Система показателей статистики образования: направления модернизации Н.В. Ковалева 22 марта 2004 года Н.В. Ковалева 22 марта 2004 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статистические индикаторы и показатели мониторинга системы образования.
Advertisements

1 Проект «Реформа системы образования» Разработка системы статистических индикаторов и показателей, вопросников, статистического и методологического инструментария.
Семинар по проекту «Подготовка региональных и муниципальных докладов и публичных отчетов образовательных учреждений» Руза, 1-3 марта 2006 г. Макеты докладов.
Индикаторы мониторинга в системе образования. Структура индикаторов мониторинга Масштабы (доступность) Ресурсы Условия Результаты Организация процесса.
1-3 марта 2006 г. Методические основы подготовки докладов: состав индикаторов, используемых для описания состояния и развития образовательных систем, некоторые.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
1 Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Основные стратегические направления развития региональной системы образования.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
1 Министерство образования Саратовской области ГОУ ДПО « СарИПКиПРО » Региональная программа мониторинговых исследований: сущность, реализация, результаты.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Перечень индикаторов статистики образования и смежных отраслей, выявленный на основе анализа потребностей различных групп пользователей.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Об опыте регулярных и нерегулярных исследований состояния системы образования в регионе Чупин В.Н., директор Регионального центра мониторинга в образовании,
Петряева Е.Ю., руководитель службы электронного мониторинга «..Уникальная система мониторинга. Каждая школа имеет доступ к системе мониторинга. У нас там.
Показатели эффективности реализации региональной программы реструктуризации Белоусова Л.И, заместитель председателя Государственного комитета Республики.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
Транксрипт:

Система показателей статистики образования: направления модернизации Н.В. Ковалева 22 марта 2004 года Н.В. Ковалева 22 марта 2004 года

2 Система индикаторов образования: цели Предоставить в распоряжение образовательного сообщества обобщающие оценки, адекватно отражающие состояние системы образования

3 Система индикаторов образования: цели Обеспечить характеристику … системы образования в целом ключевых проблем образования уровней образования региональных систем образования региональной дифференциации в сфере образования российского образования в международном контексте

4 Системы индикаторов образования: задача Задача системы индикаторов - превратить информацию об образовании в инструмент управления образованием на федеральном и региональном уровнях Система индикаторов образования формирует представление о системе образования, о месте и роли образования в социально-экономическом развитии

5 Критерии адекватности индикатора соответствовать потребностям пользователей отвечать поставленной задаче обеспечивать комплексное описание … проблемы, явления уровня образования обобщать информацию, не искажая ее быть структурно связанным с другими индикаторами системы обеспечивать сопоставимость точным и сравнимым достоверным и надежным оценивать уровень достижения поставленной цели или норматива выявлять критические области

6 Системы индикаторов образования личности общества рынка труда личности общества рынка труда охват социально-демографических групп сеть образовательных учреждений контингент: прием, численность, выпуск охват социально-демографических групп сеть образовательных учреждений контингент: прием, численность, выпуск финансовые материально-технические и информационные кадровые финансовые материально-технические и информационные кадровые образовательные траектории учащихся соответствие образования положению работника на рынке труда ответ образования на сигналы рынка труда ориентация на перспективные требования НТП образовательные траектории учащихся соответствие образования положению работника на рынке труда ответ образования на сигналы рынка труда ориентация на перспективные требования НТП Потребности в образовании Потребности Доступ к образованию образованию РезультатыобразованияРезультатыобразования РесурсыобразованияРесурсыобразования

7 Система индикаторов образования источники информации Объективные данные ( официальная статистика, административная отчетность, финансовая отчетность и др.) Субъективная информация (опросы населения, учащихся, преподавателей, руководителей учреждений образования и предприятий) «Качественная» информация ( результаты ЕГЭ, тестирования, специальных обследований по оценке знаний и навыков учащихся, опросы населения по оценке научной грамотности )

8 Рамки проекта НФПК Статистические индикаторы и показатели Два уровня образования - общее образование - начальное профессиональное образование Модернизация образования

9 Статистика образования: задачи Адекватное отображение состояния и тенденций развития образования на основе статистики Создание системы статистических индикаторов и показателей, отвечающей российским и международным статистическим стандартам Соответствие информационным потребностям пользователей Модернизация инструментария статистического наблюдения Формирование блока финансовой статистики Ликвидация межведомственной разобщенности Обеспечение единого подхода к организации статистического наблюдения Формирование эффективного механизма анализа распространения статистической информации

10 Статистика образования Система статистических показателей представляет агрегированные и обработанные стандартным образом данные статистического наблюдения (статистическая разработка)

11 Система показателей статистики образования Контингент: состав учащихся, приема, выпуска, участие в образовательном процессе (обучение по предметам, профессиям и т.п.), выбытие по причинам, трудоустройство … Кадровый потенциал: состав персонала (уровень образования, возраст), структура кадров, укомплектованность штатов, движение персонала, повышение квалификации … Материально-техническая база: состояние и использование материальных ресурсов учреждений, эффективность их использования, пополнение и обновление …

12 Система показателей статистики образования Информационная база: характеристика совокупности объектов, содержащих информацию. Использование информационных технологий. Финансово-экономическая деятельность: затраты (капитальные и текущие), средства (собственные, бюджетов всех уровней, внебюджетные); виды деятельности (основная и дополнительная) Региональная дифференциация Международные сопоставления (Международная стандартная классификация образования, образовательные программы)

13 Классификации и группировки Уровни образования / программы Типы (виды) учреждений Пол и возраст учащихся, преподавателей Виды образовательной деятельности Виды деятельности образовательных учреждений Источники финансирования Виды затрат Группы основных фондов Регионы и т.п.

14 Система статистических показателей образования + демографическая статистика + статистика культуры + статистика здравоохранения, спорта, физической культуры + статистика правонарушений + ………………….

15 Статистические индикаторы образования Система статистических индикаторов (обобщающих, целевых показателей) аккумулирует специально выбранные или специально рассчитанные целеориентированные показатели

16 Концепция модернизации образования доступность, эффективность, качество вариативность материально-техническая база информатизация компьютерная грамотность профильное обучение иностранный язык школьный автобус физическая культура ………….

17 Система статистических индикаторов обеспечивает обобщенную статистическую оценку: 1. контингентов учащихся 2. ресурсов системы образования расходов на образование персонала материально-технической базы информационной базы 3. образовательного процесса процесса обучения содержания образования ваиативности 4. результатов образования эффективности доступности качества

18 Индикаторы статистики образования ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ контингент основные характеристики (распределение по полу, возрасту, форме обучения, источнику финансирования) Удельный вес поступивших на обучение старше нормативного возраста (6-7 лет) обучающихся в образовательных учреждениях новых видов (гимназиях, лицеях и др.) обучающихся в профильных классах учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ контингент основные характеристики (распределение учащихся ) распределение принятых по уровням образования распределение выпускников по уровню дипломов Удельный вес принятых в год окончания школы получающих только профессиональную подготовку учащихся в новых учреждениях НПО учащихся с ограниченными возможностями учащихся специальных образовательных учреждений получающих стипендии

19 Индикаторы статистики образования ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ресурсы: расходы на образование доля расходов на общее образование в консолидированном бюджете государственные расходы на общее образование на одного учащегося доля бюджетного финансирования НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Ресурсы: расходы на образование доля расходов на НПО в консолидированном бюджете государственные расходы на НПО доля бюджетного финансирования НПО

20 Индикаторы статистики образования ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ресурсы: персонал соотношение учитель – ученик уровень образования: удельный вес преподавателей, имеющих высшее образование возрастной состав укомплектованность штатов повышение квалификации: удельный вес преподавателей, повысивших квалификацию НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Ресурсы: персонал соотношение учитель – ученик уровень образования: удельный вес инженерно- педагогических работников, имеющих высшее образование возрастной состав укомплектованность штатов повышение квалификации: удельный вес преподавателей, повысивших квалификацию

21 Индикаторы статистики образования ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ресурсы: материально-техническая и информационная база удельный вес учреждений, находящихся в аварийном состоянии, требующих капитального ремонта соотношение: ученик – компьютер наличие библиотеки, книгообеспеченность наличие веб-сайта, веб-страницы наличие спортзала НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Ресурсы: материально-техническая и информационная база удельный вес учреждений, находящихся в аварийном состоянии, требующих капитального ремонта соотношение: ученик – компьютер наличие библиотеки, книгообеспеченность наличие веб-сайта, веб-страницы наличие спортзала

22 Индикаторы статистики образования ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Образовательный процесс: процесс обучения наполняемость классов сменность содержание образования обучение по предметам (иностранный язык) профильное обучение вариативность удельный вес негосударственных учреждений удельный вес новых видов учреждений удельный вес муниципалитетов, не имеющих новых учреждений НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Образовательный процесс: процесс обучения наполняемость групп содержание образования соотношение общей и профессиональной составляющих структура профессий вариативность удельный вес новых видов учреждений удельный вес муниципалитетов, не имеющих новых учреждений

23 Индикаторы статистики образования ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Результаты: эффективность подготовленность выпускников к продолжению обучению на следующих уровнях (субъективная оценка руководителей данного уровня, НПО, СПО, ВПО) подготовленность выпускников к выходу на рынок труда (субъективная оценка руководителя учреждения общего образования) НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Результаты: эффективность Подготовленность выпускников к продолжению обучения на следующих уровнях (субъективная оценка руководителей НПО, СП, ВПО) Подготовленнсть выпускников к выходу на рынок труда (субъективная оценка руководителя учреждения НПО)

24 Индикаторы статистики образования ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Результаты: доступность Чистый уровень приема Общий уровень приема Валовый коэффициент охвата общим образованием Чистый коэффициент охвата общим образованием Удельный вес выпускников 9х классов общеобразовательных учреждений, продолживших образование в 10 классе НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Результаты: доступность Отношение численности принятых на обучение к численности перешедших на последний курс Отношение численности выпускников НПО в возрасте 17 лет в общей численности соответствующей возвратной группы Чистый уровень приема Общий уровень приема Валовый коэффициент охвата НПО

25 Индикаторы статистики образования ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Результаты: качество Удельный вес выпускников 11 (12) классов не получивших аттестата Удельный вес выпускников 11 (12) классов продолживших обучение Статус выпускников после окончания школы ЕГЭ: удельный вес выпускников, получивших боле 70 баллов ЕГЭ: удельный вес выпускников, получивших менее 30 баллов НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Результаты: качество Удельный вес выбывших из учреждений НПО Удельный вес выпускников, продолживших обучение в СПО и ВПО Статус выпускников учреждений НПО ЕГЭ: удельный вес выпускников, получивших более 70 баллов ЕГЭ: удельный вес выпускников, получивших менее 30 баллов

26 Формирование потоков информации в образовательной статистике Масштабность решаемых задач и степень сложности анализа Степень детализации данных Международный уровень Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Уровень образовательного учреждения Единовременные обследования по запросам разного уровня Международные статистические обследования Федеральное статистическое наблюдение (сплошное и выборочное) СТАТИСТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ИНФОРМАЦИЯ О СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ ПЕРВИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Обратная связь

27 От статистики и описания – к индикаторам и анализу Евростат Успешный пример: Проект «Мониторинг экономики образования»