1 Задачи и перспективы развития учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Advertisements

УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА». Разработан коллективом авторов Центра начальной школы ИСМО РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора,
«Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения грамоте».
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
4 Универсальные учебные действия Что это такое и как программировать учебные действия в процессе начального обучения?
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
1 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация.
Характеристика стандартов второго поколения по физике от минимизационного подхода к принципу фундаментальности образования, что является фактором развития.
Проектирование учебного занятия Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Серикова Ирина Адриановна к.п.н.,
ФГОС НОО: перспективы реализации и организационно-методическая поддержка учителя в условиях использования системы учебников «Начальная школа XXI века»
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС)
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального.
Транксрипт:

1 Задачи и перспективы развития учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»

2 Комплект учебно-методических пособий «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Включен в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, имеет гриф «Рекомендовано» Министерства образования Российской Федерации Удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Министерством образования Российской Федерации и Национальным фондом подготовки кадров. Обладатель книжного Оскара в номинации «Учебники ХХI века» XIV Московской международной книжной выставки – ярмарки

3 В основе проекта «Начальная школа ХХI века»- целостная концепция начального образования. Каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели - полноценное индивидуальное развитие каждого ребенка и его успешное обучение.

4 Основные ведущие идеи УМК «Начальная школа ХХI века» 1.Обучение строится с учетом психологических доминант младшего школьного возраста (актуальность для ребенка двух деятельностей - учебной и игровой; значимость наглядно – действенного и наглядно – образного мышления для развития словесно-логического мышления; целостное восприятие детьми окружающей действительности; особенность способов общения со сверстниками и взрослыми)

5 2. Методика обучения чтению, письму и математике ориентирована на формирование компонентов учебной деятельности, развитие умения и желания детей учиться; 3. Реализуется культурологический принцип обучения, рассматриваемый авторами как развитие духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества; 4. Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать перспективу его развития.

7 В настоящее время учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» представлен во всех регионах Российской Федерации. В этом учебном году по УМК занимается каждый десятый учащийся начальной школы. Наиболее широко комплект используется в Белгородской, Самарской, Смоленской областях. По комплекту учится одна треть младших школьников Ростовской, Свердловской, Челябинской областей, Красноярского края, Санкт-Петербурга.

8 Реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остаётся одной из центральных задач авторского коллектива УМК «Начальная школа XXI века».

9 Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; Предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; Обязательная успешная деятельность; обучение в зоне «ближайшего развития». Предоставление права выбора деятельности, партнера, средств обучения; Создание условий для реализации творческих возможностей ребенка; Демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся;

10 Логика развертывания процесса познания Наличие разных точек зрения ( на один и тот же вопрос) Возникновение конфликта и его следствие – дискуссия (обсуждение) Осуществление попытки сближения мнений Выводы, которые убедительны для всех «Кто начал мыслить, того уже не остановить» (Ж.Ж.Руссо)

11 Высказывание своей точки зрения; Восприятие образца; Сравнение своей точки зрения с образцом Образец – метод сравнения своего мнения с «официальным»

12 Приоритетная цель современной начальной школы в УМК «Начальная школа ХХ1 века»Развитиемладшегошкольника УмениеприменятьзнанияУмениедобыватьзнанияУмениеопределять границы своего незнания

13 Реализация стандарта второго поколения: проблемы и трудности УМК «Начальная школа XXI века»

14 В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности. Именно такая целевая установка обеспечит развитие психических и личностных новообразований младшего школьника. То есть речь идет о том, что младший школьник работает в структуре учебной деятельности.

15 ЧТО ТАКОЕ УУД? Это главное составляющее любого умения (в данном случае умения учиться) - совокупность способов приемов, которыми пользуется ученик для решения учебной задачи. Универсальность означает «независимость» от конкретного предметного содержания. Без сформированности УУД нельзя развить способность субъекта к самообучению (саморазвитию)

16 Виды универсальных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

17 Личностные универсальные действия Внутренняя позиция школьника (отношение к школе; мотивы учения, самооценка) Самоопределение (гражданская идентичность, этническая принадлежность)

18 Регулятивные универсальные действия Осуществлять действия по образцу и заданному правилу; Сохранять заданную цель; Видеть указанную ошибку и исправить ее по указанию взрослого; Контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку.

19 Познавательные универсальные действия 1. Общеучебные формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое (мотивированное) чтение; формулирование проблемы

20 2. Универсальные логические действия: выделение признаков предмета; сравнение, сериация, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство

21 ЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

22 Требования к метапредметным результатам Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

23

24

Обсуждение готовых решений

Умение контролировать собственные действия Верно ли, что в ряду пропущены два числа? Какие? Верно ли, что на рисунке можно найти пять треугольников? Длину какого отрезка измерили неверно? Объясни ошибку. Вычисли. Подчеркни результаты. 5 – 2 = = 9 – 1 = 7 – 1 = 6 – 2 = = = 5 – 4 = 5 – 3 = Проверь свою работу

Умение планировать собственные действия --рассказать, в какой последовательности надо выполнять задание, например, «Путешествие точки»; -объяснить, как можно разложить в коробки 12 игрушек (по 2, по 3, по 4, по 6); -рассказать, как решить задачу с использованием фишек:

Формирование геометрических и пространственных представлений

30 Овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогии, причинно-следственные связи, отнесение к известным понятиям)

Классификация Обведи замкнутой линией зелёным карандашом все зелёные фигуры; красным карандашом – все красные фигуры; жёлтым карандашом – все жёлтые фигуры. Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами.

32

33 Учебный процесс ориентируется на мышление Наглядно-образное мышление Знаковая функция мышления Сравнение Анализ Классификация Сериация Обобщение

34 Учебный процесс ориентируется на воображение Дидактическая и ролевая игра Воображаемые ситуации Творческие задания

Особенности контроля Оцениваются только реальные достижения ребенка, которые он сам хочет предъявить для оценки Критерием оценки являются изменения данного ребенка Оценивание идет параллельно с формированием самооценки Ученик имеет право на сомнение и на исправление 35

Возможности курса математики в формировании компонентов учебной деятельности Умения принимать и решать учебную задачу. Задача практическая, неучебная ( «что делать») и учебная ( «как делать») и их различия. Учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Способы решения конкретных учебных задач (по математике и др.). Планирование действий по их решению. Последовательность учебных операций (знание соответствующих алгоритмов действий). Умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Сравнение различных предметов (объектов): выделение из множества одного или нескольких объектов, обладающих определённым свойством; выявление сходства и различия предметов. Работа с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала). Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Постепенный переход от итогового самоконтроля («что сделано») к пооперационному («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

37 Выявление и устранение причин трудностей в обучении, формирование качеств, недостаточное развитие которых мешает усвоить учебный материал. Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно- развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Дифференцированное обучение

Коррекционно-развивающая работа

Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно- развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия.

40 Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса должна быть педагогическая диагностика.

41 ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень овладения учебной деятельностью; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

3.2. Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (Стандарт 2009 г.) Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

4 класс. Диагностическая работа по математике. Конец учебного года. 9. Допиши единицы измерения. Длина дорожки 50 ___. Площадь кухни 8 ___. Высота дома 32 ___. Площадь пенала прямоугольной формы 180 ___. Высота окна 145 ___. Длина гвоздя 100 ___ Рост школьника ___.

Пример из педагогической диагностики ( умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия ) Подчеркни правильное решение. А) 64 : 7 = 8 (ост.8) Б) 51 : 9 = 5 (ост.6) В) 57 : 7 = 7 (ост.1)

Формирование в младшем школьном возрасте «умственных операций». Операция – единица деятельности (А.Н.Леонтьев), способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Одними из основных операций, из которых слагается процесс мышления, являются сравнение, анализ и синтез.

46 Как вычислить площадь этого прямоугольника? А) 12+3 Б) В) (12 + 3) 2 Г) см 3 см

47 Динамика решения диагностических заданий (1-2 класс)

Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение Предлагаемые тесты позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным требованиям ( общим для всех программ начальной школы) к знаниям и умениям учащихся, оканчивающим соответствующий класс. Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.