ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ область «ЗДОРОВЬЕ» Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О проекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н.,
Advertisements

Руководитель центра здоровья: С.А.Ульянова, инструктор по физической культуре.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Физическое развитие современных дошкольников Березина Н.О.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Организация летнего оздоровления детей в условиях детского дошкольного учреждения Плигина Елена Вадимовна главный внештатный специалист по гигиене детей.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
Создание в ДОУ социальной ситуации физического развития с целью охраны и укрепления здоровья дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач страны. В нашем районе созданы все условия для занятий с детьми.
Образовательная программа ДОУ Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (п. 5); Ст. 9, 12, 32 (п. 3) Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (п. 5); Ст. 9, 12, 32 (п.
Здоровье детей в наших руках. Подготовила Ишуева Л.Р Казань 2014 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 99 комбинированного.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Сказка» Формирование здоровьесберегающей.
«Один день из жизни нашей группы» Презентация творческого мини-проекта по направлению здоровьесберегающие технологии.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ 101 Санкт-Петербург 2012год.
Профессиональный модуль Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления 123 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Методические рекомендации к разработке образовательной программы ДОО (область Физическое развитие)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» «Основная образовательная программа ДОУ» г. Бородино,
Физическое воспитание дошкольников 1 ФИЗИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Физическая культура Здоровье.
Формирование представлений о здоровом образе жизни; Внедрение в программу работы здоровьесберегающих технологий; Совершенствование двигательных навыков;
Транксрипт:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ область «ЗДОРОВЬЕ» Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО 2011 г.

2 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский

3 Состояние здоровья современных детей РФ характеризуется устойчивыми тенденциями к росту дисгармоничности физического развития, отклонений в сроках биологического созревания детей, росту заболеваемости, увеличением распространенности хронической патологии, снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными и официальной статистики и результатами научных исследований.

Распределение детей дошкольного возраста на группы здоровья (%) ( данные НИИ ГиОЗДиП ) I группа здоровья II группа здоровья III группа здоровья конец 80-х годов 2007 год конец 80-х годов 2007 год

5 Распространенность хронических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, по результатам профилактических осмотров (в ) ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ мальчики n=589 девочки n=538 Ранговое место системы пищеварения 40,750,2III костно-мышечной сферы 159,6128,2I уха, горла, носа47,557,6II

6 Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста (%) годы Нормальное физическое развитие Дефицит массы тела Избыток массы тела Низкий рост ,3 8,7 2,1 2, ,9 26,3 0,6 0, ,0 12,0 7,3 0,7

7 Показатели мышечной силы правой кисти детей старшего дошкольного возраста (кг) 5 лет 5 лет 6 лет 6 лет 7 лет 7 лет 1993 год 2007 год

8 Распределение вариантов отклонений в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Старшая группа Старшая группа Подготовительная группа мальчики мальчики ДЕВОЧКИ ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ+ДЕВОЧКИ

9 Показатели физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста Пол Начало учебного годаКонец учебного года Уровень развития (%) Низкий и ниже среднего Средний Высокий и выше среднего Низкий и ниже среднего Средни й Высокий и выше среднего М 23,367,3 9,4 18,0 70,0 12,0 Д 27,1 65,8 7,1 19,8 72,5 7,7 М+Д 25,2 66,5 8,3 18,9 71,3 9,8 Тест: прыжок в длину с места

Динамика уровня функциональной неготовности к обучению детей 7-го года жизни мальчики 48,6% девочки 28,6%

Тест Керна-Ирасека

12 Показатели заболеваемости детей старших и подготовительных групп в зависимости от объема образовательной нагрузки всего пропущено по болезни индекс пропусков число часто болеющих детей, % детей, % дни %, усл. ед.

13 Частота функциональных отклонений у младших школьников в зависимости от возраста поступления в школу % Костно-мышечная система Часто болеющие дети Распространенность функциональных отклонений

Тест Керна-Ирасека Саша М., 6,5 лет

Тест Керна-Ирасека Миша А., 6 лет

16 Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы физического здоровья. Наиболее перспективным путем улучшения здоровь детей является профилактика его нарушений непосредственно на базе ДОУ. На протяжении длительной истории существования ДОУ в России приоритетным направлением их деятельности является укрепление здоровья детей.

17 Содержание и реализация задач образовательной области «Здоровье» ­ как никакой другой, неразрывно связаны с другими образовательными областями. Особенно тесная связь существует с образовательной областью «Физическая культура», поскольку качественная реализация физического воспитания в ДОУ является решающим фактором улучшения показателей развития и здоровья детей.

18 «Здоровье» «Физическая культура» «Чтение художественной литературы» «Труд» «Безопасность» «Музыка» «Художественное творчество» «Социализация»«Коммуникация» «Познание»

19 Принципы реализация образовательной области «Здоровье» 1. Личностно-ориентированный подход, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития детей; 2. Создание условий для оптимальной двигательной активности детей;

20 Принципы реализация образовательной области «Здоровье» 3. Комплексность использования профилактических, оздоровительных и коррекционных технологий с учетом возраста и состояния здоровья детей; 4.Преемственность в деятельности, направленной на охрану и укрепление здоровья детей, на каждом этапе их пребывания в ДОУ и во взаимодействии с семьей ребенка; 5. Содержание проводимой работы должно учитывать региональные, климатические и сезонные особенности.

21 Сохранение и укрепление здоровья должно достигаться за счет решения следующих задач : Создание в ДОУ безопасной для здоровья детей образовательной среды; Обеспечение соответствия образовательной нагрузки, форм организации работы, всего режима дня в целом возрастным и функциональным возможностям детей;

22 Сохранение и укрепление здоровья должно достигаться за счет решения следующих задач : Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; Использование комплексной системы диагностики и мониторинга уровня развития и функциональных возможностей детей;

23 Сохранение и укрепление здоровья должно достигаться за счет решения следующих задач : Организация систематической оздоровительной работы, направленной на профилактику и коррекцию отклонений в состоянии здоровья и развития детей; воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; повышение квалификации педагогических кадров по вопросам здоровьесбережения детей

24 При планировании и реализации оздоровительной работы необходимо учитывать: тип и вид учреждения, направленность группы и имеющиеся условия; контингент воспитанников: особенности состояния здоровья и развития детей; наполняемость группы; местные и региональные особенности, в том числе климатические и сезонные.

25 Основные направления психолого- педагогической работы руководящего, педагогического и медицинского персонала учреждения (группы): Воспитание культуры здоровья. Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

26 ЗАКАЛИВАНИЕ В Программе представлены наиболее универсальные, эффективные и доступные для детей дошкольного возраста в ДОУ всех видов и направленности закаливающие мероприятия. Их примерный перечень должен быть скорректирован с учетом региональных климатических и сезонных особенностей, а также имеющихся условий для проведения закаливающих процедур в каждом конкретном образовательном учреждении.

27 ЗАКАЛИВАНИЕ принципы учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития, степени тренированности организма ребенка; создание позитивного эмоционального настроя; проведение закаливающих воздействий на фоне теплового комфорта ребенка; использовать природные факторы в комплексе с закаливающими процедурами;

28 ЗАКАЛИВАНИЕ принципы соблюдать постепенность в увеличении силы воздействия различных факторов и непрерывность мероприятий закаливания (при этом вид и методика закаливания изменяются в зависимости от сезона и погоды); воздействия природных факторов должны быть направлены на разные участки тела: различаться и чередоваться как по силе, так и длительности; соблюдение методики выбранного вида закаливания.

29 ЗАКАИВАНИЕ Затраты времени на проведение закаливающих процедур непосредственно связаны с возрастом детей и методикой закаливания, которая должна быть утверждена (согласована) с органами здравоохранения (!). Закаливание в повседневной жизни органично вписывается в режим учреждения (группы), а для проведения специальных методик закаливания (в том числе контрастного обливания стоп, обтирания) следует выделять дополнительное время. Чем старше дошкольники, тем больше возможностей для проведения закаливающих процедур, время для их проведения может и должно быть увеличено.

30 ЗАКАЛИВАНИЕ В общем объеме образовательной деятельности в ходе режимных моментов, учитываются следующие закаливающие мероприятия: Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) ; Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности, или физкультурные занятия (в помещении и на улице);

31 ЗАКАЛИВАНИЕ Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении. Подвижные, спортивные игры. физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении) Подвижные, спортивные игры. физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице).

32 ЗАКАЛИВАНИЕ Наиболее сильное закаливающее воздействие на организм ребенка оказывает сочетание физических упражнений с воздушными ваннами, особенно если оно осуществляется на свежем воздухе.

33 ЗАКАЛИВАНИЕ Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.

34 ЗАКАЛИВАНИЕ Прогулка в первой и второй половине дня Полоскание горла (рта) после обеда Сон без маек Физические упражнения после дневного сна Закаливание после дневного сна ______ * При полоскании горла (рта) используется кипяченая вода комнатной температуры.

35 Регламентация образовательной нагрузки Принципиальным отличием Программы от большинства предыдущих (типовых и ряда вариативных) программ является исключение из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.

36 Регламентация образовательной нагрузки Формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.

37 Показатели заболеваемости детей старших и подготовительных групп в зависимости от объема образовательной нагрузки всего пропущено по болезни индекс пропусков число часто болеющих детей, % детей, % дни %, усл. ед.

38 Частота случаев повышенной тревожности у детей старших и подготовительных групп на фоне повышенной образовательной нагр (%) недельная динамика тревожных проявлений

39 Результаты освоения Программы (модуль «Здоровье») Физически развитый ребенок (3 года - 7 лет) биологический возраст соответствует календарному; антропометрические показатели (рост, масса тела) соответствуют региональным стандартам физического развития; при наличии у ребенка дисгармоничности физического развития должна быть положительная динамика антропометрических показателей: уменьшение дефицита или избытка массы тела; физиометрические показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила) соответствуют возрастно-половым нормативам; двигательные умения и навыки соответствуют возрастным требованиям, уровень развития физических качеств соответствует возрастно-половым нормативам

40 Показатели / Возрастные периоды 3-4 года4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Гармоничность физического развития Соответствие биологического возраста паспортному; положительная динамика антропометрических показателей (рост, масса тела) Физиометрические показатели: -жизненная емкость легких, -мышечная сила Соответствие возрастно-половым нормативам Уровень развития физических качеств Соответствие возрастно-половым нормативам или положительная динамика показателей Заболеваемость (по кратности)** Отсутствие острых заболеваний за год или болеет эпизодически. У часто болеющих детей уменьшение инфекционного индекса. Двигательная активность Показатели двигательной активности соответствуют возрастным нормативам Показатели умственного утомления Отсутствие показателей сильного и выраженного утомления после занятий Планируемые результаты освоения программы дошкольного образования

41 Медико-педагогическая диагностика Методы диагностики ПоказателиОценка Возраст Время проведения 1.Антропометрия Рост, масса тела По таблицам, определяющим варианты физического развития (ФР): - нормальное, - отклонения в ФР (низкий рост, дефицит массы тела, избыток массы тела). 3-7 лет 1.Сентябрь 2.Апрель-май Измерение – медсестра Оценка -врач 2. Спирометрия Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) Уровень: - ниже среднего, - средний, - выше среднего 4-7 лет 1.Сентябрь- ноябрь 2.Апрель-май медсестра 3. Динамометрия Мышечная сила правой и левой кисти Уровень: - ниже среднего, - средний, - выше среднего 4-7 лет 1.Сентябрь- октябрь 2.Апрель-май Воспитатель по физическому воспитанию

42 Медико-педагогическая диагностика Методы диагностики ПоказателиОценка Возраст Время проведения 4. Анализ заболеваемости Кратность Острой заболеваемости, Инфекционный индекс. - Не болеющий ребенок, - Эпизодически болеющий, - Часто болеющий 3-7 лет 1. Сентябрь 2. Май-июнь Расчет показателей – медсестра Анализ данных -врач 5. Метод шагометрии Двигательная Активность ребенка за полный день пребывания в детском саду. Соответствие возрастным нормативам 3-7 лет В течение года в каждой группе (по плану). Воспитатели групп, воспитатель по физическому воспитанию, старший воспитатель. 6. Тестирование умственной работоспособности методом корректурных проб Показатели умственного утомления Сдвиги работоспособности: - благоприятные, - начальные признаки утомления, - явное и выраженное утомление 5-7 лет 1. Окт ябрь-ноябрь 2. Апрель-май Воспитатели групп, Старший воспитатель

года – 6 заболеваний и более; 4-5 лет – 5 заболеваний и более; старше 5 лет – 4 заболевания и более; Инфекционный индекс (ИИ) – это отношение суммы всех случаев острых заболеваний в течение года к возрасту ребенка. ИИ у часто болеющих детей равен 1,1 и более. Критерии частой заболеваемости:

44 Благодарю за внимание!