1 Любовь Николаевна Феденко зам.директора ИСИО РАО, к.п.н. Любовь Николаевна Феденко зам.директора ИСИО РАО, к.п.н. 19 октября 2011 г. Екатеринбург ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO 2012 ЗАЧЕМ НУЖЕН ФГОС?. LOGO Результаты PISA Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной.
Advertisements

О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
1 ФГОС нового поколения: обеспечение введения и реализации.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО Казанцева Н.Н., заместитель директора по НМР.
Психологические особенности подросткового возраста.
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. В основе ФГОС лежат принципы: 1.Единство преемственности и инновации. 2.Преемственно развивает многие идеи,
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО Елтонская А.В, Заместитель директора.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
Особенности введения ФГОС ООО Составила: Барабина И.А., руководитель НМС МООУ «Санаторная школа- интернат 2»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Транксрипт:

1 Любовь Николаевна Феденко зам.директора ИСИО РАО, к.п.н. Любовь Николаевна Феденко зам.директора ИСИО РАО, к.п.н. 19 октября 2011 г. Екатеринбург ФГОС основного общего образования: ключевые особенности и механизмы введения

2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября 2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «17»_декабря_2010 г.1897__ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования С1 сентября 2011 года все первоклассники обучаются в соответствии с ФГОС НОО

3 Переход на ФГОС ООО С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.

4 Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Качественный человеческий капитал – единственное устойчивое конкурентное преимущество любой страны Обобщенный заказ ФГОС: портреты выпускников Начальная школа Основная школа Старшая школа

5 Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» «картина мира» Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» «картина мира» Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции креативность креативность способность переобучаться способность переобучаться Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции креативность креативность способность переобучаться способность переобучаться Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация

6 Конституция Российской Федерации Статья Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

7 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации единство образовательного пространства Российской Федерации преемственность основных образовательных программ преемственность основных образовательных программ начального общего начального общего основного общего основного общего среднего (полного) общего среднего (полного) общего начального профессионального начального профессионального среднего профессионального среднего профессионального высшего профессионального образования высшего профессионального образования Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации единство образовательного пространства Российской Федерации преемственность основных образовательных программ преемственность основных образовательных программ начального общего начального общего основного общего основного общего среднего (полного) общего среднего (полного) общего начального профессионального начального профессионального среднего профессионального среднего профессионального высшего профессионального образования высшего профессионального образования

8 Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС – система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям 3) результатам освоения основных образовательных программ ФГОС – система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям 3) результатам освоения основных образовательных программ

9 Ключевые особенности ФГОС общего образования Стандарты первого поколения - ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания Стандарты первого поколения - ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания ФГОС – развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Изменяется структура, содержание, расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта ФГОС – развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Изменяется структура, содержание, расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта От минимального содержания образования – к индивидуальному максимуму результата От минимального содержания образования – к индивидуальному максимуму результата впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе. впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе.

10 ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к проектированию образования: впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования. В структуру ФГОС включены требования к условиям реализации программ В отличие от стандартов первого поколения нормируются: результаты образования результаты образования структура основных образовательных программ структура основных образовательных программ условия и ресурсы реализации основных образовательных программ условия и ресурсы реализации основных образовательных программ впервые основой и условием эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель впервые стандарт предусматривает внеурочную занятость впервые системообразующим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения ООП ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к проектированию образования: впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования. В структуру ФГОС включены требования к условиям реализации программ В отличие от стандартов первого поколения нормируются: результаты образования результаты образования структура основных образовательных программ структура основных образовательных программ условия и ресурсы реализации основных образовательных программ условия и ресурсы реализации основных образовательных программ впервые основой и условием эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель впервые стандарт предусматривает внеурочную занятость впервые системообразующим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения ООП Ключевые особенности ФГОС общего образования

11 ориентир для оценки состояния системы общего образования Требования к результатам освоения ООП - ведущий компонент ФГОС основа аккредитации ОУ основа для аттестации учителей и руководителей ОУ основа для нормирования условий и создания ресурсов критериальная база для итоговой аттестации обучающихся;

12 Ключевые особенности ФГОС общего образования Впервые: две части ООП - обязательная и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования При этом: учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации основных образовательных программ ученику предоставляется возможность выбора образовательного маршрута, индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы Впервые: две части ООП - обязательная и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования При этом: учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации основных образовательных программ ученику предоставляется возможность выбора образовательного маршрута, индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы

13 Ключевые особенности ФГОС общего образования методологическое основание - системно- деятельностный подход позволяет: (проектирование целей, способов действий, содержания, результатов) представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся методологическое основание - системно- деятельностный подход позволяет: (проектирование целей, способов действий, содержания, результатов) представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся

14 ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования преемственность развитие

15 Портреты выпускников Начальная школа Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Начальная школа Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

16 1. Требования к результатам Требования к личностным результатам Требования к предметным результатам Требования к метапредметным результатам Требования к результатам освоения основных образовательных программ - конкретизированные и операционализированные цели образования. Требования к результатам освоения основных образовательных программ - конкретизированные и операционализированные цели образования. цели образования Структура требований к результатам планируемые результаты освоения основных образовательных программ

17 ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Личностные результаты ФГОС НОО готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. ФГОС НОО готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. ФГОС ООО готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме ФГОС ООО готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

18 ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты ФГОС НОО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС НОО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС ООО освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории ФГОС ООО освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

19 ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Предметные результаты ФГОС НОО освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. ФГОС НОО освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. ФГОС ООО освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. ФГОС ООО освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

20 Результаты освоения основных образовательных программ как «приращения» в личностных ресурсах обучающихся: личностные результаты – фактор развития мотивационных личностных ресурсов; метапредметные результаты - фактор развития инструментальных ресурсов Предметные результаты - - Фактор развития когнитивных ресурсов.

21 Итоговая оценка достижения результатов освоения основных образовательных программ достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Предмет оценки Итоговая оценка Результаты промежуточной аттестации обучающихся Результаты промежуточной аттестации обучающихся динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов результаты итоговых работ уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования. уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.

22 ФГОС: новые системные задачи ФГОС: новые системные задачи Создание системы условий, обеспечивающих введение и реализацию ФГОС реализация новых типов содержания образования (например, интегрированного) создание новой образовательной среды (в том числе, сетевой, межбюджетной, межведомственной) подготовка учителя, способного овладеть технологиями, обеспечивающими достижение планируемых результатов, мотивация его на непрерывное профессиональное совершенствование организация и осуществление образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетентностей, соответствующих требованиям XXI века построение новых эффективных систем воспитания создание эффективных систем оценки качества образования Новое качество образования ФГОС - развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования

23 Введение ФГОС ООО: достижения и заделы Доступность образования уровень образования населения России – один из самых высоких в мире Качество образования Уровень математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS) российских школьников выше уровня учащихся многих стран Хорошие результаты на международных олимпиадах: на математической олимпиаде 2011 года российская сборная заняла 4 место среди 101 страны, по химии - 3-е, по информатике - 2-е, по физике - 10 место Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия В 2008 году результаты российских студентов педвузов превышали средние международные показатели. Возрастает активность семей в образовании детей Рост доли общеобразовательных учреждений, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 66% в 2010 г). Доступность образования уровень образования населения России – один из самых высоких в мире Качество образования Уровень математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS) российских школьников выше уровня учащихся многих стран Хорошие результаты на международных олимпиадах: на математической олимпиаде 2011 года российская сборная заняла 4 место среди 101 страны, по химии - 3-е, по информатике - 2-е, по физике - 10 место Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия В 2008 году результаты российских студентов педвузов превышали средние международные показатели. Возрастает активность семей в образовании детей Рост доли общеобразовательных учреждений, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 66% в 2010 г).

24 Вызовы: обостряющиеся проблемы и негативные тенденции Ухудшение качества педагогического корпуса двойной негативный отбор кадров крайне медленное обновление кадров Региональная дифференциация По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) Дифференциация на уровне школ В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%. Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%. Стагнация внешкольного образования в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. Ухудшение качества педагогического корпуса двойной негативный отбор кадров крайне медленное обновление кадров Региональная дифференциация По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) Дифференциация на уровне школ В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%. Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%. Стагнация внешкольного образования в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников.

25 Результаты PISA Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.). Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.). Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.). Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.).

26 Результаты России в исследовании PISA

27 Задачи: Задачи: Закрепление достижений Закрепление достижений Снижение рисков – остановка негативных трендов – «поддержка» Снижение рисков – остановка негативных трендов – «поддержка» Преодоление растущего отставания - модернизация Преодоление растущего отставания - модернизация Закрепление достижений Закрепление достижений Снижение рисков – остановка негативных трендов – «поддержка» Снижение рисков – остановка негативных трендов – «поддержка» Преодоление растущего отставания - модернизация Преодоление растущего отставания - модернизация

28 Распоряжение Департамента общего образования от 7 июля 2010г. «О создании Координационного совета» Координационный совет при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Координационный совет при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

29 СИСТЕМА обеспечения введения и реализации ФГОС нормативное финансово- экономическое организационноекадровое информационное материально- техническое Новое качество образования Разделение полномочий – ФЗ «Об образовании»

30 ФЗ «Об образовании» Статья 28. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования 1) разработка и реализация государственной политики в области образования 2)принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области образования 3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования 10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях 11) установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений 11.1) установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся 12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 14) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов 16) установление: общих принципов финансового обеспечения образовательной деятельности федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений 18) утверждение порядка проведения экспертизы учебников 19) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования 1) разработка и реализация государственной политики в области образования 2)принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области образования 3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования 10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях 11) установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений 11.1) установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся 12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 14) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов 16) установление: общих принципов финансового обеспечения образовательной деятельности федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений 18) утверждение порядка проведения экспертизы учебников 19) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования

31 ФЗ «Об образовании» Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования 2) принятие законов и иных нормативных правовых актов 5) разработка и реализация региональных программ развития образования 5.2) участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ 6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации 6.3) организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения 16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений Полномочия РФ (по контролю и надзору, лицензирование, аккредитация) в области образования, переданные органам государственной власти субъектов РФ 2) принятие законов и иных нормативных правовых актов 5) разработка и реализация региональных программ развития образования 5.2) участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ 6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации 6.3) организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения 16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений Полномочия РФ (по контролю и надзору, лицензирование, аккредитация) в области образования, переданные органам государственной власти субъектов РФ

32 Рефлексивность системы на всех уровнях Стабилизация и нормативное оформление сложившихся механизмов Стабилизация и нормативное оформление сложившихся механизмов Обеспечение возможности развития Обеспечение возможности развития Необходимо: Необходимо: Отработать механизмы функционирования в условиях новой нормативной базы, Отработать механизмы функционирования в условиях новой нормативной базы, завершить трансформацию механизмов финансирования и управления, оценки качества и регулирования содержания образования завершить трансформацию механизмов финансирования и управления, оценки качества и регулирования содержания образования Рефлексивность системы на всех уровнях Стабилизация и нормативное оформление сложившихся механизмов Стабилизация и нормативное оформление сложившихся механизмов Обеспечение возможности развития Обеспечение возможности развития Необходимо: Необходимо: Отработать механизмы функционирования в условиях новой нормативной базы, Отработать механизмы функционирования в условиях новой нормативной базы, завершить трансформацию механизмов финансирования и управления, оценки качества и регулирования содержания образования завершить трансформацию механизмов финансирования и управления, оценки качества и регулирования содержания образования Ключевые задачи нормативного обеспечения:

33 Нормативное обеспечение введения ФГОС ООО Федеральный уровень Национальная инициатива «Наша новая школа» План действий по модернизации общего образования на г.г. ФЦПРО на г.г. Постановление от 31 мая 2011 г. 436 О порядке предоставления в годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования Инструктивно-методические письма: -О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( от 19 апреля 2011г.) -Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования (N от 12 мая 2011г) План-график введения ФГОС Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования Федеральный перечень учебников Федеральные требования к оснащению образовательного процесса Национальная инициатива «Наша новая школа» План действий по модернизации общего образования на г.г. ФЦПРО на г.г. Постановление от 31 мая 2011 г. 436 О порядке предоставления в годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования Инструктивно-методические письма: -О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( от 19 апреля 2011г.) -Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования (N от 12 мая 2011г) План-график введения ФГОС Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования Федеральный перечень учебников Федеральные требования к оснащению образовательного процесса

34 04 февраля 2010 г. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 3. Совершенствование учительского корпуса 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 6. Расширение самостоятельности школ 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 6. Расширение самостоятельности школ

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования

36 Нормативное обеспечение введения ФГОС ООО Региональный уровень Задачи: Разработка: Программы развития образования на г.г. Плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ООО Нормативных правовых актов, регламентирующих: финансовые и организационные механизмы взаимодействия ОУ с УДОД для реализации внеурочной деятельности расчет нормативов финансирования формирование муниципальных заданий модернизацию системы повышения квалификации кадров проведение аттестации кадров сетевой образовательный процесс, дистанционное образование, реализацию индивидуальных образовательных программ внедрение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений проведение мониторинга готовности ОУ, введения и реализации ФГОС ООО Разработка региональной модели системы оценки качества образования, в т.ч. результатов освоения основных образовательных программ Задачи: Разработка: Программы развития образования на г.г. Плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ООО Нормативных правовых актов, регламентирующих: финансовые и организационные механизмы взаимодействия ОУ с УДОД для реализации внеурочной деятельности расчет нормативов финансирования формирование муниципальных заданий модернизацию системы повышения квалификации кадров проведение аттестации кадров сетевой образовательный процесс, дистанционное образование, реализацию индивидуальных образовательных программ внедрение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений проведение мониторинга готовности ОУ, введения и реализации ФГОС ООО Разработка региональной модели системы оценки качества образования, в т.ч. результатов освоения основных образовательных программ

37 В связи с введением ФГОС потребуется внести изменения в следующие документы (или разработать) (пример, опыт ОУ) Устав ОУ Устав ОУ расписание, необходимо предусмотреть организацию групповых и индивидуальных видов деятельности, индивидуальное расписание отдельных обучающихся расписание, необходимо предусмотреть организацию групповых и индивидуальных видов деятельности, индивидуальное расписание отдельных обучающихся пакет локальных актов и рекомендации для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся пакет локальных актов и рекомендации для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся пакет локальных актов и рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля пакет локальных актов и рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля материалы, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса материалы, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса локальные акты, инструкции и другие документы по обеспечению безопасности образовательного процесса локальные акты, инструкции и другие документы по обеспечению безопасности образовательного процесса пакет документов, регламентирующих организацию групповой и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, организацию проектной деятельности, тьюторского сопровождения пакет документов, регламентирующих организацию групповой и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, организацию проектной деятельности, тьюторского сопровождения Пакет документов, регламентирующих партнерские взаимоотношения Пакет документов, регламентирующих партнерские взаимоотношения Устав ОУ Устав ОУ расписание, необходимо предусмотреть организацию групповых и индивидуальных видов деятельности, индивидуальное расписание отдельных обучающихся расписание, необходимо предусмотреть организацию групповых и индивидуальных видов деятельности, индивидуальное расписание отдельных обучающихся пакет локальных актов и рекомендации для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся пакет локальных актов и рекомендации для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся пакет локальных актов и рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля пакет локальных актов и рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля материалы, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса материалы, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса локальные акты, инструкции и другие документы по обеспечению безопасности образовательного процесса локальные акты, инструкции и другие документы по обеспечению безопасности образовательного процесса пакет документов, регламентирующих организацию групповой и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, организацию проектной деятельности, тьюторского сопровождения пакет документов, регламентирующих организацию групповой и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, организацию проектной деятельности, тьюторского сопровождения Пакет документов, регламентирующих партнерские взаимоотношения Пакет документов, регламентирующих партнерские взаимоотношения

38 VI съезд Всероссийского педагогического собрания В.В. Путин: уже с 1 сентября этого года фонд заработной платы педагогов должен быть увеличен сразу на 30%. В.В. Путин: уже с 1 сентября этого года фонд заработной платы педагогов должен быть увеличен сразу на 30%. А в течение двух лет средняя зарплата учителя должна быть как минимум равна средней заработной плате по экономике в конкретном регионе. А в течение двух лет средняя зарплата учителя должна быть как минимум равна средней заработной плате по экономике в конкретном регионе. И мы рассчитываем, что многие регионы гораздо раньше, чем в течение двух лет, выполнят эту задачу. И мы рассчитываем, что многие регионы гораздо раньше, чем в течение двух лет, выполнят эту задачу. Нужно учитывать и квалификацию, и профессиональные качества, и отношение к работе учителя. Нужно учитывать и квалификацию, и профессиональные качества, и отношение к работе учителя. Что же касается учителей младших классов, то мы уже приняли решение уменьшить их нагрузку в рамках базовой ставки – с 20 до 18 часов в неделю Что же касается учителей младших классов, то мы уже приняли решение уменьшить их нагрузку в рамках базовой ставки – с 20 до 18 часов в неделю дальнейшее существенное увеличение зарплат связано и с изменением правового статуса и принципов финансирования школ. Соответствующие механизмы отражены в известном 83-м Федеральном законе, с лета будущего года он вступает в силу в полном объёме. дальнейшее существенное увеличение зарплат связано и с изменением правового статуса и принципов финансирования школ. Соответствующие механизмы отражены в известном 83-м Федеральном законе, с лета будущего года он вступает в силу в полном объёме.

39 Контакты: Размещение документов на сайтах: Размещение документов на сайтах: Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Размещение документов на сайтах: Размещение документов на сайтах: Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!