Информационная асимметрия в современном университетском образовании и конкурентоспособность выпускников (личная и социальная). Меркулова Е.П., канд. социол.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Служба содействия трудоустройству выпускников создана в колледже как структурное подразделение приказом директора с года.
Advertisements

Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
Профессиональная компетентность выпускника - условие успешной адаптации на рынке труда. «Социально-профессиональная компетентность – это сформированное.
Основные проблемы трудоустройства студентов вузов и пути их преодоления 26 октября 2010 г. Конференц-зал ПГУПС.
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
Служба содействия трудоустройству выпускников создана в колледже как структурное подразделение приказом директора с года.
Диссертация на соискание степени магистра педагогики Соискатель: магистрант кафедры педагогики и проблем развития образования Батвенкова И.В. Научный руководитель:
Трудоустройство выпускников ВУЗов по специальности (на примере выпускников дневного отделения ДВГТУ «социальная работа»)
Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Качество лесного образования: проблемы и перспективы Л.А.Берснева директор ФБУ «Учебно-методический центр»
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
Повышение конкурентоспособности людей с ограниченными возможностями на рынке труда г. Кемерово Инициаторы проекта: Григашкина С.И. Третьякова И.Н.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ СКУЛЬСЬКАЯ В.Е. – зам. директора Института профессионально- технического.
Системный подход к построению партнерских взаимоотношений между предприятием, учебным заведением и практикантом Автор: Гуторов Александр Петрович Ключевые.
Работа учителя – карьера выпускника. Карьера выпускника – значимая составляющая репутации выпускника на рынке труда. Задачи: 1. Карьера выпускника 2. Профессиональная.
Транксрипт:

Информационная асимметрия в современном университетском образовании и конкурентоспособность выпускников (личная и социальная). Меркулова Е.П., канд. социол. наук, доцент каф. Экономической теории и управления ИМЭИ ИГУ

Иркутская область обладает высокой инвестиционной привлекательностью: Выгодное геополитическое положение региона; Богатый природно-ресурсный потенциал; Развитая научная и инновационная инфраструктура; Мощный образовательный потенциал; Высокая обеспеченность электроэнергией; Наличие готовых площадок для размещения крупных промышленных производств.

Отсутствие необходимого количества квалифицированных специалистов рабочих и инженерных специальностей недостаточная подготовка требуемых специалистов в рамках образовательного рынка устойчивая тенденция миграции молодых специалистов в центральные регионы и заграницу По состоянию на 1 марта 2012 года служба занятости Иркутской области располагала сведениями о потребности предприятий в работнике (37247 на ), в том числе по рабочим профессиям (32716 на ).

Конъюнктура рынка труда Иркутска (на начало 2012 года)

Год Сальдо миграции год: 74% – это люди трудо­способного возраста, причем из них 75,6% – это лица так называемого младшего трудоспособного возраста (до 40 лет), а из этих 75% основная масса – это «золотой кадровый резерв»: лица в возрасте от 20 до 29 лет (по­рядка 1940 чел. или 26% всей убыли). Более половины (52,5%) прихо­дится на людей с высшим и средним специ­альным образованием.

ФУНКЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ НАУКА ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ИННОВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

ЛИЧНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Способность индивида быть максимально востребованным в какой-то сфере жизнедеятельности (например, в профессиональной, культурной, духовной и пр.), обладать преимуществами по каким-то параметрам перед различными группами конкурентов в удовлетворении потребностей заинтересованных групп потребителей.

СОЦИАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Способность индивида быть максимально востребованным в данное время в данном обществе

В разработке понятия «социальная конкурентоспособность» следует отталкиваться от специфических требований конкретного социума в конкретный исторический временной промежуток, предъявляемых в адрес индивидов. 1.Сохранение организационной (системной) целостности (государственная идеология, патриотизм, религия, духовность, нравственность, культура); 2.Сохранение институциональной целостности (семья и брак, собственность, государственность, власть); 3.Качественное развитие общества (культура, наука, образование и воспитание, инновации); 4.Количественное развитие общества (естественный прирост, здоровье, психофизиологические факторы, безопасность существования).

ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ Неравномерное распределение информации между как минимум двумя заинтересованными субъектами о различных параметрах процессов и явлений.

Влияние информационной асимметрии на личную и социальную конкурентоспособность выпускников регионального университета (на примере ФБГОУ ВПО ИГУ). Цель исследования: определение зависимости личной и социальной конкурентоспособности выпускника университета от вида и степени информационной асимметрии в сфере университетского образования. Объект исследования: современное университетское образование. Предмет исследования – зависимость личной и социальной конкурентоспособности выпускников от степени информационной асимметрии в образовании. Гипотеза исследования: степень информационной асимметрии в современном университетском образовании определяет уровень личной и социальной конкурентоспособности выпускников. Гипотеза подтвердилась частично. Методы исследования: анкетный опрос, контент-анализ Интернет-ресурсов, анализ вторичной информации, представленной в публикациях исследователей системы образования.

Исследование информационной асимметрии в ФБГОУ ВПО ИГУ проводилось в 2006 – начале 2007 года и в начале 2012 года. Генеральную совокупность составили студенты 2 – 4 курсов ИГУ, представители гуманитарных, естественно - научных и технических специальностей ИГУ дневной формы обучения (N1 = 3246, N2=2168). Общая численность выборочной совокупности (выборки) составляет 186 человек ( годы) и 130 (начало 2012 года), что дает основание считать ее репрезентативной. Используемый метод опроса – анкетирование.

1)Неравномерное распределение информации о качестве ресурсов выражается в том, что: А) Представители спроса на данном рынке сталкиваются с проблемой получения полной и достоверной информации о качестве образовательных услуг. Это выражается в том, что абитуриенты были плохо осведомлены о параметрах «образовательного продукта» университета, которые характеризуют качество предоставляемых образовательных услуг. При подаче документов в приемную комиссию, абитуриенты были очень хорошо, либо неплохо осведомлены о специальностях, которые можно получить в ИГУ (96% в годы, 98% в 2012 году), об уровне базовых знаний, необходимых для поступления и обучения (91% гг., 95% г.), а также о видах трудовой активности, в которых могут быть применены полученные знания (88% , 93% ). Ничего не знали, а в некоторых случаях до сих пор ничего не знают о содержании учебного плана 72% ( гг.) и 81% (2012 г.) абитуриентов. О дополнительных образовательных услугах были плохо осведомлены 91% ( гг.) и 93% (2012 г.) абитуриентов. 87% ( гг.) и 91% (2012 г.) не имели информации о квалификации работающих в ИГУ преподавателей.

Б) В ходе вступительных испытаний возникает асимметричное распределение знаний о способностях, знаниях, навыках и умениях абитуриента, выражающееся в завышенной или заниженной оценке его способностей. Об этом говорит «разрыв» между «качеством входящего продукта» – объемом предметных знаний, которыми располагали абитуриенты, и требованиями вуза к «входящему продукту» – объемом предметных знаний, необходимых при поступлении. Большая часть опрошенных (66% в гг.) не выражали абсолютной уверенности по поводу того, что знаний, полученных в школе, вполне достаточно для успешного прохождения вступительных испытаний. При этом 55% ( гг.) опрошенных были уверены, что на вступительных испытаниях предъявляются завышенные требования.

2) Процесс обучения не приводит к полному освоению необходимых для полноценной жизнедеятельности компетенций. Это обусловлено: 1) Невысокой мотивацией студентов. Основная масса опрошенных считает, что получение образования не дает гарантии для последующего трудоустройства по специальности (91% гг., 95% в 2012 г.), а знаний, полученных в вузе, недостаточно для работы на конкретном рабочем месте (84% гг., 78% г.), к тому же, в вузе студент получает образование, а не профессию (так ответили 81% студентов в гг., 90% г.).

2) Несоответствием способов предоставления учебной информации индивидуальным особенностям восприятия информации студентами. По видам учебных занятий мнения респондентов распределились следующим образом: 30% ( гг.) и 47% (2012 г.) отдают приоритет практическим занятиям, 12% ( гг.) и 7% (2012 г.) – лекционным, для остальных студентов виды учебных занятий не являются принципиально значимыми. Наиболее эффективными, с точки зрения опрошенных (99% в обоих исследованиях), являются активные формы обучения.

3) Высокой степенью сопротивления. Когда материал непонятен, часть студентов (59% гг. и 57% г.) задает вопросы и просит объяснить материал еще раз, а 41% ( гг.) и 43% (2012 г.) не предпринимают никаких действий. 81% ( гг.) и 90% (2012 г.) студентов, когда не понимают излагаемый преподавателем материал, начинают заниматься «своими делами» – читать книги, разговаривать с однокурсниками, готовиться к другому предмету. Если студентам не нравится изучаемый предмет, то все будут ходить на занятия, а 62% ( гг.) и 72% (2012 г.) при этом не будут слушать преподавателя.

Контент-анализ требований работодателей с использованием баз данных сайтов по трудоустройству. Заработная плата: средняя заработная плата – тыс.; минимальная зарплата для бухгалтера – 12 тыс., по остальным вакансиям 5тыс., максимальная зарплата для бухгалтера– 30 тыс., по остальным вакансиям – тыс.; Возраст: от 22 до 30 лет (с опытом работы от 2-3 лет); от до 40 лет (с опытом работы от 3-5 лет); Пол: для бухгалтера – предпочтительно женский; Семейное положение: стабильное семейное положение, желательно без маленьких детей; Профессиональные обязанности: приводится перечень функциональных обязанностей для конкретной вакансии; Образование: образование высшее (92%), неполное высшее (4%), средне - специальное (4%); знание специальных программ, офисных программ, умение работать с оргтехникой; Опыт работы: без опыта работы (2%), от 2-3 лет (38%), от 3-5 лет (60%); относительно вакансии «бухгалтер» опыт в бюджетных организациях многими работодателями не рассматривается; Профессионально-личностные качества: Коммуникативные: для всех вакансий – коммуникабельность, умение работать в команде, стрессоустойчивость, неконфликтность, доброжелательность; Когнитивные: для бухгалтера – аналитический склад ума, для всех – гибкий ум, внимательность, хорошая память; Организаторские: организованность, дисциплинированность, исполнительность, ответственность, пунктуальность, самостоятельность, активность, умение быстро адаптироваться на рабочем месте, усидчивость, аккуратность. Дополнительные требования: для ряда вакансий (торговый представитель, мерчендайзер и пр.) наличие личного автомобиля приветствуется; иркутская прописка обязательна в 90 % вакансий.

В ходе проведенного исследования выяснилось: Абитуриенты изначально не были нацелены на овладение профессиональными знаниями в полном объеме по причине их быстрого устаревания (68% гг., 59% г.). Большинство поступающих в вузы понимают, что практические навыки трудовой деятельности будут сформированы в процессе трудовой деятельности, а не в процессе обучения ( 96% г.). Большинство студентов также понимают, что хорошие показатели успеваемости, отраженные в дипломе, будут выступать «сигналом» качества будущего выпускника университета и давать определенные конкурентные преимущества (87% г.). На фоне необходимости формирования практических навыков, студенты замещают академическую активность трудовой, которая порою отнимает много времени (заняты 24 % студентов г.). Большая часть студентов занимает вакансии, которые не связаны с получаемой профессией (98% работающих – 2012 г.).

Социальная активность молодежи проявляется через создание инициативных групп и общественных организаций для решения следующих задач: 1)Обеспечение безопасности (народные дружины); 2)Поиск пропавших людей; 3)Помощь малообеспеченным и лицам без определенного места жительства; 4)Помощь тяжело больным (чаще детям) – сбор средств; 5)Помощь бездомным животным.

Предпосылки, способствующие развитию общественно- ориентированного образования и появлению общественно-активных университетов: 1) Появление в высших учебных заведениях структур, связанных с общественным участием в управлении вуза (студенческое самоуправление, попечительские советы и пр.), говорящие о тенденции к демократизации; 2) Развитие социального партнерства между университетами и представителями местного сообщества; 3) Развитие добровольческого движения в студенческой среде.

1) Информационная асимметрия всегда присутствует в той или иной степени в системе образования. 2) Информационная асимметрия в системе университетского образования оказывает непосредственное влияние на достижение желаемого уровня личной конкурентоспособности. Чем выше степень информационной асимметрии, тем более низким уровнем личной конкурентоспособности будет обладать выпускник университета. Для преодоления асимметрии и повышения конкурентоспособности выпускников следует усилить предпринимательскую активность университетов. 3) Социальная конкурентоспособность индивида в меньшей степени зависит от уровня информационной асимметрии в системе университетского образования. Это вызвано тем, что основные параметры социальной конкурентоспособности формируются не в рамках образовательной деятельности. Тем не менее, социально-ориентированное образование может дать университетам новые конкурентные преимущества, а участникам социальной активности – новые ресурсы и возможности для данной активности.