УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ 3» г. Чебоксары И.А.Ванюшкин 29 августа 2003 г. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения « МОУ СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель Программы – обеспечить развитие, доступность и обязательность, повышение качества, эффективность образования и безопасность обучающихся образовательного.
Advertisements

«Личность успешная по образовательному маршруту»..
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательного учреждение Столбовской средней общеобразовательной школы 2008 –
Раздел I Паспорт Программы развития Раздел II Содержание программы Раздел III Цель, задачи, основные направления, этапы программы развития, Раздел IV основные.
Проект «Школа будущего» Проблема стоящая перед школой до 2015 года: сохранение уровня качества образования и существующей динамики инновационной деятельности.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ гг. Авторы: Ходаков В.В.директор школы Лобкова Т.Н., зам.директора по учебно-воспитательной работе Писарева М.В.,
ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ: 1.ГАРМОНИИ 2.ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ 3.СВЯЗЬ С ДЕТСКИМ САДОМ,СЕМЬЁЙ 4.ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5.НАПРАВЛЕННОСТЬ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ,СВЯЗЬ.
ЦЕЛЬ: создание воспитательно- образовательной среды и условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования. создание.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 г. Обнинска Стратегические направления развития школы.
Автор программы: Соловьева Е.В. – директор Радостева Л.П. - заместитель директора по УВР.
Приоритетные проблемы школы. 1. Проблема повышения мотивации учащихся: недостаточный уровень познавательных интересов учащихся, недостаточный уровень.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
ПРОГРАММА развития муниципального образователь-ного учреждения Кораблинской сред-ней общеобразовательной школы имени Героя РФ И.В. Сарычева «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ-
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа 46» является муниципальным казенным образовательным учреждением. Осуществляет свою деятельность в соответствии.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Транксрипт:

УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ 3» г. Чебоксары И.А.Ванюшкин 29 августа 2003 г. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения « МОУ СОШ 3» Г. Чебоксары на годы

РАЗДЕЛ I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Настоящая программа определяет общую стратегию развития школы, основные направления деятельности по её реализации, позволяет привести систему образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности, обеспечивает целостность школьной системы. Нормативно - правовая база для разработки программы развития школы: - Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании»; - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; - Типовое положение об общеобразовательной школе; - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»; - Конвенция о правах ребёнка; - Устав муниципального образовательного учреждения. - Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от г. - Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. -Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

РАЗДЕЛ II. ВВЕДЕНИЕ Программа развития МОУ «СОШ 3 г. Чебоксары» на годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно - воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии. Школа должна помочь ребёнку удовлетворить свои образовательные запросы, своё человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения. Образовательное учреждение ориентировано на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с у чётом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебно-воспитательной и воспитательной работе. В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы с профильным обучением, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединённых в выделенных приоритетах: личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), её самооценка, развитие; гуманизм, как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе. Модель адаптивной школы с профильным обучением - воспитательно - образовательное учреждение, которое «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды» (Е.Я. Ямбург). Виды адаптации: психологическая; социальная; технологическая; физиологическая; экономическая; бытовая; политическая; правовая.

РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ Открытие школы. Средняя школа 3 г. Чебоксары необычная. Она имеет двойную историю. Истоки 3-й школы начинаются на берегу живописной реки Волги год, ноябрь, 29 число. Постановлением Президиума Чебоксарского Горсовета вновь открывающаяся школа в городе получила порядковый 3 и названа именем Н.К. Крупской. Старая школа на Волге находилась по улице Калинина. С 1939 года по 1978 год средняя школа 3 на Калинина 43 раза провожала в большую жизнь своих питомцев. Несмотря на все трудности, коллектив учителей усердно трудился над воспитанием подрастающего поколения, что было отмечено Верховным Советом Чувашской АССР. Школа была награждена почетной грамотой. За самоотверженный труд по воспитанию и обучению детей 32 учителя школы награждены орденами и медалями. Неизгладимый след в жизни человека оставила Великая Отечественная война. С первых дней и до последнего часа дружный, слаженный коллектив средней школы 3 помогал стране ковать победу. Дружно действовали тимуровские отряды, оказывая помощь семьям фронтовиков. Учащиеся школы собирали для солдат и отправляли посылки с теплыми вещами. Собрали и сдали: на строительство танка «Пионер Чувашии» р., на бронепоезд – 9910 р. Школа 3 на Калинина стала инициатором в республике сбора средств на строительство танка «За счастливое детство» год. За помощь Красной Армии школа 3 получила правительственную телеграмму от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина: «…Прошу передать учащимся и учителям Чебоксарской школы 3, собравшим средства на строительство танка «За счастливое детство», мой горячий привет и благодарность Красной Армии. И.В. Сталин» На фронтах войны сражались свыше двухсот воспитанников школы. Большинство из них награждены орденами и медалями, а выпускнику школы Сапожникову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза год. В поселке Южный г. Чебоксары завершилось строительство очередной школы. Этой, вновь открывающейся школе, было суждено принять эстафету от передовой школы 3 по ул. Калинина. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» - образовательное учреждение, которое решает следующие задачи: обеспечение образовательных стандартов образования, удовлетворение запросов и потребностей учащихся на образовательные услуги (предпрофильная подготовка, профильное обучение); создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития личности. Образовательное учреждение было открыто в 1979 г.

Проектная мощность ученических мест. Школа имеет центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию. Непосредственное соседство с детской библиотекой им. Х. Степанова, с Детской школой искусств 4, Домом культуры УПП ВОС, базой ОМОНа МВД Чувашской Республики способствует расширению возможностей учебно - воспитательного процесса. МОУ «СОШ 3 г. Чебоксары» располагает: 43 учебными кабинетами, спортивным залом площадью 305,2 кв.м, спортивной площадкой, учебными мастерскими: слесарной, столярной, обслуживающего труда, медицинским кабинетом, актовым залом, пришкольным участком площадью 0,8 га, библиотекой с общим фондом книг и учебников, кабинетом основ информатики и вычислительной техники, столовой на 200 посадочных мест, гаражом. Имеются музеи: Боевой Славы, Мемориальный музей Н.Я. Бичурина, чекистской Славы, Мемориальный музей Рихарда Зорге, музей истории школы. Режим работы школы - одна смена, начальная школа обучается по пятидневной учебной неделе, учащиеся 5-11-х классов - по шестидневной, продолжительность урока - 40 минут. В настоящее время в школе обучаются 720 учеников: школа 1 ступени (1-3 классы) – 140 человек; школа 2 ступени (5-9 классы) человек; школа 3 ступени ( классы) – 141 человек. В школе 29 класс-комплектов: школа 1 ступени (1-3 классы) - 6 классов-комплектов; школа 2 ступени (5-9 классы) - 17 классов-комплектов; школа 3 ступени ( классы) – 6 классов- комплектов. Методическая тема школы: «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании» Педагогический коллектив школы. В МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» работают 57 педагогов. Из них 2 учителя имеют высшую категорию, 24 учителя имеют первую категорию, 27 учителей имеют вторую категорию. Имеют почетные звания: Заслуженный учитель ЧР – 2 Отличник народного просвещения – 5 Почётный работник общего образования РФ – 2 Наличие в штате: административных работников – 5; педагог-психолог – 1; старший вожатый – 1; социолог-1, логопед-1. Штат педагогов укомплектован полностью. Вакансий нет.

Социальная среда рассматривается педагогами школы как один из ресурсов, определяющих социальные потребности детей и родителей. Всего родителей чел. Из общего числа семей 77,4 % полные семьи 22,6 % неполные семьи Социальный состав родителей: Рабочие___________________________________45 % Служащие_________________________________18,4 % Предприниматели__________________________ 17,6% Пенсионеры_______________________________3% Безработные_______________________________6% Образовательный уровень родителей: Имеют высшее образование 18,4% Среднее специальное 27,6% Среднее 42,4% Неполное среднее 11,6%

Анализ состояния здоровья по результатам изучения внутришкольной медицинской документации показывает, что в школе 18% учащихся имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Исходя из медицинских карт учащихся установлено, что наибольшее число заболеваний приходится на подростковый возраст. Уровень здоровья и физического развития Хро нич. тонз илл ит в % от обще го числ а Сер дечн о- сосу дист., в % от обще го числ а Пуль моно - логи ческ ие в % от общег о числа Гас тро - энт оро л. в % от общ его чис ла Пи ел о- ни фр ит в % от об ще го чис ла Бр он хи- аль ная аст ма, в % от об щег о чис ла Нару шени е осан ки, в % от общег о числа Хир ург и- чес кие, в % от общ его числ а Пр оч ие заб оле в. в % от об щег о чис ла 12,71,61,20,1 2 0,21,40,050,060,6 7

В МОУ « СОШ 3» работают творческие педагоги, которые используют в УВП современные образовательные технологии, а именно: технологии уровневой дифференциации; проблемное обучение; использование национально-регионального компонента в обучении и воспитании и др. Материалы по обобщению педагогического опыта учителей школы находятся в методическом кабинете школы. (Папки «Из опыта работы»). Ежегодно педагоги школы повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации при Чувашском Республиканском институте образования. Так в прошедшем учебном году на курсах побывало 6 педагогов, в текущем - 5. Традиции школы За 24 года существования школы многие проводимые мероприятия стали традиционными. При их подготовке ярко проявляется коллективное творчество учащихся, преподавателей, родителей и выпускников. Наряду с праздниками, характерными для любого образовательного учреждения, такими, как День Знаний, посвящение в первоклассники, Последний звонок и др., традиционными стали: торжественные мероприятия, посвящённые памятным событиям в истории России, республики и города ; предметные недели, месячники с проведением популярных интеллектуальных игр «Звёздный час», «Счастливый случай», «КВН», «Колесо истории» и др. спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»; осенние и новогодние балы, вечера встречи с выпускниками ; Чествование ветеранов педагогического труда; Вахта памяти, митинг, встречи с ветеранами ВОВ, посвящённые Дню Победы; Встречи с ветеранами Афганских событий; Встречи с сотрудниками федеральной службы безопасности Чувашской республики.

–РАЗДЕЛ IV. АНАЛИТИКО ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Анализ учебно-воспитательного процесса и других аспектов многолетней работы школы позволил выявить ряд противоречий объективного и субъективного характера, сложившихся в предыдущие годы. 1. Анализ внешних факторов. Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырехлетняя начальная школа; относительная завершенность общего образования в основной школе; возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни. Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной, переход образования на государственные стандарты требуют от школы совершенствования, изменения от педагогов – становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета. Существующие проблемы нынешней массовой школы, на наш взгляд, выражаются в следующих противоречиях: –между предметной структурой образования и необходимостью получения интегрированных результатов воспитания, обучения и развития школьников; –между требованием овладеть единым уровнем среднего образования и необходимостью удовлетворить индивидуальные запросы и интересы учащихся; –между возрастающим объёмом полученной информации, которую необходимо отразить в учебных предметах и перегрузкой учащихся; –между организуемым процессом воспитания и дополнительного образования, как сферой самореализации школьника и учебным процессом, как сферой строгой регламентации его деятельности.

Кроме того: показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны; нивелируется индивидуальность детей. На уроках преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, "безличный " подход к учащимся; сохраняется чисто формальная, "зуновская" ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка; слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса; недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе. Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым: выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка; создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития; интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, творческие объединения, клубы, секции, студии); создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления; формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения; создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории. Перспективная численность контингента на 4 последующих года Учебный год Кол-во учащихся

В связи с этим можно выделить следующие проблемы: снижение численности контингента учащихся в связи с общей демографической ситуацией в городе, отсутствием новостроек, близостью Аэропорта; недостаточное внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Пути решения проблем: - привлечь в школу учащихся из других микрорайонов путём создания условий для профильного обучения и расширенного изучения различных предметов; -направить учителей на курсы повышения квалификации в области практического применения информационных технологий; -открытие экспериментальных площадок.

2. Анализ внутренних факторов. Основным результатом образования, как отмечается в программе модернизации российского образования, должна стать ни система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Положительным в работе школы являются следующие моменты: достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал; односменность режима работы. система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе; начало формирования ученического самоуправления; система и координация деятельностью всех структур коллектива администрацией школы; соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса; гражданско – нравственная и патриотическая направленность воспитательной системы Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины: недостаточная подготовленность педколлектива к инновационным процессам; недостаточная материально – техническая база; низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться, особенно в основной школе; самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание на школу воспитательных функций.

Оценка эффективности работы школы показала, что наряду с достижениями существуют и проблемы, требующие решения. Школа только частично удовлетворяет потребности учащихся и запросы родителей по уровню учебно- воспитательного процесса. Результаты опроса учащихся и их родителей: 1. Процент удовлетворённости деятельностной стороной образовательного процесса (преподавание) составил: Учащиеся - 75%, Родители - 78% 2. Процент удовлетворённости организационной стороной деятельностного процесса (режим занятий, материально- техническое оснащение) составил: Учащиеся - 68%, Родители - 82% 3. Процент удовлетворённости управленческой стороной (создание условий для творческой деятельности учащихся, учёт мнения учащихся) составил: Учащиеся - 75%, Родители - 83% В рамках реализации программы предпрофильного обучения на 2-й и 3-й ступени образования планируется разработка и использование программ элективных курсов, ориентирующих на знаниевое содержание будущей деятельности, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к вступительным экзаменам по русскому языку, математике, информатике и т.д. Элективные курсы соответствуют пожеланиям учащихся, дополняют практическую направленность учебных программ, что позволяет в большей степени удовлетворить образовательные потребности учащихся. Результаты диагностики выбора профиля дальнейшего обучения Профили обучения Учебный год Физико-математический20 чел.23 чел. Гуманитарно- филологический 30 чел25 чел. Информационно- технологический 4 чел5 чел. Технологический6 чел5 чел Универсальное обучение (непрофильное) 37 чел40 чел.

Вывод: в целях реализации социального заказа родителей и интересов учащихся в уч. году будут открыты физико-математический класс и гуманитарно-филологический класс, что является показателем реализации пункта программы развития адаптивной школы с профильным обучением. Скорректировать выбор профиля дальнейшего обучения учащимся будут помогать занятия с психологом школы и профориентационная работа. Перспективные задачи: Расширить количество предлагаемых профилей обучения. Установить партнёрские отношения с профессиональными учебными заведениями города. Активно внедрять информационно-коммуникационные технологии в обучении, в т.ч. Интернет - ресурсы. Анкетирование учащихся и их родителей свидетельствует о том, что наиболее востребованными являются следующие направления профилизации: физико - математический, гуманитарно- филологический профили. Опрос учащихся 10-х классов, занимающихся предпрофильной подготовкой, показал, что они отдают предпочтение инновационным, а не традиционным формам и методам обучения: Исследовательско-экспериментальная деятельность - 75%; Проектная деятельность - 52%; Деловые, ролевые игры - 61%; Обучение в практической деятельности - 40%. Для решения указанных проблем педагогический коллектив школы считает необходимым ввести два стандарта содержания образования. Это стандарт обязательной общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый школьник – "ученик должен" и стандарт повышенной подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик – "ученик может". Организация учебно – воспитательного процесса, основанного на дифференциации, предполагает: 1. Воспитание индивидуальности – создание условий для выбора содержания учебного материала в соответствии с собственными интересами личности, своими возможностями. 2. Воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума – использование возможностей каждого члена социума для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, последующего профессионального самоопределения. Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к современной социальной среде. С другой стороны, школа не обеспечивает полностью противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний. В связи со всем вышесказанным считаем необходимым и приемлемым создание модели адаптивной школы с профильным обучением.

РАЗДЕЛ V. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Наша школа, как и всё российское образование, стоит на пороге перемен. Какими они будут? Возможно ли решение глубоких проблем образования на уровне отдельно взятой школы? Педагогический коллектив МОУ «СОШ 3» считает одним из важных путей выхода из сложившейся ситуации создание модели «Адаптивная школа с профильным обучением». Адаптивная школа с профильным обучением - система, которая является открытой, гибкой, своевременно реагирующей на возможности и потребности детей, родителей, общества в целом. Программа ориентирована на осуществление образовательной деятельности с учётом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей каждого участника педагогического процесса, образовательных потребностей и возможностей школьников и их семей путём создания в школе адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ученика. Важнейшим условием развития личности является перевод его с позиции объекта воспитания и обучения в субъект самоуправления. Воспринимая ребёнка таким, какой он есть, со своими «слабыми» и «сильными» сторонами, но, ориентируясь на его индивидуальность, педагогический коллектив школы должен создать условия для самореализации личности с одной стороны, а с другой предупредить развитие негативного в личности каждого школьника. Стратегическая цель программы – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом путем введения в учебно – воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Поэтапное преобразование школы в образовательное учреждение с высоким уровнем образования, развитой дифференциацией обучения. Обеспечение вариативности учебных планов и программ. Обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям, на базе содержания образования за счет использования лучших государственных программ, рекомендованных Министерством образования, и за счет профильного изучения ряда предметов (введение профилей: физико-математического, оборонно-спортивного, гуманитарного, информационно-технологического). Определение оптимального содержания образования, новых образовательных технологий обучения с учетом требований современного общества к выпускнику школы и особенностей школы. Формирование творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни, способной к самообразованию, самоконтролю и самосовершенствованию. Укрепление кадрового потенциала, формирование творчески работающего коллектива школы. Совершенствование воспитательной системы школы: развитие творческой, созидающей деятельности. Обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, отработка здоровьесберегающих технологий, пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни через формирование активной позиции ребенка по отношению к своему здоровью. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения её эффективного развития. Миссия модели адаптивной школы с профильным обучением: Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. Содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей.

Цель программы: Реализация моделей развития, ориентированных на личностное самосознание, профессиональное самоопределение, творческую реализацию, культур­ную идентификацию ребенка, а также его адаптацию и социализацию к жизни сообщества. Для реализации данной цели педагогический коллектив школы решает следующие задачи: 1) развитие школы как гибкой, вариативной, открытой образовательной системы; 2) внедрение и реализация инновационных технологий, направленных на ее совершенствование; 3) диагностика и формирование запросов и возможностей всех участников об­разовательного процесса; 4) интеграция учебной и воспитательной деятельности школы; 5) научно-методическое сопровождение педагогов, формирование корпора­тивной культуры членов школьного коллектива; 6) модернизация системы управления на основе принципов открытости; 7) рациональное использование ресурсов, развитие материально-технической базы школы; 9) социальная поддержка и продвижение всех членов школьного коллектива; 10) всесторонний мониторинг учебно - воспитательного процесса в школе. Характеристика нового управляемого объекта С точки зрения педагогического коллектива школы решить наиболее эф­фективно задачи, стоящие перед современным образованием позволяет путь ре­формирования традиционной школы в адаптивную модель с профильным обучением. Реализация Программы развития школы на гг. позволит выполнить поставленную на данный период задачу - завершить создание в обра­зовательном учреждении модели адаптивной школы с профильным обучением. Структура ОУ является многофункциональной, деятельной, самоуправ­ляемой и корректируемой, Основными приоритетами развития школы на новый период являются: использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения; создание здоровьесберегающей и безопасной среды; обновление модели воспитательной работы модернизация структуры управления школой; создание всесторонней системы поддержки учащихся.

На основе анализа учебно-воспитательной работы школы были выделены направления образовательного процесса, которых должны коснуться системные изменения: содержание образования: –усиление интеграции образования в общество, рынки труда, повышение его соци­альной востребованности; –обновление содержание образования в плане усиления его гуманизации и гуманита­ризации; –принятие понятия содержания образования как системы: знания - индивидуальный способ дея­ тельности - опыт ценностных отношений; –усиление значимости досуговой воспитывающей функции; –организация эффективного научного консультирования педагогов по вопросам до­полнительного образования; –оптимизация условий для самореализации личности учащихся в различных сферах дополнительного образования, досуговой деятельности с целью ее социальной адаптации; –готовность выпускника школы к активной самостоятельной жизни в современных условиях; учебная деятельность адаптивной модели с профильным обучением школы предполагает: социально - психологическую и интеллектуально - духовную подготовку детей к обучению в школе; осуществление разноуровневого начального образования; вариативное обучение в основной школе; обеспечение полноценного дифференцированного среднего образования. Система разноуровневого, вариативного образования является гиб­кой и предусматривает не только преемственность между ступенями обучения, но и возможность перехода учащихся в классы другого уровня. С целью переноса акцента в процессе обучения преподавания на активи­зацию процесса осмысленного учения необходимо: опережающее развитие школьной психологической службы (психологическое консультирование, психодиагностика и психотерапия); объединение творческих усилий учителей с психологом для достижения целей гуманизации образования; всемерная психологизация процесса образования, опирающаяся на повыше­ние уровня психологической культуры учителя.

Усовершенствование образовательных технологий: –использование деятельностно-практического способа обучения, который предпола­гает организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся и применение активных форм обучения; –внедрение новых педагогических технологий, направленных на инициирование и развитие творческой активности учащихся. Система методической работы. Адаптивная система школьной методической службы предполагает учет: динамичности социально-культурной ситуации в обществе, противоречий между действующей системой методической службы и реальными по­ требностями педагогов; принципа демократизации при создании условий для расширения и стимулирования творчества педагогов. Система воспитательной работы по её приоритетным направлениям будет обеспечена: –системой диагностики и мониторинга состояния здоровья школьников, динамики их личностных качеств; –развитие просветительской работы по правовым, экономическим, историческим знаниям; –организацией деятельности школьников по оказанию помощи представителям старшего поколения, другим социальным категориям жителей города; –развитием материально-технической базы воспитательной работы; –реализацией творческих проектов учащихся на школьном, районном, областном уровнях; –процессами интеграции основного и дополнительного образования; –системой профессиональной ориентации и подготовки; –развитием структуры ученического самоуправления.

Система дополнительного образования будет нацелена на решение следую­щих задач: сохранение сети дополнительного образования, конструктивное изменение спектра дополнительных образователь­ных услуг в соответствии с потребностями учащихся и их родителей; последовательная дифференциация образования, индивидуализация содер­жания, форм и методов образования; демократизация и гуманизация школьной жизни, физическое оздоровление детей. Наряду с внешней дифференциацией на всех ступенях обучения использу­ется внутренняя. На I ступени обучения педагогический коллектив начальной школы при­зван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества; смотивироватъ интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые на­ выки творчества на основе положительной мотивации к учению; обеспечить прочную базисную общеобразовательную подготовку школьни­ков, раннюю языковую подготовку, изучение фундаментальных понятий информатики; сформировать нравственные понятия и представления. На II ступени обучения, представляющей собой продолжение формирова­ния познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится: –заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необ­ходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способно­стей и возможностей; –внедрить новые элективные курсы и профильное обучение в соответствии с вы­ бранными направлениями развития школы; социальным заказом родителей и учащихся; –создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познава­тельно - преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе.

Образование на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом средней (полной) школы следующих задач: завершить начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей; сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профес­сиональному и личностному самоопределению; обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекуль­турного развития; развить способность и потребность личности к нравственному и духовному самоусовершенствованию.

Модельное представление адаптивной школы с профильным обучением Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие ребёнка, с профильными классами на III ступени обучения, обладающее своей системой воспитания гуманистического типа с сетью кружков и секций во II смену, позволяющим школьнику найти себе занятия по своим интересам. Цель воспитательной системы - поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, для обеспечения самопознания, самоопределения, самореализации, саморегуляции, самосовершенствования на каждом возрастном этапе его развития. Систему школьного воспитания мы делим на 3 этапа: Раскрытие личности (1 - 4 кл.); Развитие личности (5 - 9 кл.) Становление и самоактуализация личности ( кл.). Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами.

Модель выпускника МОУ «СОШ 3» Направления Критерии Начальная 1 – 4 кл.Основная 5 – 9 кл.Средняя (полная) 10 – 11 кл. Гражданские качества - знание своих прав и обязанностей; - долг и ответственность перед семьей и школой; - осознанность своих поступков; - патриотизм; - правдолюбие. - знание своих прав и обязанностей; - иметь свое мнение; - умение принимать решение; - любовь к родному посёлку, краю; - бережное отношение к природе; - уважение к традициям народа. - знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать; - активная гражданская позиция; - умение ориентиро-ваться в общественно-политической жизни страны; - принципиальность; - патриотизм. Нравственные качества - понятие чести, достоинства; - выдержка; - умение жить в коллективе; - взаимопонимание и взаимовыручка. - доброта; - милосердие; - взаимовыручка; - честность; - порядочность; - понимание другого человека; - уважение к старшим; - здоровый образ жизни; - уважительное отношение к чужому труду; - гуманизм; - любовь к школе; - обязательность. - гуманизм; - честность; - бескорыстность; - справедливость; - трудолюбие; - самоуважение; - порядочность; - доброжелательность. Интеллектуальные способности - сформированный запас знаний, умений, навыков; - использование знаний, умений, навыков на практике; - понимание, что учеба - это труд. - стремление к познанию; - расширение своего кругозора; - умение анализировать; - самостоятельность мышления; - любознательность; - способность к самообразованию. - эрудированность; - умение применять знания в жизни; - владение новыми информационными технологиями; - творческий подход к делу; - самокритичность; - способность к самосовершенствованию. Общая культура- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям; - чувство прекрасного; - внешний опрятный вид. - владение нормами культуры поведения; - приобретение навыков этикета; - приобщение к художественным ценностям; - знание норм морали; - уважительное отношение к прошлому. - владение нормами морали и культурного поведения; - знание общечеловеческих ценностей; - культура общения; - культура умственного труда.

РАЗДЕЛ VI. СТРАТЕГИЯ (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН) И ТАКТИКА (ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ) ПЕРЕХОДА К ЖЕЛАЕМОМУ БУДУЩЕМУ. Вся работа по реализации данной программы направлена на достижение нового качества образования в условиях адаптивной школы с профильным обучением. Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие направления деятельности, связанные с дальнейшим развитием школы. I. Организационная деятельность. Деятельность педагогического коллектива, направленная на улучшение учебного процесса. На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей конце каждого учебного года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование. Координацию и контроль за выполнением Программы, администрация школы оставляет за собой. В результате деятельности педколлектива на 1 ступени (начальная школа) уделяется внимание: общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей; обновлению и коррекции учебных программ с учетом перехода на четырехлетнее обучение; тесной связи учителя с семьей; К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы. В результате деятельности педколлектива на 2 ступени (основная школа) уделяется внимание: сохранению и укреплению здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни); формированию прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук; повышению мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей; формированию коммуникативных и рефлексивных навыков; выявлению способностей и наклонностей учащихся с целью выбора дальнейшего профиля обучения или выбора предмета, по которому будет углубление; дифференцированной работе с родительской общественностью; вовлечению учащихся в кружки, творческие объединения, клубы и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.

В основной школе осуществляется индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в органы школьного самоуправления. В результате деятельности педколлектива на 3 ступени (средняя школа) уделяется внимание: формированию научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования; развитию потребности к самосовершенствованию, формированию способностей к самостоятельному добыванию знаний; открытию профильных классов социальной и предпрофессиональной адаптации; установлению непосредственных контактов с ВУЗами, колледжами и ПУ; организации и работе в органах ученического самоуправления. В итоге должны быть обеспечены: 1)усвоение государственных стандартов образования в условиях адаптивного и профильного обучения в старших классах; 2) профессиональная ориентация; 3)приобретение знаний для продолжения образования; 4)социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления; 5) формирование готовности выпускников к рациональному поведению в экономически-правовой среде.

II. Работа с кадрами. Создавать условия для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку. Совершенствовать систему поощрения творчески активно работающих сотрудников. Создать комфортные здоровьесберегающие условия для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы. Создать психологически комфортные условия. Формировать новое профессиональное мышление. Обеспечить более активное внедрение в практику современных образовательных технологий всеми педагогами школы. III. Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса. Совершенствовать учебные планы и программы по предметам. Развивать взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей, интеграции. Возрождать традиции общественного воспитания. Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.

IV. Инновационная деятельность. Создать модель адаптивного обучения школьника через установление равного доступа к максимально возможному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, а также существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ. Создание единого информационного пространства учебного заведения, путем максимальной компьютеризации и интернетизации учебно-воспитательного процесса. V. Развитие творческих способностей учащихся. Привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, научным конференциям, интеллектуальным марафонам, выставкам на школьном, районном, городском, региональном, всероссийском уровне. Создать творческую атмосферу в школе путем введения элективных курсов, творческих объединений, клубов, кружков, музейно- экскурсионных работ. Моделировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности. Организовать публикацию творческих работ учителей и учащихся в методических и научных изданиях, на сайте школы. Выявление реальных потребностей учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности.

VI. Формирование физически здоровой личности. Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся. Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья, оптимизации учебно-воспитательного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей. Совершенствовать организацию питания учащихся. Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности развития. VII. Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом. Формировать систему индивидуальных консультаций с психолого- педагогической службой, тематических родительских собраний, дней «открытых дверей», общешкольных собраний. Повышение психолого-педагогических знаний родителей через открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через родительские собрания, организацию кружков, творческих объединений, секций, клубов, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы, индивидуальное шефство над неблагополучными семьями. Участие родителей и общественности в управлении школой через Попечительский совет школы.

VIII. Материально – техническая база. Совершенствовать качество системы образования, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями, интерактивными средствами. Приобрести 15 компьютеров. Приобрести спортивный инвентарь (лыжи, мячи, маты, спортивные снаряды). Обновить мебель в 50% школьных помещений, учитывая новые требования санитарных норм. Пополнить кабинет обслуживающего труда швейными машинами. Создать медиатеку. Изыскать средства для развития системы дополнительного образования. Открыть стоматологический кабинет для учащихся. Систематизировать работу методической службы, знакомя учителей с новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями. Максимально компьютеризировать учебные кабинеты.

Переход к адаптивной школе с профильным обучением будет осуществляться постепенно, на основе уже имеющихся в режиме функционирования наработок школы, путём поэтапного внедрения преобразований и переход в режим развития. Весь переходный период планируется на 5 лет и будет проходить в 3 этапа: 1 этап (подготовительный) гг. Разработка программы развития школы, создание условий, необходимых для обеспечения разработки и внедрения программы развития. 2 этап (основной) гг. Создание структуры адаптивной школы с профильным обучением, внедрение новой системы управления, изучение и внедрение новых педагогических технологий, мониторинг образовательного и воспитательного процессов. 3 этап (завершающий) гг. Подведение итогов, обобщение опыта работы. Более детально основные направления преобразований на каждом этапе сведены в следующую таблицу.

ЭтапНаправление преобразований Способы реализации I. Адаптивная школа (подготовительный этап) 2002 – 2003 гг. 1. Разработка программы развития школы 1.Диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление его сильных и слабых сторон. 2.Анализ социального заказа школе (анкетирование родителей, учащихся, учителей, выявление требований социума и т.д.). 3.Выявление противоречий между требованиями социального заказа и результатами учебно-воспитательного процесса в школе, т.е. выявление проблемы. 4.Разработка нормативно-правовой базы для осуществления нововведений. 5.Постановка цели и её конкретизация в формулировании задач эксперимента. 6.Разработка программы развития адаптивной школы с профильным обучением, обоснование её актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов. 7.Определение сроков апробации модели, критериев, методов оценки промежуточных и конечных результатов. 8.Разработка плана поэтапного перехода школы из режима функционирования в режим развития. 2. Создание условий, необходимых для разработки и освоения программы развития 1.Работа с кадрами 2.Разработка Положения о профильном обучении. 3.Апробация системы предпрофильной подготовки. 4.Работа по выбору профилей обучения через анкетирование учащихся 7-ых классов и их родителей. 5.Организация физико-математического и гуманитарно- филологического классов.

II. Школа – экспериментальная площадка (основной этап) 2003 – 2007 гг.) 1. Формирование содержания деятельности 1.Создание системы непрерывного образования и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. 2.Ликвидация перегрузок учащихся за счёт процесса интегрирования. 3.Переход к личностно ориентированному подходу в учебно-воспитательном процессе, в основе которого диагностика уровней здоровья, интеллектуального развития, обученности и воспитанности каждого ребёнка. 4.Обновление содержания образования, совершенствование личностно ориентированного образования, разноуровневого и дифференцированного обучения. 5.Дальнейшее совершенствование профильной дифференциации. 6.Создание постоянно действующей системы социально-психологической помощи учащимся и их родителям. 7.Освоение содержания профильного обучения по следующим направлениям: физико- математический, гуманитарно-филологический, информационно-технологический, технологический; оборонно-спортивный профили. 8.Дальнейшее совершенствование преемственности в обучении и воспитании детей, преодоление психологического прессинга при переходе детей с одной ступени образования на другую.

2. Внедрение новых педагогических технологий 1. Разработка всеми учителями с помощью психолога психосберегающих технологий. 2. организация учебного процесса, предполагающая применение различных форм организации обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной 3. Разработка и апробация системы использования информационно- компьютерных технологий, обеспечивающих развитие творческой познавательной деятельности учащихся. 1.Распространение опыта работы педагогов по применению новых информационных технологий в процессе обучения на районном, городском уровнях. 2.Участие в конкурсах педагогического мастерства. 3.Внедрение в практику работы школы проектно- исследовательской деятельности. 3. Мониторинг образовательных и оздоровительных процессов в адаптивной школе с профильным обучением 1. Мониторинг качества образования 2. Анализ уровня воспитанности, профессиональной ориентации, эмоциональной комфортности и морального удовлетворения учебно-воспитательным процессом педагогов, учащихся, родителей адаптивной школы с профильным обучением. 4. Укрепление материально- технической базы 1. Переоснащение кабинетов физики, химии, биологии, начальных классов. 2.Оснащение медиатеки. 3.Оснащение кабинетов современными техническими средствами (ксерокс, сканер, телевизоры, видеомагнитофоны, мультимедиапроектор). 4.Пополнение учебными программами и программами дополнительного образования школьной медиатеки. 5. Приобрести лабораторное оборудование для кабинетов химии, физики, биологии. 6. Приобрести аппаратуру для актового зала. 7. Оборудовать тир. 8. Оборудовать кабинет хореографии. 9. Приобретение спортивного инвентаря.

III. Адаптивная школа с профильным обучением (завершающий этап) 2007 – 2008 гг. Подведение итогов работы адаптивной школы с профильным обучением 1. Подведение итогов, мониторинг и корректировка реализации программы развития. 3. Определение перспектив и ресурсов дальнейшего развития. 4. Переход эксперимента в научно поставленный опыт школы.

Ожидаемые результаты При условии успешного решения поставленных перед коллективом адаптивной школы с профильным обучением задач предполагается получение следующих результатов: Создание условий для возникновения новой учебно-организационной структуры, которая успешно реализует внедрение инновационных технологий в учебно – воспитательный процесс, способствует развитию ключевых компетенций, проводит опытно - экспериментальную, научно- методическую и исследовательскую работу. Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы за счет реализации предпрофильного и профильного обучения, социально - психолого- педагогического сопровождения. Создание центра сетевого взаимодействия школы с общеобразовательными учреждениями города, высших и среднеспециальных учебных заведений. Создание единого функционального комплекса образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих благоприятные условия для развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами. Улучшение общего психического состояния детей, снижение уровня тревожности как результат целенаправленной работы педагогического коллектива под руководством психолога на основе психосберегающих технологий. Повышение рейтинга адаптивной школы с профильным обучением среди жителей района.