В национальной инициативе « Наша новая школа » отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: учитель физической культуры и ОБЖ Мутно- Материкская СОШ. Ануфриев В.В. Выполнил: учитель физической культуры и ОБЖ Мутно- Материкская СОШ. Ануфриев.
Advertisements

Программа Образование и здоровье М.А. Павлова. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ «Здоровье это – состояние полного физического, умственного и социального.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова - это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой.
Программа Цель Программы «ОБРАЗОВАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ» Организация системной комплексной работы по сохранению, компенсации и укреплению здоровья учащихся школы.
Захарова Любовь Михайловна, учитель физической культуры МОУ «СОШ 93» г. Саратов.
Ц ЕЛЬ ПРОЕКТА – СОЗДАНИЕ В ШКОЛЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. Задачи: Проведение диагностики и мониторинга динамики.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Здоровьесберегающие технологии в современном образовании.
Условия здоровьесбережения Состояние здания и помещений школы: очистители воздуха, освещенность, температурный режим, режим проветривания Безопасная жизнедеятельность,
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Педагогические условия сохранения здоровья школьников 1. Создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды. 2. Внедрение.
Материалы к заседанию творческой группы педагогов-экспериментаторов 4 марта 2011 года Классификация здоровьесберегающих образовательных технологий (по.
По данным НИИ педиатрии - 14 % детей практически здоровы - 50% имеют отклонения в развитии опорно- двигательного аппарата % страдают хроническими.
Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования.
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Организация системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе обучения Гольдринг Инна Ионовна (методист отдела охраны.
«Здоровье - это еще не все, но всё без здоровья – ничто»
Транксрипт:

В национальной инициативе « Наша новая школа » отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов. По данным НИИ педиатрии : 14% детей практически здоровы ; 50% детей имеют отклонения в развитии опорно - двигательного аппарата ; 3540% детей страдают хроническими заболеваниями. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1- е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3.9 до 12,3%, с нервно - психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30 40%. 2

3 Инновационные подходы консолидация усилий ведомств, общественных организаций, ученых и практиков в области здоровьяформирования в системе образования страны и превращения их в ресурсную базу; изучение, обобщение и распространение опыта образовательных учреждений, медицинских учреждений в деле оздоровления обучающихся; разработка и внедрение инновационных здоровьеформирующих технологий в различные ступени образования; мониторинг здоровья обучающихся и разработка мер по его коррекции.

Школьные факторы риска Перегрузка учебных программ ; Интенсификация учебного процесса ; Недостаточная профессиональная компетентность учителя в вопросах охраны и укрепления здоровья ;: a. Стрессовая педагогическая тактика ; b. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников ; c. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса ; d. Недостаточное развитие у учителя личных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий ( толерантность, чувство юмора, доброжелательность ); Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей ; Провалы в существующей системе физического воспитания ; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля ; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни ( М. М. Безруких и др., 2002).

5 Организация системной комплексной работы по сохранению, компенсации и укреплению здоровья учащихся школы Рациональная организация учебного процесса Оптимизация учебной нагрузки Организация физкультурно- оздоровительной работы Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями Профилактическая и просветительно- воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Динамическое наблюдение за состоянием здоровья, мониторинг здоровья Сотрудничество между системами образования и здравоохранения Создание комфортных условий учебно- воспитательного процесса.

Рациональная организация учебного процесса Направления : - Соблюдение СанПиН к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения. - Использование методов и технологий обучения адекватных возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся. - Обоснованное введение инноваций в учебный процесс. - Рациональное и соответствующее требованиям преподавание физической культуры и занятий активно - двигательного режима. - Индивидуализация обучения. - Соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении. - Рациональная организация школьного питания.

Оптимизация учебной нагрузки Направления : Рационально составленное школьное расписание с учетом шкалы трудности предметов для младших классов (по В.И. Огаркову). Распределение интенсивности умственной нагрузки на уроке. С учетом недельной динамики изменения работоспособности ученика (вторник, среда – дни оптимальной работоспособности, пятница, суббота –дни низкой работоспособности).

Организация физкультурно-оздоровительной работы Направления: - Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья ( на уроках физической культуры, в секциях ). - Организация занятий по ЛФК. - Организация часа активных движений ( динамической паузы ) между 3 и 4 уроками в начальной школе. - Организация динамических, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. - Создание условий и организация работы спортивных секций. - Регулярное проведение спортивно - оздоровительных мероприятий ( дней спорта, соревнований, походов, дней здоровья и т. д.).

Оздоровительные мероприятия: проведение зарядки перед уроком ; физкультминутки и динамические паузы ; кислородные коктейли, фиточай ; профилактика утомления органов зрения, мелких мышц кисти, плечевого пояса рук, нарушения осанки ; уроки здоровья. 9

ПоказателиАвторитарный педагогДоброжелательный педагог Число исследований Кол-во просмотр, знаков231,5+3,9227,6+3,7 Число ошибок на 500 знаков6,29+0,235,50+0,21 Интегральный показатель умственной работоспособности, усл. ед. 0,850,98 Сильное утомление, %73,9+3,152,4+3,5 Выраженное утомление, %52,2+3,632,4+3,3 Повышенный и высокий уровень невротизации, %87,0+6,563,6±7,2 Жалобы на утомление, %36,4±6,118,2+5,4 Среднее время приготовления уроков, ч2,52,0 Соблюдение гигиенического норматива приготовления уроков, % 59,1+6,672,7+7,4 Готовят уроки дольше на 1 час27,2+5,718,2+5,4 Готовят уроки дольше на 2 часа13,6+4,79,1+4,8 Среднее время прогулки, ч2,02,7 Нормальная продолжительность сна, % детей18,2+4,845,5+6,1 Не досыпают 2 и более часа, % детей31,8+5,922,7±5,9 Сравнительная характеристика функционального состояния организма и режима дня учащихся в зависимости от педагогического стиля учителя

11 Гигиенические критерии рациональной организации урока

Профилактическая и просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Направления : - Включение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. - Лекции ( лектории ), беседы, классные часы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек. - Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. д. - Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача ( витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т. д.). - Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы. Классификация здоровьесберегающих технологий : Медико - гигиенические технологии. Физкультурно - оздоровительные технологии. Экологические здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии : Здоровьесберегающие сопровождение учебного процесса Здоровьесберегающие сопровождение воспитательного процесса 14

Медико - гигиенические технологии ( МГТ ) К медико - гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Деятельность медицинского кабинета школы.

Физкультурно - оздоровительные технологии ( ФОТ ) ФОТ направлены на физическое развитие занимающихся : закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

Экологические здоровьесберегающие технологии ( ЭЗТ ) Ресурсы этой области здоровьесбережения пока недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях. Организация фитомодулей в классах.

3 доровьесберегающие образовательные технологии ( ЗОТ ) подразделяются на 3 три подгруппы : Организационно - педагогические технологии - Организационно - педагогические технологии ( ОПТ ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний. Здоровьесберегающие компоненты на уроке : Утренняя гимнастика Динамические паузы Чередование поз во время урока Организационное начало ( выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока ) Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности Использование активных методов обучения : поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др. Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни ( по возможности ) Гармоничное сочетание обучения - воспитания - развития в учебной деятельности

Психолого - педагогические технологии Психолого - педагогические технологии ( ППТ ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого - педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

Учебно - воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще 2 группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы : социально адаптирующие и личностно - развивающие технологии социально адаптирующие и личностно - развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально - психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов ; лечебно - оздоровительные технологии лечебно - оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико - педагогические области знаний : лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Анализ организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности школы : соответствие всем санитарно - гигиеническим требованиям ; хорошо оборудованная школьная столовая, организация полноценного и регулярного питания ; наличие и оснащение медицинского кабинета ; обеспечение медицинским персоналом ; качественный контроль за состоянием здоровья учащихся ; полноценное медицинское обслуживание учащихся : регулярные прививки, витаминизация, диспансеризации учащихся. условия для проведения физкультурно - оздоровительной и спортивной работы, оснащенность спортивной базы ( спортивный зал, спортивная площадка ); регулярное проведение спортивно - оздоровительной работы ; спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой ; просветительская работа с педагогами, учащимися и родителями, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Влияние школы на формирование здоровья детей достаточно существенное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого - гигиенических условиях. 22

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья, мониторинг здоровья Направления : - Отбор критериев показателей здоровья. - Регулярный анализ и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога. - Внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в педагогические карты, находящиеся в школе. - Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями. - Введение карты здоровья класса ( школы ), что позволит увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины, принять необходимые меры. - Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.

Создание комфортных условий учебно-воспитательного процесса. Сотрудничество между системами образования и здравоохранения

К характеристикам школы, которые обеспечивают возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающую деятельность школы, относятся : характеристика здания школы ; наличие и оснащенность школьной столовой ; медицинское оснащение ( медицинский кабинет ); оснащение дополнительным медицинским оборудованием ; обеспеченность медицинским персоналом ; организация контроля за состоянием здоровья учащихся ; проведение витаминизации в летнее время ; условия для физкультурно - оздоровительной работы ( наличие и оснащенность спортзала, спортивной площадки ); обеспеченность кадрами ( учителя физкультуры, тренеры ); спортивно - оздоровительная работа ; спортивно - оздоровительные занятия с детьми специальных медицинских групп ; просветительская работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья. 26

27

28

29

30

31 Уровни здоровьесберегающей деятельности Низкий уровень - образовательные учреждения, которые еще не осознают необходимость введения здоровьесберегающей деятельности, у них нет в этом потребности и не созданы для этого условия. Начальный уровень - образовательные учреждения, которые хотят быть не хуже других и определили для себя, что здоровьесберегающая деятельность является приоритетным направлением.

32 Средний уровень – образовательные учреждения, которые на протяжении ряда лет занимаются здоровьесбережением обучающихся, ведут целенаправленную работу, тесно сотрудничают с родителями, общественностью, с медицинскими учреждениями. Высокий уровень - образовательные учреждения, которые имеют положительную динамику в состояние физического, нравственного, психического и интеллектуального здоровья, ведут вместе с учеными серьезную работу в данном направлении – качественный переход к здоровьеформирующему образованию.

Электронные ресурсы : d=359&showentry= d=359&showentry=