Основные положения инструктивно – методического письма « О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Advertisements

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Структура рабочей учебной программы.. Образовательная программ - нормативно- управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Разработка рабочей (учебной) программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС Рябова Ж.А., методист отдела образования.
Как составить рабочую программу учебного курса? Методические рекомендации.
– учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
«Основные требования к разработке рабочих программ по географии»
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Рекомендации по составлению рабочей программы учебного курса в МБОУ«Черевковская средняя общеобразовательная школа» Лапина В.В. учитель иностранного язык.
Рекомендации по составлению. Обоснование В соответствии с п.7 п.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение РФ «Об образовании» образовательное.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Транксрипт:

Основные положения инструктивно – методического письма « О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в уч. году».

Содержание 1.Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя – предметника 2.Характеристика стандартов второго поколения по информатике 3.Программно – методическое обеспечение и контроль по предмету в учебном году 4.Рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения 5.Рекомендации по составлению КТП с учетом подготовки к ГИА и ЕГЭ 6.Перечень обязательного оборудования, необходимого для реализации общеобразовательных программ на базовом и профильном уровнях по предметам инвариантной части учебного плана (по ступеням обучения) 7.Рекомендации по ведению записей в классных журналах 8.Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам

1.Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования". 3.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от г. 1312). 4.Приказ Министерства образования и науки РФ от года 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4.Стандарт начального общего образования по технологии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. 1089). 5.Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. 1089). 6.Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. 1089). 7.Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. 1089). 8.Примерная программа начального общего образования по технологии (труд). 9.Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ. 10.Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень). 11.Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).

12.Федеральный перечень учебников на учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «23 » декабря 2009 г. 822 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год").Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «23 » декабря 2009 г. 13.Письмо Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2009 г «Об использовании учебников разных лет выпуска». 14.Решение областного экспертного совета Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования от 9 февраля 2010 года «Об итогах экспертизы учебно-методических комплексов по общеобразовательным предметам и рекомендуемом перечне на учебный год». 15.Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 г. 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».

16.Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от г. 9-06/2729-ВА «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждений области в учебном году». 17.Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от г. 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения 18.Инструктивное письмо Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от г. 9-06/1674-ВА «О реализации программ углублённого уровня в общеобразовательных учреждениях области». 19.Письмо Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 27 февраля 2009 года 9-06/547-ИВ «Об использовании в работе инструктивно-методического письма по ведению классных журналов». 20.Инструктивное письмо Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от г. 9-06/1847-ЛИ «Об организации начальной профессиональной подготовки в условиях реализации универсального и профильного обучения».

Государственные стандарты общего образования разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации не реже чем раз в 10 лет. В 2012 году на территории РФ вступят в силу новые стандарты. Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. С фундаментальным ядром по предмету «Информатика» можно подробнее ознакомиться на сайте ФГОС по ссылке

Краткая характеристика стандартов второго поколения для начальной школы по информатике С 1 сентября 2010 года экспериментально некоторые образовательные учреждения начинают работу в начальной школе по стандартам второго поколения. В проекте стандартов второго поколения информатика, как самостоятельный учебный предмет в начальном звене не представлена. Согласно проекту базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования: «Учебный курс «Информатика» в начальной школе изучается во 2–4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебных предметов «Математика» и «Технология». В программе по предмету «Математика» четко не выделены часы и темы, связанные с информатикой. Количество часов на изучение модуля по информатике в программе по «Технологии» так же не представлено.

Краткая характеристика стандартов второго поколения для основной школы по информатике Согласно предложенному проекту БУП основной школы на сайте ФГОС в основной школе на изучение предмета «Информатика и ИКТ» предусмотрено в 7, 8, 9 классе по 1 часу в неделю. Базисный учебный план вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (основное общее образование, очная форма обучения) изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагает в 8 классе1 час в неделю, в 9 классе 1 час в неделю Согласно проекту ФГО стандарта основного общего образования, разработанного к апрелю 2010 года, информатика включена в предметную область с названием «Математика и информатика» без четкого разграничения изучаемых тем по предметам

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в учебном году осуществляется (согласно ГОС – 2004 г. и областного БУП-2006) следующими этапами: 1) в 3-4 классах «Информатика и ИКТ» может изучаться в качестве модуля в рамках предмета «Технология»[1];[1] 2) в качестве самостоятельного учебного предмета «Информатика и ИКТ» изучается в 8 и 9 классах; 3) в 10–11 классах предмет "Информатика и ИКТ" может быть представлен на двух уровнях: базовом или профильном. [1] Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 г. 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» [1] Классы34 Модуль «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» ч. за два года обучения Начальная школа

В Белгородской области рекомендуется в начальной школе учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучать в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» с целью обеспечить всеобщую компьютерную грамотность. Согласно примерной программе начального общего образования по технологии (труд) модуль называется «Практика работы на компьютере» и на его изучение рекомендовано часов. К этому времени можно прибавить 10% резервного времени предмета «Технология» и получится 35 часов. В классном журнале все записи по изучению модуля производятся на странице предмета «Технология» и выставлением оценки по предмету «Технология». При условии выполнения программы по предмету «Технология» за 1 ч. в 3 кл., и 1 ч. в 4 кл., общеобразовательное учреждение может организовать изучение предмета «Информатика и ИКТ» по 1 часу в неделю в 3 классе и по 1 часу в неделю в 4 классе как самостоятельный предмет (за счет часов предмета Технология), с отдельной страницей в журнале и выставлением оценки за год по предмету «Информатика и ИКТ».

Основная школа Классы56789 Базовый уровень11112 за счет школьного компонента Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, областного базисного учебного плана «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе по 1 часу в неделю и в 9 классе – по 2 часа в неделю. Всего за два года обучения в основной школе – 105 часов. В 9 классе в системе предпрофильной подготовки возможно расширить границы предмета за счет элективных курсов по выбору учащихся. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах, но за счет компонента образовательного учреждения возможно изучать этот предмет в 5, 6, 7 классе. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики. Для непрерывного изучения предмета «Информатика и ИКТ» общеобразовательные учреждения должны при составлении учебных планов учитывать выделение часов на изучение предмета при переходе одного класса в другой из года в год т.е., если 5 класс в учебном году изучал предмет «Информатика и ИКТ», следовательно, в учебном году этот класс уже став 6, также должен изучать предмет «Информатика и ИКТ», а в учебном году, перейдя из 6 класса в 7 класс, учащиеся продолжают обучение информатики

Старшая школа Классы1011 Базовый уровень11 Профильный уровень44 В старшей школе вводится профильное обучение. Каждое общеобразовательное учреждение реализует свой профиль или несколько профильных направлений. В выбравших профилях предмет «Информатика и ИКТ» может быть представлен на одном из двух уровней – базовом или профильном. Преподавание информатики и ИКТ на профильном уровне осуществляется в классах физико-математического и информационно-технологического профилей, где учебный предмет «Информатика и ИКТ» является одним из профильных предметов. Преподается предмет «Информатика и ИКТ» из расчета 4 часа в неделю, всего ч. за два года обучения. Это означает, что обучение информатике и информационным технологиям осуществляется на повышенном уровне. Изучение предмета на профильном уровне может быть расширено за счет часов, отводимых на элективные курсы.

Выбор учебников в условиях перехода на ОС Linux На сегодняшний день сложилась следующая ситуация: в нормативных документах (государственный образовательный стандарт по информатике, примерные программы по информатике) не указывается название изучаемых операционных систем и прикладных программ, а в авторских программах и содержании учебников рассматривается изучение содержания информатики на примере ОС Windows и ее прикладных программ. На территории Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях лицензия по ОС Windows заканчивается 31 декабря 2010 г. С 1 января 2011 года реализуется переход на операционную систему Linux. Таким образом, учителям информатики и ИКТ при выборе учебников необходимо учесть, что все представленные УМК в Федеральном перечне ориентированы на изучение ОС Windows и ее прикладные программы. Из всех УМК в учебнике автора Угриновича Н.Д. есть практикум для ОС Linux. В связи с этим учителям информатики и ИКТ необходимо самостоятельно адаптировать содержание теоретических сведений (в сравнении двух операционных систем) и практических работ по изучаемым темам с учетом используемого программного обеспечения (приложение 2), работая по выбранной ранее авторской линии. Учебники переиздаваться в ближайшее время не будут. В помощь учителям информатики рекомендуется с сайта ПСПО для учреждений России по ссылке скачать учебные пособия, оформленные как практические руководства по ОС Linux и ее прикладным программам:

К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы элективных курсов; программы факультативных курсов; дополнительных образовательных курсов. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ. Рабочая программа обновляется ежегодно. Целью разработки Рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Рабочие программы составляются на основе (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»): примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

Учитель может внести изменения в составляемую рабочую программу не более чем на 20 % от вышеназванных программ. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ 1312 от Рекомендуемая примерная структура Рабочей программы включает следующие компоненты: 1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план); 5. содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 6. формы и средства контроля; 7. перечень учебно-методических средств обучения.

Оформление рабочей программы Титульный лист Рабочей программы должен содержать: - наименование образовательного учреждения; - гриф утверждения и согласования программы (таблица 1); - название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); - Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); - класс (параллель), в котором изучается учебный курс, - предмет, курс, дисциплина (модуль); - год составления программы. «Согласовано» Руководитель МО ___________Шашаев А.Г. Протокол ___ от «____»____________2009 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ ___ г. Белгород ___________ Королёва Н.В. «____»____________2009 г. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ __ г.Белгород __________Головинкина И.В. Приказ ___ от «___»____2009 г.

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается: - название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; - цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений[1];[1] - изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование; - название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения[2];[2] - количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований; [1][1] Задачи формулируются в соответствии с ФГОС и с учетом особенностей общеобразовательного учреждения. [2][2] Учебники, рабочие тетради, пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания.

- формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями). Компонент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» включается, если авторская учебная программа отсутствует, а Рабочая программа составлена на основе примерной (типовой) учебной программы и авторскому учебно-методическому комплекту. Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения (таблица 2). п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождени я Примечание

Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Рабочей программы включает краткое описание каждой темы (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. Структурный компонент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона. Перечень учебно-методических средств обучения, как компонент Рабочей программы, включают: основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

План работы ГМО на уч. год 4 тематических семинара по плану НМИЦ г. Белгорода Текущая и перспективная работа с аттестующимися для адекватной оценки их достижений Методическая поддержка молодых учителей Работа по сохранению высокого уровня олимпиадного движения по информатике в городе Выявление и поддержка учителей информатики, имеющих лучшие показатели по результатам ГИА и ЕГЭ, распространение их опыта работы Создание информационной базы по разделам сайта ГМО, развитие новых технологий взаимодействия пользователей городской Интрасети