Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом.
I.Обоснование необходимости педагогической поддержки современной российской семьи. Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сфере современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны. Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сфере современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны. 1.Разрушены нравственные представления о браке и семье: Супружеские отношения перестали быть выражением любви и духовного единства; Супружеские отношения перестали быть выражением любви и духовного единства; Утратилось представление о нерасторжимости брака; Утратилось представление о нерасторжимости брака; Воспитание детей стали воспринимать как тяжкое и нежелательное бремя. Воспитание детей стали воспринимать как тяжкое и нежелательное бремя.
2.Повреждены устои семьи: Фактически разрушена иерархия семейных взаимоотношений; Фактически разрушена иерархия семейных взаимоотношений; Утрачен традиционный уклад семейной жизни; Утрачен традиционный уклад семейной жизни; Нарушены связи между поколениями; Нарушены связи между поколениями; Традиционные отношения послушания, уважения к старшим вытеснены из жизни, заменены противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения взрослых, педагогов. Традиционные отношения послушания, уважения к старшим вытеснены из жизни, заменены противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения взрослых, педагогов. 3.Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: Культ жизненного успеха, карьеры и достатка привел к падению престижа материнства и отцовства; Культ жизненного успеха, карьеры и достатка привел к падению престижа материнства и отцовства;
Низкая рождаемость: смертность превышает рождаемость последние пятнадцать лет, ежегодно население России уменьшается в среднем на человек; по прогнозам специалистов к 2017 году численность россиян уменьшится на 22 миллиона человек; Низкая рождаемость: смертность превышает рождаемость последние пятнадцать лет, ежегодно население России уменьшается в среднем на человек; по прогнозам специалистов к 2017 году численность россиян уменьшится на 22 миллиона человек; Растет численность совершённых абортов – на каждые 10 зачатых детей рождается 3 ребенка; Растет численность совершённых абортов – на каждые 10 зачатых детей рождается 3 ребенка; Увеличивается количество брошенных и беспризорных детей, социальных сирот. За последние 15 лет в с. Воеводском количество опекаемых детей возросло с 1 до 14, из них 7 – ученики нашей школы. Увеличивается количество брошенных и беспризорных детей, социальных сирот. За последние 15 лет в с. Воеводском количество опекаемых детей возросло с 1 до 14, из них 7 – ученики нашей школы.
Данные по Целинному району за 2005 – 2007 гг.* * Данные взяты из статистического учета по ЦРБ годыбраки Разво- ды рожда- емость Абор- ты Из них у не- совер- шен. Лише- ние родит. прав Суицид У женщ. Смерт- ность у детей
4. Деформация сферы семейного воспитания: Утратилось традиционное понимание семейного воспитания, направленного на установление духовной общности с детьми; Утратилось традиционное понимание семейного воспитания, направленного на установление духовной общности с детьми; Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья не в силах удержать детей от порока; Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья не в силах удержать детей от порока; Прервалась преемственность педагогической традиции в семье, общих трудовых дел и праздников; Прервалась преемственность педагогической традиции в семье, общих трудовых дел и праздников; Представители старшего поколения чувствуют себя нужными только когда детям и внукам необходима материальная поддержка, все больше стариков оказываются брошенными на закате жизни. Представители старшего поколения чувствуют себя нужными только когда детям и внукам необходима материальная поддержка, все больше стариков оказываются брошенными на закате жизни.
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: Чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных и детско- родительских отношений; Чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных и детско- родительских отношений; Нарушены процессы формирования нравственной сферы: маленькие дети усваивают искаженные нравственные эталоны, дети школьного возраста не способны согласовывать свое поведение с нравственными правилами и ориентирами, в молодежной среде царит культ жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными; Нарушены процессы формирования нравственной сферы: маленькие дети усваивают искаженные нравственные эталоны, дети школьного возраста не способны согласовывать свое поведение с нравственными правилами и ориентирами, в молодежной среде царит культ жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными;
Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. У подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством; У подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством; В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников. В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.
Приоритет семьи в воспитании ребенка То, что воспитанием ребенка в первую очередь должна заниматься семья, сомнению не подлежит. Но в настоящее время, когда институт российской семьи переживает кризис, в вопросах воспитания семья и школа являются партнерами. С 2007 учебного года приняты новые УМК, в которых определены приоритетные направления работы педагога: То, что воспитанием ребенка в первую очередь должна заниматься семья, сомнению не подлежит. Но в настоящее время, когда институт российской семьи переживает кризис, в вопросах воспитания семья и школа являются партнерами. С 2007 учебного года приняты новые УМК, в которых определены приоритетные направления работы педагога: 1. Развитие креативности; 2. Воспитание; 3. ЗУНы; 4. Охрана здоровья; 5. Раскрытие индивидуальности.
Анкетирование учеников Для выяснения мнения учеников о привлечении родителей в школу было проведено анонимное анкетирование в классах. Приняли участие 38 учеников. Для выяснения мнения учеников о привлечении родителей в школу было проведено анонимное анкетирование в классах. Приняли участие 38 учеников. Анкета «Участие родителей в жизни школы» Анкета «Участие родителей в жизни школы» 1. Как часто твои родители посещают школу? 2. Ходят ли они на собрания? Если нет, то почему? 3. Участвуют ли твои родители в школьных мероприятиях? 4. Хочешь ли ты, чтобы твои родители принимали участие в решении вопросов о школьной жизни? Почему?
Результаты анкетирования 1. Как часто твои родители посещают школу?
2.Ходят ли они на собрания? Почему?
3. Участвуют ли твои родители в школьных мероприятиях?
4. Хочешь ли ты, чтобы твои родители принимали участие в решении вопросов о школьной жизни?
Какие выводы можно сделать по результатам анкетирования учеников? Около 47% учеников не желают делить свою школьную жизнь со своими родителями; Около 47% учеников не желают делить свою школьную жизнь со своими родителями; Около 47% родителей не желают вмешиваться в школьную жизнь, ссылаясь на дела; Около 47% родителей не желают вмешиваться в школьную жизнь, ссылаясь на дела; Около 16% родителей настолько мало интересуются жизнью детей, что никогда не ходят в школу; Около 16% родителей настолько мало интересуются жизнью детей, что никогда не ходят в школу; Около 40% родителей принимают участие в школьных мероприятиях. Около 40% родителей принимают участие в школьных мероприятиях.
Анкетирование родителей «Методика изучения удовлетворенности родителей работой школы» В анкетировании приняли участие 35 родителей (в основном из начальной школы). Средний балл по 15 вопросам равен 2.95, т.е попал в рамки от 2 до 3 – средний уровень удовлетворенности. В анкетировании приняли участие 35 родителей (в основном из начальной школы). Средний балл по 15 вопросам равен 2.95, т.е попал в рамки от 2 до 3 – средний уровень удовлетворенности. Наиболее высокий суммарный средний балл в вопросах: Наиболее высокий суммарный средний балл в вопросах: 2 – в среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно (6.41); 3 – педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку (6.59); 5 – В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель (6.47); 6 – педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка (6.41);
Эти данные можно рассматривать как показатель теплого психологического климата в классе, школе. В то же время настораживают низкие баллы в вопросах: Эти данные можно рассматривать как показатель теплого психологического климата в классе, школе. В то же время настораживают низкие баллы в вопросах: 8 – учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка (5.45); 8 – учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка (5.45); 15 – школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни (5.11). Можно предположить, что родителей не устраивает профессионализм педагогов или воспитательная концепция школы в целом. Можно предположить, что родителей не устраивает профессионализм педагогов или воспитательная концепция школы в целом.
II.Системный подход к решению проблем педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей. Для обеспечения системного подхода к решению проблем педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей необходимо четко представлять содержание данной работы: Для обеспечения системного подхода к решению проблем педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей необходимо четко представлять содержание данной работы: Нормативно-правовое обеспечение (принятие программы семейного воспитания); Нормативно-правовое обеспечение (принятие программы семейного воспитания); Организационное обеспечение (традиционно сложившиеся формы и методы просвещения, педагогической, социально-психологической работы с семьей); Организационное обеспечение (традиционно сложившиеся формы и методы просвещения, педагогической, социально-психологической работы с семьей); Информационно-просветительское обеспечение (беседы, лектории, собрания с тщательно подобранной тематикой); Информационно-просветительское обеспечение (беседы, лектории, собрания с тщательно подобранной тематикой); Кадровое обеспечение (классные руководители, психолог, ЗВР); Кадровое обеспечение (классные руководители, психолог, ЗВР); Научно-методическое обеспечение (разработка программ на основе новейших научных разработок с учетом особенностей региона). Научно-методическое обеспечение (разработка программ на основе новейших научных разработок с учетом особенностей региона).
учительребенок родитель Схема существующего взаимодействия между участниками учебного процесса В данной схеме уровень напряженности у ребенка очень высок, так как при минимальных контактах между учителем и родителем ребенок является промежуточным звеном в общении. В данной схеме уровень напряженности у ребенка очень высок, так как при минимальных контактах между учителем и родителем ребенок является промежуточным звеном в общении.
Наиболее оптимальное размещение участников взаимодействия При более тесном сотрудничестве между родителями и учителями уровень напряженности у ребенка снижается, что делает обстановку наиболее рабочей, творческой, безопасной. При более тесном сотрудничестве между родителями и учителями уровень напряженности у ребенка снижается, что делает обстановку наиболее рабочей, творческой, безопасной. учитель ребенок родитель
Возможно ли повышение мотивации достижений у детей через сотрудничество с родителями? Мотивация избегания неудач у младшего школьника обусловлена расхождением в оценках учителя и оценках, ожидаемых родителями. При их значительном расхождении у ребенка появляется чувство неуверенности в своих силах, что ведет к снижению результатов. Напротив, при сближении оценок учителя и родителя у ребенка формируется адекватная или чуть завышенная самооценка, способствующая самостоятельности и уверенности в себе. Мотивация избегания неудач у младшего школьника обусловлена расхождением в оценках учителя и оценках, ожидаемых родителями. При их значительном расхождении у ребенка появляется чувство неуверенности в своих силах, что ведет к снижению результатов. Напротив, при сближении оценок учителя и родителя у ребенка формируется адекватная или чуть завышенная самооценка, способствующая самостоятельности и уверенности в себе.
На мотивацию достижений влияет тип семейного воспитания. Потребность в достижении успехов формируется, в основном, у детей в семьях без отклонений, нарушений в воспитании. На мотивацию достижений влияет тип семейного воспитания. Потребность в достижении успехов формируется, в основном, у детей в семьях без отклонений, нарушений в воспитании. Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в своем сотрудничестве с ребенком семья и школа. Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в своем сотрудничестве с ребенком семья и школа.
Формы и методы работы с семьей: I.Проведение праздников для родителей: День матери, День пожилого человека, День защитников Отечества, 8 марта, День семьи (как в школе, так и в классе); II.Оформление выставки детских работ «Моя семья», «Мой папа», «Моя мама», «Как жили наши бабушки», «Мое будущее».
III.Проведение семейных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», «Наше хобби», «Моя мама - рукодельница», «Герб семьи», «Наши корни или история моей семьи». IV.Занятия с элементами игры по созданию гармоничных внутрисемейных отношений под руководством психолога. V.Проведение конкурса на лучший рассказ о своей семье.
VI.Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, посещение совместно с школьным или районным инспектором по охране прав детства, приглашение родителей на заседание комиссии при администрации сельсовета, районной администрации. VII.Введение факультативного курса в старшем звене «Подготовка к семейной жизни». VIII.Привлечение родителей к участию в работе Совета школы, родительского комитета, попечительского Совета.
Каким образом строится работа с семьей в нашей школе? Какие функции взаимодействия с семьей классный руководитель считает приоритетными (информационную, воспитательно-развивающую, формирующую, охранно-оздоровительную, другую)? Какие функции взаимодействия с семьей классный руководитель считает приоритетными (информационную, воспитательно-развивающую, формирующую, охранно-оздоровительную, другую)? Какие способы и формы установления контактов с семьей учащегося использует классный руководитель (посещение семьи, пропаганда семейного воспитания, педагогические поручения)? Какие способы и формы установления контактов с семьей учащегося использует классный руководитель (посещение семьи, пропаганда семейного воспитания, педагогические поручения)?
Какова система работы классного руководителя с неблагополучными семьями? Какова система работы классного руководителя с неблагополучными семьями? Какие формы совместной работы с родителями (массовые, групповые, индивидуальные) использует классный руководитель? Какие формы совместной работы с родителями (массовые, групповые, индивидуальные) использует классный руководитель? Какие традиции сложились в работе с родителями? Какие традиции сложились в работе с родителями? Осуществляет ли классный руководитель дифференцированный подход в работе с родителями? Осуществляет ли классный руководитель дифференцированный подход в работе с родителями?