«Система образования, созданная обществом неизбежно становится зеркалом социальных отношений, в нем существующих» Б. Саймон О разработке и реализации нового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Advertisements

О государственных образовательных стандартах нового поколения Д.В. Строганов Зам. проректора по учебно-методической работе.
Министерство образования и науки РФ Фурсенко А.А., зам министра Биленкина И.П. Фурсенко А.А., зам министра Биленкина И.П. Департамент профессионального.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
О разработке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
О подходах к формированию инвариантной части профессионального цикла в проектах ФГОС третьего поколения Сергей Валерьевич КОРШУНОВ 3 декабря 2008 года.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Транксрипт:

«Система образования, созданная обществом неизбежно становится зеркалом социальных отношений, в нем существующих» Б. Саймон О разработке и реализации нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов Проректор по учебно-методической работе МГТУ им. Н.Э. Баумана С.В. Коршунов октябрь 2010 г.

Первое поколение ГОС ВПО гг. - минимум содержания основных образовательных программ; - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; - требования к уровню подготовки выпускников. Несогласованность стандартов подготовки бакалавров и специалистов – усложнение технологии учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру образовательных программ; стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной основе и получили название «академический» бакалавр. Второе поколение ГОС ВПО 2000 г. - согласованность с тарифно- квалифицированными характеристиками Минтруда России; - согласование требований к выпускникам и содержанию образования с работодателями; - одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО - технологичность; - разработка стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии. Федеральный компонент: - общие требования к ООП; - требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, к итоговой аттестации и уровню подготовки выпускников; - сроки освоения ООП;. - максимальный объем учебной нагрузки студентов. ФГОС ВПО г. - компетентностный формат, - зачетные единицы, - участие работодателей, - большые свободы вузов в формировании образовательных программ, - нацеленность на кредитно-модульную систему и балльно-рейтинговое построение уч.проц. - акцент на уровневую систему образования. К настоящему времени разработано 320 стандартов подготовки бакалавров и магистров и 107 ФГОС подготовки специалиста.

Государственный образовательный стандарт введен Законом РФ «Об образовании» в 1992 г гг. Первое поколение ГОС ВПО, федеральные компоненты которых включали в себя: - минимум содержания основных образовательных программ ООП; - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; - требования к уровню подготовки выпускников. Недостатки: несогласованность стандартов подготовки бакалавров и специалистов – усложнение технологии учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру образовательных программ; стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной основе и получили название «академический» бакалавр. При этом за четыре года не было возможности наряду с общеинженерной подготовкой дать выпускнику необходимые знания и умения по специальным дисциплинам, что впоследствии привело к непониманию у работодателя бакалавров как специалистов определенного уровня. Модели и программы бакалавриата и магистратуры были ориентированы на подготовку выпускников в основном к научной и научно-педагогической работе.

В соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в 2000 г. были введены в действие ГОС ВПО второго поколения, к позитивным особенностям которых следует отнести: - согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России; - согласование требований к выпускникам и содержанию образования с работодателями; - одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, что повысило технологичность организации учебного процесса; - разработка стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии. Федеральные компоненты ГОС-2 ВПО включали: - общие требования к ООП; - требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, к итоговой аттестации и уровню подготовки выпускников; - сроки освоения ООП; - максимальный объем учебной нагрузки студентов.

К 2005 г. разработано 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров, по 120 направлениям подготовки 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей) гг. – третье поколение – Федеральные государственные образовательные стандарты: - компетентностный формат, - зачетные единицы, - участие работодателей, - большие свободы вузов в формировании образовательных программ, - нацеленность на кредитно-модульную систему и балльно-рейтинговое построение учебного процесса, - акцент на уровневую систему образования. К настоящему времени разработано 320 стандартов подготовки бакалавров и магистров и 107 ФГОС подготовки специалиста.

Внешние факторы, вызвавшие необходимость смены парадигмы стандартизации в российском образовании 1). Вступление России в «Болонский процесс» 1). Вступление России в «Болонский процесс» 2003 г. Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и ступеней образования (бакалавр – магистр – доктор). Классификация национальных образовательных программ и соотносимых с ними академических степеней и квалификаций в соответствии с Европейской рамкой квалификаций. Компетентностный подход и использование системы зачетных единиц ECTS для создания учебных программ. Требования Болонского процесса: Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и ступеней образования (бакалавр – магистр – доктор). Классификация национальных образовательных программ и соотносимых с ними академических степеней и квалификаций в соответствии с Европейской рамкой квалификаций. Компетентностный подход и использование системы зачетных единиц ECTS для создания учебных программ. 2). Принятие Правительством Российской Федерации «Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ» (2004 г.), законодательное введение и развитие двухуровневой системы образования (бакалавр, специалист или магистр), введение отдельного Перечня специальностей для непрерывной (моноуровневой) реализации, кредитно-модульное построение образовательных программ. 2). Принятие Правительством Российской Федерации «Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ» (2004 г.), в которых объявлен курс на: законодательное введение и развитие двухуровневой системы образования (бакалавр, специалист или магистр), введение отдельного Перечня специальностей для непрерывной (моноуровневой) реализации, кредитно-модульное построение образовательных программ. Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2004 г.): «…Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам…»

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года п/п Краткое содержание мероприятий Сроки реализации 1212 Разработка новых государственных образовательных стандартов различных уровней профессионального образования с участием объединений работодателей Разработка и принятие профессиональных стандартов по областям деятельности с участием объединений работодателей гг. I кв г.

Для введения ФГОС необходима разработка нормативно- правовых документов федерального уровня и осуществлена серия административных процедур: 1.Обновление законодательства в области образования. 2.Утверждение ФГОС бакалавров, магистров и специалистов. 3.Утверждение перечней направлений подготовки бакалавров, магистров и Перечня специальностей в Правительстве РФ. 4.Утверждение примерных основных образовательных программ (на основе новых ФГОС ВПО). 5.Утверждение форм документов государственного образца об окончании вуза. 6.Утверждение таблиц соответствия действующих и новых основных образовательных программ. 7.Утверждение новых правил лицензирования и аккредитации. 8.Принятие новых правил и контрольных цифр приема абитуриентов. 9.Утверждение Положения об итоговой государственной аттестации студентов. 10.Утверждение ограничений по заочной, очно-заочной формам обучения и экстернату. 11.Разработка новых основных образовательных программ вузов. 12.Принятие нормативов бюджетного финансирования в бакалавриате, магистратуре и специалитете.

п/п Первоочередные мерыОценка мер экспертами 1 Обеспечить стабильное, достаточное финансирование78,3 2 Повысить зарплату преподавателям77,7 3 Модернизировать материально-техническую базу70,5 4 Обеспечить закрепление молодых преподавателей69,3 5 Сформировать современную информационную среду50,6 6 Повысить квалификацию преподавателей50,0 7 Развивать в вузах НИР44,0 8 Повысить уровень требований к студентам43,8 9 Ужесточить конкурсный отбор абитуриентов39,8 10 Повысить требования к преподавателям36,7 11 Обновить учебники и учебные пособия32,5 12 Создать условия для роста в реальных секторах экономики27,1 13 Пересмотреть образовательные стандарты и программы24,7 14 Изменить структуру подготовки инженерных кадров14,5 15Обеспечить закрепление молодых специалистов на производстве !!! Значимость первоочередных мер, обеспечивающих повышение качества подготовки специалистов в высшей технической школе России, %

Риски реализации Болонского процесса Россия Европа Высокое качество подготовки инженеров (фундаментальность образования) Нехватка общежитий Низкий престиж профессии инженера Мало учебных курсов на европейских языках Заинтересованность в студентах из Восточной Европы – квалифицированные кадры Узнаваемость дипломов и образовательных программ Проблемы внутренней мобильности Проблемы безопасности Недостаточная материально- техническая база Быстрое обновление технологий и знаний – более гибкая систем образования и с т.з. работодателя и личности Непризнание бакалавров в высокотехнологичном секторе экономики На долю России приходится менее 0,5% мирового рынка образовательных услуг

Области применения европейского приложения к диплому Diploma Supplement, выданные российским студентам * : продолжение образования в зарубежных учебных заведениях; устройство на работу в учебные заведения за границей; устройство на работу в коммерческие структуры за границей; устройство на работу в представительства зарубежных компаний в России. * Ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

Международный аспект в деятельности элитных вузов * 1. Иностранные студенты: Гарвард – 19%, Стэнфорд – 21%, Колумбийский – 23%, Кембридж – 18%. 2. Иностранные преподаватели: Гарвард - 30%, Оксфорд – 36%, Кембридж – 33%, Франция – 7%. * Салми Д., Фрумин И.Д. Вопросы образования, 2007, 3, С

Доля студентов магистратуры и аспирантуры * : УниверситетСтуденты магистратуры и аспирантуры Доля студентов магистратуры и аспирантуры Гарвард % Стэнфорд % МТИ % Оксфорд % Кембридж % Лондонская школа эконом % Пекинский универ % Токийский универ % *Салми Д., Фрумин И.Д. Вопросы образования, 2007, 3, С

В 2007 г. приняты Госдумой законы: 232-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования). 309-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)».

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакции до 2007 г. Статья 6. 1.Основные образовательные программы высшего профессионального образования (ВПО) могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. 2.В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени ВПО: ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»; ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».

Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской Федерации ,5 лет специалист 530 специальностей ВПО Общее среднее (полное) образование Годы обучения 120 направлений подготовки ВПО 4 года бакалавр 2 года магистр 2 года магистр 1 – 1,5 года специалист 4 года бакалавр 80% составляют программы подготовки дипломированных специалистов

Характеристика образовательной программы бакалавра (1995 г.): Образовательная программа подготовки бакалавра рассчитана на получение не менее чем за четыре года профессионально-ориентированного образования, начальных навыков научно- исследовательской и (или) педагогической деятельности, а также быстрое вхождение в различные виды трудовой деятельности.

Структура подготовки бакалавра по специальности и магистра по специальности выпуск Ф Ф Специальность 4 6 Направление подготовки Направление подготовки дипломированных специалистов М(квалиф) Б(квалиф) …

Характеристика образовательной программы магистра (1995 г.): Образовательная программа подготовки магистра, соблюдая принципы непрерывности и преемственности с полученной бакалаврской подготовкой, должна не менее чем за 6 лет дать возможность выпускнику освоить бакалаврскую программу и расширить подготовку по избранному направлению ВПО, углубить свои знания и навыки в конкретной области до уровня самостоятельной научно-исследовательской и (или) научно-педагогической деятельности.

Характеристика образовательной программы специалиста (1995 г.): Это образовательные программы отраслевого типа со сроком обучения не менее 5 лет, ориентированные на подготовку к профессиональной деятельности в конкретных сферах труда.

Структура подготовки в МГТУ им.Н.Э.Баумана г о д о б у ч е н и я т р у д о е м к о с т ь в час (max) Довузовская подготовка М а г и с т р Послевузовская подготовка (аспирантура) Д и п л о м и р о в а н н ы й с п е ц и а л и с т Б а к а л а в р ( степень ) (квалификация ) Неполное высшее образование

Структура подготовки специалистов в соответствии с новым законодательством

24 Образовательные траектории Первое высшеее образование Бакалавр 1 Магистр 1 Второе высшее образование Бакалавр 1 Магистр 2 Бакалавр 2 Аспирантура Специалист 1 Специалист 2 Специалист 1 Магистр 1

В целях развития уровневого ВПО Министерством сделаны шаги, которые способствуют развитию подготовки бакалавров и магистров в РФ: издан приказ Минобрнауки России от г. 62, обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра; принято решение Аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов (ноябрь 2006 г.); развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ.

Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О МГУ и СПбГУ" 1.Лица, получившие документы государственного образца о ВПО, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня ВПО, которое не рассматривается как получение ими второго высшего образования. 2.Перенос сроков реализации ФГОС на 2011 г. 3.Введено понятие таблиц соответствия между действующими и новыми направлениями (специальностями).

Интегрированные специальности Оптимизация списка специальностей на основе введения в ряде направлений одной или нескольких интегрированных специальностей. Это дает возможность построить вариативную уровневую систему подготовки кадров с наличием двухуровневой подсистемы бакалавр- магистр и специалиста по выделенным укрупненным моноспециальностям. В дальнейшем вузы в зависимости от своего потенциала и запросов работодателей региона смогли бы на основе процедур лицензирования выбрать для себя ту или иную схему.

Совещание представителей 300 европейских университетов в Саламанке марта 2001 года: «При некоторых обстоятельствах университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра». МАГИСТР Бакалавр Школа 5 лет 3 года лет

Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО предназначены для обеспечения: 1) единства образовательного пространства Российской Федерации; 2) качества высшего профессионального образования; 3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; 4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. (ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). 5) преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. (Закон «Об образовании»)

Федеральный закон 309-ФЗ изменил подход к структуре и сущности ГОС: 1.привел нормы действующего законодательства в области образования в соответствие с Конституцией РФ (ст.43, п.5), установив понятие «федеральных государственных образовательных стандартов»; 2.исключено деление образовательных стандартов на федеральный, региональный (национально- региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения; 3.циклы ФГОС состоят из базовой и вариативной частей

Федеральный Закон 309-ФЗ: конкретизировал и уточнил такие понятия, как образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные), а также – примерные основные образовательные программы; конкретизировал и уточнил такие понятия, как образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные), а также – примерные основные образовательные программы; по всем программам бакалавриата, магистратуры и специалитета предусматривается присвоение выпускнику, успешно освоившему программу, квалификации (степени); по всем программам бакалавриата, магистратуры и специалитета предусматривается присвоение выпускнику, успешно освоившему программу, квалификации (степени); впервые ввел следующую норму: «реализация образовательных программ ВПО осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными вузами, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации». впервые ввел следующую норму: «реализация образовательных программ ВПО осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными вузами, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации».

ФГОС ВПО на основе сопряженной модели подготовки бакалавра, специалиста и магистра Уровни ВПО Наименование ООП Срок осво е- ния Степень / квалификация Объем труд. в кредитах Первый ООП подготовки бакалавра 4 года Бакалавр профили:240 Второй ООП подготовки специалиста >5 лет Специалист специализации:>300 Второй ООП подготовки магистра 2 года Магистр, магистерские программы: 120

Закон «Об образовании», статья 7, пункт 4. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а также самостоятельно устанавливаемые вузами образовательные стандарты и требования, включают в себя требования к: 1. Структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2. Условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3. Результатам освоения ООП.

ФГОС ВПО Характеристика направления подготовки (сроки освоения) Требования к результатам освоения ООП Требование к структуре ООП подготовки - бакалавров - магистров - специалистов Требования к условиям реализации ООП Характеристика профессиональной деятельности (область, объекты, виды, задачи) Основные элементы ФГОС Профессиональные компетенции Общекультурные компетенции

Требования к результатам освоения ООП Компетенции Социально- личностные Инструмен- тальные Общенаучные Профес- сиональные

Перераспределение компетенций в процессе становления макета ФГОС 3-го поколения К О М П Е Т Е Н Ц И И Общекультурные Профессиональные Социально- личностные Инструментальные Профессиональные Общенаучные Возможная инвариантная часть

Общекультурные компетенции Б: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность; умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков; осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности…….

Общекультурные компетенции М: способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно- производственного профиля своей профессиональной деятельности; способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения; использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом; способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности; способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) ….

Структура профессиональных компетенций в области «Техники и технологии» Компетенции, инвариантные для всех направлений подготовки Инструментальные, Общенаучные Компетенции, инвариантные для объединенных укрупненных групп направлений подготовки Информатика и вычислительная техника Информатика и вычислительная техника Информатика и вычислительная техника Информатика и вычислительная техника Приборостроение и оптотехника Геодезия и землеустройство Геология, разведка и разработка полезных ископаемых Приблизительно объединенных укрупненных групп 3. Компетенции, свойственные конкретному направлению подготовки Приблизительно 54 направления подготовки Техносфернаябезопасность Прикладнаягидрометеорология Строительство Биотехнология Программнаяинженерия Инноватика Мехатроника и робототехника …

Перечень дисциплин для разработки примерных учебных планов, а также учебников и учебных пособий в области «Техники и технологии» Дисциплины, инвариантные для всех направлений подготовки в области «Техники и технологии» Дисциплины, инвариантные для объединенных укрупненных групп направлений подготовки Геодезия и землеустройство Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 3. Дисциплины каждого конкретного направления подготовки Биотехнология Техносфернаябезопасность Прикладнаягидрометеорология Строительство Программнаяинженерия Инноватика Мехатроника и робототехника … Дисциплина 1 … Дисциплина N Дисциплина 1 … Дисциплина N Формируются УМО отвечающими за направления находящиеся в объединенных укрупненных группах Безопасность жизнедеятельности Компьютерная и инженерная графика Информационные технологии Метрология и стандартизация Электротехника и электроника Безопасность жизнедеятельности Компьютерная и инженерная графика Информационные технологии Метрология и стандартизация Электротехника и электроника

Макродисциплины цикла ОПД Начертательная геометрия. Инженерная графика. Механика. Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Электротехника и электроника. Метрология, стандартизация и сертификация. Безопасность жизнедеятельности. Информационные технологии

Общепрофессиональные компетенции (инвариантные к профессиональной деятельности в области ТиТ знание и готовность к использованию основных прикладных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций; умение проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений; умение разрабатывать и использовать графическую техническую документацию способность к обоснованному выбору и проектированию машин и механизмов применительно к избранной профессиональной области; знание и готовность к использованию методов анализа и синтеза электрических цепей и устройств; умение выбирать материалы для применения в аппаратуре с учетом внешних факторов и требований технологичности и стоимости…..

Средние значения распределения ЗЕ по циклам ГСЭ, ЕН и Проф. в проектах ФГОС ВПО уровня бакалавриата

Цикл ГСЭ для бакалавров и специалистов Общая трудоемкость единиц. Минимум три дисциплины в базовой части цикла (иностранный язык, философия, история) Остальные дисциплины федерального компонента цикла ГСЭ действующего ГОС рекомендуются для вариативной части цикла

Цикл ГСЭ для магистров Общая трудоемкость единиц. Минимум 1 дисциплина в базовой части цикла («экономика», «педагогика высшей школы», «логика и методология науки» и т.д.). Дисциплина базовой части цикла определяется в зависимости от вида магистратуры (научно-исследовательская. научно-педагогическая и т.д.) либо предполагается универсальной для магистратур всех видов.

Усредненное распределение аудиторной нагрузки по дисциплинам для специальностей МВТУ им. Н.Э. Баумана 70-х 80-х годов: дисциплины общественных наук …….. 8% общенаучные дисциплины ………..…… 20% общеинженерные дисциплины …….….. 46% профилирующие дисциплины: общефакультетские …………..….….. 6% общефакультетские …………..….….. 6% специальности и специализации ….18% специальности и специализации ….18% ученого совета ……………………….…2% ученого совета ……………………….…2%

Требования к условиям реализации ООП (Б, М, С) Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение Финансовое обеспечение учебного процесса

Структура основной образовательной программы специалиста Учебные циклы: -гуманитарный, социальный и экономический; -математический и естественнонаучный; -профессиональный. Разделы: - физическая культура; -учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа. Итоговая государственная аттестация.

Структура основной образовательной программы магистра Учебные циклы: -общенаучный; -профессиональный. Разделы: -практика и научно-исследовательская работа; Итоговая государственная аттестация.

Структура ООП бакалавра (пример) Код УЦ ООП Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисцип- лин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Код форми- руемых компе- тенций Б.3Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть: В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать правила оформления конструкторской документации в соответствии с ЕСКД, основы проектирования и основные методы расчетов на прочность, уметь выполнять и читать чертежи и другую конструкторскую документацию, конструировать элементы машин и конструкций, владеть навыками работы с современными системами компьютерного инжиниринга, … Электротехника и электроника, Основы технологии машиностроения, Метрология, стандартизация и сертификация, Технология конструкционных материалов ….. Безопасность жизнедеятельности, ПК-1, ПК-2, ПК-10, … Вариативная часть: (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

Особенности ФГОС Направление подготовки Цели воспитания и обучения Разработка совместно с работодателями Ориентация на результат Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70% Типовые учебные планы СССР (1988 г.) Первое поколение ГОС ( гг.) Второе поколени е ГОС (2000 г.) ФГОС (2009 г.) ~ 12 % (от объема основной образователь ной программы) %20-40 % С-Б-М: % Динамика изменения академических свобод вузов

Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и Типовым положением о вузе Максимальный объем аудиторных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет академических часа (в зависимости от направления) - для подготовки бакалавра, академических часа - для подготовки магистров. В указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре.

Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и новым Типовым положением о вузе Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20% аудиторных занятий - для ООП бакалавриата и не менее 40% - для ООП магистратуры. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% - ауд. занятий у бакалавров, 30% - у магистров.

Новые формы проведения занятий Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

Повышение роли электронных учебных изданий Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям). Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25% обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов …

Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и новым Типовым положением о вузе ФГОС определяют требования к кадровому, информационно-методическому, материально- техническому и финансовому обеспечению ООП. Образовательные стандарты МГТУ должны превысить эти требования. Например, для ООП магистратуры в ряде ФГОС среди требований к кадровому обеспечению есть следующее: к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания.

При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно- педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее 3 лет. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более одной магистерской программой. Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрантами. Кадровое обеспечение магистратуры

В ФГОС трудоемкость всей ООП и ее составных частей (циклов, модулей, дисциплин) дается в зачетных единицах – з.е. В ФГОС введен нормативный часовой эквивалент з.е. – 36 академических часов. Т.к. трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана в ФГОС 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке ООП вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов. Физическая культура – 2 з.е., но 400 часов.

Стандарты Б. и М. по направлениям подготовки УМО по университетскому политехническому образованию: 1. Машиностроение, 2. Технологические машины и оборудование, 3. Прикладная механика, 4. Ракетные комплексы и космонавтика, 5. Двигатели летательных аппаратов (МАИ), 6. Системы управления движением и навигация, 7. Баллистика и гидроаэродинамика (МАИ), 8. Наземные транспортно-технологические комплексы (с МАМИ, МАДИ), 9. Системный анализ и управление (СПбГПУ), 10. Мехатроника и робототехника, 11. Стандартизация и метрология,

12. Инноватика (СПбГПУ), 13. Организация и управление наукоемкими производствами (магистратура), 14. Техническая физика (СПбГПУ), 15. Информатика и вычислительная техника, 16. Информационные системы и технологии, 17. Программная инженерия, 18. Техносферная безопасность, 19. Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения, 20. Высокотехнологические плазменные и энергетические установки, 21. Наноинженерия !!!, 22. Лазерная техника и лазерные технологии (СПбГИТМО).

Технологические машины и оборудование 62Бакалавр техники и технологии 68Магистр техники и технологии МГТУ им. Н.Э. Баумана МГГУ РГУНГ им. И.М. Губкина ТверГТУ МИСиС 65Проектирование технических и технологических комплексов 65Горные машины и оборудование 65Морские нефтегазовые сооружения 65Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов 65Оборудование нефтегазопереработки 65Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений 65Металлургические машины и оборудование

Продолжение МГУЛ МГТУ им. А.Н. Косыгина МГУП МГУС МГТУ им. Н.Э. Баумана МГТУ «Станкин» МГУПП. 65Машины и оборудование лесного комплекса 65Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности 65Полиграфические машины и автоматизированные комплексы 65Бытовые машины и приборы 65Вакуумная и компрессорная техника физических установок 65Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика 65Металлообрабатывающие станки и комплексы 65Инструментальные системы машиностроительных производств 65Машины и аппараты пищевых производств

Стандарты по специальностям УМО по университетскому политехническому образованию: 1. Проектирование технологических машин и комплексов; 2. Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов; 3. Проектирование авиационных и ракетных двигателей (МАИ); 4. Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие; 5. Боеприпасы и взрыватели; 6. Транспортные средства специального назначения; 7. Наземные транспортно технологические средства; 8. Радиоэлектронные системы и комплексы; 9. Противодействие техническим разведкам (Академия ФСБ).

Специальности, внесенные Минобороны и ФСБ России, представляющие интерес для МГТУ им. Н.Э. Баумана: 1. Технологии веществ и материалов в вооружении и военной технике; 2. Системы управления летательными аппаратами; 3. Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники; 4. Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения; 5. Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники; 6. Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначении; 7. Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга; 8. Специальные системы жизнеобеспечения.

ПРИКАЗ Минобрнауки России от 10 февраля 2010 г. 109 О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования 5. Ректорам подведомственных государственных образовательных учреждений: 5.1. Разработать в I квартале 2010 г. программу перехода вуза на уровневую систему на основе комплексного плана мероприятий Минобрнауки Разработать в 2010 г. внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу для обеспечения реализации ФГОС ВПО Обеспечить в вузе и его филиалах выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных ФГОС Осуществлять с 2010 г. работу по оснащению вуза учебно-лабораторным оборудованием, учебно-методической литературой, современными программными продуктами в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Организовать с 2010 г. плановое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для реализации ФГОС ВПО Обеспечить поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности Обеспечить информационно-аналитическое сопровождение уровневой системы ВПО Организовать, начиная с 2010 г., мониторинг работы подразделений вуза по реализации ФГОС ВПО Продолжить работу с объединениями работодателей по введению уровневой системы ВПО Постоянно проводить разъяснительную работу с абитуриентами и студентами по вопросам введения уровневой системы ВПО.

Проект Программы перехода МГТУ на уровневую систему ВПО в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 10 февраля 2010 г. 109 «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования» 1. Разработка образовательных стандартов университета. 2. Оформление документов для лицензирования на право ведения образовательной деятельности по новым основным образовательным программам для соответствующих уровней ВПО. 3. Формирование контрольных цифр приема в вуз бакалавров, магистров и специалистов. 4. Организация приема в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Проект Программы перехода МГТУ на уровневую систему ВПО 5. Организация взаимодействия МГТУ с представителями работодателей по проблемам оптимизации структуры подготовки кадров и совершенствования качества инженерного образования. 6. Организация образовательного процесса в вузе по уровневой системе. 7. Обновление материально-технической базы и учебно-методического обеспечения учебного процесса МГТУ. 8. Повышение квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава МГТУ по вопросам перехода на уровневую систему ВПО. 9. Организация информационно-аналитического сопровождения перехода МГТУ на уровневую систему ВПО.

Web-сайт УМО: Коршунов Сергей Валерьевич Спасибо за внимание!