ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Advertisements

Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
НАША НОВАЯ ШКОЛА Обновление образовательных стандартов Подготовили учителя начальной школы Толоконникова Д.Ю. Донских С.О.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования март 2012 года.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Транксрипт:

ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования концептуальные основы, структура и содержание

Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации « Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы» 2

В Послании Президента России Дана оценка того факта, что Россия утратила лидерские позиции в образовании Даны ценностные ориентиры развития образования Без инновационного развития образования невозможно инновационное развитие России 3

Основные характеристики инновационной экономики повышение технико-технологического уровня производства, многократные изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени; рост уровня кооперации и взаимозависимости участников экономической жизнедеятельности; расширение открытости российского общества, включенность граждан в международные общественные и экономические процессы; повышение горизонтальной и вертикальной мобильности в обществе. 4 Российское образование – 2020 Модель образования для экономики, основанной на знаниях

Развитие и повышение роли в обществе среднего класса, обладающего такими качествами, как установка на инициативу в получении и использовании знаний и навыков, высокая социальная активность, ориентация на технологические, организационные, социальные инновации, высокая требовательность к исполнению обязательств, установка на сотрудничество и ответственность. высокая компетентность работников, быстрая адаптация к новым вызовам, способность формировать новые системы социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия. 5 Ключевым фактором развития экономики становится развитие человеческого и социального капитала

Послание Президента России: Какого рода риски возникнут при модернизации образования посредством введения Федеральных государственных образовательных стандартов? Как компенсировать социальные риски модернизации образования введением ФГОС? Как обеспечить посредством введения ФГОС ведущую роль образования как ресурса социально- экономического, политического и культурного развития России? 6 Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития

Недооценка образования как одного из ведущих институтов социализации подрастающего поколения. Недооценка роли образования в решении проблем российского общества: усиление миграционных процессов, социальное сиротство, демографические изменения, возникновение различных социальных конфликтов. Отсутствие социального целеполагания при проектировании различных сценариев развития образования. Недооценка роли средств массовой коммуникации и религии в процессе социализации подрастающих поколений. 7 Риски недооценки социальных эффектов модернизации образования

Кризис семьи как института социализации Игнорирование мотивации различных социальных групп при проведении социальных реформ, Использование социальных страхов массового сознания как средств мобилизации протестной реакции населения по отношению к реформам образования разными политическим группами, Экономико-управленческий детерминизм («реформирование образования от экономики»). «Реформирование образования изнутри» 8 Риски недооценки социальных эффектов модернизации образования

9 Разработка ФГОС осуществлялась на основе ежегодного конкурса на выполнение работ по проекту «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы.

10 Этапы разработки и введения ФГОС в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы Начальная ступень Основная ступень Основная и старшая ступени Старшая ступень 1Разработка концептуальных и методологических основ Концепции, методологии, общие подходы ведущих компонентов ФГОС и сопровождающих документов 2Разработка ведущих компонентов ФГОС: Требования к структуре основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ 2009 – 2011 годы 3Разработка нормативных документов, обеспечивающих введение ФГОС: Нормативное правовое сопровождение введения, реализации и контроля исполнения ФГОС. Базисный учебный план Программа развития универсальных учебных действий Система оценки планируемых результатов Система гигиенических требований к условиям реализации основных образовательных программ Примерные программы по учебным предметам Программы воспитания и социализации Программы профессионального педагогического образования и повышения квалификации Примерные перечни учебно-материального и информационного обеспечения Пакет документов финансово-экономического обеспечения ФГОС 4Апробация материалов, введение ФГОС и мониторинги реализации Апробация материалов ФГОС по начальной ступени Апробация материалов ФГОС по основной ступени Апробация материалов ФГОС по старшей ступени Введение ФГОС в 1- ых классах Мониторинг динамики потребностей личности общества и государства в общем образовании (по ступеням обучения) Мониторинг введения и реализации ФГОС

11 Информация о разработке проекта ФГОС Головная организация – разработчик: Российская академия образования (г. Москва) Президент РАО Никандров Н.Д. Руководители проекта: Кондаков А.М., член-корр. РАО, член президиума РАО. Кузнецов А.А., вице-президент РАО, действительный член (академик) РАО. Учреждения и организации, которые приняли участие в разработке: 1. Государственное научное учреждение «Институт содержания и методов обучения» (ГНУ ИСМО РАО) (г. Москва). Директор Рыжаков М.В., действительный член (академик) РАО, д. пед. н., профессор. 2. Учреждение Российской академии образования «Институт семьи и воспитания» (УРАО «ИСиВ») (г. Москва). Директор Дармодехин С.В., д. соц. н., профессор, действительный член (академик) РАО. 3. Учреждение «Институт стратегических исследований в образовании» Директор Пустыльник М.Л., к.т.н. 4. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (г. Москва). Директор Кучма В.Р., д. мед. н., профессор.

12 5. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (Г. Казань, Республика Татарстан). Ректор Шайхелисламов Р.Ф., профессор, д. эконом. н., к. пед. н. 6. Государственное научное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Ректор Кеспиков В.Н., д. пед. н. 7. ОАО Издательство «Просвещение». Генеральный директор Кондаков А.М., д. пед. н., член-корр. РАО. 8. Институт содержания образования Института развития образования ГУ ВШЭ. Директор Шадриков В.Д., д. психол. н., профессор. 9. Институт теории и истории педагогики РАО Директор Мясников В.А., действительный член (академик) РАО, д. пед. н., профессор.

13 ФГУ ФИРО, директор ФГУ ФИРО Харисов ФФ.Ф., д. пед. н., профессор, член-корр. РАО. Шогенов А.А., зам. директора ФГУ ФИРО, к. психол. наук. Никитин Э.М., ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, д. пед. н., профессор. Любимов Л.Л., зам. научного руководителя ГУ ВШЭ, д. эконом. н., профессор. Кезина Л.П., советник - наставник мэра Москвы, академик Российской академии образования, к. психол. н. Эксперты

Многое пришлось делать впервые Ключевые особенности нового стандарта: По сравнению со стандартами первого поколения его сфера его действия значительно расширилась и стала охватывать области образовательной практики, которые одновременно с единых системных позиций никогда ранее не нормировались. 14

Инновационность стандартов: образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Смена ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов 15 Риски недооценки социальных эффектов м одернизации образования: компенсация

Инновационность стандартов: образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества Инновационность структуры стандартов Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ 16 Риски недооценки социальных эффектов модернизации образования: компенсация

17 Задача социокультурной модернизации образования: Разработка ФГОС как конвенциальных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, общества и государства. Разработка и процедура принятия основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. миссия стандартов: Разработка и реализация рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования. Риски недооценки социальных эффектов модернизации образования: компенсация Попытки изменить систему образования без учета интересов ее основных субъектов обречены на провал

Ключевая составляющая стандарта – Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Основа Требований к результатам – выявленные и согласованные потребности личности, семьи, общества и государства в сфере образования 18

Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов 19 Стандарт – совокупность трех систем Требований

Требования к результатам Ориентация на результат Требования к результатам являются: ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования, основой для нормирования условий осуществления образовательного процесса основой для аттестации различных видов учреждений общего образования основой для аттестации учителей учреждений общего образования основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования 20 Стандарт – совокупность трех систем Требований

Основные направления оценки - результаты деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ: систем образования на всех уровнях; образовательных учреждений и педагогов; обучающихся и их семей. Расширение спектра оценочных процедур: использование как персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных, или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования. Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования. 21

Ориентиром при построении содержания образования становится Фундаментальное ядро, содержащее необходимый понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности. 22

Методологическая основа ФГОС – системно-деятельностный подход В структуре основной образовательной программы предусмотрена Программа формирования и развития универсальных учебных действий Программа рассматривается в единстве с примерными программами по учебным предметам и предлагает перечень УУД, представленных в виде деятельности по решению конкретных задач в структуре конкретных учебных дисциплин. 23

Концептуальный ориентир и цель – развитие личности ребенка Устранено разделение содержания образования на федеральный, национально-­ региональный и школьный компоненты. ФГОС минимизировал инвариантную часть содержания общего образования, открывая большие возможности для вариативности содержания образования на всех ступенях образования. 24

25 3. Разработка проекта Базисного учебного плана основного общего образования. Основное общее образование. Базисный учебный план.Вариант 2.

Впервые в составе государственных образовательных стандартов задаются требования к условиям осуществления образования 26 Ресурсное обеспечение образовательной среды эффективного развития личности ученика. Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение Ресурсное обеспечение образовательной среды эффективного развития личности ученика Финансово- экономическое обеспечение

27 Разработка проектов Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования Ресурсы Результат Информационно-методические ресурсы Создание информационно-методической развивающей образовательной среды, означающей наличие оптимальных (необходимых и достаточных) информационно-методических условий для реализации ФГОС ОО Кадровые ресурсы Материально-технические ресурсы Финансово-экономические ресурсы Создание субъектной развивающей образовательной среды, означающей наличие оптимальных (необходимых и достаточных) кадровых условий для реализации ФГОС ОО Создание условий для формирования и воспроизводства информационно-методической развивающей образовательной среды, субъектной развивающей образовательной среды, предметной развивающей образовательной среды, совокупность которых (сред) необходима и достаточна для полной (эффективной) реализации ФГОС ОО Создание предметной развивающей образовательной среды, означающей наличие оптимальных (необходимых и достаточных) материально-технических условий для реализации ФГОС ОО ВИДЫ РЕСУРСОВ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Впервые разработка стандартов общего образования второго поколения сочетается с одновременной проработкой вопросов подготовки учителей к реализации этих стандартов. Выявлены: критерии разделения программ подготовки бакалавров и магистров Разработаны: требования структуре программ и результатам освоения программ профессионального педагогического образования; прграммы повышения квалификации работников образования в условиях введения ФГОС 28

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет здоровье обучающихся как результат образования, охрану здоровья - как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения. Разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. 29

Организация обсуждений и общественной экспертизы материалов ФГОС Интернет-сайт

Регионы апробации: Московская область, Ярославская обл., Ленинградская область, Калининградская область, Дагестан, Ростовская область, Татарстан, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Омская область 31

Риски введения ФГОС: 1. Не подготовлены условия реализации основных образовательных программ. Необходимо опережающими темпами : 1. разработать новые принципы проектирования и строительства школьных зданий, формирования материально-технической базы, создания новых образовательных сетей, новой инфраструктуры образовательных учреждений, обеспечивающих здоровьесбережение с учетом возрастных особенностей обучающихся и потребностей талантливых детей и детей с ограниченными возможностями. 32

2. Перестроить системы педагогического образования и переподготовки кадров с учетом необходимости использования новых образовательных технологий; обновить профессиональный стандарт, разработать кодекс профессиональной этики, создать объективные, соответствующие Требованиям ФГОС общего образования системы аттестации и оценки деятельности педагогов на основе объективных критериев; создать современную систему социальной поддержки работников образования и оплаты труда, обеспечивающие привлечение молодых специалистов в учреждения общего образования. 33

3. Сформировать систему финансирования, отвечающую Требованиям ФГОС и обеспечивающую финансирование в полном объеме процесс реализации основных образовательных программ, стимулирующую развитие образовательных учреждений и повышение квалификации кадров. 34

4. Разработать перечни оснащения и оборудования ОУ, создать комплексы оборудования, соответствующего ФГОС, новое поколение учебников и учебно- методических пособий. 35

2. Не подготовлена нормативная база реализации ФГОС. Необходимо определить перечни документов, которые требуется изменить в связи с разработкой ФГОС и внести необходимые изменения; выявить недостающие нормативно-правовые акты и разработать их до начала массового введения ФГОС. 36