Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики зав.кафедрой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего люди.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
Духовно-нравственное воспитание в рамках предмета ОБЖ Подготовила: Кашкина Н.И. учитель ОБЖ МОУ«Каменская основная общеобразовательная школа»
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Духовно- нравственное воспитание в образовательном учреждении.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А.
Транксрипт:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики зав.кафедрой теории и методики общего образования НИРО 2010 г.

С 2001 г. – несколько ступеней модернизации: 1. Широкомасштабный эксперимент=реформа (42 школы области) – апробирование новых идей и подходов. 2. Локализация и отработка основных, наиболее перспективных и актуальных направлений модернизации (в нач.школе - 4-летнее образование, безотметочная система, введение со 2 кл. информатики и ин.яз.) 3. С 2006 г. - Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), выявление и распространение опыта лидеров – школ и педагогов.

4. С 2007 г. в рамках ПНПО - Региональный комплексный проект модернизации образования (РКПМО).

На основе послания президента РФ Федеральному собранию г.) разработана Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (подписана президентом )

Ключевые направления проекта «Наша новая школа» 1 1. Обновление образовательных стандартов. 2. Система поиска и поддержки талантливых детей. 3. Развитие учительского потенциала (2010 год – Год Учителя) 4. Современная школьная инфраструктура. 5. Здоровье школьников.

Суть концептуальных изменений в образовании: превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности переход от знаниевой к развивающей парадигме переход от знаниевой к развивающей парадигме введение понятия "ключевые компетентности" как основного результата образования введение понятия "ключевые компетентности" как основного результата образования деятельностный подход в образовании, актуализация понятий «универсальные учебные действия» (УУД), «общеучебные умения» деятельностный подход в образовании, актуализация понятий «универсальные учебные действия» (УУД), «общеучебные умения»

Реализация новой концепции требует новых подходов к стандартам образования

Структура стандартов 2004 г. Отражает деятельностный, компетентностный подход: Отражает деятельностный, компетентностный подход: Цели Цели Обязательный минимум содержания Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки: Требования к уровню подготовки: - знать/понимать - знать/понимать - уметь - уметь - уметь использовать в… - уметь использовать в…

Стандарты нового поколения см. на сайте:

В основе концепции стандартов нового поколения – тот же деятельностный подход, предполагающий развитие личности учащегося на основе освоения УУД (способов деятельности).

Стандарты нового поколения Если раньше стандарты связывали только с содержанием образования, то новые стандарты должны определять также: Если раньше стандарты связывали только с содержанием образования, то новые стандарты должны определять также: требования к структуре основных образовательных программ требования к структуре основных образовательных программ требования к условиям реализации основных образовательных программ требования к условиям реализации основных образовательных программ требования к результатам освоения основных образовательных программ требования к результатам освоения основных образовательных программ

Требования Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула структуры стандартов

Требования к структуре основных образовательных программ:

Объекты нормирования БОП Программы развития УУД Универс. уч.д. Примерные учебные программы Модели оцени- вания Ядро содер- жания образо- вания образовательный процесс Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Программы внеуроч- ной дея- тельности

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. /изд-во «Просвещение», М.,2009/

Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно- нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

«Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /…/ включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /…/ включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". ( Закон "Об образовании". Ст. 9, п. 6)

Образование - это целенаправленный целенаправленный процесс воспитания и обучения процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства в интересах человека, общества и государства

Воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

1. Современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

2. Цель и задачи 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Цель воспитания – с Цель воспитания – социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Воспитательные задачи

1). В сфере личностного развития обеспечить:

готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни; готовность и способность к реализации творческого потенциала; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;

трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, умение им противодействовать; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональ- ному, гражданскому и иному самоопределению; патриотизм, укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями

2). В сфере общественных отношений обеспечить:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

3).В сфере государственных отношений содействовать:

формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти, в государственных делах; укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание Это процесс постепенного расширения ценностно-смысловой сферы личности, Это процесс постепенного расширения ценностно-смысловой сферы личности, осо- последовательного принятияценностей: знанного восприятия и последовательного принятия ценностей: семейной жизни; семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; религии; российской гражданской нации; российской гражданской нации; мирового сообщества. мирового сообщества.

Ценности семейной жизни формируются в сотрудничестве семьи и школы формируются в сотрудничестве семьи и школы

Ценности культурно- регионального сообщества Это культурные и нравственные ценности «малой родины» - Новгородского края Это культурные и нравственные ценности «малой родины» - Новгородского края Осваиваются в процессе изучения истории и культуры родного края Осваиваются в процессе изучения истории и культуры родного края

см.: Примерные программы регионального компонента «Новгородский край» «Человек и искусство», «Человек и история», «Человек и природа», В.Новгород, 2000 см.: Примерные программы регионального компонента «Новгородский край» «Человек и искусство», «Человек и история», «Человек и природа», В.Новгород, 2000

Ценности культуры своего народа Это укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации, приобщение к богатству национальной культуры (для каждого народа – своей), в том числе – религиозной. Осваиваются в процессе семейного воспитания, самообразования, приобщения к религии, а также в школе – главным образом в процессе внеурочной и внешкольной деятельности.

Ценности российской гражданской нации Это освоение культурных богатств всех народов России, осознание единства российской гражданской нации, восприятие себя гражданином России, частицей ее многонациона-льного народа Это освоение культурных богатств всех народов России, осознание единства российской гражданской нации, восприятие себя гражданином России, частицей ее многонациона-льного народа

Ценности мировой культуры Важным свойством духовно- нравственного развития гражданина России является открытость миру, приобщение к духовному и культурному миру других народов, диалогичность с другими националь-ными культурами.

4. 4. Базовые национальные ценности Патриотизм Патриотизм Социальная солидарность Социальная солидарность Гражданственность Гражданственность Семья Семья Труд и творчество Труд и творчество Наука Наука Традиционные российские религии Традиционные российские религии Искусство и литература Искусство и литература Природа Природа Человечество Человечество

Патриотизм Любовь к России; Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своему народу; Любовь к своей малой родине; Любовь к своей малой родине; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

Социальная солидарность свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

Семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

Наука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Традиционные российские религии представления, формируемые на основе межконфессионального диалога, о: вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности,

Традиционные российские религии православие, православие, ислам, ислам, иудаизм иудаизм буддизм буддизм В российской светской школе могут преподаваться только В российской светской школе могут преподаваться только в культурологическом контексте в культурологическом контексте

Искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства (сотрудничества школы и социума); индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно- нравственного воспитания (их соотнесенности с образовательным процессом в целом); социальной востребованности воспитания