Развитие личностных возможностей обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность Заместитель директора по НМР, учитель черчения Боброва Е.Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Advertisements

Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя б самой маленькой поисковой.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Познакомить с понятием «проектная деятельность», ее целями и задачами.
Исследовательская деятельность в начальной школе.
Районный семинар «Проект как форма урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках перехода на ФГОС НОО и ООО» а Место и роль проектной деятельности.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Подготовила: учитель английского языка второй квалификационной категории МОУ «средняя школа» 3 Спиркина Ольга Валерьевна.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики»,
МОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Озёры. Проектная и исследовательская деятельность на уроках Проектная и исследовательская деятельность.
Методика организации работы над учебным проектом.
МЕТОД ПРОЕКТА АВТОР: Учитель истории МОУ гимназии 3 Винник Оксана Николаевна.
Концепция проектно- исследовательской деятельности ГБОУ гимназия 1565 «Свиблово»
Формирование мыследеятельностных способностей в процессе проектной деятельности. Учитель физики и математики Бобкова И.П. ГОУ СШИ 51.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Транксрипт:

Развитие личностных возможностей обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность Заместитель директора по НМР, учитель черчения Боброва Е.Е. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 12 Люберецкого муниципального района Московской области

это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) Исследовательская деятельность обучающихся -

предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы изучение теории подбор методик исследования практическое овладение исследованиями сбор собственного материала анализ материала и его обобщение научный комментарий собственные выводы это деятельность учащихся, Исследовательская деятельность обучающихся -

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся; имеет общую цель согласованные методы способы деятельности направлена на достижение общего результата деятельности

Проектная деятельность обучающихся Непременным условием проектной деятельности являются: наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности;наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности; наличие этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности);наличие этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности); реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельностиреализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности

Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования Предполагает Предполагает : выделение целей и задач выделение принципов отбора методик планирование хода исследования определение ожидаемых результатов оценка реализуемости исследования определение необходимых ресурсов Является организационной рамкой исследования

развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке Главная цель в науке Главная цель учебного исследования- производство новых знаний Главная цель в образовании приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности развитие способности к исследовательскому типу мышления активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний

Специфика реализации исследовательских задач в школе Требования возрастной психологии накладывают важные ограничения на тематику, характер, объем исследований. Для юношеского возраста характерны невысокий общий образовательный уровень несформированность мировоззрения неразвитость способности к самостоятельному анализу слабая концентрация внимания

Специфика реализации исследовательских задач в школе Чрезмерный объем работы, специализация работы приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте, поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях

Классификация творческих работ учащихся Проблемно- реферативные –Проблемно- реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и, на основе этого, собственную трактовку поставленной проблемы.

Классификация творческих работ учащихся Экспериментальные творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Классификация творческих работ учащихся творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

Классификация творческих работ учащихся творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственныйИсследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределённость результата, который могут дать исследования.

Учителю нужно знать: как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование; как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике ОУ, особенностям класса, задачам УВП; как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности;

Учителю нужно знать: как составить учебно- тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся;как составить учебно- тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся; как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием;как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием; как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения;как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения; как разработать учебный проект или исследование;как разработать учебный проект или исследование;

Учителю нужно знать: как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования;как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования; как осуществить учебный проект или исследование, какие формы образовательной деятельности применять;как осуществить учебный проект или исследование, какие формы образовательной деятельности применять; с кем консультироваться по вопросам содержания проектной, исследовательской деятельности.с кем консультироваться по вопросам содержания проектной, исследовательской деятельности.

Обработка результатов теста Подсчитайте количество выбранных ответов «а», «б», «с». Если преобладает вариант ответа «а»: Вас нельзя назвать креативной (творческой) личностью, Вы предпочитаете мыслить реалистично, приземленно, «не витая в облаках»;в делах, требующих добросовестности, четкого следования шаблонам и правилам, Вы можете достичь немалых высот, но революционных новаций и прорывов от Вас не приходится ожидать; Если преобладает вариант ответа «а»: Вас нельзя назвать креативной (творческой) личностью, Вы предпочитаете мыслить реалистично, приземленно, «не витая в облаках»;в делах, требующих добросовестности, четкого следования шаблонам и правилам, Вы можете достичь немалых высот, но революционных новаций и прорывов от Вас не приходится ожидать; Если сочетание выбора вариантов ответа «а» и «б» примерно одинаковое: у Вас есть заметная творческая жилка, которой, однако, не всегда находится применение в рутине повседневности; Вы чаще предпочитаете следовать проторенным путем, полагаясь на привычные способы решения любых проблем. Попробуйте чуть больше доверять интуиции, и Вы обнаружите, что неожиданные решения могут оказаться более эффективными; Если сочетание выбора вариантов ответа «а» и «б» примерно одинаковое: у Вас есть заметная творческая жилка, которой, однако, не всегда находится применение в рутине повседневности; Вы чаще предпочитаете следовать проторенным путем, полагаясь на привычные способы решения любых проблем. Попробуйте чуть больше доверять интуиции, и Вы обнаружите, что неожиданные решения могут оказаться более эффективными; Если преобладает вариант ответа «с»: Ваш креативный потенциал весьма высок; Вам часто приходят свежие идеи и гипотезы – правда, порой несколько нереалистичные. Добавив к своему богатому воображению толику критичности, Вы сможете многого добиться. Если преобладает вариант ответа «с»: Ваш креативный потенциал весьма высок; Вам часто приходят свежие идеи и гипотезы – правда, порой несколько нереалистичные. Добавив к своему богатому воображению толику критичности, Вы сможете многого добиться.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки проектирования и исследования у обучающихся.

это возможность учить: Учебный проект или исследование с точки зрения учителя- проблематизации;проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии;самоанализу и рефлексии; представлению результатов своей деятельности и хода работы;представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования;презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования;

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; Учебный проект или исследование с точки зрения учителя- это возможность учить: практическому применению школьных знаний в различных, в том числе нетиповых, ситуациях;практическому применению школьных знаний в различных, в том числе нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования.проведению исследования.

Для обучающихся в начальной школе При организации учебного исследования в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого- физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Для обучающихся в начальной школе Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Для обучающихся в основной школе В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков.

Для обучающихся в основной школе Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах.

Для обучающихся в основной школе При этом не следует лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы работы. Темы работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной). Проблемы - близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Для обучающихся в старшей школе Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Для обучающихся в старшей школе Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Начинать работу над исследованием в 11 классе Начинать работу над исследованием в 11 классе не рекомендуется не рекомендуется

Элементы проектной и исследовательской деятельности МыследеятельностныеМыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм)проблематизация целеполагание и формулирование задачи выдвижение гипотезы постановка вопроса (поиск гипотезы) формулировка предположения (гипотезы) обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности планирование своей деятельности самоанализ и рефлексия

Элементы проектной и исследовательской деятельности ПрезентационныеПрезентационные построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности изготовление предметов наглядности подготовка письменного отчёта о проделанной работе

Элементы проектной и исследовательской деятельности КоммуникативныеКоммуникативные слушать и понимать других выражать себя находить компромисс взаимодействовать внутри группы, находить консенсусвзаимодействовать внутри группы, находить консенсус

Элементы проектной и исследовательской деятельности контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет Поисковые находить информацию по каталогам формулирование ключевых слов

Элементы проектной и исследовательской деятельности ИнформационныеИнформационные структурирование информации выделение главного приём и передача информации представление информации в различных формах упорядоченное хранение и поиск информации

Элементы проектной и исследовательской деятельности Проведение инструментального эксперимента организация рабочего места подбор необходимого оборудования подбор и приготовление материалов (реактивов подбор и приготовление материалов (реактивов) проведение собственно эксперимента наблюдение хода эксперимента измерение параметров осмысление полученных результатов

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования Можно оценивать сформированность компетенций: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли практическое использование предметных и общешкольных ЗУН

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования Можно оценивать сформированность компетенций: количество новой информации, использованной для выполнения проекта степень осмысления использованной информации уровень сложности и степень владения использованными методиками оригинальность идеи, способа решения проблемы

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования Можно оценивать сформированность компетенций: осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечение объектами наглядности владение рефлексией творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации социальное и прикладное значение полученных результатов