НОУ СОШ «Московская интернациональная школа «Планета» Преемственность метапредметных результатов обучения и общих учебных умений, навыков и способов деятельности»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Advertisements

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Федеральный государственный образовательный стандарт г.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Технология формирования и контроля метапредметных универсальных учебных действий на примере курса Т. В. Меркуловой «Учимся учиться и действовать» Дудкина.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
«Особенности первого года работы по ФГОС» Форма проведения: семинар.
Транксрипт:

НОУ СОШ «Московская интернациональная школа «Планета» Преемственность метапредметных результатов обучения и общих учебных умений, навыков и способов деятельности» Зам директора по науке и экспериментальной работе, к.п.н. Симонова А.В.

МАТРИЦА УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ Стивен Кови ДЕЛАСРОЧНЫЕНЕ СРОЧНЫЕ ВАЖНЫЕI «Необходимост ь» II «Эффективнос ть и баланс» НЕ ВАЖНЫЕIII «Разочаровани е» IV «Расточительст во и излишества»

В период подготовки к переходу на новые ФГОС основного общего образования необходимо обеспечить соответствующую преемственность в формировании и диагностике всех планируемых результатов обучения: предметных, метапредметных и личностных.

Алгоритм работы по формированию диагностике общих учебных умений, навыков и способов деятельности (ОУУН)

1. Разработка учителями- предметниками тематических планов-графиков формирования ОУУН и способов деятельности по предметам, (приложений к тематическому планированию), их обобщение.

2. Разработка «Системы формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности средствами учебных предметов на ступени основного общего образования»

3. Разработка основных методов сбора информации по диагностике уровня сформированности ОУУН и способов деятельности. 1. Анализ посещенных уроков по разработанной схеме, включающей Систему формирования ОУУН и способов деятельности в 5- 9 классах. 2.Диагностическое тестирование, нацеленное на диагностику различных ОУУН с использованием следующих материалов: –готовые тесты; –тесты и задания, разработанные учителями школы «Планета» в рамках экспериментальной деятельности (ЭД); –тесты и задания, разработанные другими школами в рамках ЭД); 3.Диагностика ключевых компетенций на основе разработанной системы «Эволюция содержания ключевых компетенций» (материал был представлен в МЦКО) 4.Самоанализ деятельности учителей – предметников. 5.Самоанализ уровня сформированоости ОУУН учащихся.

В соответствии с задачами образовательных Стандартов первого поколения процесс формирования ОУУН и способов деятельности рассматривается как один из ключевых моментов обеспечения качества образования и вооружения учащихся основными ключевыми компетенциями.

«Эволюция содержания ключевых компетенций» На этапе основной школы: Готовность пятиклассника Готовность старшеклассника

Виды компетенцииСовокупность основных показателей уровня сформированности компетенций Учебная компетенция. Компетенция в сфере непрерывного самообразования Сформированность личностной позиции по отношению к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений Умение целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты и осознанно прилагать волевые учебные усилия Готовность к собственно познавательной деятельности и самообразованию Компетенция в сфере гражданско- общественной деятельности Наличие ответственной осознанной позиции ребенка к внутришкольным отношениям Конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в новом социальном микросообществе определенное статусное положение Компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности Наличие осознанного стремления к творческой деятельности Самостоятельность в рациональной организации свободного времени Сформированность основ личной системы ценностей Компетенция в бытовой сфере, включая физическую культуру и спорт Выполнение определенных обязанностей по самообслуживанию и помощи другим людям Умение оценивать уровень своего здоровья, физического развития, физическую и двигательную подготовленность, и, в соответствии с этим решать задачи личностного физического совершенствования Сформированность «естественных движений человека» в рамках возрастной группы Компетенция в сфере социально-трудовой деятельности Наличие определенной социальной зрелости Умение наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками в совместной деятельности.

Анализ (самоанализ) урока с позиций обеспечения персонального образования и формирования ОУУН Класс___ Дата___ Тип урока_________ Тема урока:__________ Аспекты педагогического мастерстваСтепень реализации (от 0до 2 баллов) 1. Руководство принципом толерантности межличностных отношений 2. Организация эффективной работы по формированию ОУУН, обозначенных в тематических планах-графиках: 2.1 ощеклассная 2.2 групповая 2.3 персональная 3. Степень акцентуации обозначенных в тематических планах-графиках ОУУН компонентов деятельности: 3.1 познавательная 3.2 информационно-коммуникативная 3.3 рефлексивная 4. Мониторинг степени сформированности ОУУН 5. Владение учителем материалом индивидуальных психологических исследований учащихся класса. 6. Учет психологических особенностей данной возрастной группы детей 7. Создание ситуации успеха 8. Стимулирование учебной мотивации учащихся 9. Объективность оценки знаний учащихся учителем и форма ее выражения 10. Моральная поддержка учащихся со стороны учителя

5. Сбор материала и мониторинг процесса формирования и уровня сформированности ОУУН

6. Анализ результатов диагностики 6. 1 По каждой параллели проведен анализ процесса формирования ОУУН и, соответственно, уровня сформированности у учащихся ОУУН (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ) 6.2. Сформулированы общие выводы по диагностике уровня сформированности ОУУН и обозначены вопросы, требующие дальнейшего развития и решения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Результаты диагностики уровня сформированности ОУУН и способов деятельности учащихся 5 класса Виды деятельности Наиболее сформированные ОУУН (из планируемых по данной параллели) Низкий уровень сформированности ОУУН (из планируемых по данной параллели) Содержание ОУУНПредметыСодержание ОУУН 1. Познавательная деятельность 1.4 Определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов Математика Русский язык 1.6 Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким признакам 2. Информационно - коммуникативна я деятельность 2.1 Адекватное восприятие речи, способность изложить содержание прослушанного текста 2.5 Составление плана, тезисов, конспектов Литература, история 2.2. Осознанное беглое чтение текста (планировалось на многих предметах) 2.6 Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов Использование для решения задач различных источников информации 3. Рефлексивная деятельность 3. 1 Самостоятельная организация учебной деятельности. (планировалось на многих предметах) Математика, информатика 3.3 Адекватная самооценка своих достижений, поведения, состояния 3.6 Владение умениями совместной деятельности.

Результаты диагностики уровня сформированности ОУУН и способов деятельности учащихся 9 класса Виды деятельности Наиболее сформированные ОУУН (из планируемых по данной параллели) Низкий уровень сформированности ОУУН (из планируемых по данной параллели) Содержание ОУУНПредметыСодержание ОУУН 1. Познавательная деятельность 1.1 Использование для познания окружающего мира различных методов. 1.2 Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей 1.3 Умение разделять процессы на этапы, звенья… Биология физика, география 1.8 Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике 1.9. Использование практических и лаб. работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений 1.10 Творческое решение учебных и практических задач: умение Мотивированно отказываться от образца, искать оригинальное решение (планировалось на многих предметах)

Результаты диагностики уровня сформированности ОУУН и способов деятельности учащихся 9 класса Виды деятельности Наиболее сформированные ОУУН (из планируемых по данной параллели) Низкий уровень сформированности ОУУН (из планируемых по данной параллели) Содержание ОУУНПредметыСодержание ОУУН 2. Информацион но- коммуникатив ная деятельность 2.1 Адекватное восприятие речи, способность изложить содержание прослушанного текста (планировалось по всем предметам, получены хорошие результаты) 2.3 Владение монологической и диалогической речью 2.4 Создание письменных высказываний (позитивная динамиках) 2.5 Составление плана, тезисов, конспектов 2.6 Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. 2.7 Отражение в устной или письменной форме результатов своей 2.10 Использование для решения задач различных источников информации Русский язык, биология, информатика, литература, история Физика, химия, литература История, обществознани е, литература 2.8 Умение перефразировать мысль

Результаты диагностики уровня сформированности ОУУН и способов деятельности учащихся 9 класса Виды деятельностиНаиболее сформированные ОУУН (из планируемых по данной параллели) Низкий уровень сформированности ОУУН (из планируемых по данной параллели) Содержание ОУУНПредметыСодержание ОУУН 3. Рефлексивная деятельность 3. 1 Самостоятельная организация учебной деятельности. 3.2 Владение навыками контроля и оценки своей деятельности (позитивная динамика) 3.3 Адекватная самооценка своих достижений, поведения, состояния 3.5 Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни 3.7 Самооценка с точки зрения нравственных, правовых, эстетических ценностей (планировалось на многих предметах) Алгебра, русский язык, история Биология, обществознание, география Биология, химия география 3.6 Владение умениями совместной деятельности

Общие выводы по диагностике уровня сформированности ОУУН Вопросы, требующие дальнейшего развития и решения

1. Познавательная деятельность Вопросы, требующие дальнейшего развития и решения Содержание ОУУН, сформированных на низком уровне (или не сформированных) КомментарииВозможные пути решения вопроса 1. Познавательная деятельность 1. 8 Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике 1.9 Использование практических и лаб. работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений Планировалось только с 7 класса. Результат - сформировано на низком уровне Постановка и решение соответствующей задачи, начиная с 5-го класса (возможно на этапе начальной школы) 1.10 Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальное решение Решение данного вопроса планируется в 6 классе на 5 предметах, в 8 – 9 классах – на 7 и 5 предметах, в 7 классе – только на трех предметах. Результат – низкий уровень сформированности Усиление внимания к данному вопросу во всех параллелях

2. Информационно-коммуникативная деятельность Вопросы, требующие дальнейшего развития и решения 2.8 Умение перефразировать мысль Решение данного вопроса планировалось только до 8 класса, в 9 классе не планировалось. Результат - сформировано на низком уровне Развитие и совершенствова ние данного умения и навыка на всех ступенях обучения

3. Рефлексивная деятельность Вопросы, требующие дальнейшего развития и решения Содержание ОУУН, сформированных на низком уровне (или не сформированных) КомментарииВозможные пути решения вопроса 3.2 Владение навыками контроля и оценки своей деятельности Данный вопрос планируется по многим предметам и во всех параллелях, но не отрабатывается на достаточном уровне. Результат - позитивная динамика наметилась только в 9 классе Планирование, формирование и диагностика на всех ступенях обучения. Отражение данной информации в системе ПОРТФОЛИО 3.3 Адекватная самооценка своих достижений, поведения, состояния 3.4 Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей Практически не планируетсяРешения данных вопросов как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности 3.6 Владение умениями совместной деятельности Данный вопрос планируется с 5 класса по многим предметам, но не отрабатывается Низкая результативность в 9 классе

Обеспечение на практике преемственности метапредметных результатов обучения (ФГОС) и ОУУН в логике работы школы является вполне закономерным этапом в решения вопроса качества образования.

Новые ФГОС Работа по формированию и диагностике метапредметных результатов обучения (совершенствование алгоритма работы с ОУУН)

Начало работы 1.Проанализировано содержание метапредметных результатов обучения, обозначенных в ФГОС. 2.Составлена таблица соответствия : «Преемственность образовательных стандартов основного общего образования первого и второго поколений в аспекте общих учебных умений, навыков и способов деятельности и метапредметных результатов обучения» В таблице соотнесены те и другие результаты обучения в соответствии с универсальными учебными действиями.

Таблица соответствия, с учетом результатов диагностики ОУУН, позволит разработать конкретный план работы по достижению метапредметных результатов обучения