Методическое обеспечение метапредметного компонента школьного образования Тралкова Наталья Борисовна - методист, старший преподаватель МИОО Кафедра информационных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Городской методический семинар Тема: «Метапредметные технологии как средство реализации современных целей образования» Южноуральск, 2012.
Advertisements

Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru galeeva-n.ru.
Научно-методическое сопровождение формирования метапредметных результатов образования обучающихся Е.А. Белорыбкина, заведующая кафедрой педагогики и психологии.
Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода СЕМИНАР,
Разработка метапредметного урока по естественно-научным дисциплинам в условиях перехода на ФГОС основной школы.
РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС. Знание (по Б.Д. Эльконину) 1.Знание – это не сведения. 2. Знание – средство преобразования ситуации. 3. Если знание мысленно.
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
Волгоград, Научно-методические принципы организации подготовки преподавателей естественнонаучных дисциплин к профессиональной деятельности в.
«..школа должна, в первую очередь учить детей мыслить-причем, всех детей, без всякого исключения» В. В. Давыдов.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Проектирование уроков развивающего обучения в свете достижения метапредметных результатов образования. Проектирование уроков развивающего обучения в свете.
Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Л.Н.Калинкина, педагог-психолог.
Современный урок. Что значит – современный? Виды образования: Традиционное Инновационное Шоковое Современный – отвечающий на вызовы времени.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
Статья по теме: «Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке немецкого языка»
Транксрипт:

Методическое обеспечение метапредметного компонента школьного образования Тралкова Наталья Борисовна - методист, старший преподаватель МИОО Кафедра информационных технологий и образовательной среды Москва 2011

Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., Важнейшая из задач, стоящих перед современным общим образованием, состоит в построении образовательной модели, ориентированной на конструирование прогрессивного будущего, на природо- и культуросообразное устойчивое развитие всех сфер человеческой деятельности [С 236.].

Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., Философской основой такой модели образования выступает идея социализации человека посредством учебной деятельности, обеспечивающей создание им образовательных продуктов, адекватных познаваемым сферам внешнего мира.

Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., Первоначальное задание в качестве образовательных объектов реальных, а не идеальных объектов познания, обучение способам познания реальных объектов и конструирования добываемых знаний позволяет ученику отыскивать и создавать знания об объекте, открывать идеальные теоретические конструкты – факты, понятия, закономерности.

Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., Осознавая созданные знания и применяя усвоенные способы познания, ученик фиксирует знания в виде личного образовательного продукта, который может быть использован для последующего познания мира [С. 244]. Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний (К. Д. Ушинский.)

Федеральный государственный образовательный стандарт standart.edu.ru Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся…

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Аксиологические (ценностные) Морально-этические Индивидуально личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Знаниевые (основа предметных знаний) Деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности) Компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой практике)

Определение понятия "Мета "– («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Предметная деятельность - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод); проектировочной (замысел, реализация, рефлексия); сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий); моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем). конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект); прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения). Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метапредметный уровень образования 1. Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих –его культурную идентичность, –социальную компетентность, –толерантность, –способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

2. Межпредметные понятия Вершину сложной и многомерной системы вербальных средств составляют общенаучные термины, предназначенные выражать категории и понятия, принципиально и продуктивно применимые ко всем областям научного знания, объединяющие в своем составе номинации логико-философских категорий, обладающих гносеологической универсальностью, а также категорий и понятий нового типа, возникших в результате математизации и кибернетизации, электронизации, информатизации науки, в результате интеграционных процессов и новейших методов исследования. Таковы, например, система, элемент, структура, функция, модель, парадигма, информация, управление, программа, надежность, адаптация, метод, фактор и др.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки: - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); - регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); - качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Методическое обеспечение 1.Книги Ю.Громыко по мыследеятельностной педагогике. 2.УМК «Школа 2100» (БАЛАСС) 3.Интернет 4.Пособия издательства «Учитель» («Современный урок»). 5.Личный опыт

Методические проблемы 1.Планирование учебного курса (русский язык, литература). 2.Целеполагание (формулирование цели, задач, темы урока). 3.Выбор формы урока. 4.Организация процесса учебной деятельности. 5.Создание коммуникативно-речевой среды. 6.Индивидуализация (проектирование индивидуальной траектории развития учащихся). 7.Активное использование внутрипредметных и межпредметных связей.