Историческая перспектива развития лицейского образования в России Обухов Алексей Сергеевич к.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор проекта: Мымрина Вера-6a Научный руководитель: Свиридова И.И.- учитель французского языка Автор проекта: Мымрина Вера-6a Научный руководитель: Свиридова.
Advertisements


Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Распорядок в лицее. 6 ч.- подъем, молитва в зале. 7-9 ч.- класс учебное занятие. 9 ч.- чай. До 10 ч.- первая прогулка ч.- класс вторая.
Основы светской этики. Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Типовые расчёты Растворы
О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль курса «Основы светской этики»
Модуль Основы светской этики(поурочное планирование)
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
1 МБОУ Березкинская основная общеобразовательная школа.
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Доклад начальника отдела образования администрации Чемальского района Л. М. Табышкиной Чемал, 2013 г 1.
Маршрутный лист «Числа до 100» ? ? ?

Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ 1. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Тренировочное тестирование-2008 Ответы к заданиям КИМ Часть I.
Материалы совета кураторов 1 февраля 2012 года. Применяемая терминология Дисциплина является сложной, если в группе более 50% задолжников в течение семестра.
Транксрипт:

Историческая перспектива развития лицейского образования в России Обухов Алексей Сергеевич к.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования, заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 19 октября 2011 года

Ликей: античные истоки «Ликей» или «ликейон» – древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и существовавшая около восьми столетий. «Ликей» или «ликейон» – древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и существовавшая около восьми столетий. Диалог как метод познания. Предпосылки научных исследований. Помимо майевтических бесед, Аристотель ввел в своей школе и лекционные занятия. Диалог как метод познания. Предпосылки научных исследований. Помимо майевтических бесед, Аристотель ввел в своей школе и лекционные занятия. Закрыт в 529 г. по эдикту римского императора Юстиниана, запретившего деятельность «языческих» (т. е. дохристианских) философских школ Закрыт в 529 г. по эдикту римского императора Юстиниана, запретившего деятельность «языческих» (т. е. дохристианских) философских школ

Ликейон: возрождение в эпоху классицизма Античный термин «ликейон» возродился во Франции в конце XVIII века для обозначения нового типа высших общественных школ г., Париж: лицей – первый университет «для светских людей». Первый в России лицей был открыт 19 октября 1811 года в Царском Селе

Лицеи в Российской империи Лицеи – привилегированные учебные заведения со сроком обучения от 6 до 11 лет, охватывавшие программу обучения средней и высшей школы. Лицеи – привилегированные учебные заведения со сроком обучения от 6 до 11 лет, охватывавшие программу обучения средней и высшей школы. Предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников. Предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников. В. И. Даль: «Лицей – высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище». В. И. Даль: «Лицей – высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».

Лицеи в Российской империи Царскосельский лицей ( ) (с 1843 – Императорский Александровский лицей) Ришельевский лицей ( ) Волынский (Кременецкий) лицей ( ) Нежинский юридический лицей ( ) Демидовский юридический лицей ( ) Лицей в память цесаревича Николая (Катковский лицей) ( )

«Отечество нам Царское Село» Ситуация и инициатива создания Основания создания: условия жизни, педагоги, ученики Лицей как колыбель романтизма, свободы, братства Лицей как авторская школа и педагогическая лаборатория Лицей как условие инициирования творчества и свободомыслия Нравственные идеалы воспитания и образования

Контекст эпохи Реформаторские начинания Александра I Гуманистические идеи М.М. Сперанского

Первые директора: превращая образование в жизнь Василий Федорович Малиновский Егор Антонович Энгельгардт Первый директор Царскосельского лицея ( ) Второй директор Царскосельского лицея ( )

Принципы лицейского образования Гуманность Нравственность Творчество Свобода мысли Дух независимости Уважение к собственному достоинству Культ дружбы Лицейское братство Уважение к личности Сообразность возрасту Осознанность слов и ясность идей Оценка без отметки Элитарность Равноправие Патриотизм Образование на образцах Образование как образ жизни Преподавание как педагогическая лаборатория Разносторонность развития Неразрывность образования и воспитания Традиции и новации Наставничество Школа как дом родной

Личностное начало в преподавании

Координаты лицейский ценностей Лицейское образование БудущееОтечествоПрошлоеМир

Эффект первого класса

Александровский императорский лицей 1843 – переезд в Санкт-Петербург 1882 – перевод из подчинения Министерству народного просвещения – Военному ведомству 29 мая 1918 года – лицей закрывается по постановлению СовНарКомов. В 1925 году многие бывшие воспитанники лицея репрессированы («Дело лицеистов»)

Возрождение лицейского образования в конце ХХ века Социальный слом эпох, демократизация, романтические идеи, вседозволенность Обращение к исторической памяти к прогрессивным ценностям образования прошлого Создание авторских школ на новых основаниях (зачастую «от противного») Лицей как метафора и как ориентир

Лицеи Москвы сегодня: 1. Лицей "Вторая школа" ЮЗАО 2. Лицей 1303 Москва ЮВАО 3. Лицей 1310 Москва ЮВАО 4. Лицей 1500 Москва ЦАО 5. Лицей 1501 Москва ЦАО 6. Лицей 1502 Москва ВАО 7. Лицей 1511 Москва ЮАО 8. Лицей 1523 Москва ЮАО 9. Лицей 1524 Москва ЮВАО 10. Лицей 1525 Москва ЮЗАО 11. Лицей 1533 Москва ЮЗАО 12. Лицей 1535 Москва 13. Лицей 1536 Москва ЮЗАО 14. Лицей 1537 Москва СВАО 15. Лицей 1546 Москва ЦАО 16. Лицей 1547 Москва ЮВАО 17. Лицей 1548 Москва ЦАО 18. Лицей 1550 Москва САО 19. Лицей 1553 Москва ЦАО 20. Лицей 1555 Москва ЦАО 21. Лицей 1557 Зеленоград 22. Лицей 1560 Москва СЗАО 23. Лицей 1561 Москва ЮЗАО 24. Лицей 1564 Москва СЗАО 25. Лицей 1568 Москва СВАО 26. Лицей 1571 Москва СЗАО 27. Лицей 1574 Москва ЦАО 28. Лицей 1575 Москва САО 29. Лицей 1580 Москва ЮАО 30. Лицей 1581 Москва ЦАО 31. Лицей 1586 Москва ЗАО 32. Лицей 1589 Москва ЦАО 33. Лицей 1594 Москва САО 34. Лицей 1598 Москва 35. Православный лицей им. Серафима Саровского ВАО

Принципы лицейского образования конца ХХ – начала ХХI века Авторская концепция и уникальность образовательного учреждения как со-бытийной общности Атмосфера творчества и созидательной деятельности как основы общности Академизм и исследовательский подход в преподавании Авторские курсы и авторское изложение. Учебные пособия как приложение к диалогу ученика и учителя Интеграция базового и дополнительного образования Связь лицея с вузами, наукой, учреждениями культуры, производством

Принципы лицейского образования конца ХХ – начала ХХI века Построение индивидуальной образовательной траектории для учащихся на основе создания ситуации выбора Становление субъектности как ориентир развития учащихся и педагогов Опора не на память, а на мышление Значение слова и ценность дела. Диалог как средство, поступок как цель Многообразие смыслов и поливерсионность видения мира Патриотизм и межкультурное взаимодействие. Общечеловеческие ценности и культурная уникальность

Перспективы лицейского образования в современной России Ситуация изгнания «лицейского духа» (по аналогии преобразования Царскосельского лицей в Императорский Александровский лицей) Усиление нормирования по форме и содержанию («Вверх по лестнице, ведущей вниз») Противопоставление свободомыслия и творчества прагматизму и успешности (подмена общества государством) От взращивания уникальной единичности к массовому производству («подушевое» финансирование) От уникальности к типичности (сохранится ли самобытность авторский лицеев?; массовость лицеев девальвирует уникальность)