Национальный фонд подготовки кадров Проект "Реформа системы образования"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Advertisements

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проекты комплекс ов мер по модернизации системы общего образования в муниципальных образованиях Костромской области Департамент.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Особенности организации мониторинга реализации в 2013 году «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ФЦПРО как инструмент развития образования (проект ФЦПРО на гг.)
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Гужеля Д.Ю. Заместитель Директора Федеральная целевая программа развития образования 2006 – 2010 годы ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
Модернизация общего образования края: ориентиры и задачи на 2008 год Вячеслав Владимирович Башев, руководитель агентства образования Окружное совещание.
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Программа развития ГОУ СОШ – 2011 гг.. Миссия школы Наша миссия – удовлетворение потребности учащихся в повышенном уровне социально-гуманитарного.
Концепция развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 1613»» Подготовлена Зенкиной Н.С.
Представление результатов социологических исследований: перечень моделей и степень распространения моделей успешной социализации детей в субъектах Российской.
I этап конкурса. Основная цель образования – подготовка разносторонне развитой личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры,
Транксрипт:

Национальный фонд подготовки кадров Проект "Реформа системы образования"

Проведение мониторингового исследования по оценке доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования

Консультант Институт социологии Российской академии наук Центр социологии образования, науки и культуры

Проектная группа Вахштайн В.С. Дымарская О.Я. Константиновский Д.Л. (рук. проекта) Куракин Д.Ю. Рощина Я.М.

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации Повышение качества профессионального образования. Обеспечение доступности качественного общего образования. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Переход на нормативное финансирование и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Что такое доступность образования ?

Что такое качественное образование? дающее значительный потенциал для дальнейшей социальной мобильности предоставляющее условия для комфортного проживания жизненного этапа имеющее хорошее материальное оснащение для учебного процесса обладающее хорошим финансовым обеспечением учебного процесса имеющее хороший преподавательский состав соответствующее запросам потребителей …

Качество процесса Общая информация о школе (статус, наличие углубленного изучения предметов, …) Преподавательский состав Учащиеся Материально-техническая база Информационная база Финансово-экономическая деятельность Дополнительные образовательные услуги Платность обучения ………

Качество результата Результаты обучения Доля выпускников, получивших по результатам ЕГЭ по математике более 70 баллов Доля победителей и/или призеров предметных олимпиад, конкурсов и т.п., начиная с городских и выше. Доля выпускников, поступивших в вузы …………………………………………….

Какое качество важнее?

Качество « на входе » Селекция: отбор/конкурс при поступлении, конкурс при переходе в следующий класс, … Плата при поступлении (формальная или неформальная)

Кластеры учебных заведений Исследуя отечественную систему образования, можно выделить несколько наиболее распространенных (типичных) разновидностей учебных заведений, обладающих определенными сочетаниями признаков (качеств), выраженных в высокой степени

Что такое доступность качественного образования ?

Кластер – характеристика качества Барьер – характеристика доступности

Барьер – это совокупность факторов, затрудняющих получение образования в учебном заведении данного конкретного кластера ребенку, не обладающему тем или иным ресурсом

Барьеры Институциональные Территориальные Социальные и культурные Экономические Мотивационные Информационные …………………………

Информационная база Сбор статистических данных Проведение федерального обследования Проведение региональных обследований: в Самарской области, Воронежской области, Чувашской Республике

Региональные обследования Самарская область Воронежская область Чувашская Республика Алтайский край Белгородская область Костромская область Красноярский край Республика Марий Эл Московская область Новгородская область Оренбургская область Рязанская область

Количественно-социологический блок ШКОЛЫ: Сбор информации о 9-классниках Анкетирование 9-классников Анкетирование 11-классников Анкетирование родителей 11-классников НПО: Опрос учащихся Опрос родителей учащихся

Качественно-социологический блок Проведение групповых дискуссий и глубинных интервью

С администраторами школ. С учителями школ. С родителями школьников. С родителями « трудных » детей и родителями детей, не посещающих школу. С представителями общественных организаций, деятельность которых связана с образованием.

С родителями учащихся учебных заведений НПО. С преподавателями учебных заведений НПО. С администраторами системы НПО. С работодателями, принимающими на работу выпускников учреждений НПО.

С родителями детей-инвалидов. С экспертами по одаренным детям. С работниками дошкольных учреждений. С администраторами и преподавателями учреждений дополнительного образования. С преподавателями вузов. С репетиторами.

Подгруппы по « процессу » Группа 1. Школы, не имеющие ни « повышенного » статуса, ни специализации. Группа 2. Школы, имеющие или статус, или специализацию, с низкой долей учителей с высшей категорией. Группа 3. Школы, имеющие или « повышенный » статус, или специализацию, с высокой долей учителей с высшей категорией. Группа 4. Школы, имеющие и « повышенный » статус, и специализацию.

Тематические блоки характеристик кластеров Результативность и успеваемость Характеристики процесса обучения и политика школы Обеспеченность учебного процесса Финансирование и финансовая политика Дополнительные услуги Прочее

Кластеры школ (федеральное исследование) Результаты « худшие » Результаты « средние » Результаты « лучшие » Школы, не имеющие ни статуса, ни специализации 1 17% 2 18% Школы, имеющие или статус, или специализацию, с низкой долей учителей с высшей категорией 3 5% 4 20% Школы, имеющие или статус, или специализацию, с высокой долей учителей с высшей категорией 5 15% 6 10% Школы, имеющие и статус, и специализацию, в подавляющем большинстве имеющие высокую долю учителей с высшей категорией 7 7% 8 8%

Features of Clustering Pattern (Samara Oblast) School typology by outcomes School typology by process

Features of Clustering Pattern (Republic of Chuvashia) School typology by outcomes School typology by process

Features of Clustering Pattern (Voronezh Oblast) School typology by outcomes School typology by process

Институциональный барьер Институциональный барьер: прием по конкурсу (доля школ)

Институциональный барьер: принимают всех желающих (доля школ)

Социокультурный барьер: образование родителей

Территориальный барьер: расположение школ

Экономический барьер: платность образования

Меритократическая модель « Парентократическая » (parents) модель

Выбор, который делают родители

Ориентация на качество результата

Ориентация на доступность

Удовлетворенность качеством образования (одиннадцатиклассники)

Специфические барьеры Информационный (отсутствие ощущаемой информационной депривации) Мотивационный (представление о достаточности того или иного уровня образования)

ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ Установки Экспектации Планы Стратегии

Причины выбора школы Ориентация на качество: -подготовка в вуз (18%) -наличие специализации (9%) Ориентация на доступность: -близость к дому (60%) -отсутствие платы за обучение (25%)

Парадоксальная установка: комфорт Что такое « качество обучения » ? 67% - … сохранение и улучшение здоровья детей 66% - … доброжелательная атмосфера 38% - … когда детей не перегружают учебой Насколько значимы при выборе школы … доброжелательная атмосфера – 9% условия для сохранения здоровья детей – 2% отсутствие учебных перегрузок – 1%

Стратегии повышения шансов Дополнительные образовательные услуги 44% - подготовительные курсы 32% - репетиторство 10% - платные дополнительные занятия в школе

Почему компенсаторные механизмы не устраняют неравенства шансов на получение качественного образования?

Потому что наличие/отсутствие таких механизмов регулируется теми же факторами, что и высота самих барьеров – территориальной, экономической, социокультурной доступностью

« ЭФФЕКТ МАТФЕЯ » ШАНСЫ НА ПОВЫШЕНИЕ ШАНСОВ НЕ РАВНЫ

Кластер 1. Нет углубленного преподавания дисциплин общеобразовательного цикла, низкий « результат ». Кластер 2. Нет углубленного преподавания дисциплин общеобразовательного цикла, но это компенсируется другими факторами – высокий « результат ». Кластер 3. Есть углубленное преподавание общеобразовательных дисциплин, высокий « результат ». КЛАСТЕРИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НПО

Кластер 3. 77% учреждений имеют договорные отношения с вузами 75% учреждений используют процедуры отбора Выпускники демонстрируют выраженную ориентацию на продолжение образования в вузе Характеристика кластеров НПО

Кластер 2. Учреждения, активно интегрирующиеся в систему среднего профессионального образования (частое объединение с ссузами) 59% учреждений имеют договоры с ссузами 40% учреждений используют процедуры отбора Характеристика кластеров НПО

Кластер 1. Ориентация выпускников на скорейшее овладение профессией и выход на рынок труда Для подавляющего числа выпускников – конечный шаг в образовательной траектории Характеристика кластеров НПО

Выводы и рекомендации

Ресурс доступности и доступность ресурса

Учреждения общего образования Две стратегии

Стратегия А Расширение ресурса качественного образования

Проблемы качества

Увеличение количества школ с хорошими показателями качества процесса и результата обучения

Проблемы качества Увеличение количества школ с хорошими показателями качества процесса и результата обучения Увеличение количества учащихся в школах с хорошими показателями качества процесса и результата обучения

Проблемы качества Увеличение количества школ с хорошими показателями качества процесса и результата обучения Увеличение количества учащихся в школах с хорошими показателями качества процесса и результата обучения Подъем школ, средних по качеству процесса и результата обучения, до уровня хороших (не обязательно лучших)

Проблемы управления

Совершенствование управления школой, ее политики, в том числе финансовой

Проблемы управления Совершенствование управления школой, ее политики, в том числе финансовой Коррекция политики школ в отношении отбора учащихся

Проблемы управления Совершенствование управления школой, ее политики, в том числе финансовой Коррекция политики школ в отношении отбора учащихся Совершенствование и расширение сферы дополнительного образования

Стратегия В Увеличение доступности существующего ресурса качественного образования

Адресная поддержка для увеличения доступности качественного образования

Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений

Адресная поддержка для увеличения доступности качественного образования Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений Дошкольное (предшкольное) образование

Адресная поддержка для увеличения доступности качественного образования Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений Дошкольное (предшкольное) образование Уточнение социальной направленности изменения системы финансирования учреждений общего среднего образования

Адресная поддержка для увеличения доступности качественного образования Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений Дошкольное (предшкольное) образование Уточнение социальной направленности изменения системы финансирования учреждений общего среднего образования Налаживание взаимодействия системы образования с общественностью

Адресная поддержка для увеличения доступности качественного образования Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений Дошкольное (предшкольное) образование Уточнение социальной направленности изменения системы финансирования учреждений общего среднего образования Налаживание взаимодействия системы образования с общественностью Повышение мотивированности молодежи к получению качественного общего образования

Учреждения начального профессионального образования Специфика проблемы доступности и качества общего образования

Проведение мониторингового исследования по оценке доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования