Совершенствование системы оценки качества образовательных результатов школьников как актуальное направление модернизации общего образования. Цель : осмысление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение контроля и оценки знаний обучающихся.. Под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка.
Advertisements

«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы…).
Критериальный подход в системе оценивания учащихся Учитель МБОУ «СОШ 1» Бараковская Т.И.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Как изменяется взгляд на результаты образования? Как оценивать метапредметные и личностные результаты? Каковы критерии их оценивания? Как изменится традиционная.
Критерии и формы оценивания достижений учащихся в портфолио выполнила Ладо Н.А. учитель МОУ гимназии 9.
« Развитие действий самоконтроля и самооценки как средство повышения эффективности обучения»
Отличительные особенности стандартов первого и второго поколения О школьных стандартах второго поколения.
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Самооценка учащихся. Учитель школы обладает Гуманистическим мировоззрением Творческими способностями Высокой методической компетентностью Исследовательскими.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Оценочная деятельность педагога на современном этапе развития образования.
Дидактические функции проверки, учёта и контроля знаний, умений и навыков учащихся. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА ЩЕТИНИНА С. И. КГКСКОУ СКОШ VIII вида 1.
Урок как педагогический феномен. Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен.
Организация мониторинга личностного роста учащихся Учителя начальных классов: Костылева Л.В. Небосова Н.В. МОУ «Буторлинская сош»
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е.
Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС Авторы-составители: Дунаева Елена Александровна Закидина Наталья Петровна.
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА
Транксрипт:

Совершенствование системы оценки качества образовательных результатов школьников как актуальное направление модернизации общего образования. Цель : осмысление новых подходов к оцениванию учащихся и их деятельности в свете основных направлений модернизации общего образования. Цель : осмысление новых подходов к оцениванию учащихся и их деятельности в свете основных направлений модернизации общего образования.

Оценка Оценка –мнение человека о ценности, уровне и качестве чего-либо или кого- либо (личное мнение о конкретной работе конкретного ребенка) Оценка –мнение человека о ценности, уровне и качестве чего-либо или кого- либо (личное мнение о конкретной работе конкретного ребенка)

Отметка. Отметка – установленное государством обозначение степени знаний учащихся (общегосударственный стандарт качества знаний, умений и навыков, выхолащивающий процесс овладения знаниями, умениями и навыками). Отметка – установленное государством обозначение степени знаний учащихся (общегосударственный стандарт качества знаний, умений и навыков, выхолащивающий процесс овладения знаниями, умениями и навыками).

Оценка – это процесс, деятельность по оцениванию. Отметка – результат этого процесса. Учебный процесс состоит: Учебно- познавательной деятельности. Учебно- познавательной деятельности. Контрольно- оценочной деятельности. Контрольно- оценочной деятельности.

Все сторонники «безоценочного» обучения немного лукавят. При внимательном рассмотрении оказывается, что на деле они призывают не к отмене отметок вообще, а к уходу от балльной системы в пользу других вариантов оценивания. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без контроля и оценки невозможно, т.к. оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. При внимательном рассмотрении оказывается, что на деле они призывают не к отмене отметок вообще, а к уходу от балльной системы в пользу других вариантов оценивания. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без контроля и оценки невозможно, т.к. оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. Вспомним структуру деятельности: Вспомним структуру деятельности: цель, оценка, цель, оценка, планирование, анализ, планирование, анализ, действия, коррекция, действия, коррекция, результат, цель. результат, цель.

Историческая справка. Здесь уместно вспомнить, что оценочная балльная система возникла в немецких схоластических школах средневековья как способ усилить влияние общественности на ребенка. Она разграничивала учащихся по их способностям, знаниям и социальному положению. Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментом давления на учащихся Здесь уместно вспомнить, что оценочная балльная система возникла в немецких схоластических школах средневековья как способ усилить влияние общественности на ребенка. Она разграничивала учащихся по их способностям, знаниям и социальному положению. Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментом давления на учащихся

Структура оценивания. - восприятие объекта оценки, - восприятие объекта оценки, - выбор оценочных оснований, - выбор оценочных оснований, - процесс сравнения, - процесс сравнения, - отображения результатов оценивания в какой-либо форме. - отображения результатов оценивания в какой-либо форме. Т.е. процесс оценивания – это ничто иное как процесс сравнения, сопровождающийся отношениями превосходства или предпочтения. Т.е. процесс оценивания – это ничто иное как процесс сравнения, сопровождающийся отношениями превосходства или предпочтения.

Три стратегии оценивания. нормативная, т.е. сравнение ЗУН с каким-то эталоном, идеалом, нормой. нормативная, т.е. сравнение ЗУН с каким-то эталоном, идеалом, нормой. сравнительная, т.е. сравнение ЗУН, поступков одного ребенка с успехами другого. сравнительная, т.е. сравнение ЗУН, поступков одного ребенка с успехами другого. личностная, т.е. сравнение сегодняшних успехов ученика с его вчерашними успехами. личностная, т.е. сравнение сегодняшних успехов ученика с его вчерашними успехами.

Личностный способ оценивания. Наиболее педагогически целесообразный способ оценивания, т.к. создает мотивацию деятельности ребенка, способствует гуманизации системы отношений между учителем и учащимися, между учащимися. Личностное развитие ребенка важнее его академических достижений, нравственность стоит гораздо больше, чем образованность. Наиболее педагогически целесообразный способ оценивания, т.к. создает мотивацию деятельности ребенка, способствует гуманизации системы отношений между учителем и учащимися, между учащимися. Личностное развитие ребенка важнее его академических достижений, нравственность стоит гораздо больше, чем образованность.

Минусы существующей стратегии оценивания. Ориентация на «знаниевую» сторону образования; Ориентация на «знаниевую» сторону образования; отсутствие целенаправленной пед. работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке; отсутствие целенаправленной пед. работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке; контрольно-оценочный механизм остается целиком в руках педагога и направлен на внешний контроль; контрольно-оценочный механизм остается целиком в руках педагога и направлен на внешний контроль; субъективизм и авторитарность контроля; субъективизм и авторитарность контроля; формализм в проведении итоговой аттестации; формализм в проведении итоговой аттестации; подведение итогов обученности по совокупности текущих отметок, что не отражает подлинный результат, не дает возможности учитывать действительную динамику учения и обучения школьников подведение итогов обученности по совокупности текущих отметок, что не отражает подлинный результат, не дает возможности учитывать действительную динамику учения и обучения школьников

Плюсы существующей стратегии оценивания. мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение (сильный внешний стимул); мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение (сильный внешний стимул); диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика; диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика; воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника; воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника; информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях. информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

Три направления педагогического поиска модернизации контрольно – оценочной деятельности ученика. - усовершенствование оценочной основы и методики применения отметок как стимуляторов учения; - усовершенствование оценочной основы и методики применения отметок как стимуляторов учения; -создание условий, ограничивающих сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника; -создание условий, ограничивающих сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника; -изыскание возможности замены отметок другими формами оценки. -изыскание возможности замены отметок другими формами оценки.

Изменение системы оценивания. 1. Дифференциация оценки относительно типа работ. 1. Дифференциация оценки относительно типа работ. Обязательная для всех работа может быть (но не обязательно) оценена по стандартной шкале. Обязательная для всех работа может быть (но не обязательно) оценена по стандартной шкале. Необязательная работа оценивается по самому факту участия в этой работе или не оценивается вовсе. Необязательная работа оценивается по самому факту участия в этой работе или не оценивается вовсе. Зона оценивания сокращается, ее место занимают результаты работы детей как таковые. Зона оценивания сокращается, ее место занимают результаты работы детей как таковые.

Изменение системы оценивания. 2. Дифференциации оценки относительно ее субъекта. Выделяется: 2. Дифференциации оценки относительно ее субъекта. Выделяется: внешняя (учительская) оценка, имеющая четкие, хорошо известные и понятные критерии, внешняя (учительская) оценка, имеющая четкие, хорошо известные и понятные критерии, самооценка – оценка собственной работы как основание к продолжению. самооценка – оценка собственной работы как основание к продолжению. Суть самооценки проявляется в самостоятельном определении образовательной: Суть самооценки проявляется в самостоятельном определении образовательной: «уже готов сдать экзамен», «уже готов сдать экзамен», «хочу сменить курс по выбору» и т.д. «хочу сменить курс по выбору» и т.д. взаимооценка – оценка меры выполнения некоторой работы при групповой форме. взаимооценка – оценка меры выполнения некоторой работы при групповой форме.

Ориентация системы оценки. Основной ориентацией системы оценки учебных достижений становится не выяснение того, в какой мере учащиеся освоили формально-знаниевый компонент обязательного минимума содержания образования, а выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем. Основной ориентацией системы оценки учебных достижений становится не выяснение того, в какой мере учащиеся освоили формально-знаниевый компонент обязательного минимума содержания образования, а выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем. Пример: Волга впадает в Каспийское море. Это знание или информация? Чем отличается знание от информации? Обоснуйте. Пример: Волга впадает в Каспийское море. Это знание или информация? Чем отличается знание от информации? Обоснуйте. (Знание – это факт. Следовательно, «Волга впадает в Каспийское море – это факт, т. е. знание; Это знание становится информацией, если я его применю для составления личной карты путешествия по «Золотому кольцу»). (Знание – это факт. Следовательно, «Волга впадает в Каспийское море – это факт, т. е. знание; Это знание становится информацией, если я его применю для составления личной карты путешествия по «Золотому кольцу»).

Содержание контроля. ЗУНы. ЗУНы. Цель урока: обучающая (знания), развивающая (умения) и воспитывающая. Цель урока: обучающая (знания), развивающая (умения) и воспитывающая. А социальное и общепсихологическое развитие ? Личностное развитие ребенка важнее его академических достижений, нравственность стоит гораздо больше, чем образованность. А социальное и общепсихологическое развитие ? Личностное развитие ребенка важнее его академических достижений, нравственность стоит гораздо больше, чем образованность.

Сохранить и распространить все то положительное, что накоплено школой: введение мониторинга учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучении; введение мониторинга учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучении; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся; введение компьютерного тестирования и т.д. введение компьютерного тестирования и т.д.

Следует изменить то, что тормозит развитие системы образования: субъективизм оценок, субъективизм оценок, преимущественная ориентация на проверку фактологического материала и алгоритмических умений; преимущественная ориентация на проверку фактологического материала и алгоритмических умений; недостаточное использование средств контроля, формирующих заинтересованность учащихся в результатах своей познавательной деятельности; недостаточное использование средств контроля, формирующих заинтересованность учащихся в результатах своей познавательной деятельности; несопоставимость результатов контроля по школам и т.д. несопоставимость результатов контроля по школам и т.д.

Актуальны. Абсолютная успешность в обучении(= программным требованиям) Абсолютная успешность в обучении(= программным требованиям) Относительная успешность в обучении (соотносимость с его собственными предыдущими достижениями) Относительная успешность в обучении (соотносимость с его собственными предыдущими достижениями)

Альтернативные направления. Авторитарная - педагогика требований. Авторитарная - педагогика требований. Гуманистическая - личностно- ориентированная, развивающая. Гуманистическая - личностно- ориентированная, развивающая.

Структура контроля. Традиционная педагогика. Традиционная педагогика. Объяснение. Объяснение. Закрепление. Закрепление. Контроль. Контроль. Гуманистическая педагогика. Гуманистическая педагогика. Наблюдение (скорость восприятия и переработки информации, тщательность, мотивация, регуляция действий) Наблюдение (скорость восприятия и переработки информации, тщательность, мотивация, регуляция действий) Измерение (дидактические тесты) Измерение (дидактические тесты) Оценочное суждение (негативные, нейтральные, позитивные). Оценочное суждение (негативные, нейтральные, позитивные).

Содержание контроля обучения. Когнитивно- ориентированный подход. Когнитивно- ориентированный подход. Главные цели обучения: передача знаний, умений и навыков; социализация, т.е. подготовка к выполнению своих функций в обществе. Главные цели обучения: передача знаний, умений и навыков; социализация, т.е. подготовка к выполнению своих функций в обществе. Объект контроля: Объект контроля: внешне заданное содержание образования, независимое от учителя и ученика. внешне заданное содержание образования, независимое от учителя и ученика. Эталон для оценивания: Эталон для оценивания: внешние образовательные стандарты внешние образовательные стандарты Личностно- ориентированный подход. Личностно- ориентированный подход. Главные цели обучения: обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям. Главные цели обучения: обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям. Объект контроля: внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности ученика. Объект контроля: внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности ученика. Эталон для оценивания: индивидуальные качества личности ученика, сопоставленные с образовательными стандартами. Эталон для оценивания: индивидуальные качества личности ученика, сопоставленные с образовательными стандартами.

Содержание контроля обучения. Способ оценки: сравнение достижений ученика с эталоном. Способ оценки: сравнение достижений ученика с эталоном. Методы контроля: контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены. Методы контроля: контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены. Формы оценки: выставленные отметки, рейтинг Формы оценки: выставленные отметки, рейтинг Обучающая роль контроля: умение учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества. Обучающая роль контроля: умение учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества. Способ оценки: сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обучености. Способ оценки: сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обучености. Методы контроля: сопоставление полученных результатов с целями индивидуальной образовательной программы. Методы контроля: сопоставление полученных результатов с целями индивидуальной образовательной программы. Формы оценки: качественные характеристики, описывающие степень образовательного приращения ученика по каждом из выделенных направлений. Формы оценки: качественные характеристики, описывающие степень образовательного приращения ученика по каждом из выделенных направлений. Обучающая роль контроля: умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям. Обучающая роль контроля: умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям.

Самооценка. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более связана с характеристикой процесса выполнения задания, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более связана с характеристикой процесса выполнения задания, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом.

Самооценка. Важным свойством самооценки является рефлексивность - Важным свойством самооценки является рефлексивность - способности видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной, а также способность анализировать собственные действия. способности видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной, а также способность анализировать собственные действия.

Функции самооценки. констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…) проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…)