1 В.И. Лачин О направлениях совершенствования государственной аккредитации вузов и практической реализации ФГОС III-го поколения. По материалам заседания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О направлениях совершенствования государственной аккредитации вузов 2008 декабрь Белгород.
Advertisements

О направлениях совершенствования государственной аккредитации вузов 2008 декабрь МИФИ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
О направлениях совершенствования оценки деятельности вузов 2009 декабрь.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Транксрипт:

1 В.И. Лачин О направлениях совершенствования государственной аккредитации вузов и практической реализации ФГОС III-го поколения. По материалам заседания Совета УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации (Санкт-Петербург, 15 декабря 2009 г.) и разъяснениям Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС 3

2 Основные вопросы повестки дня 1. Гарантии качества образования при переходе к ФГОС III поколения. –Докладчик - Круглов В.И., зам. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. 2. Особенности примерных основных образовательных программ ФГОС III - Докладчик - Козлов В.Н., проректор по учебно-методической работе СПбГПУ. 3. Концепция построения контрольно-измерительных средств и технологий оценки компетенций выпускников. –Докладчик - Шехонин А.А., проректор по учебно-методической paботе СПбГУИТМО –Кроме этого, на заседании, в перерывах и кулуарах обсуждались разные темы, среди которых можно выделить: –Стратегическое партнерство (на примере СПбГЭТУ); –Создание и функционирование нац.-исслед. Университетов (на Совете присутствовали представители 5-ти НИУ). –Далее представлены основные положения обсуждаемых вопросов

3 О направлениях совершенствования государственной аккредитации вузов Основная задача государственной аккредитации: Оценка возможностей системы профессионального образования в деле подготовки высококвалифицированного работника: конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности

4 Аккредитационные показатели Аккредитационной комиссии по высшим колледжам и университетам Западной ассоциации, США Честность в деятельности учреждения Цели, планирование и эффективность Управление и администрация Образовательные программы Профессорско-преподавательский и обслуживающий персонал Библиотека, использование компьютеров и других источников информации и обучения Обслуживание студентов и обеспечение условий для образования Материальные средства, помещения и оборудование Финансовые средства

5 Национальный комитет по присуждению академических степеней, Япония 1.Миссия университета 2.Организация обучения и научных исследований 3.Профессорско-преподавательский состав 4.Прием студентов 5.Учебные программы и методы обучения 6.Результаты обучения 7.Наличие систем поддержки студентов 8.Условия и оборудование 9.Система улучшения качества образования 10.Финансирование 11.Управление Критерии аккредитации в Германии: Более 30% (в университетах более 50%) ППС должны иметь степень PhD Более 50% ППС должны работать с полной учебной нагрузкой Критерии аккредитации в Эстонии : 50% ППС со степенью PhD для бакалавриата, 75% ППС – для магистратуры, 100% ППС – для докторантуры Критерии оценки качества (Нидерланды, Франция, Италия): Качество оценивается по заданным вопросам (24) Результаты оцениваются по 4-х балльной шкале (плохо, недостаточно, приемлемо, достаточно)

6 Структура образования в Российской Федерации Вузы (Гос. и негосударственные) Филиалы вузов - 2,14 тыс. УСПО - 2,7 тыс. УНПО - 4 тыс. Общеобразовательные - 61 тыс. Структура высших учебных заведений Вид ГосударственныеНегосударственные ВузыФилиалыВузыФилиалы Институт Академия Университет Классический Технический Профильный

7 Соотношение вузов (государственных) по количеству студентов

8 Соотношение вузов (негосударственных) по количеству студентов

9 Соотношение филиалов вузов по количеству студентов

Военные специальности Медицинские науки и здравоохранение Сервис Сельское хозяйство Транспорт и связь Строительство и архитектура Юриспруденция) Компьютерные науки Культура и искусство Технологический профиль Естесственные науки и математика Прочие направления Педагогические науки Гуманитарные науки (без юриспруденции) Технический профиль (инженерный) Экономика и управление Аккредитовано программ по данному профилю Неаккредитовано программ по данному профилю РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММ ПО ПРОФИЛЯМ ПОДГОТОВКИ

11 Качество и востребованность профессионального образования Качество образования определяется уровнем востребованности: -- государства %; -- профессионального сообщества (отраслевых предприятий, объединений) %; --общества %; --физических лиц (обучающихся, их родителей), семей % Как изменить ситуацию? В процессе разработки (совершенствования) лицензионных условий и аккредитационных показателей: Учесть перечень специальностей, востребованных рынком труда в конкретных регионах. Дать «зеленый свет» образовательным учреждениям, имеющим собственную материальную базу, оснащенную современным оборудованием, и способным ее развивать. Повысить требования к качеству проведения образовательного процесса, к преподавателю и к руководителю учебного заведения

12 О направлениях формирования требований по оптимизации сети образовательных учреждений -внедрять систему публичной отчетности образовательных учреждений, развивать механизмы общественных рейтингов образовательных программ. -совершенствовать подходы к аккредитации образовательных учреждений. - формировать институты общественного участия в управлении образованием на всех его уровнях.

13 - Модель контроля за соблюдением вузами и филиалами вузов условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией (постоянно действующие комиссии) - Привлечение работодателей и студентов к оценке качества подготовки выпускников образовательных учреждений - Модели управления качеством образования в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования - Типовая модель системы качества образовательного учреждения Модели внешней экспертизы качества образования - Модель контроля качества деятельности ОУ в рамках госаккредитации Модели внутренней экспертизы качества образования - Модели общественно-профессиональной аккредитации

14 Ключевые факторы качества образования. п/п Ключевые факторы качества образования Они определяют 1Качество содержания образования, т.е. качество ГОС ВПО и качество конкретных образовательных программ, построенных на их основе Чему мы учим? 2Качество абитуриентов и студентов Кого мы учим? 3Положительная мотивация обучающихся Хотят ли они учиться? 4Качество методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Как обеспечено обучение? 5Качество профессорско-преподавательского состава Кто учит? 6Положительная мотивация персонала Хотят ли они хорошо учить? 7Качество технологий обучения Как учат? 8Качество технологий тестирования и проверки знаний и навыков студентов Как проверяются полученные знания и навыки? 9Качество общего менеджмента вуза Как управляют вузом?

15 Группы показателей: 1.Положение и продвижение выпускников вуза на рынке труда 2. Оплата труда выпускников вуза 3. Востребованность выпускников вуза у работодателей 4. Оценка результатов подготовки 5. Усилия вуза по обеспечению качества подготовки Карьеры выпускников

16 Базовые характеристики, без которых невозможно участие в глобальной конкуренции 1. Сильный компонент научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузе 2. Тесные институциональные связи с бизнесом и инновационной системы 3. Высокая степень гибкости процесса обучения 4. Интернационализация 5. Базовая инфраструктура 6. Разумные размеры 7. Однородная структура

17 Особенности примерных основных образовательных программ ФГОС III Разъяснения Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС 3 Примерная основная образовательная программа (ПрООП) бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) разрабатывается на основе требований соответствующего ФГОС ВПО 3. Примерная основная образовательная программа включает в себя следующие элементы: - титульный лист; - список профилей данного направления подготовки (специализаций по специальности); - требования к результатам освоения основной образовательной программы; - примерный учебный план; - примерные программы дисциплин; - список разработчиков ПрООП, экспертов.

18 Форма титульного листа ПрООП Приложение 1 Утверждено Руководитель учреждения – разработчик______ подпись от _________ 2010 г. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (специальность) ____________________________________________________________, (указывается код и наименование направления подготовки (специальности)) утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. 337 (постановлением Правительства РФ от г. 1136). Квалификация (степень) выпускника _______________________ (указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС) Нормативный срок освоения программы ______________ (указывается нормативный срок освоения программы в соответствии с ФГОС) Форма обучения -. ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от …….2010 г. ….

19 ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПбГЭТУ) Направление подготовки (или специальность) Управление в технических системах Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения – очная Нормативный срок освоения программы4 года СОСТАВ ПрООП 1.Общая характеристика ПрООП. 2.Календарный учебный график и учебный план (по формам обучения). 3. Учебно-методические комплексы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (УМКД). 3.1.Рабочие программы дисциплин. 3.2.Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов и преподавателей. 3.3.Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 4.Учебно-методические комплексы учебной и производственной практик. 4.1.Программы практик. 4.2.Методические рекомендации. 5. Программа научно-исследовательской работы студентов. 6. Методические материалы по проведению итоговой государственной аттестации выпускников. 6.1.Программа государственного междисциплинарного экзамена. 6.2.Критерии оценки выпускных квалификационных работ.

20 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ООП 1.ЦЕЛИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 2202 – «Управление в технических системах» 2.1.Область профессиональной деятельности выпускника. 2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника. 2.3.Виды профессиональной деятельности выпускника. 2.4.Задачи профессиональной деятельности выпускника. 2.5.Профили подготовки бакалавров. 3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП 4.ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ООП 5.ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ (Разрабатывается на основе ФГОС III)

21 УЧЕБНЫЙ ПЛАН (СПбГЭТУ) подготовки бакалавра по направлению "Управление в технических системах« Учебный график Обозначения: А – аудиторные занятия П – праздники Э – Экзаменационные сессии К – каникулы У – учебная практика Пр – производственная практика И – Итоговая государственная аттестация Г – госэкзамен недели курсА (17 нед) ПЭ (3н)К (2 н)А (17 н)Э (3 н)К (9 н) 2 курсА (17 нед) ПЭ (3н)К (2 н)А (16 н)Э (2 н)У (2 н)К (9 н) 3 курсА (17 нед) ПЭ (3н)К (2 н)А (14 н) Э (2 н) Пр (4 н) К (9 н) 4 курсА (17 нед) ПЭ (3н)К (2 н)А (10 н) Пр (2 н) ГИ (8 н)К (8 н)

22 Бюджет времени бакалавров, в неделях (СПбГЭТУ) Бюджет времени составлен с учетом того, что в календарном году практически две рабочих недели занимают праздничные нерабочие дни. При расчете времени целесообразно добавлять их к каникулярному времени. Н астоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 214_ Физическая культура 2 Практики (в том числе научно-исследовательская работа) 12_ Итоговая государственная аттестация 12_ ИТОГО:240 зачетных единиц Курсы Теоретичес кое обучение Экзамена ционная сессия Учебная практика Производ ственная практика Итоговая государствен ная аттестация Канику лы Всего I II III IV Итого:

23 Фрагмент учебного плана бакалавров (СПбГЭТУ) КодНазвание Общая трудоем- кость Семестры, ЗЕТ Формы контрол я Коды компетен ций ЗЕТ Ча сы ЭЗ Б ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ и ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ Б1.1.00Базовая часть19648 Б1.1.01История272+1 ОК- 1,2,9,17,18 Б1.1.02Иностранный язык ОК-2,14,17 Б1.1.03Философия ОК- 1,2,7,9,17-19 Б Экономика и организация производства ОК-4,9 Б1.2.00Вариативная часть13468 Б1.2.01Правоведение3108+4ОК-5,9 Б1.2.02Социология272+5ОК-2,8,9

24 УЧЕБНЫЙ ПЛАН (СПбГЭТУ) подготовки магистра по направлению «Управление в технических системах» График магистра А – аудиторные занятия П – праздники С – сессии К – каникулы Пр – производственная практика Ни – научно-исследовательская практика НИРМ-ВКР – подготовка ВКР в период научно-исследовательской работы магистра в 4-м семестре Г – госэкзамен недели курс А (17 нед) П Э (3н) К (2н) А (14 нед) Э (2н) Пр (4 нед) К (9 н) 2 курс А (17 нед) П Э (3н) К (2н) Ни (4н) ГНИР-ВКР (14 н) ИГА ( 2 н) К (8 н)

25 Бюджет времени магистров, в неделях (СПбГЭТУ) Бюджет времени составлен с учетом того, что в календарном году практически две рабочих недели занимают праздничные нерабочие дни. При расчете времени целесообразно добавлять их к каникулярному времени. Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в ЗЕТ): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 60 Практики 12_ Научно-исследовательская работа магистра, включая подготовку выпускной квалификационной работы) 45 Итоговая государственная аттестация 3_ ИТОГО:120 зачетных единиц Курсы Теоретическое обучение, включая НИРМ в семестре Экзаме национ ная сессия Производ ственная практика Научно- исследоват ельская практика Подготов ка ВКР во время НИРМ в 4-м семестре Итоговая государстве нная аттестация Канику лы Всего I II Итого :

26 Фрагмент учебного плана магистров (СПбГЭТУ) КодНазвание Общая трудоем- кость Семестры Формы контроля Коды компетенций ЗЕТ Ча сы 1234 ЭЗ М ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ М1.1.00Базовая часть М Математическое моделирование объектов и систем управления ПК: 9,11, 20, 22 М История и методология науки и техники в области управления ОК: 1 М1.2.00Вариативная часть10360 Дисциплины, устанавливаемые ВУЗ'ом 8288 М1.2.01Оптимальное управление ПК: 9,20 М1.2.02Адаптивное управление ПК: 9,20 М Дисциплины по выбору студентов М Основы нелинейной динамики управляемых систем

27 Примерные программы дисциплин (рекомендации Минобрнауки РФ) Примерные программы учебных дисциплин должны быть разработаны для всех дисциплин базовой части каждого цикла, а также для дисциплин вариативной части каждого цикла, определяющих профили подготовки (специализации), указанные в ПрООП. На первом этапе разработки ПрООП примерные программы дисциплин могут быть разработаны в виде кратких аннотаций. При этом примерные программы дисциплин по «Истории», «Философии», «Иностранному языку», «Безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуре» разрабатываются соответствующими научно-методическими советами (НМС) и рекомендуются Минобрнауки России. Разработчики ПрООП могут воспользоваться примерными программами дисциплин математического и естественнонаучного цикла (математика, информатика, физика, химия, экология и др.), рекомендованными соответствующими НМС, а могут разработать их самостоятельно.

28 Аннотация дисциплины (рекомендации Минобрнауки РФ) Название Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет … ЗЕТ (… час). Цели и задачи дисциплины____________________________ Основные дидактические единицы (разделы): В результате изучения дисциплины студент должен: Знать_____________________________________________ Уметь_________________________________________ Владеть___________________________________________ Виды учебной работы: лекции, практические занятия, лабораторные работы, курсовой проект (работа) Изучение дисциплины заканчивается экзаменом (зачетом)

29 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА (рекомендации Минобрнауки РФ) Наименование дисциплины ____________________________________________ ___________________________________________________________________________ Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) _____________________________________________________________ (указываются код и наименования направления(ий) подготовки (специальности (ей)) Квалификации (степени) выпускника _______________________ (указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС) 1. Цели и задачи дисциплины: ________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Место дисциплины в структуре ООП: __________________________________________________________________________ (указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей) 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ______________________________________________________________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: ________________________________________________________________ Уметь: _______________________________________________________________ Владеть :_____________________________________________________________

30 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов /зачетных единиц Семестры Аудиторные занятия (всего) В том числе:----- Лекции Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР) Самостоятельная работа (всего) В том числе:----- Курсовой проект (работа) Расчетно-графические работы Реферат Другие виды самостоятельной работы Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Общая трудоемкость часы зачетные единицы

31 5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины п/пНаименование раздела дисциплины Содержание раздела ….. (Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы) 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин … …

Разделы дисциплин и виды занятий п/п Наименование раздела дисциплины Лекц.Практ. зан. Лаб. зан. Семин.СРСВсего 1. …. 6. Лабораторный практикум п/п раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (часы/зачетные единицы) 1. …

33 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_____________________ __________________________________________________________________________ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература________________________________________________________ б) дополнительная литература __________________________________________________ в) программное обеспечение ___________________________________________________ г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________ ____________________________________________________________________________ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: _____________________________________________________________________________ 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: (указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) _____________________________________________________________________________ Разработчики: ___________________ __________________ _____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Эксперты: ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

34 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ(СПбГПУ) 1. Цели и задачи изучения дисциплин 2. Место дисциплины в рабочем учебном плане 3. Объем учебной дисциплины по видам учебных занятий и формы контроля 4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины по ГОС ВПО, разделы дисциплины по РПД и объемы по видам занятий 4.2. Содержание разделов дисциплины 5. Лабораторный практикум 6. Практические занятия 7. Курсовой проект (курсовая работа) 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 8.1. Рекомендуемая литература 8.2. Технические средства обеспечения дисциплины 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Разделы дисциплины (фрагмент) по ГОС ВПО, разделы дисциплины по РПД и объемы по видам занятий (СПбГПУ) Компетенции, формируемые дисциплиной на основе ФГОС ВПО, и их компоненты Разделы дисциплины по РПД Объем занятий, час Примечания ЛПЗЛЗСР 1 Умение разработать основные этапы решения задач на ЭВМ; Основные этапы решения задач на ЭВМ; 1 2 Знать и формировать критерии качества программы критерии качества программы 11 3 Знание диалоговых программ диалоговые программы Знание и умение сформулировать задачи по спецификации программы постановка задачи и спецификация программы 21...…………..…………….... Итого Общая трудоемкость по ФГОС ВПО: 155 час. Общая трудоемкость: 155 час

Концепция построения контрольно-измерительных средств и технологий оценки компетенций выпускников. Проблема оценивания результатов обучения -Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции. -От средств и технологий оценивания результатов обучения зависит их достоверность и эффективность управления образовательным процессом. - Введение понятия «компетентность» в ФГОС ВПО нового поколения, меняет представление о сложившейся системе оценивания результатов обучения, и по новому ставит задачу их оценивания.

37 Основные требования к системе оценивания результатов обучения в вузе Объективность - Объективность – адекватность соответствия результатов обучения (РО) требованиям к установленному уровню подготовки обучающихся; Прозрачность - Прозрачность – доступность РО всем заинтересованным участникам учебного процесса (включая родителей студентов), а также необходимость наличия экспертной оценки средств и технологий контроля; Оперативность - Оперативность – получение РО в требуемые сроки; Эффективность - Эффективность – персональный охват РО всего контингента обучающихся в установленный период; Сопоставимость - Сопоставимость - соответствие РО в формате требований ФГОС ВПО по одинаковым направления подготовки (специальностям) для обеспечения мобильности обучающихся (выпускников)..

38 Оценка качества освоения ООП в ФГОС ВПО (раздел 8 ФГОС ) - вуз обязан обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе ……разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников……. - включает - текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация выпускников - формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до обучающихся в течении первого месяца обучения …….. - для аттестации персональных и поэтапных достижений обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты, контрольные работы и методы контроля для оценивания знаний, умений и уровня приобретенных компетенций ………. - вузом должны быть созданы условия контроля студентов приближенные к условиям их будущей профессиональной деятельности………

39 Структура компетенций и результатов обучения по уровням ООП КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки Уровень модулей (дисциплин) Знания Умения Навыки З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк Уровень учебных циклов З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ГСЭ ЕН ОПДПроф. Уровень дисциплин (учебных модулей)

40 СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ К=ЗУН+ЛК

41 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ООП вуза Обеспечение 1. организационно-методическое 2. Информационное 3. Кадровое 4. Материально-техническое Условия психологические Образовательный процесс Основные составляющие образовательного процесса на основе компетентностного подхода - психологические условия; - организационно-методическое; - информационное обеспечение.

42 Две основные составляющие учебной работы студента САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ Прочные знания умения и навыки Планомерная работа Постоянный контроль Аудиторная Самостоятельная

43 Основная задача учебного процесса – вложить знания, умения в студента Особое внимание при организации учебного процесса необходимо уделять самостоятельной работе САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

44 Балльно-рейтинговая система оценивания (в СПбГУ ИТМО) Для эффективного управления учебным процессом и регулярного оценивания его качества в СПбГУ ИТМО в 2008 году введена БаРС оценивания результатов обучения. Информационное сопровождение БАРС реализуется на основе системы дистанционного обучения – СДО ИТМО Academic NT ( университета. Основные задачи БаРС -Упорядочивание, объективность, прозрачность и развитие технологий оценивания РО; -Постоянное улучшение (коррекция, управление) процесса обучения; -Ритмичная работа студента; -Повышение мотивации и стимулирование студента; -Доступность РО для всех заинтересованных лиц, включая родителей; -Вовлечение вуза в Болонский процесс.

45 Система дистанционного обучения СПб ГУ ИТМО AcademicNT Система обеспечивает выполнение следующих функций: - предоставление доступа к учебно-методическим материалам, хранящимся в базе данных системы; - обеспечение автоматического контроля знаний обучающихся; - ведение мониторинга учебного процесса; - ведение портфолио обучаемых; - администрирование учебного процесса; Результаты обучения в системе AcademicNT - Количество задолженностей - Результаты текущего контроля успеваемости групп - Рейтинги студентов по дисциплинам - Результаты электронного контроля успеваемости - Список задолжников - Успеваемость студентов группы

46 Структура управления образовательным процессом (в СПбГУ ИТМО) Аттестация итоговая Аттестация Результат образования Квант результата Ректорат Деканат Преподаватель (куратор) Система AcademicNT Родители Работодатели Модуль 1 Т Р У Д О Е М К О С ТЬ Модуль 2 Текущая

47 Технология балльно-рейтингового оценивания

48 Методологические проблемы БАРС -Нормирование знаний, умений, навыков и личностных качеств (ЗУН и ЛК) обучающихся в баллах (особенно порогово-минимальных их значений); -Несоответствие оценочных средств (тестов, домашних заданий, КР и др.) и требований к уровню подготовки на основе знаний, умений и навыков; -Несовершенство обработки полученных результатов обучения (педагогическая метрология); - Низкий уровень системы мер для повышения мотивации обучения и преподавания для реализации БАРС Трудности разработки и внедрения БАРС -Трудоемкость разработки оценочных средств по этапам контроля (электронные, печатные); -Затраты на проведение контроля РО; -Анализ результатов и сопровождение БАРС в СДО.

49 Календарный график учебного процесса (в СПбГУ ИТМО) 1 модуль2 модуль итоговая аттестация 1-9 недели 9 неделя - рубежная аттестация недели 17 неделя - рубежная аттестация 9 недель8 недель3 недели 1 модуль2 модульпраздники итоговая аттестация каникулы Осенний семестр 9 недель8 недель1 неделя3 недели2 недели Весенний семестр 9 недель8 недель1 неделя3 недели8 недель

50 Баллы 1 модуль2 модуль дисциплина текущий контроль в т.ч. за личностные качества рубежная аттестация итого текущий контроль в т.ч. за личностные качества рубежная аттестация итого всего за модули итоговая аттестация итого без итоговой аттестации мах min с итоговой аттестацией мах min

51 Зачеты и оценки Студенты, выполнившие все виды запланированных учебных занятий и набравшие в ходе текущей и рубежной аттестации по дисциплине: дисциплина набранная сумма баллов Зачет Диффер. зачет допуск к итоговой аттестации Автоматическое выставление оценки без итоговой аттестации 60 и болееда–– с итоговой аттестацией от 40 до 48нетданет от 48 до 59да нет от 60 до 66да да (3) от 66 до 80да да ("3" или "4")

52 Соответствие диапазона баллов и оценок

53 Благодарю за внимание!