Матти Куорелахти, профессор Университет Оулу Финляндия ЮНИСЕФ – Конференция по инклюзивному образованию для детей с ограниченными возможностями Москва,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Петрозаводская средняя общеобразовательная школа 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированная.
Advertisements

Организация обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования Пьячёва О.В., заведующий ПМПК.
Что такое инклюзивное образование?. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями – Российская Федерация Джоанна Роджерс, ЮНИСЕФ 27–29 сентября 2011 года.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
Педагог в инклюзивном образовании из опыта работы НОУ школы «Аврора» Директор – Дегтярёва Л.И. Докладчик: К.п.н., доцент кафедры корр. педагогики и спец.
Инклюзивное образование. У нас ограниченные возможности... Так, почему-то, принято считать. Но кто, скажите, может ограничить Возможность верить и мечтать.
Учреждение образования «Барановичский государственный университет» Инклюзивное образование: возможности, преимущества, риски.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Успешное преподавание чувашского языка в городской школе Проект.
Современные компетенции образования Международные Российские Цель и задачи модернизации российского образование Цель модернизации образования Задачи модернизации.
Инклюзивное образование. Инклюзивное образование (включающее)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для.
1 Инклюзивное образование Инклюзивное образование: понятие, принципы, варианты реализации в дошкольных образовательных организациях.
Взаимодействие ДОО и семьи в контексте реализации ФГОС дошкольного образования.
Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 3. Экспериментальное обоснование необходимости реформирования образования.
* Зачем приспосабливать ребёнка к системе * образования, не лучше ли приспособить эту * систему к ребенку. * Ж.Ж.Руссо.
МОСКВА: совместные действия в инклюзивном образовании, позиция Уполномоченного по правам ребенка Евгений Бунимович
Системные изменения в области образования детей с ОВЗ.
Дети должны учиться вместе–инклюзивное образование в России.
Компетентный педагог XXI века. Принципы качественной педагогики © Коточигова Елена Вадимовна.
Транксрипт:

Матти Куорелахти, профессор Университет Оулу Финляндия ЮНИСЕФ – Конференция по инклюзивному образованию для детей с ограниченными возможностями Москва, 29 сентября 2011 года Секторальные реформы в области инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в Финляндии

Международное сравнительное исследование PISA, 2009 год – несколько наблюдений Система образования Финляндии успешна благодаря тому, что плохо успевающим учащимся удается достигать высоких результатов Реформы школьного образования 1968–2010 годов: регулирование и педагогика Инклюзивное образование в Финляндии: оказание поддержки в индивидуальном порядке Темы

Средние баллы учащихся по чтению, математике и естествознанию (PISA, 2009 год)

Различия в баллах (мальчики и девочки) по чтению, математике и естествознанию (PISA, 2009 год)

Процентные доли учащихся, достигших уровней 1–6 по чтению

500 Средние баллы по чтению в разбивке по национальным квартилям PISA, 2009 год

Высокие результаты у отстающих учащихся! Средние различия по чтению в сравнении со средним значением по странам ОЭСР (=0) по национальным квартилям (PISA, 2009 год)

Различия результатов, показанных учащимися по чтению (PISA, 2009 год)

* * Межквартильный размах среднего значения используемого в PISA индекса экономического, социального и культурного положения на уровне школы Различие в баллах Все школы обеспечивают одинаковое качество Разные школы дают разные результаты Воздействие социально-экономических условий, в которых находятся учащиеся и школы, на результаты учащихся по естествознанию (PISA, 2009 год)

Детям с ограниченными возможностями (проблемы в обучении, поведенческие, сенсорные нарушения и т. д.) в большей степени гарантировано качественное образование, если различия между школами невелики Индивидуальные потребности должны удовлетворяться в обычных школах Качественное образование для всех – и "для всех" должно действительно означать "ДЛЯ ВСЕХ" Сведение к минимуму числа неохваченных детей Выводы

Реформы школьного образования годов в Финляндии

Основное голосование и политическая дискуссия в парламенте в 1963 году, касающиеся перехода от традиционной параллельной системы к комплексной школе 123 против 68 (из 200 членов парламента) -> комплексные, предусматривающие 9-летнее базовое школьное образование для детей в возрасте от 7 до 16 лет Структурная реформа 1968 года

Существенные изменения в плане педагогики: 9 академических лет образования для всех вместо подразделения на "способных к академической деятельности" и "ориентированных на практику" после четырех лет обучения (как в настоящее время происходит в большинстве стран Центральной Европы ) Разделение на группы по способностям для занятий математикой и английским языком до 1985 года Расширение услуг в области специального образования Главным образом специальное образование в режиме неполной недели (ученик посещает занятия в рамках специального образования 2-4 часа в неделю ) Классные учителя в 1–6 классах, учителя-предметники в 7–9 классах Структурная реформа 1968 года

Эффект реформы школьного образования: заметное изменение результатов обучения, особенно у отстающих учащихся

Отстающие учащиесяЛучшие учащиеся Понимание прочитанного учащимися 9-х классов в Финляндии в 1965 и в 2005 годах (Moberg & Savolainen 2008)

Реформа услуг в области специального образования: постепенное продвижение в направлении инклюзивного образования

Развитие услуг в области специального образования путем привлечения на работу учителей в Финляндии в 1961–2010 годах (Moberg 2011)

Процентная доля учащихся специальных школ снизилась с 2 до 1,2 % Количество специальных школ в 1985–2010 годах

Стандартная учебная программа Категория 2: 23,3 % Категория 3: 8,5 % Усиленная поддержка: специальное образование в режиме неполной недели Общая поддержка: обычный учитель и учителя в рамках специального образования (в режиме неполной недели) Категория 1: Все, в случае необходимости Специальная поддержка: в обычном классе или в классе/группе специального образования Индивидуальный план обучения (ИПО) Специальное образование -> Поддержка

1978 год – учителя начальных классов также должны иметь квалификацию магистра 1985 год – больше никакого подразделения учеников на группы по способностям (сильные – средние – слабые) 1997 год – отдельные лица с ограниченными интеллектуальными способностями поступают в систему образования из системы социального обеспечения Реформы Закона об образовании

2000 год – Индивидуальный план обучения (ИПО) только по одному предмету, и учащийся может продолжить обучение в обычном классе -> число учащихся, обучающихся по ИПО, увеличилось с 3 до 8 % o школы получили больше государственных субсидий исходя из числа ИПО 2010 год – от "специального образования" к "поддержке" Переход из категории 1 в категорию 2, ТОЛЬКО если мер по категории 1 оказалось недостаточно; меры должны быть документированы Реформы Закона об образовании

Инклюзия – как она понимается в финской системе образования

Доступ Каждый ребенок имеет возможность посещать школу Транспорт, оборудование и доступная среда Участие Каждый ребенок должен иметь опыт пребывания членом сообщества (класса/школы) Друзья, взаимоотношения, равенство – несмотря на ограниченные возможности Качественное образование Результаты обучения, позитивные ожидания См. также ЮНЕСКО: Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования и Инклюзия на практике Инклюзия: доступ, участие и качественное образование для всех детей

Коэффициент посещаемости школы высокий, а число учащихся, выбывших на этапе базового образования, очень небольшое (0,04 %) Концепция "Школы для всех" четко включена в Закон о базовом образовании Специальная образовательная поддержка должна оказываться в обычных школах (если это возможно) Граждане высоко ценят базовые школы (и профессию учителя) Это школа для всех? На этот вопрос можно ответить утвердительно, потому что

Детей помещают в сегрегированную среду, в специальные школы и классы Понятие инклюзивного образования не прописано явным образом в Законе о базовом образовании К детям с особыми образовательными потребностями не всегда приветливо относятся в обычных классах Это школа для всех? На этот вопрос можно ответить отрицательно, потому что

Результаты работы системы являются удовлетворительными, и конфликты между домом и школой случаются редко -> для общества характерно большое доверие к школе и Индивидуальные потребности выявляются на ранних этапах школьного обучения и обеспечиваются поддержкой Однако

Некоторые замечания относительно проблем, связанных с многообразием в школах – особенно в Финляндии

Вопрос состоит в том, чтобы не только в школах, но также и в обществе в целом лица с ограниченными возможностями воспринимались как обладающие теми же правами и обязанностями, что и все другие люди Дети с ограниченными возможностями должны получать образование вместе со своими сверстниками С другой стороны: где им наилучшим образом обеспечиваются взаимоотношения со сверстниками? Глухие дети – использование языка жестов Лучшим другом слепого ребенка нередко бывает другой слепой ребенок Ценности и установки

Где наилучшим образом обеспечиваются взаимоотношения со сверстниками, если ребенок агрессивен, замкнут или его/ее сверстникам трудно с ним/ней общаться? Ребенок с СДВГ может быть сложным партнером для общения Ребенок с трудностями в обучении может не понимать социальные ожидания своих сверстников -> чрезмерная/недостаточная реакция Дети с особыми образовательными потребностями нередко выглядят более несчастными в рамках школьного сообщества Они надеются приобрести больше друзей, они в большей степени подвергаются насмешкам Учителя не должны забывать поощрять в детях терпимость и положительное отношение к другим детям Ценности и установки продолжение

Гибкость школьной системы: не только один вид поддержки (например, специальные школы или классы), НО целый спектр услуг Наличие в школе групп, состоящих из разных специалистов Обычные учителя и учителя специального образования, директор, психолог, школьная медсестра и социальный работник Анализ и решение проблем в школе Поиск новых и творческих видов поддержки на уровне школы, класса и на индивидуальном уровне Виды поддержки

Учителям также нужна поддержка, когда они сталкиваются с огромными проблемами, обусловленными многообразием детей! Ни один учитель не может в одиночку работать с классом, в котором индивидуальные потребности учащихся велики и носят ярко выраженный характер Модели совместного преподавания: обычные учителя и учителя специального образования работают вместе и объединяют свои классы Лидирующая роль образования в деле поощрения сотрудничества и разделения ответственности за благополучие детей в школе Сотрудничество и разделение ответственности

Партнерство, обсуждение, выслушивание Уважение к родителям как к знатокам своего ребенка Ориентирование родителей в целях поощрения эмоционального, поведенческого и когнитивного развития своего ребенка Ориентирование их на то, чтобы в случае необходимости искать иную профессиональную поддержку Роль родителей

Проблемы учителей все же в значительной мере одинаковы во всех образовательных системах! Я надеюсь, что вы нашли какие-либо идеи для своих будущих усилий по содействию образованию детей с ограниченными возможностями. Спасибо за внимание!