на рабочем месте новых навыков и знаний, приобретаемых в результате обучения. Модульная – организация обучения: разработка программ обучения, учебно-методического обеспечения, планирование и реализация учебного процесса осуществляются на основе модульного подхода. территориально-производственный принцип: обучение максимально приближается к рабочему месту сотрудника с целью оптимизации финансовых затрат, затрат рабочего времени и интеграции в производственный процесс. солидарная ответственность: ответственность за результаты обучения несут сотрудник (за качественное усвоение и применение полученных знаний и навыков в работе), его непосредственный руководитель (за обоснование необходимости обучения сотрудника и решение о направлении сотрудника на обучение), служба персонала компании (за выявление объективной потребности в обучении персонала, выбор формы обучения и качество привлекаемых ресурсов, организацию обучения) 4

III. Основные формы корпоративного обучения в приоритетном для работодателей порядке ۷ самостоятельная подготовка (высший приоритет) осуществляется для удовлетворения потребностей в повышении профессиональных знаний путем самостоятельного изучения специальной научно-технической, экономической и другой литературы, освоения дистанционных курсов, В целях создания условий для обучения работников в режиме самоподготовки службы персонала обеспечивают подразделения учебно-методической литературой, а также средствами обучения нового поколения (электронные учебники, дистанционные курсы обучения, мультимедийные курсы и т.д.); ۷ обучение без отрыва от производства (инструктажи, наставничество, семинары, стажировки на других рабочих местах и т.д.); ۷ обучение с отрывом от производства в корпоративных учебных центрах : корпоративные семинары, краткосрочные курсы, программы повышения квалификации, программы подготовки и переподготовки; ۷ обучение с отрывом от производства в сторонних отечественных организациях, стажировки на других отечественных предприятиях; ۷ обучение, стажировки с отрывом от производства за рубежом. основанием для выбора данной формы обучение является невозможность или экономическая нецелесообразность достижения целей обучения в формах обучения, имеющих более высокий приоритет

IV. Планирование корпоративного обучения (определение потребности в обучении) Годовой корпоративный план обучения включает мероприятия, определяемые исходя из обоснованной потребности в обучении персонала определяемой подразделениями компании (планирование снизу), а также корпоративные программы обучения по приоритетным направлениям деятельности компании и программы обучения, связанные с изменениями внешних условий, влияющих на ее деятельность (планирование сверху). Факторы, обуславливающие возникновение потребности в обучении персонала, учитываемые при формировании корпоративного плана обучения (планирование снизу): ۷требования законодательных актов или документов, регламентирующих профессиональную деятельность, правила, инструкции государственных контролирующих органов, определяющих обязательную сертификацию работников некоторых профессий, а также соответствующие решения комиссий при аттестации работников предприятий; ۷ прием и адаптация новых работников; ۷ необходимость в замещении увольняющихся работников; ۷ необходимость повышения эффективности выполнения текущей работы; ۷ необходимость в подготовке работников по вторым (смежным) специальностям, к продвижению по службе; ۷ изменение характера работы в результате объективных причин, появление новых функций, внедрение инноваций, технологические и организационные изменения.

7 77 IV. Планирование корпоративного обучения (типовая структура плана) 7 Раздел А. Корпоративные учебные мероприятия В данный раздел включаются мероприятия, направленные на формирование согласованных компетенций руководителей и специалистов подразделений Компании, необходимых для эффективной реализации Стратегии развития Компании по основным направлениям деятельности (формируется соответствующими руководителями Компании). Раздел Б. Учебные мероприятия, направленные на обеспечение эффективного выполнения производственных функций подраздел1. Учебные мероприятия по аттестации персонала контрольными и надзорными государственными органами для получения права исполнения производственных функций подраздел 2. Учебные мероприятия по профессиональной сертификации персонала подраздел 3. Учебные мероприятия по обеспечению внедрения новой техники и технологических процессов Раздел В. Учебные мероприятия, направленные на подготовку резерва руководителей подраздел 1. Учебные мероприятия для резерва руководителей высшего уровня управления подраздел 2. Учебные мероприятия для резерва руководителей среднего уровня управления подраздел 3. Учебные мероприятия для резерва руководителей начального уровня управления Раздел Г. Учебные мероприятия по повышению квалификации руководителей и специалистов Раздел Д. Учебные мероприятия по обучению, повышению квалификации, подготовке и переподготовке рабочих

8 8 V. Система корпоративного обучения персонала крупной компании (обобщенная схема) План корпоративного обучения персонала (цель – опережающее формирование профессиональной компетентности работников необходимой для эффективного решения текущих и стратегических задач компании) Профессиональный потенциал работников Компании Интернет-образование и управляемая самоподготовка. Система дистанционного обучения и тестирования. Наставничество. Образовательный портал Корпоративные программы Бизнес-семинары Профессиональные программы (повышение квалификации, подготовка и переподготовка) На корпоративной учебной базе Во внешних организациях

9 9 VI. Основные направления дальнейшего развития систем корпоративного обучения Обеспечение непрерывного обучения сотрудников в соответствии с планами организационного и технологического развития предприятий компании, постоянного мониторинга результатов обучения и проведение по его результатам улучшающей корректировки учебных программ. Создание на основе корпоративной системы обучения персонала единого учебного, научного и учебно-методического центра компании с региональными отделениями на территориях присутствия ее подразделений. Развитие программно-целевого подхода к обучению персонала, предусматривающего мероприятия для целевых групп персонала, имеющих ключевое значение в формировании кадрового потенциала компании: резерв управления, перспективный резерв, наставники, инструктора производственного обучения, внутренние преподаватели, участники процесса внедрения и освоения новой техники и технологий. Формирование системы управления знаниями, направленной на выявление, обобщение и распространение в рамках Компании передового российского и зарубежного опыта, развитие инновационных процессов, внедрение корпоративной культуры и личностное развитие. Распространение системы дистанционного обучения, как наиболее эффективного метода обучения персонала, на все крупные подразделения Компании

10 VII. Предложения по изменению правового и нормативного регулирования, способствующие развитию корпоративного обучения Необходимость внесения изменений в законодательство об образовании обусловлена тем, что оно ориентировано на «классическое» обучение (школа, колледж, вуз) и не регулирует корпоративное обучение, 90% которого составляют краткосрочные формы (тренинги, оценка персонала командообразование, и др.) Дополнить закон о дополнительном образовании разделом «Корпоративное обучение», в котором определить: формы обучения и развития персона характерные для корпоративного обучения (наставничество, коучинг, командообразование, центры оценки, электронное обучение и др.); права работодателя, инвестирующего в обучение сотрудников, и обязанности сотрудника прошедшего корпоративное обучение; защиту интеллектуальной и коммерческой собственности создаваемой на инвестиции работодателей в сфере обучения. В Налоговом кодексе РФ предусмотреть налоговые льготы: для работодателей, инвестирующих в обучение и развитие сотрудников (при инвестировании в обучение и развитие сотрудников более 2% ФОТ, инвестировании в создание корпоративной системы обучения, в развитие других образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для работодателя, при инвестировании в проведение профессиональных конференций, выставок т.д.); для работников, инвестирующим в своё обучение и развитие, в обучение и развитие коллег своё личное время и средства.

11 В Трудовом кодексе РФ предусмотреть для работодателя возможность: заключения ученического договора с лицами, работающими по договору подряда; обучения по ученическому договору по программам не имеющим аккредитации; не обеспечивать гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в учреждениях профессионального образования, в которые они поступили самостоятельно (не по направлению работодателя. В Нормативные акты по лицензированию образовательной деятельности внести изменения, исключающие в качестве обязательных требований для получения лицензии на образовательную деятельность корпоративными учебными структурами наличие в их составе столовых, медпунктов, библиотек, спортзалов, штатных преподавателей и т.д. В Положение Ростехнадзора (РД ), связанное с лицензированием образовательной деятельности внести изменения, разрешающие получение корпоративными учебными структурами лицензии на учебную деятельность без наличия штатных преподавателей (с привлечением в качестве преподавателей своих штатных специалистов, а также преподавателей со стороны по договорам подряда). Обоснование: Система образовательных учреждений по подготовке рабочих профессиям, поднадзорным Ростехнадзору, часто не способна оказать предприятиям требуемой услуги из-за отсутствия у них специалистов по целому ряду профессий. На самих предприятиях есть квалифицированные работники, способные подготовить рабочих необходимых профессий, однако они не могут получить лицензии на обучение из-за отсутствия штатных преподавателей) VII. Предложения по изменению правового и нормативного регулирования, способствующие развитию корпоративного обучения

12 VII. Предложения по изменению правового и нормативного регулирования, способствующие развитию корпоративного обучения В приказ Ростехнадзора 37 от внести изменения разрешающие: индивидуальную теоретическую и практическую подготовку работников, что повысит возможность оперативного реагирования учебных центров компаний на потребности производства в обеспечении необходимой квалификации персонала; использование типовых учебных планов и программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, утвержденных Ростехнадзором, без дополнительного согласования с местными (территориальными) и надзорными органами