Психологические аспекты организации занятий.. Знание психологических аспектов развития при построении занятия позволяет: Сохранять психологическое здоровье.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические аспекты организации занятий в учреждении дополнительного образования.
Advertisements

Родительское собрание 5 Б класса классный руководитель Т.А. Головатая на тему: «Адаптация учащихся 5 класса»
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Возрастные психологические особенности пятиклассников: Обретение чувства взрослости - основная характеристика.
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
Адаптация пятиклассников. Какой он, младший подросток? Что мы знаем о нем? Каков его внутренний мир? Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности,
ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ В 5-Х КЛАССАХ Меркулова А.В., педагог-психолог ШСП 41.
Обретение чувства взрослости – основная характеристика младшего подростка Поиск собственной уникальности, познание своего Я Замена ведущей учебной деятельности.
Адаптация ребёнка в период обучения в 5 классе. ГОУ СОШ 581.
«Будем знакомы». Первый раз в пятый класс! Адаптация пятиклассника В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям.
ПЯТИКЛАССНИКИ Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
«Атмосфера жизни семьи, как фактор физического и психического здоровья ребёнка» подготовлена Ткачёвой С.А.
Особенности развития младшего подростка. Особенности адаптации детей к школе.
«Трудности адаптации пятиклассников в школе». радость, восторг, от того, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе. страх, ожидание беды, беспокойство.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
Обеспечение успешной адаптации учащихся 5-6 классов при переходе из начальной школы в основную.
И снова в школу, или как помочь пятикласснику…. Как показывает практика, большинство детей переживают это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся.
Транксрипт:

Психологические аспекты организации занятий.

Знание психологических аспектов развития при построении занятия позволяет: Сохранять психологическое здоровье участников образовательного процесса. Сохранять психологическое здоровье участников образовательного процесса. Создавать оптимальные условия личностного развития. Создавать оптимальные условия личностного развития.

Специфика образовательного процесса. Строится от действия к знанию, обеспечивая гармоничное развитие ребенка. Шире, интенсивнее, глубже, свободнее и увлекательнее атмосфера познания того, что нравится самому ребенку. Сам процесс организован в максимально комфортных условиях и, практически круглогодично, обеспечивая право ребенку на свободный выбор и смену деятельности; Строится в индивидуальном темпе и объеме, дифференцированно, с учетом возраста и пола. Педагог, специалист и мастер, имеющий предметную компетентность базового педагогического образования.

Пять последовательных элементов учебной деятельности, задающих её целостность. Цель (мотив). Способ (средство, план). Исполнение (реализация). Контроль. Оценка.

В зависимости от приоритетных целей, занятия можно обозначить по видам. Обучающие (научение чему-либо, овладение конкретными умениями и навыками). Общеразвивающие и воспитательные, в приоритете ставящие развитие и формирование определенных личностных качеств ребенка. Специальные знания, направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение обучающихся к нравственным и культурным ценностям и другие.

Формы занятий. лекции; консультации; деловые игры; конференции; дискуссии; семинары; экскурсии и экспедиции; соревнования; походы; праздники; многие другие.

Этапы проведения учебного занятия: Учебное занятие Организационный Проверочный Подготовительный Основной Контрольный Рефлексивный (самоанализ) Итоговый Информационный

Факторы, влияющие на восприятие обучающимися информации. Ведущее полушарие (левополушарный тип мыслительный или правополушарный – художественный) Тип нервной деятельности (сильный, средний, средне-слабый, слабый) Тип темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик)4 Ведущая система восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический и дискретный тип) Тип реагирования (лабильный, быстрый или инертный, медленный Пол ребенка (мальчик и девочка по-разному воспринимают и реагируют)

Для достижения лучшей эффективности занятий педагогу необходимо также соблюдение ряда условий, предусмотренными нормативными документами. Комплексность в постановке целей и задач проведения занятий (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи). Адекватность содержания поставленным целям и соответствие их уровню и особенностям развития детского коллектива. Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию. Наличие четкой логики занятия и преемственности его этапов. Полное методическое обеспечение и оснащение.

Рекомендации психолога - педагог должен уметь: Использовать ритуал начала и конца занятий. Владеть современными психолого-педагогическими технологиями проведения занятий и методами саморегуляции (ролевые и психотехнические игры, психогимнастика, эмоционально-символические и когнитивные методы, групповое рисование, элементы релаксации и т.д.) Постоянно помнить и владеть механизмами эффективного взаимодействия с обучющимися (тексты должны быть понятными, жесты сдержанные и спокойные, мимика и поза, располагающая к общению).

Общие рекомендации к поведению педагога: Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Повышение самооценки, создание общего положительного эмоционального климата. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера»). Особое отношение к тревожным и чувствительным детям. Развитие самостоятельности и уверенности ребенка. Использование разнообразных игр на развитие воображения, творческие игры по сочинению сказок, рисование на свободную тему и др.

Рекомендации родителям.. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими ребятами. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. 1. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими ребятами. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. 2. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. 2. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

3. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. 4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. 5. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. 6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. 7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

8. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. 9. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. 10. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Литература Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей // Сборник, составители Даниленко И.В., Корпусенко Ю.В., Санкт-Петербург, 2006 г. Возрастная психология // Учебник для студентов педагогических учебных заведений. Москва, 2005 г.