ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Сознание..
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Подготовил Голобородько Евгений.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Тема 2. История исследования малой группы. Основные теоретические подходы в зарубежной психологии малых групп: - бихевиоризм - когнитивизм - психоанализ.
Презентация на тему: Индивид.Индивидуальность. Личность. Выполнила: Бирюкова Алёна 10 класс.
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
Индивид, индивидуальность, личность Сильная личность осознает мотивы, которые ей движут, придерживается их твердо и терпеливо добивается их осуществления,
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Презентация по обществознанию по теме: Сознание
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна

В ОПРОСЫ : 1. Понятие сознания и его формы 2. Основные теории сознания 2.1 Дуализм, идеализм и материализм 2.2 Функционализм 2.3 Теория отражения

С ОЗНАНИЕ высшей формой отражения, высшей формой развития того свойства, которое присуще всей материи, но проявляется на разных уровнях структурной организации материи по-разному.

В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, осознавать предмет (Г.В.Ф. Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще.

Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. Если нет сознания, то для нас нет ничего. Сознание интенционально (направлено на что-либо) (Э. Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то].

1. В ЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ : самосознание как сознание сознанием самого себя, самосознание рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), рассудок разум как самосознающий рассудок разум дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. дух Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость.

Ф ИЛОСОФИЯ ПЫТАЕТСЯ ОТВЕТИТЬ НА ДВА ОСНОВНЫХ ВОПРОСА О СОЗНАНИИ : какова природа сознания? как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом? Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом. Позднее - понятие получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия.

2. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ : Дуализм и монизм Идеализм Материализм Функционализм

Д УАЛИЗМ Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм ( Гиперуранция – мир «по ту сторону неба» ). Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей.

В классическом виде теория была сформулирована французским мыслителем XVII века Рене Декартом. Декарт считал, что мир состоит из двух родов субстанций : материальной и духовной. При этом основным атрибутом материи является протяженность, а основным атрибутом духа - мышление. С этой точки зрения, человек представляет из себя сочетание протяженного тела и мыслящего духа.

М ОНИЗМ философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. Направления: идеализм материализм

И ДЕАЛИЗМ теория, в основе которой лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм ( существование независящей от воли и разума субъекта реальности ) субъективный идеализм ( существование реальности, независимой от воли и сознания субъекта, невозможно ).

Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант.

М АТЕРИАЛИЗМ Теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. В античности Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается Сознание описывается как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания.

Д ИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) Владимир Ленин (1831 – 1886 гг.) Материя не сводится только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.

Ф УНКЦИОНАЛИЗМ Теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу также, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера.

С ТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ Общество - как социальная система, имеющая свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположники: американский социолог Толкотт Парсонс ( гг.), который в своих исследованиях опирался на классические концепции либерализма и эволюционизма Герберта Спенсера (1820 – 1903гг.) и Эмиля Дюркгейма ( гг.)

Э МИЛЬ Д ЮРКГЕЙМ французский социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Коллективное сознание - совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений.

К ОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ Это «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» - существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Чувства и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой. Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

Т ЕОРИЯ О ТРАЖЕНИЯ Дени Дидро ( ) утверждал «способность ощущения есть всеобщее свойство материи или продукт ее организованности». Частными и специфическими формами отражения являются информация, ощущение и сознание.

В МАРКСИСТСКО - ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса; одно из основных понятий материалистической теории познания. Высшая человеческая форма отражения - сознание.

Э ВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ Раздражимость исходная форма отражения, способность к реакции. Чувствительность способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани «особой материальной структуры, ответственной за отражение» Восприятие не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире. Сознание предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.

В ИДЫ ОТРАЖЕНИЯ : Зеркальное отражение - Простое механическое отражение, слепок. Например: Камень, скатившийся со скалы, оставил след на земле

И НФОРМАЦИОННОЕ ОТРАЖЕНИЕ анализ сигналов внешней среды и формирование чувственных образов приводит к сложному и целесообразному поведению

Психика животных - фундамент, на котором было возведено здание сознания человека. Попытки очеловечить животных (например, высших обезьян) неизменно терпели неудачу, так как психика животных существенно отличается от сознания человека. сознание - не просто продукт природы.

П СИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ Домашние животные научаются чувствовать и до определенной степени понимать требования и настроения хозяина.

И ВАН П ЕТРОВИЧ П АВЛОВ ( )

материальной основой психики является нейро-физиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм. Рефлекс, лежащий в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами в организме и заканчивается его ответным движением.

2 СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ : 1. Воспринимаемое органами чувств и регулирующее поведение 2. Слова, речь - специфическая для человека система сигналов, надстройка над первой. Подобная идея рассматривалась и Декартом - его теория условных и безусловных рефлексов.

Н АПРИМЕР : Бурые медведи в эпоху похолодания изменились и внешне (окрас шерсти под цвет снега), и внутренне (биохимические процессы при длительной задержке дыхания под водой), а человек в этих же условиях начал искать пути приспособления окружающих предметов для собственных нужд (обогрев жилища, шкуры, жир того же медведя, охота) Таким образом сколько-нибудь существенно организм человека не изменился, но изменилась его деятельность!

Можем ли мы получить объективное знание о сознании? Оно ведь не может быть объектом, оно всегда субъективно. Возникают сложности в применении принципа объективности.

М ОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕН ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА : РАССМОТРЕНИЕ ОБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО РАЗВИТИЯ. Применяя принцип историзма, мы можем выделить такую классификацию: 1. Архаическое сознание - способность к полезному использованию вещей. 2. Мифо-поэтическое - появляются представления о красоте, искусстве. 3. Цивилизованное - единое сознание, которое может распадаться на ряд независимых форм: нравственное сознание, художественное, религиозное, философское... и т.д. Вероятно возможно и пост-цивилизованное сознание - единое знание. (Вернадский о ноосфере).

те схемы социального бытия, которые имели в виду человека не как индивидуальность и социальную личность, а как субъекта процесса познания, приходили к серьёзным противоречиям. Из теории исчезал человек и его стремление к преобразованию.

Идея сознания не должна отождествляться с идеей рассудка, это не приемлемо, т.к. в человеке присутствует и иррациональный момент. « Слишком много сознания - это уже болезнь, и вообще, сознание – болезнь» Ф.М. Достоевский.

Ж АН П ИАЖЕ ( ) ШВЕЙЦАРСКИЙ ПСИХОЛОГ

4 СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ : 1. Сенсомоторная - чувственно-двигательная. Период от рождения ребенка до 2-х лет. Интеллектуальные акты основываются на координации движений и восприятии. Еще нет логических структур. Идет функциональная подготовка логического мышления.

2. Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет) Идет овладение речью и процесс интериоризации: переход внешнего во внутреннее - процесс переноса схемы реальных действий с предметами в план внутренней работы сознания. Богатство внутренних действий определяется богатством реальных действий с материальными объектами.

3. Стадия конкретных операций ( 8-11 лет) значительно расширяется интеллектуальные возможности ребенка. Мыслительные операции приобретают характер обратимости (обратная связь). Отдельные умственные действия, возникающие из внешних предметных действий - это еще не операции. Когда будет найдена обратная операция, посредством которой можно прийти к исходному положению и восстановить равновесие. Таким образом складывается схема мышления.

Научный материал усваивается ребенком путем применения сложившихся схем мышления - этот процесс Пиаже называет ассимиляцией. Но, если при этом задача не решается, то возникает необходимость приспосабливаться к новым условиям, меняя уже сложившуюся схему мышления - аккомодация. Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией обеспечивает нормальная адаптацию ребенка.

4. Стадия формальных операций (формирования интеллекта) (11-15 лет) Завершается генезис интеллекта. Окончательно формируется абстрактное мышление, появляется способность к теоретическому мышлению, не привязанному к конкретным событиям. Гипотезы, свободное обращение с высказываниями в рамках логики высказываний- все эти моменты говорят о том, что сложилась новая система интеллектуальной деятельности. Таким образом, в концепции Ж. Пиаже, процесс развития сознания - это процесс развития интеллекта.

З. Ф РЕЙД ( ).

Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, Фрейд пришёл к выводу, что источником неврозов большинства пациентов являются подавленные сексуальные желания - Либидо (лат. Libido - влечение, желание, страсть, стремление) одно из основных понятий психоанализа.лат. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Это термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д.

При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).

С УБЛИМАЦИЯ Это отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой цели получения удовольствия и продолжения рода и направление ее к несексуальным целям. Таким образом, сублимация есть переключение нерастраченной сексуальной энергии на какую-либо другую деятельность. Например, творчество. Сублимация представляет собой защитный механизм, способствующий выходу сексуальной энергии и предостерегающий человека от психических расстройств. Механизм сублимации может трансформировать нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности и поведение. Сублимацию следует рассматривать как наиболее эффективную психологическую защиту.

В РАБОТЕ «Я И О НО » Ф РЕЙД ВЫДЕЛЯЕТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ТРИ КОМПОНЕНТА Оно (Ид) - бессознательные влечения Я (Эго) - принцип реальности Сверх-Я (Суперэго)- формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

С ТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО Ф РЕЙДУ Сверх- Я Я ОНО

Ид подчиняется принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Я (Эго) та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Супер-Эго – это моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что нет. Например, совесть и стыд.

Бессознательные, вытесненные желания это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: сексуальные желания (в том числе и в особенности запрещаемые этическими и общественными нормами например, инцест); ненависть («желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой»).

К АРЛ -Г УСТАВ Ю НГ (1875 – 1961 ГГ.)

Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений (работа «Метаморфозы и символы либидо»). Архетипы - универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифологических рассказов, волшебных сказок, художественных произведений.

Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Получила известность концепция психологических типов Юнга: экстравертов и интровертов. Впервые эти термины появляется в работе Карла Юнга 1921 года «Психологические типы». Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного.

З АДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ : «Сознание – есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего» (М. Мамардашвили) Прокомментируйте высказывание. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !