Д О К Л А Д о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в декабре 2008 года по информации на 30 января 2009 года Министерство регионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
Advertisements

Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-октябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009 году (предварительные данные)
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-сентябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе 2012 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в январе-ноябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, в январе-сентябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2012 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2010 года.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, в январе-декабре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в январе-сентябре.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-июне 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- июле 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в январе-сентябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в январе-октябре 2009 года.
Транксрипт:

Д О К Л А Д о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в декабре 2008 года по информации на 30 января 2009 года Министерство регионального развития Российской Федерации

2 Содержание: 1.Организация мониторинга 2.Группировка регионов по уровню риска неблагоприятного развития событий на рынке труда 3.Промышленное производство 4.Потребление электрической энергии 5.Транспорт 6.Строительство 7.Ввод жилья 8.Доля убыточных предприятий 9.Дебиторская и кредиторская задолженность предприятий и организаций 10.Кредитование юридических лиц 11.Инвестиции в основной капитал 12.Основные тенденции экономического развития регионов 13.Численность уволенных и предполагаемых к увольнению работников 14.Численность работников, находящихся в простое по вине работодателя и работающих неполное рабочее время по инициативе администрации 15.Доходы населения и заработная плата 16.Задолженность по заработной плате 17.Кредитование физических лиц 18.Объем розничного товарооборота и платных услуг населению 19.Индекс потребительских цен 20.Количество зарегистрированных преступлений 21.Число выявленных лиц, не имеющих постоянного источника доходов, совершивших преступления 22.Публичные акции и мероприятия, связанные с кризисными явлениями 23.Основные параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 24.Налоговые поступления в ноябре-декабре 2008 года 25.Налоговые поступления в ноябре-декабре 2008 года по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц 26.Основные параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации: рост доходов и расходов в 2008 году 27.Основные параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации: сбалансированность бюджетов 28.Обеспеченность текущих расходов бюджетов доходами в 2009 году с учетом переходящих остатков 29.Субъекты Российской Федерации, скорректировавшие параметры бюджетов на 2009 год с учетом последствий финансового кризиса 30.Налоговые поступления в январе 2009 года 31.Налоговые поступления в январе 2009 года по налогу на прибыль 32.Первоочередные расходы субъектов Российской Федерации в 2009 году 33.Выводы по состоянию консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 34.Меры по поддержке реального сектора экономики 35.Работа с региональными инвестиционными проектами в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации 36.Работа с Фондом содействия реформированию ЖКХ в рамках переселения граждан из аварийного жилого фонда с учетом потребностей развития рынка жилья 37.Региональные программы содействия занятости населения

3 Условные обозначения сокращений названий субъектов РФ 1. Белгородская область 2. Брянская область 3. Владимирская область 4. Воронежская область 5. Ивановская область 6. Калужская область 7. Костромская область 8. Курская область 9. Липецкая область 10. Московская область 11. Орловская область 12. Рязанская область 13. Смоленская область 14. Тамбовская область 15. Тверская область 16. Тульская область 17. Ярославская область 18. г. Москва 19. Республика Карелия 20. Республика Коми 21. Архангельская область 22. Ненецкий АО 23. Вологодская область 24. Калининградская область 25. Ленинградская область 26. Мурманская область 27. Новгородская область 28. Псковская область 29. г. Санкт-Петербург 30. Республика Адыгея 31. Республика Дагестан 32. Республика Ингушетия 33. Кабардино-Балкарская Республика 34. Республика Калмыкия 35. Карачаево-Черкесская Республика 36. Республика Северная Осетия 37. Чеченская Республика 38. Краснодарский край 39. Ставропольский край 40. Астраханская область 41. Волгоградская область 42. Ростовская область 43. Республика Башкортостан 44. Республика Марий Эл 45. Республика Мордовия 46. Республика Татарстан 47. Удмуртская Республика 48. Чувашская Республика 49. Пермский край 50. Кировская область 51. Нижегородская область 52. Оренбургская область 53. Пензенская область 54. Самарская область 55. Саратовская область 56. Ульяновская область 57. Курганская область 58. Свердловская область 59. Тюменская область 60. Ханты-Мансийский АО 61. Ямало-Ненецкий АО 62. Челябинская область 63. Республика Алтай 64. Республика Бурятия 65. Республика Тыва 66. Республика Хакасия 67. Алтайский край 68. Красноярский край 69. Иркутская область 70. Кемеровская область 71. Новосибирская область 72. Омская область 73. Томская область 74. Забайкальский край 75. Республика Саха (Якутия) 76. Камчатский край 77. Приморский край 78. Хабаровский край 79. Амурская область 80. Магаданская область 81. Сахалинская область 82. Еврейская АО 83. Чукотский АО

4 1. Организация мониторинга Целью мониторинга социально-экономического положения является выделение субъектов Российской Федерации, испытывающих проблемы текущего развития, для последующего принятия необходимых мер федеральными органами исполнительной власти. Предметом мониторинга являются вопросы состояния экономики регионов, занятости и доходов населения, состояния консолидированных бюджетов регионов, хода реализации мер, принимаемых органами власти субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти. Источником указанной информации являются данные федеральных органов государственной власти, Банка России, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5 2. Группировка регионов по уровню риска неблагоприятного развития рынка труда К группе регионов с высоким уровнем риска неблагоприятного развития рынка труда относятся 17 регионов, прежде всего, регионы Центрального и Приволжского федеральных округов. При этом, Чувашская Республика, Владимирская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области имеют наиболее высокие риски – доля занятого населения в «кризисных» отраслях составляет более 25%. К группе регионов со средним уровнем риска отнесены 40 субъектов Российской Федерации, из которых 14 регионов имеют высокую долю населения, проживающего в монопрофильных городах (республики Башкортостан, Татарстан и Хакасия, Архангельская, Иркутская, Ленинградская, Мурманская области и другие – эти регионы требуют самого пристального внимания, так как в них существуют «очаги» социальных рисков). К группе регионов с низким уровнем риска неблагоприятного развития рынка относятся 26 субъектов Российской Федерации, как правило это депрессивные, слаборазвитые субъекты Российской Федерации.

6 3. Промышленное производство В декабре 2008 года спад промышленного производства наблюдался в 62 субъектах Российской Федерации (в том числе в 58 спад производства продолжается второй месяц). Спад производства наблюдался в 15 из 17 субъектов Российской Федерации группы с высоким риском (в особенности в Вологодской, Ивановской, Кемеровской, Нижегородской, Свердловской и Челябинской областях), в 7 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в особенности в республиках Башкортостан, Саха (Якутия) и Татарстан, Пермском крае), в 23 из 26 регионов группы со средним риском. Наибольшее снижение производства в декабре происходило в Хабаровском крае, Вологодской, Новгородской и Орловской областях – более чем на 30%. Рост производства в декабре наблюдался в 21 субъекте Российской Федерации (из них только 8 имели рост производства и в ноябре), которые, как правило, не имеют серьезной промышленной основы. Так, рост наблюдался в 9 из 26 регионов группы с низким риском. В качестве исключений можно назвать г. Санкт-Петербург и Иркутскую область. Индекс промышленного производства в декабре 2008 года в % к декабрю 2007 года В ноябре и декабре 2008 года в целом по Российской Федерации наблюдался значительный спад промышленного производства – индексы промышленного производства составили 91,3% и 89,7% к соответствующему месяцу 2007 года.

7 4. Потребление электрической энергии Снижение потребления электроэнергии наблюдалось почти в ¾ субъектах Российской Федерации, в том числе во всех регионах группы с высоким уровнем риска (исключение Калужская область – прирост потребления на 2,4%), в 9 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в республиках Башкортостан и Татарстан, Пермском крае, Ямало-Ненецком автономном округе), в 23 из 26 регионов группы со средним риском. Наибольшее снижение потребления было в Белгородской, Вологодской, Курской, Липецкой и Челябинской областях – более чем на 15%. Рост потребления наблюдался в 17 регионах, как правило имеющих невысокий промышленный потенциал, в том числе в 9 из 26 регионов группы с низким риском. Из крупных регионов рост наблюдался только в Краснодарском и Красноярском краях, г. Санкт-Петербург, Ленинградской и Тюменской областях - прирост от 5% до 10%. Темп роста потребления электрической энергии в декабре 2008 года в % к декабрю 2007 года Со снижением производства, особенно в таких энергоемких отраслях как металлургия, химия, производство нефтепродуктов, машиностроение, произошло снижение потребления электроэнергии – в ноябре и декабре 2008 года было потреблено на 6,2 и 5,3% меньше, чем в соответствующих месяцах 2007 года. Несколько меньшее снижение потребления электроэнергии в декабре может говорить о некоторой стабилизации ситуации.

8 5. Транспорт Грузооборот транспорта в 2008 году остался на уровне 2007 года млрд. т-км (темп роста 100,6%). Грузооборот транспорта в декабре 2008 года составил 384,8 млрд. т-км или 87,6% к декабрю 2007 года. Такая динамика связана с сокращением объема промышленного производства в конце 2008 года, особенно таких экспортно-ориентированных производств как металлургия, добыча и переработка нефти и газа, химическое производство. Наибольшим образом снижение промышленного производства отразилось на железнодорожном транспорте. Грузооборот железнодорожного транспорта (по данным Минтранса России) Дорога Грузооборот, млн. т-км Рост грузооборота, в % к соответс тв ующему периоду прошлого года Декабрь 2008 г. IV кв г. Декабрь 2008 года IV кв года Октябрьская ,792,7 Калининградская ,584,6 Московская ,294,2 Горьковская ,8100,0 Северная ,990,6 Сев.-Кавказская ,397,8 Юго-Восточная ,283,7 Приволжская ,492,9 Куйбышевская ,891,1 Свердловская ,194,3 Южно-Уральская ,694,8 Зал.-Сибирская ,9103,3 Красноярская ,097,0 Вост.-Сибирская ,493,9 Забайкальская ,397,9 Дальневосточная ,595,5 Сахалинская ,2102,6 ВСЕГО ,795,3

9 6. Строительство В декабре 2008 года падение объема строительных работ наблюдалось в 2/3 субъектах Российской Федерации, в том числе в 10 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Кемеровской, Свердловской и Челябинской областях), в 12 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в республиках Саха (Якутия) и Татарстан, Пермском крае, Иркутской и Ленинградской областях), в 19 из 26 регионов со средним риском. Наибольшее снижение объема строительных работ в декабре 2008 года (из крупных регионов) наблюдалось в республике Татарстан, Иркутской, Ленинградской, Омской, Рязанской и Сахалинской областях – более чем на 1/3. Рост объема строительных работ в декабре 2008 года наблюдался преимущественно в регионах с небольшим объемом данных работ, из крупных регионов ощутимый рост продемонстрировали лишь Самарская, Нижегородская, Новгородская и Тверская области (прирост от 20 до 32%). Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в декабре 2008 года в % к декабрю 2007 года На протяжении всего прошедшего года наблюдалось замедление динамики строительства, а в декабре рост остановился (рост составил 100,1% к декабрю 2007 года). В итоге за год рост строительства в сопоставимых ценах составил 112,8%. Наименьший рост строительства наблюдался в IV кв года (по месяцам – 105,9%, 106,3% и 100,1%).

10 7. Ввод жилья Снижение объемов строительства жилых домов в декабре 2008 года по отношению к декабрю 2007 года отмечено в 2/5 субъектах Российской Федерации, в том числе в 6 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Кемеровской, Нижегородской, Свердловской и Тверской областях), в 6 из 14 регионов со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Красноярском и Пермском краях, Иркутской, Курской, Ленинградской и Томской областях), в 11 их 26 регионов со средним риском. Наибольшее снижение объемов ввода жилья (среди крупных регионов) наблюдалось в Астраханской области – более чем в 4 раза, в Красноярском крае, Хабаровском крае, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях – более чем на 1/3. Наибольшие темпы роста ввода жилья отмечены в небольших, как правило, депрессивных регионах. Среди крупных субъектов Российской Федерации рост более чем в 1,5 раза наблюдался в Республике Башкортостан, в г. Санкт-Петербург, Архангельской и Сахалинской областях. Темп роста ввода жилья в декабре 2008 года в % к декабрю 2007 года В 2008 году в Российской Федерации введено жилых домов ,6 тыс. кв. м. общей площади, что на 4,5% больше уровня 2007 года, в том числе в декабре 2008 года введено ,7 тыс. кв. м. общей площади, что на 9,2% больше, чем в декабре 2007 года.

11 8. Доля убыточных организаций Рост доли убыточных предприятий в январе-ноябре 2008 года по отношению к январю-октябрю 2008 года наблюдался почти в 2/5 субъектов Российской Федерации, в том числе в 7 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Нижегородской, Тульской, Ульяновской и Свердловской областях), в 3 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в Республике Татарстан, Пермском крае, Мурманской области), в 13 из 26 регионов группы со средним риском. Наибольший рост доли убыточных организаций (из крупных регионов) наблюдался в Мурманской, Смоленской и Ульяновской областях – более чем на 1 п.п. Наибольшее снижение доли убыточных организаций (из крупных регионов) наблюдалось в Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях - более чем на 1,5 п.п. Изменение доли убыточных организаций, прирост в п.п. в январе- ноябре 2008 года к январю-октябрю 2008 года В первом полугодии 2008 года наблюдалось снижение доли убыточных предприятий по отношению к соответствующему периоду 2007 году, но с III кв года данная разница стала нивелироваться и в январе-ноябре 2008 года доля убыточных предприятий составила 27,3%, что на 0,9 п.п. выше уровня соответствующего периода 2007 года и на 0,3 п.п. ниже уровня января-октября 2008 года.

12 9. Объем дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций Рост объема кредиторской задолженности по итогам ноября наблюдался в 2/3 субъектах Российской Федерации, в том числе в 10 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Московской, Свердловской и Тульской областях), при этом в остальных регионах указанной группы (за исключением Вологодской области) снижение объема кредиторской задолженности было несущественным. Рост объема кредиторской задолженности также наблюдался в 9 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в республике Татарстан, Красноярском крае, Иркутской области). Рост доли просроченной кредиторской задолженности наблюдался в 2/3 регионах, при этом почти во всех регионов группы с высоким риском (в 15 из 17), в 11 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов. Рост объема дебиторской задолженности по итогам ноября наблюдался в 3/5 субъектах Российской Федерации, в том числе в 11 из 17 регионов группы с высоким риском, но был незначительным. Также рост объема дебиторской задолженности наблюдался в 8 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в республике Саха (Якутия), Иркутской и Томской областях). Одновременно рост доли просроченной и кредиторской и дебиторской задолженности наблюдался в ½ субъектов Российской Федерации, в том числе в 13 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в республиках Башкортостан и Татарстан, Пермском крае, Архангельской и Ленинградской областях). В целом увеличение долей и кредиторской и дебиторской задолженности происходило в Уральском и Приволжском федеральных округах, большинстве субъектов Центрального федерального округа. Темпы роста объема дебиторской задолженности, начало декабря 2008 года в % к началу ноября 2008 года Темпы роста объема кредиторской задолженности, начало декабря 2008 года в % к началу ноября 2008 года Кредиторская задолженность по состоянию на начало декабря 2008 года составила ,5 млрд. руб., что на 2% выше уровня на начало ноября 2008 года (на 29% выше уровня на начало 2008 года). Дебиторская задолженность по состоянию на начало декабря 2008 года составила ,5 млрд. руб., что на 2,6% выше уровня на начало ноября 2008 года (на 31,8% выше уровня на начало 2008 года).

Кредитование юридических лиц Снижение объема кредитов, выданных юридическим лицам, наблюдалось в ¾ субъектах Российской Федерации, в том числе в 11 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Вологодской, Кемеровской, Московской и Нижегородской областях), в 12 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Республике Башкортостан, Красноярском крае, Иркутской и Ленинградской областях), в 19 из 26 регионов группы со средним риском, в 21 из 26 регионов группы с низким риском. Наибольшее снижение кредитования юридических лиц по итогам ноября 2008 года (среди крупных регионов) наблюдалось в Красноярском крае, Вологодской, Московской, Ленинградской и Ярославской областях – на 3-6%. Рост просроченной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам, наблюдался в 90% субъектов Российской Федерации, в том числе в 16 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Нижегородской, Самарской и Тверской областях – более чем на треть), во всех регионах группы со средним риском и высокой долей моногородов, в 23 из 26 регионов группы со средним риском, в 22 из 26 регионов группы с низким риском. Наибольший рост просроченной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам, наблюдался в Иркутской, Липецкой, Нижегородской, Омской и Тверской областях – рост в 1,5-2 раза. В результате доля просроченной задолженности увеличилась в 4/5 субъектах Российской Федерации, причем ее рост наблюдался как в экономически развитых, так и в депрессивных регионах. Темпы роста просроченной задолженности по кредитам, выданных юридическим лицам*, начало декабря 2008 года в % к началу ноября 2008 года Темпы роста объема кредитов, выданных юридическим лицам*, начало декабря 2008 года в % к началу ноября 2008 года Объем выданных кредитов юридическим лицам на начало декабря 2008 года составил 8 820,2 млрд. руб., что несколько ниже уровня на начало ноября 2008 года (темп роста – 99,7%). Объем просроченных кредитов, выданных юридическим лицам, на начало декабря 2008 года составил 191,8 млрд. руб., что в 17,2% выше уровня на начало ноября 2008 года.

14 В ноябре 2008 года снижение объема инвестиций (в сопоставимых ценах) наблюдалось в 39 субъектах Российской Федерации, в том числе в 7 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Кемеровской, Московской и Челябинской областях), в 8 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Пермском крае, Архангельской и Иркутской областях), в 12 из 26 регионов группы со средним риском. Наибольшее снижение инвестиций в ноябре 2008 года наблюдалось (среди крупных регионов) в Архангельской, Иркутской, Московской и Сахалинской областях – более чем на 20%. Рост инвестиций в ноябре 2008 года наблюдался в 44 субъектах Российской Федерации, в том числе в 10 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Нижегородской, Самарской и Тверской областях), в 6 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Республике Саха (Якутия), Ленинградской и Мурманской областях). Наибольший рост инвестиций наблюдался (среди крупных регионов) в г. Санкт-Петербург, Белгородской и Липецкой областях – в 1,7-1,9 раза. Падение инвестиционной активности наблюдалась в основных старопромышленных регионах, большинстве сырьевых регионах Сибири. Темп роста инвестиций в основной капитал в ноябре 2008 года в % к ноябрю 2007 года 11. Инвестиции в основной капитал За январь-ноябрь 2008 года индекс физического объема инвестиций составил 111,3%, что ниже аналогичного показателя за 9 месяцев 2008 года – 113,1%. В ноябре 2008 года индекс физического объема инвестиций составил 103,9% к ноябрю 2007 года (для сравнения: в сентябре – 111,7%, октябре – 106,9%).

Основные тенденции экономического развития регионов В наибольшей степени кризис коснулся таких субъектов Российской Федерации как Чувашская Республика, Республика Татарстан, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Костромская, Курская, Липецкая, Омская, Орловская, Свердловская, Челябинская и Ярославская области. В декабре практически во всех указанных субъектах Российской Федерации произошло значительное снижение промышленного производства – более чем на 10%, что прежде всего связано с падением в таких экспортоориентированных отраслях как металлургия, химическое производство, добыча и переработка нефти, а также в машиностроении. Потребление электроэнергии в данной группе субъектов Российской Федерации снизилось более чем на 6% (в среднем по Российской Федерации – на 5,3%), строительство снизилось на 5% (в среднем по Российской Федерации объем строительных работ остался на уровне декабря 2007 года). В большинств е из указанных субъектов наблюдалось значительное снижение инвестиционной активности в ноябре 2008 года. Во всех субъектах заметно ухудшилось финансовое положение организаций и предприятий (выросла доля просроченной кредиторской задолженности по отношению к октябрю 2008 года, увеличился объем просроченных кредитов, выданных юридическим лицам). Указанные субъекты имеют (или могут столкнуться в ближайшее время) значительную социальную напряженность на рынке труда. В меньшей степени кризис коснулся преимущественно регионов Юга России и Дальнего Востока. В частности в декабре 2008 года наиболее благоприятн ое социально-экономическое положение наблюдалось в республиках Адыгея, Бурятия, Дагестан, Калмыкия и Саха (Якутия), Кабардино- Балкарской и Чеченской республиках, Камчатском и Приморском крае, Амурской, Астраханской, Мурманской и Псковской областях. Это связано прежде всего со слабым развитием промышленности и финансовой сферы (ввиду неразвитости финансовой сферы в большинстве указанных субъектов Российской Федерации в противовес российской тенденции отмечалось падение просроченной кредиторской задолженности, рост просроченных кредитов был также ниже среднероссийской тенденции). В данных субъектах Российской Федерации наблюдается относительно низкая напряженность на рынке труда, при этом доля работников, находящихся в простое по вине работодателя и работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, в общей численности занятых очень мала, а в некоторых регионах и вовсе нет указанных работников.

Доходы населения и заработная плата Темпы роста заработной платы, ноябрь 2008 года к октябрю 2008 года, % Темпы роста доходов населения, ноябрь 2008 к октябрю 2008 года, % Темпы роста доходов населения за ноябрь 2008 года к октябрю 2008 года в Российской Федерации составили 96,6%. Темпы роста заработной платы за ноябрь 2008 года к октябрю 2008 года в Российской Федерации составили 99,7%. В ноябре 2008 года доходы населения снизились в 59 субъектах Российской Федерации. Снижение темпов доходов наблюдалось в 11 из 17 субъектов Российской Федерации группы с высоким риском (в частности в Белгородской, Тульской областях), в 10 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов и в 18 из 26 регионов группы со средним риском. В ноябре 2008 года в 43 субъектах Российской Федерации зафиксировано снижение заработной платы. Снижение наблюдалось в 12 из 17 субъектов Российской Федерации группы с высоким риском (в частности в Белгородской, Челябинской областях, Чувашской Республике), в 7 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности Республики Татарстан и Башкортостан, Пермский край), в 17 из 26 регионов группы со средним риском. Наименьшее значение показателя роста заработной платы зафиксировано в Белгородской области – 94,2%, Челябинской области – 94,3%, Оренбургской области – 94,9%.

Задолженность по заработной плате Рост задолженности по заработной плате в декабре 2008 года произошел только в 9 субъектах Российской Федерации. В группе с высоким риском увеличение задолженности наблюдалось только в Свердловской области – 107,4 %. В группе со средним риском и высокой долей моногородов рост задолженности произошел в Красноярском крае – 100,5 %. В группе со средним риском рост задолженности наблюдался в 2 регионах. Максимальный рост задолженности произошел в Волгоградской области – 387 %, Республике Алтай – 380 %. Следует отметить, что снижение задолженности по заработной плате в декабре 2008 года является временным явлением и с начала 2009 года возможно возобновление тенденции к росту задолженности по заработной плате. Задолженность по заработной плате на конец декабря 2008 года, в % к концу ноября 2008 года По состоянию на 1 января 2009 года задолженность по заработной плате в Российской Федерации составляла 4 673,7 млн. рублей, сократившись за декабрь 2008 г. на 39,8%, но в целом на начало 2009 года задолженность превысила уровень на начало 2008 года на 75,2%.

Кредитование физических лиц В декабре 2008 года снижение объема выданных кредитов физическим лицам наблюдалось в 63 субъектах Российской Федерации. Снижение объема выданных кредитов наблюдалось в 13 из 17 субъектов Российской Федерации группы с высоким риском (в частности в Вологодской, Ярославской, Владимирской областях), в 12 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Томской и Курской областях), в 21 из 26 регионов группы со средним риском. Наибольшее снижение произошло в Ставропольском крае, Вологодской и Ярославской областях – более чем на 4 %. Рост задолженности по кредитам, выданным физическим лицам, в декабре 2008 года наблюдался в 77 субъектах Российской Федерации. Рост задолженности наблюдался в 16 из 17 субъектов Российской Федерации группы с высоким риском (в частности в Свердловской и Ярославской областях), в 13 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Пермском крае и Томской области), в 24 из 26 регионов группы со средним риском. Наибольший рост задолженности произошел в Чукотском автономном округе и Костромской области – более чем на 120 %. Темпы роста просроченной задолженности по кредитам, выданных физическим лицам, начало декабря 2008 года в % к началу ноября 2008 года Темпы роста объема выданных кредитов физическим лицам, начало декабря 2008 года в % к началу ноября 2008 года Объем выданных кредитов физическим лицам на начало декабря 2008 года составил 3 586,8 млрд. руб., что несколько ниже уровня на начало ноября 2008 года (темп роста – 99,3%). Объем просроченных кредитов, выданных физическим лицам, на начало декабря 2008 года составил 128,0 млрд. руб., что на 5,9% выше уровня на начало ноября 2008 года.

Объем розничного товарооборота и платных услуг населению Снижение объемов розничного товарооборота в декабре наблюдалось в 1/5 субъектах Российской Федерации, в том числе в 3 из 17 регионов группы с высоким риском (в Вологодской, Кемеровской, Ульяновской областях), в 4 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в Пермском крае, Курской, Иркутской и Томской областях). Наибольшее снижение объемов розничного товарооборота наблюдалось (среди крупных регионов) в Иркутской, Томской, Ульяновской областях – на 8-20%. Снижение объемов платных услуг населению в ноябре наблюдалось в 1/3 субъектах Российской Федерации, в том числе в 6 из 17 регионов группы с высоким риском (в частности в Вологодской и Челябинской областях), в 5 из 14 регионов группы со средним риском и высокой долей моногородов (в частности в Красноярском и Пермском краях, Иркутской области). Наибольшее снижение объемов платных услуг населению наблюдалось (среди крупных регионов) в Красноярском крае, г. Москва и Иркутской области – на 5-7%. Наихудшая ситуация сложилась в Ставропольском и Пермском краях, г. Москва, где в связи с сокращением доходов населения в ноябре 2008 года сократился как объем розничного товарооборота, так и объем платных услуг населению. Темпы роста объема платных услуг населению, ноябрь 2008 к ноябрю 2007, %. Темпы роста объема розничного товарооборота, декабрь 2008 к декабрю 2007, %. Темпы роста объема розничного товарооборота за декабрь 2008 года к декабрю 2007 года в Российской Федерации составили 104,8%. Темпы роста объема платных услуг населению за ноябрь 2008 года к ноябрю 2007 году в Российской Федерации составили 101,1%.

Индекс потребительских цен Значение индекса потребительских цен выше среднероссийского уровня отмечено в 53 субъектах Российской Федерации. В регионах относящихся к высокой группе риска, превышение отмечено в 12 из 17 регионов (в частности Нижегородской, Калужской и Свердловской областях), в группе со средним риском и высокой долей моногородов в 6 из 14 субъектов (Курская область, Пермский край), в группе со средним риском в 18 из 26 регионов. Наибольший рост инфляции (выше среднероссийского уровня на 5 п.п.) показали Республика Чечня, Магаданская область, Ненецкий АО. Индекс потребительских цен в декабре 2008 года в % к декабрю 2007 года Индекс потребительских цен за 2008 год в Российской Федерации составил 113,3 % (к декабрю 2007 года).

Публичные акции и мероприятия, связанные с кризисными явлениями По данным 57 субъектов Российской Федерации в 22 из них публичные акции и мероприятия, связанные с кризисными явлениями, не проводились. По одному мероприятию проводилось в 11 субъектах Российской Федерации. Более 5 мероприятий – в 9 субъектах Российской Федерации, в том числе в Самарской области – 111, Ивановской области – 12. В данных мероприятиях приняло участие человек. При этом в Приморском крае в течение декабря в данных мероприятиях приняло участие 6000 человек, в Московской области – 648 человек, Воронежской, Самарской, Саратовской и Сахалинской областях – от 500 до 600 человек. Количество публичных акций и мероприятий, связанных с кризисными явлениями, в декабре 2008 года, ед.

год2008 год 2009 год (план) Данные субъектов РФ Оценка Минрегиона Доходы % % Расходы % % Сбалансированность % % Остатки бюджетных средств, не имеющих целевого назначения* Кредиторская задолженность* % % Государственный долг субъектов РФ* % % 23. Основные параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации млн. рублей * данные на конец года В 2008 году бюджеты регионов исполнены с профицитом 170,5 млрд. рублей. Переходящие на 2009 год остатки бюджетных средств, не имеющих целевое назначение, составили 228,3 млрд. рублей. На 2009 год регионы запланировали рост доходов в среднем на 7% и наибольшими темпами рост расходов (14%). При этом по оценкам Минрегиона доходная база регионов должна снизится в сравнении с 2008 годом как минимум на 8-10%. Аналогичные прогнозы дают Минфин России и Минэкономики России.

Налоговые поступления в ноябре-декабре 2008 года Темпы роста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ноябре-декабре 2008 года в сравнении с аналогичным периодом 2007 года, % Доля налоговых доходов в совокупных доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по итогам 2008 года, % Сравнение показателей исполнения региональных бюджетов в ноябре-декабре 2008 года с аналогичным периодом 2007 года показывает, что в половине регионов произошло снижение доходов, при этом в 13 регионах это снижение составило более 20 процентов, из них 7 регионов формируют собственные бюджеты в основном за счет собственных доходных источников, в связи с чем максимальному риску подвержены именно такие регионы. Это Республика Татарстан, Тюменская, Оренбургская, Челябинская, Вологодская области, г. Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ.

24 Темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц в ноябре-декабре 2008 года в сравнении с аналогичным периодом 2007 года, % За ноябрь-декабрь 2008 года в бюджеты субъектов Российской Федерации поступило 130 млрд. рублей налога на прибыль, что на 37% меньше аналогичного показателя 2007 года. Объем налога на прибыль снизился в 67 регионах, при этом в трети регионов более, чем на 50%. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Республиках Бурятия, Саха, Татарстан и Хакасия, Брянской, Вологодской, Кировской, Оренбургской, Ульяновской, Челябинской, Свердловской, Тюменской областях, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийском автономном округе. В указанных регионах поступления налога на прибыль упали более, чем в 3 раза. Динамика налога на доходы физических лиц существенно отличается. Рост доходов зафиксирован в 77 субъектах РФ, в том числе в 20 регионах более чем на 15%. Незначительное снижение доходов от НДФЛ произошло в 6 регионах 25. Налоговые поступления в ноябре-декабре 2008 года по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц Темпы роста поступлений налога на прибыль в ноябре-декабре 2008 года в сравнении с аналогичным периодом 2007 года, %

25 Темпы роста доходов бюджетов в 2008 году по отношению к 2007 году, % Темпы роста расходов бюджетов в 2008 году по отношению к 2007 году, % Несмотря на плохую динамику в ноябре-декабре, в целом в 2008 году доходы выросли практически во всех субъектах Российской Федерации. Наибольшее увеличение доходов произошло в Сахалинской области (на 61%), Новгородской области (на 47%), Республике Карелия (на 44%), Саратовской области (на 44%), Пермском крае (на 43%),, Кемеровской области (на 39%). Вместе с тем, с ростом доходов почти во всех субъектах Российской Федерации увеличились расходы бюджетов аналогичными темпами росту доходов. 26. Основные параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации: рост доходов и расходов в 2008 году

26 39 регионов закончили год с профицитом. В 44 регионах сложился дефицит бюджета. У всех регионов по итогам 2008 года образовались остатки средств бюджета, которые могут быть использованы в 2009 году. Общий объем всех переходящих на 2009 год остатков млрд. рублей, из них наибольшие объемы остатков сложились у Московской области, г. Санкт- Петербург, Самарской области, Тюменской области, Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа. Сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по итогам 2008 года 27. Основные параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации: сбалансированность бюджетов

Обеспеченность текущих расходов бюджетов доходами в 2009 году с учетом остатков бюджетов По оценке Минрегиона России: 25 регионов столкнутся с проблемой финансирования текущих расходов в 2009 году; 33 региона частично профинансируют капитальные вложения; 14 регионов смогут полностью выполнить принятые обязательства. Наиболее проблемными регионами являются Красноярский край, Вологодская, Воронежская, Костромская, Рязанская, Тверская, Тульская, Орловская, Московская, Нижегородская и Новосибирская области. Регионы более оптимистично оценивают свои бюджеты и только 4 региона считают, что уже сегодня они столкнуться с серьезными проблемами по исполнению первоочередных обязательств. По имеющейся информации большинство регионов готовы к пересмотру своих бюджетов в сторону уменьшения их параметров. Данную работу они проведут до конца 1 квартала 2009 года. Оценка на основе прогноза Минрегиона России по доходам субъектов Российской Федерации Оценка на основе данных субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации, скорректировавшие параметры бюджетов на 2009 год с учетом последствий финансового кризиса п/п Наименование региона Доходы в 2008 году – предваритель- ный отчет Доходы в 2009 году – оценка Минрегиона Доходы в 2009 году – оценка регионов Изме нение Расходы в 2009 году – оценка регионов Сбалансированность в 2009 году Оценка Минрегиона Оценка регионов 1Республика Калмыкия % Пермский край % Кемеровская область % Липецкая область % Астраханская область % Челябинская область % Белгородская область % Тюменская область % Чукотский АО % Ямало-Ненецкий АО % Сахалинская область % Ульяновская область % Хабаровский край % Калужская область % Омская область % Оренбургская область % Республика Татарстан (Татарстан) % тыс. рублей

29 п/п Наименование региона Доходы в 2008 году – предваритель ный отчет Доходы в 2009 году – оценка Минрегиона Доходы в 2009 году – оценка регионов Изме нение Расходы в 2009 году – оценка регионов Сбалансированность в 2009 году Оценка Минрегиона Оценка регионов 18Амурская область % Карачаево-Черк. Республика % Республика Северная Осетия % Смоленская область % Еврейская АО % Республика Мордовия % Республика Башкортостан % Республика Адыгея (Адыгея) % Приморский край % Республика Ингушетия % Курская область % Ленинградская область % Иркутская область % Свердловская область % Чувашская Республика % Красноярский край % Мурманская область % Псковская область % Архангельская область % Брянская область % тыс. рублей

Налоговые поступления в январе 2009 года Темпы роста поступлений налоговых доходов в январе 2009 года в сравнении с январем 2008 года, % Исполнение субъектами РФ плановых показателей по поступлениям налоговых доходов в январе 2009 года, % В январе 2009 года в сравнении с январем 2008 года налоговые доходы снизились в 76 субъектах Российской Федерации, из них в 12 регионах более чем на 30%. Максимальное падение налоговых доходов произошло в Республике Татарстан (на 79%), Республике Саха (на 77%), Вологодской области (на 41%), Республике Коми и Свердловской области (на 37%), Челябинской области (на 35%), Кемеровской области (на 34%) и Тюменской области (на 33%)

Налоговые поступления в январе 2009 года по налогу на прибыль Темпы роста поступлений налога на прибыль в январе 2009 года в сравнении с январем 2008 года, % Исполнение субъектами РФ плановых показателей по поступлениям налога на прибыль в январе 2009 года, % В январе 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года произошло существенное сокращение поступления налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации. Доходы от налога на прибыль упали в 72 регионах, из них в половине более чем в 2 раза. Так, в Республике Саха и Тамбовской области наблюдалось возмещение налога на прибыль хозяйствующим субъектам. В Республике Карелия, Республике Коми, Республике Мордовия, Белгородской и Смоленской областях значения сократились более, чем на 80%. Вместе с тем, половина регионов исполнили план на январь 2009 года по поступлению налога. В 15 регионах фактические доходы меньше запланированных более чем в 2 раза.

Первоочередные расходы субъектов Российской Федерации в 2009 году Доля первоочередных расходов субъектов Российской Федерации в доходах бюджетов в 2009 году, % Более трети регионов имеют высокую долю первоочередных расходов (оплата труда и трансферты населению) в собственных доходах. Из них наибольшие опасения вызывают регионы с высокой долей собственных доходов в бюджетах. По оценкам у таких регионов возникнут риски с точки зрения социальных последствий в случае не исполнения первоочередных расходов. Это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Челябинская, Свердловская, Липецкая, Кемеровская, Омская, Рязанская, Смоленская, Иркутская, Мурманская области, Забайкальский, Хабаровский и Красноярский края и Удмуртская республика.

33 На сегодняшний день регионы достаточно оптимистично подходят к планированию собственной доходной базы, наибольшие расхождения с оценкой Минрегиона России наблюдаются у Красноярского и Краснодарского краев, Московской, Новосибирской, Нижегородской, Самарской, Волгоградской, Воронежской, Свердловской, Ростовской, Вологодской, Саратовской и Ярославской областей, г. Москва, Санкт- Петербург и Ханты- Мансийского автономного округа. Наибольшие риски с точки зрения социальных последствий могут возникнуть у Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Челябинской, Свердловской, Липецкой, Кемеровской, Омской, Рязанской, Смоленской, Иркутской, Мурманской областей, Забайкальского, Хабаровского и Красноярского краев, а также Удмуртской республики. 33. Выводы по состоянию консолидированных бюджетов субъектов РФ

Меры по поддержке реального сектора экономики По состоянию на начало 2009 года в условиях ухудшения основных макроэкономических параметров в 48 субъектах Российской Федерации в планах мероприятий по поддержке реального сектора экономики предусмотрены меры по субсидированию процентной ставки по кредитам реальному сектору. Одним из ключевых решений в части поддержки малого и среднего предпринимательства является реализация субъектами Российской Федерации предоставленного права снижения ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. На начало 2009 года: 12 регионов приняли решение о снижении дифференцированных ставок; в 13 регионах соответствующие проекты нормативных правовых актов находятся на различных стадиях рассмотрения; 51 субъект Российской Федерации не воспользовались правом снижения ставок налога. Наличие в плане мероприятий по оздоровлению экономики субсидирования процентной ставки по кредитам реальному сектору Принятие решения о снижении налоговой нагрузки на малый бизнес

Работа с региональными инвестиционными проектами в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации Инвестиционный фонд – один из инструментов, который может и должен быть использован регионами для смягчения кризисных явлений. По данным на 30 января 2008 года из 52 заявок на поддержку региональных проектов от 33 субъектов Российской Федерации – 20 одобрены на заседании Правительственной комиссии по инвестиционным проектам. При этом отбор региональных инвестиционных проектов продолжается. По 2 одобренных заявки имеют Кемеровская и Ульяновская области. Реализация одобренных региональных инвестиционных проектов, на общую сумму 89,2 млрд. рублей, обеспечит создание в 2009 году новых рабочих мест как на этапе строительства, так и после его завершения. Подача субъектами Российской Федерации заявок поддержку региональных проектов, по данным на 30 января 2009 года

Работа с Фондом содействия реформированию ЖКХ в рамках переселения граждан из аварийного жилого фонда с учетом потребностей развития рынка жилья По состоянию на 28 января 2009 года правлением Фонда одобрено 25 заявок субъектов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья на общую сумму ,9 млн. руб., в том числе за счет средств Фонда – 9 898,4 млн.рублей. На 23 января 2009 года 20 субъектов Российской Федерации разместили заказы на приобретение квартир на общую сумму ,64 млн.рублей. Первые итоги размещения заказа подведены в Республике Башкортостан, Пензенской, Челябинской, Рязанской, Тюменской, Тверской и Кемеровской областях, Республике Чувашия, Забайкальском крае. Подача заявок и размещение заявок на оказание финансовой поддержки на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Стоимость переселения на основании заявок на оказание финансовой поддержки на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (финансируемая за счет Фонда)

Региональные программы содействия занятости населения По данным на 30 января 2008 года в 68 субъектах Российской Федерации разработаны и предоставлены в Минздравсоцразвития России программы по содействию занятости населения, при этом с Ярославской областью и Красноярским краем в рамках реализации программ подписаны соглашения по снижению напряженности на рынке труда. Наличие в субъекте Российской Федерации разработанной и предоставленной в Минздравсоцразвития России программы по содействию занятости населения